Автор: Пуртова Анна Газинуровна Должность: воспитатель изобразительного искусства Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 15 "Страна чудес" г. Ханты- Мансийск. Населённый пункт: Город Ханты - Мансийск Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Народные промыслы" Раздел: дошкольное образование
Тема занятия: «Мир народных промыслов» (старшая группа).
Цель:
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском,
гжельском, Городецком, хохломском .
Задачи:
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
Различать
и
называть
знакомые
народные
игрушки
(Дымка),
их
характерные
особенности,
предметы
разных
промыслов
с
растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).
Вызвать
интерес
у
детей
к
изучению
истории
России,
русского
народного творчества.
Развивать
воображение,
фантазию
творческое
восприятие
через
самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.
Воспитывать
любовь
к
прекрасному,
к
народному
декоративно-
прикладному искусству.
Предварительная работа :
Игровой элемент «Горница в русской избе». Рассмотреть изделия народных
промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ,
беседу. Выделить разнообразие композиций по строению, колориту,
составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь
обратиться к рассматриванию экспонатов.
Оборудование и материалы: Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково,
игрушки,
матрешки,
кружева
и
т.д.,
картины,
иллюстрации.
Скульптура
малых форм — барышни, кони, посуда, покрытые белилами. Гуашь, кисти,
клеенки, тряпочки, подставки для кистей, пластилин, готовые пластины из
пластилина, банки с водой, стеки, палитра.
Ход образовательной деятельности :
Студия оформлена для проведения занятия «Народные промыслы». Столы
подготовлены
для
работы
детей
в
«художественных
мастерских»
по
различным промыслам:
1 стол — дымковские мастера;
2 стол — хохломские мастера;
3 стол — городецкие мастера;
4 стол — гжельские мастера;
В горнице сидит воспитатель, наряжена в русский народный костюм. Входят
дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают ей низкий поклон.
Посмотрите! Это вещи нынче,
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
Ребята, а что это за чудо-люди-мастера?
Как называют человека, который мастерит предметы народных промыслов?
(умелец, мастер, ремесленник)
Какие виды промыслов вы знаете? (ответы детей)
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Мы
вспомним и заново полюбуемся теми предметами народных промыслов,
которые собраны в нашем музее, и познакомимся с новыми. Очень много
прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать
нельзя. Это настоящие произведения искусства!
Рассмотрим эти с вами предметы старины
Поведают они нам секреты красоты,
Введут нас в мир России,
Приданий и добра.
Расскажут о народных
Чудо - мастерах!
Воспитатель: Сегодня
у
нас
гости,
а
гостям
мы
всегда
рады.
Я
их
приглашаю присоединиться к нашей экскурсии посмотреть и послушать о
наших экспонатах, а вы мне в этом поможете.
-Ну, ребята, подходите –
На игрушки поглядите.
( дети подходят к выставке дымковских игрушек)
-А вот и наш первый гость. Что вы можете рассказать ему об этих игрушках.
(дети рассказывают о дымковской игрушке)
Воспитатель: Ребята,
раньше
игрушки
расписывали
сухими
красками,
замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья.
Расписанная
игрушка
вновь
покрывалась
взбитым
яйцом,
что
придавало
блеклым краскам блеск и яркость. Да и красок было не так много, а сейчас
какие цвета используют мастера для росписи игрушек? (ответы детей)
Молодцы ребята! Как много вы знаете о Дымковской игрушке.
А я игрушка знатная,
Складная, да ладная.
Я повсюду славлюсь,
Может вам понравлюсь.
Воспитатель: Вы догадались, что это за игрушка? (ответы детей, индюк
распускает хвост)
Да! Это дымковский индюк!
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите: пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок;
А высокий гребешок,
Красной краскою горя, –
Как корона у царя!
Оперенье индюка от раза к разу изготавливалось все более мастерски,
именно поэтому фигурка перестала быть пригодной для игры. Отныне она
начала занимать почетные места на комодах и украшать любую другую
мебель. Дымковская игрушка делается вручную и раскрашивается каждый
раз по- новому, поэтому нет двух одинаковых фигурок, каждая является
единственным
экземпляром,
каждая
дымка
уникальна,
каждую
игрушку
согревают своими руками мастера.
Воспитатель: Ребята, а какие
изделия народных мастеров из дерева вы
знаете? Золотая Хохлома (ответы детей)
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Полюбуйтесь, как старался мастер, чтобы порадовать нас своей работой.
Красива, удобна деревянная посуда.
Ребята, вы знаете, если ешь щи или кашу такой ложкой, она рот не обжигает.
А почему ее называют - Золотая Хохлома? (ответы детей).
Воспитатель: Проходите к следующей выставке (дети подходят к Гжели у
нас еще одна гостья).
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась. Теперь
Известно всем в народе
Ее названье - (Гжель )
Воспитатель: Правильно, а как вы догадались, что это именно Гжель?
В
наши
дни
гжель
известна
своими
синими
и
голубыми
узорами,
нарисованными на белом фоне. Ставшая традиционной бело-голубая гжель
не является исконно русской – эти цвета русские мастера подсмотрели у
голландцев.
Какими узорами любят гжельские мастера расписывать свою посуду?
Воспитатель: Ребята, остался еще один уголок в горнице, где мы с вами еще
не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города.
Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель,
посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город? (Городец)
Воспитатель:
Есть на Волге город древний, по названью — Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Воспитатель:
Посмотрите
на
городецкие
изделия,
вспомните,
какими
красками и приемами пользуются городецкие мастера (рассуждение)
Воспитатель: Очень красиво в горнице. Но вот, смотрю, на столах здесь
лежат и незаконченные изделия.
Это изделия сделаны для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Так
давайте ребята все дружно закончим работы.
Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Воспитатель: Мы с удовольствием поможем. Что ж, ребята, вы сейчас
превратитесь
в
мастеров
кто
в
дымковских,
кто
в
гжельских,
кто
в
хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место
со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите
и садитесь.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех
детей, следит за посадкой, за техникой исполнения работ. Так как элементы
различных росписей были отработаны ранее, то воспитатель помогает детям
в основном советом, словесной подсказкой.
Через 10 минут самостоятельной работы – Пальчиковая гимнастика:
Пальчиковая гимнастика:
« О левой и правой руке»
Посмотри-ка , две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Рефлексия: Замечательные игрушки у вас получились.
В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в
прошлое пока оно кому то интересно, что каждому поколению чем-то оно
нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а
народные умельцы будут прославлять свою страну.
Наши мастера отправились на ярмарку поделиться своими впечатлениями.
Список использованной литературы:
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. –
М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
Ермолаева
Н.В.Эстетическое
воспитание
дошкольников
через
декоративно-
прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. ООО « Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.