Напоминание

"Вокальное интонирование"


Автор: Мещерякова Наталья Ивановна
Должность: профессор
Учебное заведение: ГОБУК ВО "Волгоградский государственный институт искусств и культуры"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Вокальное интонирование"
Раздел: высшее образование





Назад




Профессор

ГОБУК

ВО

ВГИИК

Мещерякова

Н.

И.

(Волгоград)

Вокальное

интонирование

в

процессе

становления

педагога-вокалиста

Пение

это

искусство

интонирования.

Н ач и н а ю щи й

вокалист

должен

владеть

системой

музыкальных

и

вокальных

з н а н и й ,

у м е н и й

и

о п р е д е л ё н н о й

с и с т е м о й

н а в ы к о в

профессиональной

деятельности,

а

также

владеть

о сновами

исполнительского

и

педагогического

мастерства.

Становление

вокально

-

исполнительской

личности

-

одна

из

сложнейших

задач

современного

академического

вокального

образования.

Музыка

-

есть

искусство

интонации,

поэтому

вокальная

интонация

играет

огромную

роль

в

становлении

вокально

т в о р ч е с ко й

л и ч н о с т и

н ач и н а ю щ е г о

п е в ц а .

Б е з

р а з в и т и я

и н т о н а ц и о н н о й

к ул ьт у р ы

н е в о з м о ж н о

д о б и т ь с я

х о р о ш и х

результатов.

Не

стоит

говорить

о

профессиональной

певческой

д е я т е л ь н о с т и

у ч е н и к а ,

п о к а

о н

н е

о в л а д е е т

в о к а л ь н о

-

техническими

навыками.

Чем

шире

познания

будущего

педагога,

чем

лучше

будет

он

знать

и

понимать

музыку

и

уметь

в

ней

р а з б и р а т ь с я ,

т е м

б о л ь ш е

у

н е го

ш а н с о в

с т а т ь

х о р о ш и м

преподавателем.

Понятие

вокальной

интонации

довольно

сложное,

поэтому

на

нем

стоит

остановиться

подробнее.

Интонация

-

это

музыкально

и

акустически

правильное

воспроизведение

высоты

и

характера

з в у ко в .

И н т о н а ц и о н н о е

м ы ш л е н и е

в о к а л и с т а ,

в л а д е н и е

исполнительской

интонацией

являются

неотъемлемой

частью

п р о ц е с с а

с т а н о вл е н и я

л юб о го

п ед а го га

-

во ка л и с т а .

Е с л и

говорить

о

точном

интонировании

нельзя

не

остановиться

на

взаимодействии

так

называемого

внутреннего

и

вокального

слуха.

Вокальный

слух

-

это

возможность

определить,

движениями

каких

мышечных

групп

вызывается

то

или

иное

изменение

в

звуковой

окраске.

Хорошо

развитый

внутренний

слух

особенно

ярко

проявляется

в

чтении

нот

с

листа,

во

"вступлении"

в

любой

интервал

и

аккорд

без

предварительного

пропевания.

Внутренний

слух

необходимо

развивать.

Прежде

чем

воспроизвести

какой-

либо

звук,

надо

мысленно

представить

его

в

желаемом

звучании.

Слуховой

самоконтроль

один

из

важнейших

составляющих

ч и с т о й

и н т о н а ц и и .

Н ач и н а ю щ е м у

в о к а л и с т у

н е о б х о д и м о

в с л у ш и в а т ь с я

в

к а ж д ы й

и с п о л н я е м ы й

з ву к

и

о с т о р о ж н о

переходить

к

другому.

В

занятиях

с

начинающими

певцами

следует

помнить

о

постепенном

усложнении

упражнений

и

при

переходе

к

вокализам

и

легким

музыкальным

произведениям

студенту

так

же

должен

помочь

слуховой

самоконтроль.

Здесь

возникает

еще

одна

сложность

-

способность

студента

перенести

найденные

приспособления

из

упражнений

в

произведения.

П е д а г о г а м

в о к а л и с т а м

с л е д у е т

у ч и т ы в а т ь

р а з н ы е

начальные

вокальные

данные

обучаемых.

Но

независимо

от

одаренно сти

начинающего

певца

суще ствует

ряд

п р и е м о в ,

развивающих

интонационный

слух

каждого.

Вначале

усвоения

интонационных

переходов

следует

ограничиться

интервалами

в

пределах

первой

октавы,

постепенно

увеличивая

интервалы

от

секунды

вверх

и

вниз.

Часто

нарушается

интонация

при

движении

по

полутонам.

Прежде

всего

хроматической

гамме;

когда

теряется

устойчивость

интонационной

опоры.

Здесь

можно

рекомендовать

учащемуся

делать

небольшие

акценты

на

каждой

ноте,

во

и з б е ж а н и и

интонационного

скольжения.

Огромную

роль

для

развития

слуха

и

улучшения

интонации

играет

пение

без

сопровождения.

Огромную

роль

в

этом

случае

играет

слух.

Если

начинающий

вокалист

поёт

без

сопровождения

его

внимание

обязательно

сосредотачивается

на

собственных

с л у х о в ы х ,

р е з о н а т о р н ы х

и

м ы ш е ч н ы х

о щ у щ е н и я х .

Э т о

стимулирует

развитие

вокального

слуха,

а

так

же

координацию

между

слухом

и

голосовым

аппаратом.

Немаловажную

роль

в

интонационной

точности

звуковоспроизведения

играет

мышечная

п а м я т ь .

М ы ш еч н ы й

ко н т р о л ь

в

с л у ч а е

д о в е д е н и я

е го

д о

совершенства

может

обеспечить

очень

точное

регулирование

голосовым

аппаратом

и

без

участия

слуха.

Ведь

начинающему

вокалисту

придётся

выступать

в

залах

с

разной

акустикой.

Благодатнейшим

материалом

для

развития

слуха

являются

народные

песни.

Конечно,

для

начала

студент

должен

очень

хорошо

выучить

мелодию

с

текстом.

При

этом

стоит

обратить

внимание

студента

на

существующие

в

той

или

иной

мелодии

устойчивые

ступени

лада,

тогда

будет

легче

конт ролировать

неустойчивые

звуки.

Огромное

значение

в

чистоте

интонации

играет

высокая

певч е ская

формант а.

Именно

высокая

певч е ская

ф о р м а н т а

регулирует

вокальную

интонацию.

От

профессионалов

можно

с л ы ш ат ь

д о в о л ь н о

с т р а н н о е

в ы р а ж е н и е

п р о ф е с с и о н а л о в :

"интонационно

правильно,

а

позиционно

низко".

Вс е

д е л о

заключает ся

во

влиянии

на

во сприятие

высоты

звука,

е г о

обертонового

состава:

звуки

голоса,

имеющие

много

высоких

обертонов,

обозначаются

как

“позиционно

высокими”,

а

звуки

с

плохо

в ы ра же нны ми

в ы с окими

обе ртона ми

“ п о з и ц и о н н о

низкими”.

Даже

при

условии,

что

первые

и

вторые

совершенно

одинаковы

по

высоте

основного

тона

голоса.

Из

выше сказанного

следует

сделать

вывод

-

п р о бл е м а

чистого

интонирования

стоит

довольно

остро

для

начинающих

вокалистов.

Важнейшей

специфической

особенностью

вокальной

музыки

является

то,

что

она

обладает

могучими

средствами

для

пробуждения

творческих

сил.

Вокальная

интонация

явл яе т с я

одной

из

важнейших

со ставляющих

в о ка л ь н о - э с т е т и ч е с ко го

во спит ания

музыкант а,

то

о собо е

внимание

стоит

уд е л я т ь

возможности

развития

интонационного

слуха

в

соответствии

с

его

природой.

Овладение

собственным

певческим

аппаратом

позволит

будущим

педагогам

приобщить

своих

учеников

к

мировому

вокальному

искусству,

сделать

его

доступным

и

любимым

видом

м у з ы к а л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

а

э т о

н е в о з м о ж н о

б е з

целенаправленного

развития

вокальной

интонации.

Литература:

1 .

Р.

Юссон

"Певческий

голос"

1974

г.

2 .

Л.

Дмитриев

"Основы

вокальной

методики"

3 .

П.

Морозов

"Вокальный

слух

и

голос"

4 .

Т.

Донец

-

Тессейр

"Опыт

воспитания

сопрано"

ВВП

вып.3



В раздел образования