Мастер-класс : " Организация логопедического процесса"
Автор: Лысова Светлана Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ Детский сад№10 Населённый пункт: Пермский край г.Губаха Наименование материала: методическая разработка Тема: Мастер-класс : " Организация логопедического процесса" Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Организация деятельности учителя – логопеда ДОУ, согласно требований ФГОС», с
использованием
различных технологий для педагогов
Составила: учитель-логопед Лысова С.В.
г. Губаха 2016 г.
Уважаемые участники!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я
продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и
автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы
работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. Всем нам хорошо
известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания
(Лев Семёнович Выготский)
Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!
Оборудование:
1. Индивидуальные зеркала
2. Коктельные трубочки.
3. Стаканчики .
4. Бабочка из папирусной бумаги.
5. песок
6. клубки ниток синий, розовый
7. Массажный мяч с шипами «Ёжик».
8. «Су-джок».
9. Прищепки.
Программа:
1. Обобщение педагогического опыта по теме.
2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.
3. Рефлексия опыта:
Б) что взял полезного (интересного).
В) чем запомнился мастер-класс.
Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного
педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого
приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого
развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в
процессе инновационной работы.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и
речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в
средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих
нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их
уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь.
Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно
труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
• развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
• последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
• профилактика речевых нарушений.
Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с
которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте
встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это
принято в речевых садах.
Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных
групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-
20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12
месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день,
когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают
коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и
взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие
лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.
Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов ,
родителей который называется «Организация деятельности учителя – логопеда ДОУ, согласно
требований ФГОС», «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из
основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке
и автоматизации звуков».
А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:
1.Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные
органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то,
следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая
гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого
звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с
некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что
постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при
выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Также на занятиях использую биоэнергопластику - это содружественное взаимодействие
руки и языка (сопряжённая гимнастика) - для достижения лучших результатов в работе по
постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. По данным
Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и
артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают
активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает
чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности
детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные
структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного
мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у
детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как
работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от
языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время
занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет
быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по
ощущениям.
2. Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное
речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика направлена на:
- восстановление нарушенного носового дыхания;
- улучшение дренажной функции легких;
- устранение некоторых морфологических изменений в бронхолегочной системе;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении,
в том числе и легочной ткани;
- налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат
кровообращения;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое
состояние.
3.Развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель
упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное
сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических
приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.
Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается
процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей,
выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.
Практическая часть
А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в
них вместе со мной.
Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:
«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет
предела!"
1 этап в постановке звуков –
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону
щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим
на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый
кончик. И так 8 раз.
2. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать
данное положение. То же самое с правым уголком рта.
3. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей
плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8
4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю
губу, а затем нижнюю.
5. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык
прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении
этого упражнения не двигалась.
6. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д.
Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д
произносился очень твёрдо.
А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это
хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
-Бионергопластика – практика
“чашечка» Эту чашечку дружок , сделал ловкий язычок .Нужно нам как можно дольше,
подержать вот этот ковшик.
« парус» Ветер парус раздувает ,нашу лодку подгоняет. Раз ,два , три , четыре , пять будем
парус мы держать !
«кошка сердится» Есть у нас в квартире кошка , любит пошипеть немножко . Спинку
выгнула дугой , сердится на нас с тобой.
Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!
Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук.
Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это
происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к
ортодонту.
2 этап
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для речевого дыхания
1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и
плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно
придерживать руками)
2. Сдуть бабочку с кончика носа.
3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем
много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть
в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много
воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно.
Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
4.игры с песком :
Практическая часть
Логопедические игры с песком:
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим
правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи.
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной
струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«ЯМКА»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно,
плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку
располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«ДОРОГА К ДРУГУ»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке
дорожку от одной игрушки до другой.
«СЕКРЕТ»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка
обнаружить спрятанное.
«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя
на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи
ребенок передвигает фигурки до заданного места.
«БУРЯ»
Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной
воздушной струей вызывает «бурю»
3 этап-РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Массажный мяч.
2. цветные нитки
3. Прищепки.
4. Су-джок терапия.
5.катушки для наматывания ниток
4 этап
– РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
А) Услышишь – хлопни
- Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав
заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).
- Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.
Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом
следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву
(форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши,
когда он услышит правильный вариант произношения.
Б)Игры
«Чудесный мешочек», «Заколдованное слово» , «Сломанный телевизор»
5 этап -
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а
теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для
правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать.
Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать
тоже самое , только самостоятельно используя свой палец и напальчник).
Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.
«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»
Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок
(показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения
делаем вместе.
1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;
2. р – р – р – р;
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.
3. ра – ро – ру – ры
Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.
Рефлексия опыта:
Б) что взял полезного (интересного).
В) чем запомнился мастер-класс
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует
меня как учителя – логопеда:
Терпение и творчество,
Упорство и победа –
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого.
Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками,
А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает,
Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь «моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный
Идущих мимо взгляд.
Так день за днем –
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво
Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки
А вслед возможно слоги,
А там уже слова пошли
По правильной дороге.
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое:
«Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!