Напоминание

"Народные промыслы"


Автор: Пуртова Анна Газинуровна
Должность: воспитатель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 15 "Страна чудес" г. Ханты- Мансийск.
Населённый пункт: Город Ханты - Мансийск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Народные промыслы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема занятия:
«Мир народных промыслов» (старшая группа).
Цель:
 Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, Городецком, хохломском .
Задачи:
 Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.  Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).  Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.  Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.  Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно- прикладному искусству.
Предварительная работа
: Игровой элемент «Горница в русской избе». Рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу. Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов.
Оборудование и материалы:
Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, игрушки, матрешки, кружева и т.д., картины, иллюстрации. Скульптура малых форм — барышни, кони, посуда, покрытые белилами. Гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, пластилин, готовые пластины из пластилина, банки с водой, стеки, палитра.
Ход образовательной деятельности
: Студия оформлена для проведения занятия «Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по различным промыслам: 1 стол — дымковские мастера; 2 стол — хохломские мастера; 3 стол — городецкие мастера; 4 стол — гжельские мастера; В горнице сидит воспитатель, наряжена в русский народный костюм. Входят дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают ей низкий поклон.
Посмотрите! Это вещи нынче, В гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России Мир преданий и добра Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди – мастера! Ребята, а что это за чудо-люди-мастера? Как называют человека, который мастерит предметы народных промыслов? (умелец, мастер, ремесленник) Какие виды промыслов вы знаете? (ответы детей)
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Мы вспомним и заново полюбуемся теми предметами народных промыслов, которые собраны в нашем музее, и познакомимся с новыми. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства! Рассмотрим эти с вами предметы старины Поведают они нам секреты красоты, Введут нас в мир России, Приданий и добра. Расскажут о народных Чудо - мастерах!
Воспитатель:
Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Я их приглашаю присоединиться к нашей экскурсии посмотреть и послушать о наших экспонатах, а вы мне в этом поможете. -Ну, ребята, подходите – На игрушки поглядите. ( дети подходят к выставке дымковских игрушек) -А вот и наш первый гость. Что вы можете рассказать ему об этих игрушках. (дети рассказывают о дымковской игрушке)
Воспитатель:
Ребята, раньше игрушки расписывали сухими красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Да и красок было не так много, а сейчас какие цвета используют мастера для росписи игрушек? (ответы детей) Молодцы ребята! Как много вы знаете о Дымковской игрушке. А я игрушка знатная, Складная, да ладная. Я повсюду славлюсь,
Может вам понравлюсь.
Воспитатель:
Вы догадались, что это за игрушка? (ответы детей, индюк распускает хвост) Да! Это дымковский индюк! У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Посмотрите: пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок; А высокий гребешок, Красной краскою горя, – Как корона у царя! Оперенье индюка от раза к разу изготавливалось все более мастерски, именно поэтому фигурка перестала быть пригодной для игры. Отныне она начала занимать почетные места на комодах и украшать любую другую мебель. Дымковская игрушка делается вручную и раскрашивается каждый раз по- новому, поэтому нет двух одинаковых фигурок, каждая является единственным экземпляром, каждая дымка уникальна, каждую игрушку согревают своими руками мастера.
Воспитатель:
Ребята, а какие изделия народных мастеров из дерева вы знаете? Золотая Хохлома (ответы детей) Хохломская роспись- Алых ягод россыпь, Отголоски лета в зелени травы. Полюбуйтесь, как старался мастер, чтобы порадовать нас своей работой. Красива, удобна деревянная посуда. Ребята, вы знаете, если ешь щи или кашу такой ложкой, она рот не обжигает. А почему ее называют - Золотая Хохлома? (ответы детей).
Воспитатель:
Проходите к следующей выставке (дети подходят к Гжели у нас еще одна гостья). Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась. Теперь Известно всем в народе Ее названье - (Гжель
)

Воспитатель:
Правильно, а как вы догадались, что это именно Гжель? В наши дни гжель известна своими синими и голубыми узорами, нарисованными на белом фоне. Ставшая традиционной бело-голубая гжель не является исконно русской – эти цвета русские мастера подсмотрели у голландцев.
Какими узорами любят гжельские мастера расписывать свою посуду?
Воспитатель:
Ребята, остался еще один уголок в горнице, где мы с вами еще не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город? (Городец)
Воспитатель:
Есть на Волге город древний, по названью — Городец. Славится на всю Россию своей росписью, творец. Распускаются букеты, ярко красками горя. Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Воспитатель:
Посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера (рассуждение)
Воспитатель:
Очень красиво в горнице. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. Это изделия сделаны для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Так давайте ребята все дружно закончим работы. Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Воспитатель:
Мы с удовольствием поможем. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит за посадкой, за техникой исполнения работ. Так как элементы различных росписей были отработаны ранее, то воспитатель помогает детям в основном советом, словесной подсказкой.
Через 10 минут самостоятельной работы – Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика:
«
О левой и правой руке»
Посмотри-ка , две руки: Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая) Они в ладоши могут бить – И правая, и левая! (хлопаем в ладоши) Они мне могут нос зажать – И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) Ладошкой могут рот прикрыть - И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой) Дорогу могут показать – И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой) С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) И могут ласковыми быть И правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Рефлексия:
Замечательные игрушки у вас получились. В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое пока оно кому то интересно, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы будут прославлять свою страну. Наши мастера отправились на ярмарку поделиться своими впечатлениями.
Список использованной литературы:
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. Ермолаева Н.В.Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.


В раздел образования