Основные направления деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
Автор: Аксенова Нина Ивановна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "Малодубенская школа" Населённый пункт: Московская область Орехово-Зуевский район Наименование материала: статья Тема: Основные направления деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса Раздел: среднее образование
Основные направления
деятельности Уполномоченного по
защите прав ребёнка образовательного
процесса
МБОУ « Малодубенская СОШ»
Аксеновой Н.И.
1. Совершенствование форм и методов контроля над соблюдением
конституционных прав несовершеннолетних на получение основного
общего образования.
2. Изучение и пропаганда положительного опыта воспитания в семье.
3. Активизация деятельности органов самоуправления, с целью
повышения эффективности и информационной прозрачности.
Совместно
с
завучем
школы
ведем
контроль
за
соблюдением
правовых
норм
образовательного процесса (мониторинги, социологические опросы, анкетирования). Это
позволяет
не
допускать
перегрузок
учащихся
домашними
заданиями,
текущими
контрольными работами. Мои выступления на родительских собраниях, педагогических
советах дают возможность участникам образовательного процесса получить не только
правовую информацию, но и решить возникшие проблемы в цивилизованной форме. Вся
работа направлена на улучшение условий образовательного, учебно – воспитательного
процесса,
соблюдение
санитарно
–
гигиенических
норм,
соблюдение
комфортного
морально – психологического климата, этических норм поведения, как учащихся, так и
педагогов.
Активно работаю со СМИ, обобщаю результаты своей деятельности в ежегодных
докладах
на
заседании
органа
самоуправления
(Совет
школы,
Управляющий
совет.
заседание родительского комитета, Совета профилактики). Все проводимые мероприятия
публикуются в «Своей газете», на сайте в школе и информационных стендах.
Социально-педагогическая
деятельность
уполномоченного
по
защите
прав
участников
образовательного
процесса
немыслима
без
тесного
сотрудничества
с:
администрацией школы, педагогами,
классными руководителями, комиссией по делам
несовершеннолетних, представителем Уполномоченного по правам человека.
Моя роль
состоит
в
том,
чтобы
привести
в
движение
уже
имеющиеся
в
арсенале
правоохранительных органов средства правовой защиты. «Люди вместе могут совершить
то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может
стать всемогущим» (Д.Уэбстера.).
Одной
формой
работы
по
правовому
образованию
и
воспитанию
являются
тренинги общения
для
учащихся
6-9
классов.
Основная
цель
таких
занятий
–
профилактика конфликтных ситуаций.
В доступной для детей форме решаются следующие задачи:
отработка норм и правил межличностных взаимоотношений;
выработка умения справляться со своими эмоциями;
рассмотрение способов решения конфликтных ситуаций.
Такие занятия пользуются популярностью, так как
у подростков есть возможность обсудить самые острые вопросы
и проблемы в безопасной атмосфере.
Особое внимание в школе уделяется поддержке детей, оказавшихся в трудной
жизненной
ситуации.
Эта
работа
ведется
в
рамках
Совета
по
профилактике
безнадзорности и правонарушений, социально-психологической службы, включает в себя
индивидуальные консультации, беседы с учащимися, их родителями или законными их
представителями, диагностику эмоционального состояния.
В школе ежегодно
проводятся социологические опросы с целью выявления
степени
удовлетворенности
деятельностью
школы
и
определения
текущего
эмоционального состояния всех участников образовательного процесса. Опросы выявили
проблемы,
возникающие
в
связи
с
нарушением
режима
дня
учащихся
(усталость,
невыполнение
домашних
заданий,
психологический
дискомфорт).
В
целом
эмоциональный фон школы находится в границах нормы.
Ежемесячно проблемы обсуждаются во время бесед с директором школы. Такие
встречи
позволяют
оперативно
решать
возникающие
вопросы,
обсудить
прошедшие
мероприятия и уточнить дальнейшие планы.
Омбудсмен принимает участие в работе Совета школы. К основным вопросам,
решаемых
органами
самоуправления,
в
этом
учебном
году
следует
отнести
вопросы
поведения
учащихся
в
столовой,
курение
в
школьных
туалетах
во
время
уроков.
Основными
формами
работы
Уполномоченного
по
защите
прав
участников
образовательного процесса являются:
ндивидуальные и коллективные беседы с учащимися;
индивидуальные и коллективные беседы с учителями;
индивидуальные
беседы
с
родителями
учащихся
и
с
родительской
общественностью;
доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно
нарушающих права учащихся.
«Знать свои права и уметь за них бороться- значит, быть сильным.
Уважать права других - значит, быть справедливым.
Жить по праву - значит, жить в мире и согласии».
В своей работе я действую методом убеждения и гласности. Для этого требуется гибкость,
твёрдость и непреклонность.
«Как не велика роль школы, но воспитывает растущего человека не только она. Основы
характера, исходные жизненные установки - все это закладывается в семье. И не жди
добра, если школа внушает одно, а семья другое.»