Напоминание

Мастер-класс : " Организация логопедического процесса"


Автор: Лысова Светлана Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад№10
Населённый пункт: Пермский край г.Губаха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс : " Организация логопедического процесса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс «Организация деятельности учителя – логопеда ДОУ, согласно требований ФГОС», с использованием различных технологий для педагогов Составила: учитель-логопед Лысова С.В. г. Губаха 2016 г. Уважаемые участники! Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить. Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Лев Семёнович Выготский) Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас! Оборудование: 1. Индивидуальные зеркала 2. Коктельные трубочки. 3. Стаканчики . 4. Бабочка из папирусной бумаги. 5. песок 6. клубки ниток синий, розовый 7. Массажный мяч с шипами «Ёжик». 8. «Су-джок». 9. Прищепки. Программа: 1. Обобщение педагогического опыта по теме. 2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков. 3. Рефлексия опыта: Б) что взял полезного (интересного). В) чем запомнился мастер-класс.
Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи: 1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка. Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы: • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика); • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков. • профилактика речевых нарушений. Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15- 20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами. Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов , родителей который называется «Организация деятельности учителя – логопеда ДОУ, согласно требований ФГОС», «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».
А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков: 1.Работа по развитию артикуляционного аппарата Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений. Также на занятиях использую биоэнергопластику - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика) - для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. 2. Развитие правильного речевого дыхания Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на: - восстановление нарушенного носового дыхания; - улучшение дренажной функции легких; - устранение некоторых морфологических изменений в бронхолегочной системе;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; - налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения; - повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. 3.Развитие фонематического слуха Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать. Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.
Практическая часть
А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной. Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов: «Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"
1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз. 2. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта. 3. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8 4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
5. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась. 6. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо. А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
-Бионергопластика – практика
“чашечка» Эту чашечку дружок , сделал ловкий язычок .Нужно нам как можно дольше, подержать вот этот ковшик. « парус» Ветер парус раздувает ,нашу лодку подгоняет. Раз ,два , три , четыре , пять будем парус мы держать ! «кошка сердится» Есть у нас в квартире кошка , любит пошипеть немножко . Спинку выгнула дугой , сердится на нас с тобой. Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!! Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.
2 этап

- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для речевого дыхания 1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) 2. Сдуть бабочку с кончика носа. 3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду. 4.игры с песком :
Практическая часть

Логопедические игры с песком: Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: · Набирай воздух через нос, не поднимая плечи. · Выдыхай медленно и плавно. · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«ЯМКА»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«ДОРОГА К ДРУГУ»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«СЕКРЕТ»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.
«БУРЯ»
Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»
3 этап-РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Массажный мяч. 2. цветные нитки 3. Прищепки. 4. Су-джок терапия. 5.катушки для наматывания ниток
4 этап

– РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
А) Услышишь – хлопни
- Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции). - Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Б)Игры «Чудесный мешочек», «Заколдованное слово» , «Сломанный телевизор»
5 этап -

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик». (показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое , только самостоятельно используя свой палец и напальчник). Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах. «Ребро – кулак – ладонь – хлопок» Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе. 1. ребро – кулак – ладонь – хлопок; 2. р – р – р – р; ра – ра – ра – ра; ро – ро – ро – ро; ру – ру – ру – ру; ры – ры – ры – ры. 3. ра – ро – ру – ры Отлично, молодцы! Трудно? Трудно. Рефлексия опыта: Б) что взял полезного (интересного). В) чем запомнился мастер-класс
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда: Терпение и творчество, Упорство и победа – Вот главные этапы В работе логопеда. Все Нади, Вани, Вити Должны заговорить, И от тебя зависит - Быть им или не быть. Душа болит за каждого. Всем хочется помочь. Не раз вопрос: «Что делать?» Преследовал всю ночь. Идешь порою с сумками, А язычок «грибком», Или «лошадкой» цокает, Иль губы «хоботком». Вдруг затрещишь «моторчиком» Раз несколько подряд И ловишь настороженный Идущих мимо взгляд. Так день за днем – То вниз, то вверх Летает язычок, Работать так настойчиво Из вас не каждый б смог. И… появились звуки А вслед возможно слоги,
А там уже слова пошли По правильной дороге. При самой первой встрече Мы часто слышим: «Датте», А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!» И я без ложной скромности Признаться не стыжусь, Что я своей профессией Действительно горжусь! На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!


В раздел образования