Напоминание

Игры - фантазии для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Спицина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Пермский край г.Губаха
Наименование материала: статья
Тема: Игры - фантазии для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Игры – фантазии краеведческого характера в развитии у детей

старшего дошкольного возраста патриотических чувств»
Воспитатель высшей квалификационной категории Спицина Л.А. МАДОУ «Детский сад № 10» г. Губаха Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.). Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка
Что такое детская фантазия?
Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия — это возможность восстановить свое душевное состояние. Фантазия у ребенка красочная и разнообразная. Не нужно отвергать подобные фантазии, так как люди с обширной фантазией вырастают творческими личностями: великими художниками, писателями, дизайнерами. Хотя есть и недостатки фантазий. Это когда фантазии появляются из-за каких-либо страхов, обид, конфликтов, злости. Так же к фантазии можно отнести и такую неприятную нам ложь, ведь дети когда-то все же начинают врать, причем все и нужно быть к этому готовыми. Но все же начнем с хорошего - развития фантазии. Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вариативная часть ООП МАДОУ «Детский сад №10» разработана на основе программы «Наша Родина – Россия», которая направлена на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному. В связи с этим, Нами составлен план – программа взаимодействия с городским краеведческим музеем. Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции. Одним из методов развития патриотических чувств у старших дошкольников является игра – фантазия. Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то и актуальным на этот период будет вопрос развития фантазии через различные виды игр. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игры – фантазии, игровые проблемные ситуации, игры - инсценировки, игры-этюды и пр.
В своей группе мы стремимся поддерживать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании; рассказываем детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях. В данное время углубленно ведется работа по проекту «Мой родной город – Губаха». Часто проводим игры-путешествия по родному городу, воображаемые экскурсии. Все это побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию, способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх- фантазиях. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходима соответствующая развивающая среда, а именно эвристическая с р е д а . Эвристическая среда характеризуется насыщенно стью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления т в о р ч е с т в а , и н и ц и а т и в ы , с а м о с т о я т е л ь н о с т и . Стараемся уделять особое внимание среде, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка. В группе разработана богатая картотека игр на развитие фантазии и воображения. Такие игры, как «Увеличение и уменьшение», «Оживи предмет», «Придумай продолжение». Большое внимание уделяем играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения. Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность. Большую роль в развитии воображения имеет изобразительная деятельность. Дети в своих рисунках, в самостоятельной деятельности рисуют «космические ракеты», «путешествие на воздушном шаре», то, что им хотелось бы увидеть и самим быть участниками всего того, что нарисовали. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Помимо дидактических игр и упражнений, для развития фантазии и воображения огромную роль играют сюжетно-ролевые и строительные игры. В сюжетно-ролевых играх ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. Поэтому для проведения игр – фантазий, режиссерской и сюжетно-ролевой игры необходима предварительная работа. Она проводится, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности и в тесном контакте с родителями. Алгоритм игры - фантазии 1. Наблюдение самостоятельной деятельности детей, выявление их фантазий, интересов, мечты,
2. Анкетирование родителей «О чем мечтает Ваш ребенок?» 3. Создание проблемной ситуации 4. Подготовка претворения детских замыслов – фантазий (альбомы, игрушки, просмотры мультфильмов, чтение художественной литературы, экскурсии и беседы о родном городе, рассматривание и создание фотоальбом; подготовка и изготовление атрибутов и т.д.) 5. Обговаривание, составление сценариев игр – фантазий 6. Разыгрывание отдельных сюжетов из предложенной игры 7. Общая совместная с педагогом игра 8. Самостоятельные игры детей Например, игра «Город моей мечты
»,
цель игры:  Поддерживать проявления интереса детей к малой родине, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким видят дети в своих фантазиях  Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности  Р а з в и т и е к о н с т р у к т и в н ы х н а в ы к о в и у м е н и й стремление передать в постройке задуманное в своих фантазиях сооружение  Умения объединяться для создания коллективной постройки и умение обыграть ее. На подготовительном этапе предлагаем детям ответить на такие вопросы, как – Каким бы вы хотели видеть наш город? Что бы ты хотел построить в нашем городе и для чего? и др. Вопросы, которые требуют от детей умение фантазировать, способность к воображению, творчеству, а также умению сформулировать свой ответ. Одной из составляющих данной игры является обыгрывание сюжета «Зоопарк». Дети хотели бы, чтобы у нас в городе был зоопарк – как для диких животных, так и для домашних, чтобы ими любоваться и заботиться о них Мальчики решили, что у нас в городе идет строительство ракеты, для полета в космос. В этих играх, дети проявляют интерес к окружающему их миру, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким они его видят. Другая игра, которую предложили дети – это «Дом моделей» Дети пробовали себя в разных ролях: дизайнер одежды, портной, модели, стилист и другие. В этих играх также идет обогащение и расширение активного словаря детей. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети
«изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми игры – фантазии краеведческого характера, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.


В раздел образования