Автор: Ситникова Наталья Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5 "Сказка" Населённый пункт: г. Реж, Свердловской обл. Наименование материала: статья Тема: Социализация дошкольников. Раздел: дошкольное образование
АКТУАЛЬНОСТЬ
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании
в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено
в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку
федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый
главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного
этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение
к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету
и чтению.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными
учреждениями ставится триединая цель:
«воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
свободного гражданина (субъекта истории, общества);
творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя
в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе
воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических
ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что
социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в
деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня. Педагоги
дошкольного образования охватывают тот период, когда закладываются основные структуры
личности ребенка. Одной из важнейших задач Стандарта на современном этапе
становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть
созидателем, с активным творческим началом. Творчески одаренные люди востребованы в
любых сферах деятельности. Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные
предприятия – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно
мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. А развивать
творческие способности надо начинать уже в детстве.
Проблема:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится
одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно
сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым
и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как
ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать
собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его
семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди,
окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные,
дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей
необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений,
рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения,
которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных
ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом
социализации.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО
очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные
ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального
партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения
еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До
настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было
отработано чёткой слаженной системы.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная
деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым
всеми участниками данной деятельности эффектам.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности:
самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических
особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной
среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Дошкольному
образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании,
образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной
системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень
взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности
своего учреждения, стать «открытой системой».
Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков.
Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для
межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное
образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социальной
средой, институтами воспитания, культурой, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми
учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в
микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на
защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и
формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального
партнерства в условиях введения ФГОС ДО, руководству дошкольного образовательного
учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его
развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть
методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества
образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной
деятельности совершенствование процесса социального и личностного становления
дошкольника).
ЦЕЛЬ:
Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для
обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста,
их способностей и творческого потенциала.
ЗАДАЧИ:
разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми
партнёрами;
создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного
(как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного
окружения;
развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные
способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и
самореализации;
стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе
детского сада, малой родины;
формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в
местном социуме.
КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Система взаимодействия
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится
одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно
сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым
и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как
ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать
собственный потенциал.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
добровольность сторон;
уважение интересов друг друга;
соблюдение законов и иных нормативных актов;
учета запросов общественности;
сохранения имиджа учреждения в обществе;
установление коммуникаций между детским садом и социумом;
обязательность исполнения договоренности;
ответственность за нарушение соглашений.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его
семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружа-
ющие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские,
профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо
сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о
правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им
адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными
словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-
педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация
трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства
социокультурного опыта (А.В. Мудрик).
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества — обеспечение
успешной социализации подрастающего поколения.
Задача современной системы образования – гармонизация процессов социализации и
индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление
дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно
научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его
детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине
через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.
В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из
приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней
практики сотрудничества детского сада со школой и другими социальными объектами
разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления
дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой
работы, которое представлено ниже.
Социальная сфера - Образование:
Цель блока: Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с
учреждениями образования. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к
школе с позиции самоценности дошкольного возраста.
Младшие и средние группы:
Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение
и закрепление представлений)
Старшие и подготовительные к школе группы:
Школа (общеобразовательная, музыкальная, спортивная, детская школа искусств):
экскурсии в школу, целевые посещения,
Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарями в детском саду
Предполагаемые результаты:
создание
партнерского
взаимодействия
в
системе
«Школа
–
ДОУ
–
Семья»
в
подготовке детей к обучению в школе;
устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая адаптация к
школьной среде;
повышение уровня педагогической культуры родителей;
Социальная сфера - Культура и достопримечательности города:
Цель блока: формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ
с учреждениями культуры.
Младшие и средние группы:
Искусство в детском саду целевое посещение выставок в детском саду, посещение
кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях
Старшие и подготовительные к школе группы:
Музеи, Краеведческий музей: выездные выставки музеев в детском саду, музейная
педагогика
ДК «Горизонт» : участие в городских конкурсных программах
Предполагаемые результаты:
создание культурно - педагогической системы взаимодействия ДОУ с учреждениями
культуры микрорайона;
эстетическая
развивающая
среда,
способствующая
гармоничному
развитию
участников образовательного процесса;
коллектив
единомышленников,
грамотно
реализующий
современные
подходы
в
художественно – эстетическом воспитании детей;
вхождение ребенка в социокультурное пространство города, обеспечивающие
его
всестороннее развитие и дальнейшего успешного обучения в школе;
повышение
художественно
–
эстетической
культуры
участников
образовательного
процесса.
Социальная сфера - Физическая культура и спорт:
Младшие и средние группы:
Физкультура в детском саду
Старшие и подготовительные к школе группы:
Физкультура в детском саду, спортивные соревнования, праздники, развлечения, олимпиады,
Проведение «Дня здоровья», мини-походы с родителями
Задачи:
Объединить
усилия
педагогов
дошкольного
образования,
родителей
и
педагогов
дополнительного
образования
для
эффективной
организации
физкультурно-
оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».
Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование
индивидуальных способностей и самостоятельности.
Формировать
позитивное
отношение
участников
образовательного
процесса
к
занятиям физкультурой и
спортом, развивать
представления об
особенностях
теннисного спорта и других видах спорта.
Повышение
квалификации
педагогов
и
уровня
знания
родителей
в
области
формирования
и
укрепления
здоровья
детей,
ведение
ЗОЖ
всех
участников
образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.
Социальная сфера - Медицина и здравоохранение:
Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с
медицинскими учреждениями микрорайона
Младшие и средние группы:
Медицина в детском саду: знакомство с помещениями детского сада: медицинская комната,
процедурный кабинет, физиокабинет; знакомство с профессиями врача, медицинской сестры
Старшие и подготовительные к школе группы:
Аптека: экскурсия в аптеку, формирование представлений о лекарственных средствах и
профессии фармацевта.
Предполагаемые результаты:
Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для
эффективной организации профилактической и оздоровительной работы.
Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет
внедрения здоровьесберегающих технологий.
Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех
участников образовательного процесса.
снижение уровня заболеваемости;
овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления,
здорового образа жизни;
достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.
Социальная сфера - Сфера услуг:
Младшие и средние группы:
Сфера услуг в детском саду Помещения в детском саду: пищеблок, прачечная); профессии
повара, прачки. Целевые посещения.
Старшие и подготовительные к школе группы:
Экскурсия на почту, парикмахерскую
Социальная сфера – Сфера обслуживания:
Главная цель работы дошкольных учреждений по пожарной безопасности – оградить детей
от пожаров и научить правилам пожарной безопасности.
Дать детям представление о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов.
Закрепление знаний о транспорте, его назначении, правил поведения на дороге.
Развитие умения ориентироваться на сигналы регулировщика.
Воспитание интереса к занятию, желание знать и соблюдать правила дорожного движения.
Младшие и средние группы:
Цель тематических бесед закрепление знаний ребят о правилах дорожного движения.
Старшие и подготовительные к школе группы:
Познакомить детей с профессией пожарного.
Способствовать развитию понимания того, что соблюдение правил пожарной безопасности
обязательно всегда и везде.
Воспитывать в детях уважение к такой профессии, как пожарный, положительное отношение
к их нелегкому труду, осознание опасности этой профессии.
познакомить детей с работой пожарных, с техникой, одеждой, оборудованием, которые
применяются при тушении пожаров; пробудить интерес к героической работе пожарных;
закрепить навыки культурного поведения в общественных местах.
Активизация словарного запаса: пожарные рукава, ствол, пожарная часть, сигнал «Пожарная
тревога», караул, пульт управления, противогаз.
Экскурсия в пожарную часть, совместные мероприятия с сотрудниками ГБДД
ГИБДД :Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Конкурсы,
Организационно-массовые мероприятия
Предполагаемые результаты:
Снижение возможности опасных ситуаций на улице, дома, которые могут привести к
травмам детей
Соблюдение детьми правил дорожного движения и противопожарной безопасности
Углублять и расширять знания детей о работе пожарных по охране и жизни людей, о
технике помогающей тушить пожар;
Систематизировать знания детей о причинах, возникновения пожаров;
Учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознать опасность,
принимать меры предосторожности;
Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного, формировать негативное
отношение к нарушителям правил пожарной безопасности.
Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который
является частью их социальной инфраструктуры. Взаимодействие дошкольного учреждения
с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад
представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые
знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера
услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным
этапом в их ознакомлении с социумом. Педагоги ДОУ, учитывая возрастные особенности
развития дошкольников, стараются максимально стимулировать социальное развитие детей,
формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении
учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду
взрослых различных профессий.
Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов
деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью
экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время
это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую
помощь оказывают родители. Педагоги ДОУ проводят беседы и консультации для родителей,
знакомят их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В
выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города. Также
полезным, на наш взгляд, является проведение выездных экскурсий и выставок городских
музеев на базе детского сада. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей и
узнают много нового, не покидая пределов детского сада.
В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом
является школа.
Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника,
включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь,
является основой гармонично развитой личности.