Напоминание

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести


Автор: Бахметьева Елена Геннадьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Пафнутовская основная школа"
Населённый пункт: д. Пафнутово, Семеновский район, Нижегородская обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пафнутовская основная общеобразовательная школа Методическая разработка урока по теме
«Сила. Явление тяготения.

Сила тяжести»
Автор: учитель физики Бахметьева Елена Геннадьевна д. Пафнутово 2016 Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно – деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, т. к. к ученику школы предъявляют достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - быть коммуникабельным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Поэтому необходимо активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях. На основании вышеизложенного считаю, что на примере урока «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» можно в полной мере показать реализацию системно –деятельностного подхода в рамках обучения по ФГОС. Вся деятельность на уроке имеет личностно-ориентированную направленность. В процессе учебной работы продолжается формирование универсальных учебных действий. Эффективному сопровождению способствует презентация, которая является иллюстративным приложением. Структура урока построена с учётом требований, предъявляемых ФГОС второго поколения.
Цели и задачи урока:
- сформулировать признак существования силы и признаки ее действия, научить на основе анализа зависимости между величинами делать выводы о характере изменения значения величины; - формировать у учащихся понятие о силе, рассмотреть обозначение силы, ее графическое изображение, познакомить на основе собственного опыта, анализа наблюдений и экспериментов с силой всемирного тяготения, силой тяжести и ее проявлениями; - формировать умение работать с рисунками; - показать значение опытных фактов и эксперимента в объяснении сил всемирного тяготения и силы тяжести; - показать роль науки в познании мира, рассказать о вкладе Исаака Ньютона в «копилку научных достижений»; - развивать внимание и любознательность.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Научатся: - понимать физический смысл понятия «сила», «сила тяжести», необходимость введения их; - умению распознавать условия применения понятия «сила» при анализе ситуаций, связанных с взаимодействием тел; - способом обозначения, изображения сил;
- проводить простые эксперименты по демонстрации проявления силы и факторов, влияющих на неё. Получат возможность научиться: - использовать знания для дальнейшего изучения проявления различного вида сил в природе;
Тип урока:
изучение нового материала и первичного закрепления.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация для изучения нового материала, на каждом столе – два магнита, металлические предметы (гвозди, скрепки), два пластмассовых шарика, набор грузов массой 100 г, пружина. Ход урока
1.

Организационный момент. Настрой на урок.
(Личностные УУД: формирование положительной мотивации) Учитель: Здравствуйте! Девочки садитесь, мальчики садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! Теперь давайте приступим к работе.
2.

Постановка задачи урока
(постановка проблемы урока) (Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы) Учитель: Ребята! Астронавтам по Луне было слишком легко ходить, они часто теряли равновесие даже при легком наклоне вперед. А вот еще один факт. Античные ученые долго ломали голову над вопросом, почему невозможно покинуть Землю и все подбрасываемые тела снова падают на нее. Аристотель дал такой ответ: тела стремятся в процессе движения к своим «естественным местам». Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы античных учёных, подумаем, прав ли был Аристотель, и объясним явления, которые наблюдали американские астронавты на Луне.
Мы попытаемся посмотреть на некоторые явления, которые наблюдаем с детства и которые, на наш взгляд, лишены всякого интереса, с другой неизвестной стороны. Итак, перед вами следующий опыт.
3.

Изучение нового материала
А) Проведение опытов (работа учащихся в парах) (Познавательные УУД: выдвижение гипотез на основании опытов; Коммуникативные: сотрудничество в парах, обсуждение гипотез, обоснование их, дискуссия)
Опыт

1.
Магнитом действуем на металлические предметы (гвозди, скрепки).
Вопрос:
Как воздействует магнит на металлические тела? Опишите, что с ними происходит. Может ли магнит действовать на тела на расстоянии?
Ответ:
Тела притягиваются к магниту, изменяют свою скорость. Металлические предметы и магнит действуют друг на друга. Причём может воздействовать на тела и при непосредственном контакте и на расстоянии.
Опыт 2.
Магнитом действуем на магнит.
Вопрос:
Как действуют друг на друга магниты? Чем отличается их действие друг на друга от действия на металлические предметы?
Ответ:
Магниты могут притягиваться или отталкиваться, но в любом случае тела изменяют скорость. Оба тела действуют друг на друга.
Опыт 3.
Два шарика сталкиваются.
Вопрос:
Что происходит с шариками при ударе?
Ответ:
Шарики действуют друг на друга, каждый из них меняет скорость.
Опыт 4.
К пружине подвесим груз.
Вопрос:
Что происходит в результате эксперимента? Как вы считаете, почему растягивается пружина?
Ответ:
Пружина растянулась (изменила форму) под действием груза.
Вопрос:
Почему не падает груз?
Ответ:
Его удерживает пружина. Она тоже действует на груз.
Опыт 5.
Линейка лежит на двух опорах. На линейке находится груз.
Вопрос:
Что происходит с линейкой? Почему? А если убрать груз?
Ответ:
Линейка изменяет свою форму – прогибается (деформируется).
Сделайте вывод из этих опытов.

Вывод: если тела действуют друг на друга, у них может изменяться скорость или происходить изменение формы и объёма (деформация) Б) Работа с презентацией (Познавательные УУД: 1)структурирование знаний; 2)анализ, сравнение, аналогия; Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений и сравнение с выводами в учебной литературе; Коммуникативные: свободно и правильно излагать свои мысли и адекватно воспринимать на слух чужие) Слайд 2
Задания для учащихся:
Учитель: Назовите тела, которые действуют друг на друга. Опишите это действие. Приведите свои примеры действия тел друг на друга. Придумайте и приведите примеры, когда тела не действуют друг на друга. Ответьте на вопросы слайда. Слайд 3 Учитель: Сила – векторная физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия на данное тело других тел. Приложенная к телу сила является причиной изменения его скорости или возникновения в нем деформации. Сила, как векторная величина, характеризуется модулем, направлением и точкой приложения силы. F – обозначение силы. Единица измерения – 1 Н (1 ньютон). Слайд 4
Задания для учащихся:
Ответьте на вопросы слайда. Приведите примеры подобных явлений. Учитель: Из собственного опыта вы знаете, что ничем не удерживаемые тела падают на землю. Это происходит потому, что существует земное тяготение – притяжение тел Землёй. Слайд 5 Учитель: Тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. Взаимное притяжение всех тел в мире называется всемирным тяготением или гравитацией. Строением Солнечной системы мы тоже обязаны этому явлению. Оно существует и между маленькими телами. Учёные выяснили, что оно тем сильнее, чем больше масса тела. Слайд 6
Легенда об Исааке Ньютоне и яблоке (краткое сообщение одного из учащихся). Рассказ об открытии закона всемирного тяготения и объяснение силы притяжения к Земле. Слайд 7
Задание для учащихся:
ответьте на вопросы слайда. Слайд 8 Учитель: Силой тяготения называют силу, с которой все тела в мире притягиваются друг к другу. Её разновидностью является сила тяжести – сила, с которой все тела притягиваются к Земле. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз (к центру Земли). Обозначается F тяж . Сила тяжести тела массой П0,102 кг равна 1 ньютону.
Задание для учащихся:
ответьте на вопросы слайда. Слайд 9
Задачи на закрепление изученного материала.
(Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) 1. Вовочку вызвали к директору школы. Вовочка остановился перед дверью кабинета директора и твёрдо решил не входить никогда. Но тут на Вовочку налетел кто - то сзади, и Вовочка, несмотря на своё твёрдое решение, не только вошёл в кабинет, но и пробежав по директорскому ковру, прыгнул директору на шею. Что, с точки зрения физики, побудило Вовочку на эти отважные действия? 2. Наутро после встречи с друзьями физиками и математиками учёный Исаак Ньютон так ослабел, что его сила стала равна всего двум ньютонам. Сможет ли усталый учёный удержать в руках стакан с кефиром массой 200 грамм? 3. Печальный дядя Боря забрёл в магазин и рассеянно попросил взвесить 1 ньютон сосисок и 2 ньютона повидла. Вычисли, какова общая масса «дядибориной» покупки?
4.

Закрепление
(Регулятивные УУД: контроль и коррекция знаний, сравнение результатов с заданным эталоном; Коммуникативные: оценивать качества своей и общей учебной деятельности)
Выполнение тестовой работы по раздаточному материалу. Приложение 1 Слайд 10 Взаимопроверка по парам. Анализ ошибок.
5.

Подведение итогов урока
(Познавательные УУД: система Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: 1) умение выражать свои мысли; 2) аргументация своего мнения, учёт разных мнений)
Вопросы:

1.
Почему американским астронавтам было «нелегко» на Луне?
2.
Как объяснить античным учёным, почему все тела падают на Землю?
Оценим свою работу на сегодняшнем уроке.
Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.  Я сегодня на уроке открыл для себя…  Мне понравилось на уроке то, что…  На уроке меня порадовало…  Я удовлетворён своей работой, потому что…
6.

Домашнее задание
Учебник, § 23, 24. Ответы на вопросы § 23, 24. Подготовить краткое сообщение о любом гравитационном явлении (проявлении силы тяжести).


Литература


1.
Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011
2.
Остер Г. Задачник по физике. – М.: АСТ: Астрель, 1999
3.
Мартынова Н.К. Проектирование вариативных технологий обучения физике в 7 классе. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000 4. Физика. 7 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2011


В раздел образования