Игры - фантазии для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Спицина Людмила Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 Населённый пункт: Пермский край г.Губаха Наименование материала: статья Тема: Игры - фантазии для детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
«Игры – фантазии краеведческого характера в развитии у детей
старшего дошкольного возраста патриотических чувств»
Воспитатель высшей квалификационной категории Спицина Л.А.
МАДОУ «Детский сад № 10» г. Губаха
Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная
сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее
достижениям и проблемам. Понятие патриотизм исходит из традиционной
русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию
нравственную.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и
детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на
раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных
качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной
культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим,
толерантности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и
патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того
места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых
элементов
их
декоративного
убранства,
скульптура.
У
детей
возникают
вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут.
Дети
начинают
понимать,
что
состояние
родного
города
зависит
от
отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к
проявлению
соответствующей
их
возможностям
социальной
активности,
обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в
социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада,
поздравление
ветеранов,
приглашение
в
детский
сад
пожилых
людей,
живущих в микрорайоне и пр.).
Приобщение
детей
старшего
дошкольного
возраста
к
родному
краю
успешно,
если
обеспечивается
активная
познавательная,
игровая
и
художественная деятельность ребенка
Что такое детская фантазия?
Взрослые
часто
забывают,
как
сами
когда-то
мечтали,
смело
претворяя
фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы
своей жизни, потому что фантазия — это возможность восстановить свое
душевное состояние.
Фантазия
у
ребенка
красочная
и
разнообразная.
Не
нужно
отвергать
подобные
фантазии,
так
как
люди
с
обширной
фантазией
вырастают
творческими личностями: великими художниками, писателями, дизайнерами.
Хотя есть и недостатки фантазий. Это когда фантазии появляются из-за
каких-либо страхов, обид, конфликтов, злости. Так же к фантазии можно
отнести и такую неприятную нам ложь, ведь дети когда-то все же начинают
врать, причем все и нужно быть к этому готовыми. Но все же начнем с
хорошего - развития фантазии.
Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились
бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы
сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать
школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека
фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются
высшей
и
необходимой
способностью
человека.
Вместе
с
тем
эта
способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она
особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период
воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое
снижение активности этой функции.
Вариативная часть ООП МАДОУ «Детский сад №10» разработана на основе
программы «Наша Родина – Россия», которая направлена на развитие и
совершенствование системы патриотического воспитания граждан,
направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы
формирования их активной жизненной позиции.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора
детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в
воспитании
детей
способствует
реализации
основных
дидактических
принципов
педагогики:
от
близкого
─
к
далёкому,
от
известного
─
к
неизвестному, от простого ─ к сложному. В связи с этим,
Нами составлен
план – программа взаимодействия с городским краеведческим музеем.
Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у
детей
старшего
дошкольного
возраста
системных
знаний
по
истории
и
культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине,
гордости за нее.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание
всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается
положительными эмоциями.
Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная
интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди
современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и
технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.
Одной
из
таких технологий
являются
игры
на
развитие
фантазии
и
словесного творчества.
Важно
использовать
формы
и
методы,
вызывающие
развитие
эмоций
и
чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению
активной
деятельностной
позиции.
Одним
из
методов
развития
патриотических чувств у старших дошкольников является игра – фантазия.
Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то и
актуальным на этот период будет вопрос развития фантазии через различные
виды игр.
Игровая
деятельность
представлена
в
образовательном
процессе
в
разнообразных
формах
—
это
дидактические
и
сюжетно-дидактические,
развивающие,
подвижные
игры,
игры-путешествия,
игры
–
фантазии,
игровые проблемные ситуации, игры - инсценировки, игры-этюды и пр.
В своей группе мы стремимся поддерживать проявления интереса детей к
малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй,
рисовании и конструировании; рассказываем детям сюжетные истории о
жизни города, об архитектурных сооружениях. В данное время углубленно
ведется работа по проекту «Мой родной город – Губаха». Часто проводим
игры-путешествия по родному городу, воображаемые экскурсии. Все это
побуждает
задавать
вопросы
о
городе,
использовать
имеющуюся
информацию,
способствует
развитию
творческого
воображения
детей
на
содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-
фантазиях.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников
необходима соответствующая развивающая среда, а именно эвристическая
с р е д а . Эвристическая
среда
характеризуется
насыщенно стью
положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления
т в о р ч е с т в а ,
и н и ц и а т и в ы ,
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
.
Стараемся
уделять
особое
внимание
среде,
так
как
в
предметной
среде
ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть
многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка.
В
группе
разработана
богатая
картотека
игр
на
развитие
фантазии
и
воображения.
Такие
игры,
как
«Увеличение
и
уменьшение»,
«Оживи
предмет»,
«Придумай
продолжение».
Большое
внимание
уделяем
играм
разного
направления,
так
как
почти
во
всех
видах
игр
идет
работа
по
развитию
воображения.
Дети
с
большим
удовольствием
играют
в
дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные
животные»
-
цель
таких
игр
развить
воображение,
наблюдательность.
Большую роль в развитии воображения имеет изобразительная деятельность.
Дети
в
своих
рисунках,
в
самостоятельной
деятельности
рисуют
«космические
ракеты»,
«путешествие
на
воздушном
шаре»,
то,
что
им
хотелось бы увидеть и самим быть участниками всего того, что нарисовали.
Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим
ребенка в приятные ситуации, которые позволяют видеть свое будущее
полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры,
ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением
воображать, а потом и рационально мыслить.
Помимо
дидактических
игр
и
упражнений,
для
развития
фантазии
и
воображения огромную роль играют сюжетно-ролевые и строительные игры.
В сюжетно-ролевых играх ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы
игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить.
Поэтому для проведения игр – фантазий, режиссерской и сюжетно-ролевой
игры
необходима
предварительная
работа.
Она
проводится,
как
в
самостоятельной, так и в совместной деятельности и в тесном контакте с
родителями.
Алгоритм игры - фантазии
1.
Наблюдение
самостоятельной
деятельности
детей,
выявление
их
фантазий, интересов, мечты,
2.
Анкетирование родителей «О чем мечтает Ваш ребенок?»
3.
Создание проблемной ситуации
4.
Подготовка
претворения
детских
замыслов
–
фантазий
(альбомы,
игрушки,
просмотры
мультфильмов,
чтение
художественной
литературы, экскурсии и беседы о родном городе, рассматривание и
создание фотоальбом; подготовка и изготовление атрибутов и т.д.)
5.
Обговаривание, составление сценариев игр – фантазий
6.
Разыгрывание отдельных сюжетов из предложенной игры
7.
Общая совместная с педагогом игра
8.
Самостоятельные игры детей
Например, игра «Город моей мечты », цель игры:
Поддерживать проявления интереса детей к малой родине, любовь к
родному
городу,
желание
сделать
окружающий
мир
лучше,
таким,
каким видят дети в своих фантазиях
Способствовать
развитию
творческого
воображения
детей
на
содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в
играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности
Р а з в и т и е
к о н с т р у к т и в н ы х
н а в ы к о в
и
у м е н и й
стремление
передать
в
постройке
задуманное
в
своих
фантазиях
сооружение
Умения объединяться для создания коллективной постройки и умение
обыграть ее.
На подготовительном этапе предлагаем детям ответить на такие вопросы, как
– Каким бы вы хотели видеть наш город? Что бы ты хотел построить в нашем
городе
и
для
чего?
и
др.
Вопросы,
которые
требуют
от
детей
умение
фантазировать, способность к воображению, творчеству, а также умению
сформулировать свой ответ.
Одной
из
составляющих
данной
игры
является
обыгрывание
сюжета
«Зоопарк». Дети хотели бы, чтобы у нас в городе был зоопарк – как для
диких животных, так и для домашних, чтобы ими любоваться и заботиться о
них
Мальчики решили, что у нас в городе идет строительство ракеты, для полета
в космос.
В этих играх, дети проявляют интерес к окружающему их миру, любовь к
родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким они
его видят.
Другая игра, которую предложили дети – это «Дом моделей»
Дети пробовали себя в разных ролях: дизайнер одежды, портной, модели,
стилист и другие.
В этих играх также идет обогащение и расширение активного словаря детей.
Таким
образом,
разнообразие
форм,
средств,
методов
и
приёмов
краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах
окружающего
мира,
на
положительное
эмоциональное
и
эстетическое
отношение к ним, а главное на содержание и качество детских
взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре
родного края.
Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и
развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети
«изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот
вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми,
живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из
главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна
войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в
работе с детьми игры – фантазии краеведческого характера, мы воспитываем
патриотические
чувства,
которые
сохраняются
на
всю
жизнь
и
служат
духовному
развитию
личности.
Краеведение
–
социально
значимое
и
необходимое
в
работе
с
детьми.
Его
значение
трудно
переоценить:
воспитывая
детей
на
событиях,
тесно
связанных
с
историей,
природой
родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему,
чувство гордости.