Автор: Мещерякова Наталья Ивановна
Должность: профессор
Учебное заведение: ГОБУК ВО "Волгоградский государственный институт искусств и культуры"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Вокальное интонирование"
Раздел: высшее образование
Профессор
ГОБУК
ВО
ВГИИК
Мещерякова
Н.
И.
(Волгоград)
Вокальное
интонирование
в
процессе
становления
педагога-вокалиста
Пение
–
это
искусство
интонирования.
Н ач и н а ю щи й
вокалист
должен
владеть
системой
музыкальных
и
вокальных
з н а н и й ,
у м е н и й
и
о п р е д е л ё н н о й
с и с т е м о й
н а в ы к о в
профессиональной
деятельности,
а
также
владеть
о сновами
исполнительского
и
педагогического
мастерства.
Становление
вокально
-
исполнительской
личности
-
одна
из
сложнейших
задач
современного
академического
вокального
образования.
Музыка
-
есть
искусство
интонации,
поэтому
вокальная
интонация
играет
огромную
роль
в
становлении
вокально
–
т в о р ч е с ко й
л и ч н о с т и
н ач и н а ю щ е г о
п е в ц а .
Б е з
р а з в и т и я
и н т о н а ц и о н н о й
к ул ьт у р ы
н е в о з м о ж н о
д о б и т ь с я
х о р о ш и х
результатов.
Не
стоит
говорить
о
профессиональной
певческой
д е я т е л ь н о с т и
у ч е н и к а ,
п о к а
о н
н е
о в л а д е е т
в о к а л ь н о
-
техническими
навыками.
Чем
шире
познания
будущего
педагога,
чем
лучше
будет
он
знать
и
понимать
музыку
и
уметь
в
ней
р а з б и р а т ь с я ,
т е м
б о л ь ш е
у
н е го
ш а н с о в
с т а т ь
х о р о ш и м
преподавателем.
Понятие
вокальной
интонации
довольно
сложное,
поэтому
на
нем
стоит
остановиться
подробнее.
Интонация
-
это
музыкально
и
акустически
правильное
воспроизведение
высоты
и
характера
з в у ко в .
И н т о н а ц и о н н о е
м ы ш л е н и е
в о к а л и с т а ,
в л а д е н и е
исполнительской
интонацией
являются
неотъемлемой
частью
п р о ц е с с а
с т а н о вл е н и я
л юб о го
п ед а го га
-
во ка л и с т а .
Е с л и
говорить
о
точном
интонировании
нельзя
не
остановиться
на
взаимодействии
так
называемого
внутреннего
и
вокального
слуха.
Вокальный
слух
-
это
возможность
определить,
движениями
каких
мышечных
групп
вызывается
то
или
иное
изменение
в
звуковой
окраске.
Хорошо
развитый
внутренний
слух
особенно
ярко
проявляется
в
чтении
нот
с
листа,
во
"вступлении"
в
любой
интервал
и
аккорд
без
предварительного
пропевания.
Внутренний
слух
необходимо
развивать.
Прежде
чем
воспроизвести
какой-
либо
звук,
надо
мысленно
представить
его
в
желаемом
звучании.
Слуховой
самоконтроль
один
из
важнейших
составляющих
ч и с т о й
и н т о н а ц и и .
Н ач и н а ю щ е м у
в о к а л и с т у
н е о б х о д и м о
в с л у ш и в а т ь с я
в
к а ж д ы й
и с п о л н я е м ы й
з ву к
и
о с т о р о ж н о
переходить
к
другому.
В
занятиях
с
начинающими
певцами
следует
помнить
о
постепенном
усложнении
упражнений
и
при
переходе
к
вокализам
и
легким
музыкальным
произведениям
студенту
так
же
должен
помочь
слуховой
самоконтроль.
Здесь
возникает
еще
одна
сложность
-
способность
студента
перенести
найденные
приспособления
из
упражнений
в
произведения.
П е д а г о г а м
–
в о к а л и с т а м
с л е д у е т
у ч и т ы в а т ь
р а з н ы е
начальные
вокальные
данные
обучаемых.
Но
независимо
от
одаренно сти
начинающего
певца
суще ствует
ряд
п р и е м о в ,
развивающих
интонационный
слух
каждого.
Вначале
усвоения
интонационных
переходов
следует
ограничиться
интервалами
в
пределах
первой
октавы,
постепенно
увеличивая
интервалы
от
секунды
вверх
и
вниз.
Часто
нарушается
интонация
при
движении
по
полутонам.
Прежде
всего
хроматической
гамме;
когда
теряется
устойчивость
интонационной
опоры.
Здесь
можно
рекомендовать
учащемуся
делать
небольшие
акценты
на
каждой
ноте,
во
и з б е ж а н и и
интонационного
скольжения.
Огромную
роль
для
развития
слуха
и
улучшения
интонации
играет
пение
без
сопровождения.
Огромную
роль
в
этом
случае
играет
слух.
Если
начинающий
вокалист
поёт
без
сопровождения
его
внимание
обязательно
сосредотачивается
на
собственных
с л у х о в ы х ,
р е з о н а т о р н ы х
и
м ы ш е ч н ы х
о щ у щ е н и я х .
Э т о
стимулирует
развитие
вокального
слуха,
а
так
же
координацию
между
слухом
и
голосовым
аппаратом.
Немаловажную
роль
в
интонационной
точности
звуковоспроизведения
играет
мышечная
п а м я т ь .
М ы ш еч н ы й
ко н т р о л ь
в
с л у ч а е
д о в е д е н и я
е го
д о
совершенства
может
обеспечить
очень
точное
регулирование
голосовым
аппаратом
и
без
участия
слуха.
Ведь
начинающему
вокалисту
придётся
выступать
в
залах
с
разной
акустикой.
Благодатнейшим
материалом
для
развития
слуха
являются
народные
песни.
Конечно,
для
начала
студент
должен
очень
хорошо
выучить
мелодию
с
текстом.
При
этом
стоит
обратить
внимание
студента
на
существующие
в
той
или
иной
мелодии
устойчивые
ступени
лада,
тогда
будет
легче
конт ролировать
неустойчивые
звуки.
Огромное
значение
в
чистоте
интонации
играет
высокая
певч е ская
формант а.
Именно
высокая
певч е ская
ф о р м а н т а
регулирует
вокальную
интонацию.
От
профессионалов
можно
с л ы ш ат ь
д о в о л ь н о
с т р а н н о е
в ы р а ж е н и е
п р о ф е с с и о н а л о в :
"интонационно
правильно,
а
позиционно
низко".
Вс е
д е л о
заключает ся
во
влиянии
на
во сприятие
высоты
звука,
е г о
обертонового
состава:
звуки
голоса,
имеющие
много
высоких
обертонов,
обозначаются
как
“позиционно
высокими”,
а
звуки
с
плохо
в ы ра же нны ми
в ы с окими
обе ртона ми
–
“ п о з и ц и о н н о
низкими”.
Даже
при
условии,
что
первые
и
вторые
совершенно
одинаковы
по
высоте
основного
тона
голоса.
Из
выше сказанного
следует
сделать
вывод
-
п р о бл е м а
чистого
интонирования
стоит
довольно
остро
для
начинающих
вокалистов.
Важнейшей
специфической
особенностью
вокальной
музыки
является
то,
что
она
обладает
могучими
средствами
для
пробуждения
творческих
сил.
Вокальная
интонация
явл яе т с я
одной
из
важнейших
со ставляющих
в о ка л ь н о - э с т е т и ч е с ко го
во спит ания
музыкант а,
то
о собо е
внимание
стоит
уд е л я т ь
возможности
развития
интонационного
слуха
в
соответствии
с
его
природой.
Овладение
собственным
певческим
аппаратом
позволит
будущим
педагогам
приобщить
своих
учеников
к
мировому
вокальному
искусству,
сделать
его
доступным
и
любимым
видом
м у з ы к а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
а
э т о
н е в о з м о ж н о
б е з
целенаправленного
развития
вокальной
интонации.
Литература:
1 .
Р.
Юссон
"Певческий
голос"
1974
г.
2 .
Л.
Дмитриев
"Основы
вокальной
методики"
3 .
П.
Морозов
"Вокальный
слух
и
голос"
4 .
Т.
Донец
-
Тессейр
"Опыт
воспитания
сопрано"
ВВП
вып.3