Напоминание

"Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"


Автор: Сыроватка Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Прогимназия №1"
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Развитие творческого воображения в игровой деятельности»

Введение

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны

творческие,

способные

неординарно

и

нестандартно

мыслить

люди.

В

настоящее

время

в

образовательных

учреждениях

массовое

обучение

сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к

типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном

возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно

эмоционально,

а

яркие,

насыщенные

занятия,

основанные

на

развитии

творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность

к творчеству.

В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями,

встает

важная

задача

развитие

творческого

потенциала

подрастающего

поколения

с

учетом

психологических

закономерностей

всей

системы

познавательных

процессов.

Указанное

положение

закрепляется

в

таких

нормативно-правовых

документах,

как:

«Конвенция

о

правах

ребенка»,

«Конституции Российской Федерации», федеральном законе «Об основных

гарантиях прав ребенка», законе Российской Федерации «Об образовании» и

др.

Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот

психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы

творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнорирование

или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте

чреваты невоспламеняемыми потерями в развитии личности в последующие

годы.

Именно

творческое

воображение

-

одно

из

психических

новообразований

в

дошкольном

возрасте,

поэтому

развитие

творческого

воображение одна из главных задач дошкольного воспитания.

В

психолого-педагогической

литературе

творческое

воображение

определяется

как:

отлет

от

прошлого

опыта,

преобразование

данного

и

порождение на этой основе новых образов.

Проблемой развития творческого воображения занимались многие ученые

и мыслители: Платон, Аристотель, Кант, Шеллинг обращались к анализу

сущности творческого воображения. Г.Ф.Г. Гегель в тексте «Философия духа»

рассматривал некоторые аспекты творческого воображения и один из первых

говорил об ассоциирующей силе воображения.

Концепция Д. Дьюи предполагает, что в основе воображения лежат

инстинкты. Представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка,

Р.

Арнхейм)

основой

развития

воображения

считают

способность

к

визуализации. З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние

переживания детства. Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную

стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение

не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его

представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает

ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности.

Особую важность для изучаемой нами проблемы внесли отечественные

ученые, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн А.В.

Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др., по

их

мнению

творческое

воображение

является

условием

творческого

преобразования

имеющегося

у

детей

опыта,

которое

способствует

саморазвитию личности в дошкольном возрасте. Игровая деятельность, по

мнению

отечественных

исследователей,

является

главным

условием

проявления и развития творческого воображения детей.

Проблемой развития творческого воображения в игровой деятельности

занимались и другие ученые, разработаны специальные функционирующие

программы, развития творческого воображения по средствам разных видов

деятельности:

музыкальной,

изобразительной,

игровой

(В.Т.Кудрявцев

«Тропинки»,

«Рекорд-старт»;

А.В.Шестакова

«Росток»;

Г.Г.

Кравцов

«Золотой ключик»; Курбатова «Умка» и др.). Однако, исходя из изученной

нами теоретико-методологической базы, можно сказать, что, в литературе

подчеркивается

важность

указанного

значения,

но

некоторые

вопросы

остаются

недостаточно

освещенными.

Так,

например,

недостаточно

разработан аспект развития творческого воображения в театрализованных

играх.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого

воображения детей старшего дошкольного возраста

1.1.

Понятие творческое воображение в психолого-педагогической

литературе

Проблема развития воображения привлекает все большее внимание

ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, как проблема

формирования творческих способностей детей.

В трудах Л.С. Выготского,

А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, О.М.

Дьяченко,

Н.Н.

Палагиной

воображение

рассматривается

как

форма

активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании опыта.

Являясь

высшей

психической

функцией,

воображение

складывается

в

совместных

действиях

ребенка

и

взрослого

по

механизму

социального

наследования [20; 9].

Большинство

авторов

(Л.С.

Выготский,

С.Я.

Рубинштейн,

А.В.

Петровский,

А.Я.

Дудецкий)

отмечали,

что

специфика

воображения

заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется

своеобразным

отлетом,

отходом

от

непосредственных

впечатлений

действительности.

С.Л. Рубинштейн писал, что воображение это отлет от прошлого опыта и

преобразование его, осуществляемое в образной форме, при этом основным

моментом

в

этом

процессе

является

возникновение

и

формирование

целостного

образа

-

представления.

Отмеченное

С.Л.

Рубинштейном

преобразование

опыта

в

воображении

проявляется

в

постепенном

обогащении

образов

воображения,

в

постоянном

усложнении

сюжетов

рисунков, игр, рассказов и выделении собственно деятельности воображения,

когда ребенок направленно фантазирует, хорошо отделяя образы реальности

от образов фантазии.

Л.С. Выготский указывал, что воображение строится из элементов, взятых

из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства

и разнообразия опыта. В связи с этим одним из путей развития воображения

является расширение детского опыта.

Исследования Л.С. Выготского о том, что в творческом процессе ребенка

воображение

выступает

как

сложная

психологическая

система,

действие

которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности

средствами

восприятия,

мышления,

памяти,

собственно

воображения

и

эмоционально-потребной сферы. На это указывал Е.И. Игнатьев, который

писал,

что

основной

признак

процесса

воображения

в

той

или

иной

конкретной практической действительности заключается в преобразовании и

переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в

результате чего получается новое представление.

Таким образом, воображение - психический процесс создания образа или

ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Сущность воображения (если говорить о его механизмах) - это отражение

реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях

и связях.

Функции воображения:

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность

пользоваться

ими,

решая

задачи.

Эта

функция

воображения

связана

с

мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего

воображения

человек

способен,

хотя

бы

отчасти,

удовлетворять

многие

потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно

важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний

человека,

в

частности

восприятия,

внимания,

памяти,

речи,

эмоций.

С

помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на

нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять

восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий - способность выполнять их

в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, составление таких

программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Важное значение воображения состоит в том, что оно позволяет человеку

представить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы

можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма,

настраивать

его

на

предстоящую

деятельность.

Известны

факты,

свидетельствующие

о

том,

что

с

помощью

воображения,

чисто

волевым

путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику

дыхания,

частоту

пульса,

кровяное

давление,

температуру

тела.

Данные

факты

лежат

в

основе

аутотренинга,

широко

используемого

для

саморегуляции.

Выделяют следующие виды воображения:

1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно,

помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой

(например, сновидения).

Неудовлетворение материальной или духовной потребности может

непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в

которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той

или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть

причиной появления образов непроизвольного воображения.

2. Произвольное (или активное) - пользуясь им, человек по собственному

желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет

работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной

системы,

с

ее

возможностью

регулировать

функции

первой

сигнальной

системы,

которая

лежит

в

основе,

прежде

всего,

образного

отражения

действительности. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение

характеризуется наличием задачи на создание образа в волевое усилие при

осуществлении этой задачи. Например, человек, недостаточно владеющий

нотной грамотой. У него есть ноты и он желает усвоить полюбившуюся

песню. Попытка воссоздать на инструменте иле голосам включенный в нотах

мотив

проходят

с

большими

затруднениями.

Человек

прилагает

немало

усилий, энергий, чтобы ноты «зазвучали» мелодией, Проделываемая работа и

есть преднамеренное воображение.

Основными формами произвольного воображения являются:

а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта,

восприятия

речи,

текста,

чертежа,

карты,

схемы

и

т.

д.

Воссоздающее

воображение

развертывается

на

основе

воспринятой

знаковой

системы:

словесной,

числовой,

графической,

нотной

я

т.д.

Воссоздавая,

человек

наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Содержание

воссоздающего

воображения

на

основе

знаковой

системы

оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и

закрепленным

в

знаках.

(Например,

мы

читаем

повесть

и

воссоздаем

описываемые в ней факты, персонажей, ситуаций.);

б) творческое - более сложный процесс - это самостоятельное создание

образов

объектов,

которых

пока

еще

нет

в

действительности.

Благодаря

творческому

воображению

рождаются

новые,

оригинальные

образы

в

различных

областях

жизни.

Различают

объективно

и

субъективно

новые

образы. Объективно новое - это образы, идеи, не существующие в данный

момент

ни

в

материализованное,

ни

в

идеальном

виде.

Это

новое

не

повторяет уже существующее. Оно оригинально. Субъективно новое - новое

для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом

человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое

и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез

(соединение) накопленных человеком знаний. Элементы, из которых строятся

образ, занимают иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В

новом сочетаний элементов и возникает новый образ.

Многие отечественные исследователи обращались к определению

критериев

творческого

воображения

в

связи

с

изучением

творческих

проявлений

человека

в

различных

видах

деятельности:

в

речевой,

изобретательной,

музыкальной,

игровой.

Для

большинства

авторов

характерно

выделение

среди

критериев

оригинальности,

вариативности,

гибкости и многих других.(Н. А. Витлугина, Р. Г. Казакова, Т. Г. Комарова).

Зарубежные исследователи, также пытались охарактеризовать критерии

творческого воображения (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др.). Такие попытки

были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии. Так Дж.

Гилфорд выделил четыре основных параметра творческого воображения:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей;

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи;

4. Вариативность - умение предложить различные идеи в той или иной

ситуации.

Ученные работающие в области развития творческого воображения

выделяют

следующие

приемы,

которые

способствуют

его

созданию

и

развитию:

1.

Агглютинация

-

«склеивание»

различных,

не

соединимых

в

повседневной жизни частей;

2. Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение

предмета или отдельных его частей;

3. Схематизация - в этом случае отдельные представления сливаются,

различия

сглаживаются.

Отчетливо

прорабатываются

основные

черты

сходства;

4.Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных в

каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе;

5. Синтез - соединение образов;

6. Аналогия - сопоставление одного образа по некоторым признакам с

другим.

Таким образом, проведенный анализ различных взглядов исследователей

на проблему развития творческого воображения позволил нам выяснить, что

творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое

описание

или

условное

изображение.

Так

же

анализ

теоретико-

методологической

базы

позволил

выделить

основные

виды

воображения,

приемы

его

создания

и

развития,

а

так

же

критерии

характеризующие

творческое воображение.

1.2.

Особенности развития творческого воображения детей старшего

дошкольного возраста

По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в

процессе

накопления

им

жизненного

опыта,

и

все

образы

деятельности

воображения,

как

бы

причудливы

они

ни

были,

основываются

на

впечатлениях реальной жизни.

Д.Б. Эльконин указывает, что игра детей-дошкольников, особенно если она

осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у

них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и

реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий.

Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах

деятельности,

требующих

предварительного

планирования

(рисование,

лепка, конструирование, труд и др.).

Л.С. Выготский отмечает, что мощный шаг в развитии воображения

совершается

в

связи

с

усвоением

речи.

Наблюдения

показывают,

что

задержки

в

речевом

развитии

всегда

идут

к

недоразвитию

воображения

ребенка.

Речь

освобождает

ребенка

от

непосредственных

впечатлений,

способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно

речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не

видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может

выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно

это

дает

ему

возможность

чрезвычайно

свободно

обращаться

в

сфере

впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным

средством

воображения,

как

и

мышления,

является

речь.

Воображение

становится

возможным

благодаря

речи

и

развивается

вместе

с

ней.

Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей

ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все

меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от

действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не

сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в

роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки

нужен

как

опора

образа.

Ребенок

сам

рассказывает

содержание

игры

и

произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.

Т.А. Репина указывает на то, что целенаправленность воображения

ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему

дошкольному возрасту. Это, в частности, находит выражение и в увеличении

продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в

более детальном предварительном планировании ее хода.

Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. На

первых

этапах,

в

период

своего

зарождения,

воображение

дошкольника

практически

неотделимо

от

реальных

действий

с

воспринимаемым

им

игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре

определяется характером игрушек, наличием атрибутов роли.

Наиболее значимо сходство предметов-заместителей с заменяемыми

предметами в играх детей младшего и среднего дошкольного возраста. У

старших дошкольников уже нет столь тесной зависимости игры от игрового

материала, их воображение уже может находить опору в таких предметах,

которые

не

похожи

на

замещаемые.

Особенно

легко

(как

показало

исследование Т. А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников,

когда в качестве игрового материала они используют природный материал

(шишки, камешки, листья, палки).

К числу наиболее доступных для дошкольников приемов преобразования

действительности относится смещение величин, которое доводится детьми

до

одной

из

противоположностей.

Вообще

преувеличения

(гиперболы)

широко

используются

ими

для

создания

резких

противоположностей,

легкодоступных

примитивному

пониманию.

Так,

например,

в

сказках,

созданных дошкольниками, герои — либо чудо добродетели и красоты, либо

чудовища и злодеи и т. п.

Новые образы создает ребенок, приписывая предметам несвойственные

им

качества

(часто

антропоморфические),

наделяя

их

способностью

к

превращению (в другой предмет, состояние и т. п.).

Нельзя не обратить внимания на высокий уровень эмоциональной

окрашенности

образов

детского

воображения.

Особенно

заметно

эмоциональность

детского

воображения

проявляется

в

творческих

играх.

Дети

стремятся

к

привлекательным

их

точки

зрения),

эмоционально

насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль начальника

гаража и не хватить машин для желающих быть шоферами и т. п.). Огромное

значение

игры

в

психическом

развитии

ребенка

в

значительной

степени

объясняется

тем,

что

чувства,

испытываемые

играющим

ребенком,

настоящие.

Л.С. Выготский считает, что «отлет же от действительности» детского

фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок не знает

основных закономерностей объективной действительности, не учитывает их

и

потому

легко

нарушает

жизненную

реальность.

И

видимое

богатство

детской фантазии является в действительности скорее проявлением слабости

критической мысли ребенка, чем силы его воображения.

Воображение ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием

условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и

выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.

В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка

становится управляемым. Формируются действия воображения:

- замысел в форме наглядной модели;

- образ воображаемого предмета, существа;

- образ действия существа или образ действия с предметом.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе

создания

замысла,

представления

схемы

воображаемого

образа,

явления,

события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего

воображения воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует

движение образов воображения.

Детское воображение – это прежде всего творчество. При активном

развитии воображения в общем психическом развитии ребенка существует и

известная

опасность.

У

некоторых

детей

воображение

начинает

менять

действительность,

создает

особый

мир,

в

котором

ребенок

без

труда

достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого

внимания,

так

как

приводят

к

аутизму

и

могут

свидетельствовать

об

искажениях в развитии психики ребенка.

Таким образом, особенности развития воображения у детей старшего

дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение

ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным

воссоздающим,

а

с

другой

стороны

непроизвольным

характером.

Воображение

в

старшем

дошкольном

возрасте

становится

особой

деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и

средства

создания

образов;

воображение

переходит

во

внутренний

план,

отпадает

необходимость

в

наглядной

опоре

для

создания

образов;

воображение

приобретает

произвольный

характер,

предполагая

создание

замысла, его планирование и реализацию.

В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий

замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих

детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. Воображение

старшего дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности,

известной

произвольности.

Все

эти

изменения

в

детском

воображении

возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд

качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

1.3.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного

возраста в игровой деятельности

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев отмечают, что творческое

воображение

является

центральным

психологическим

«завоеванием»

дошкольного детства.

Творческое воображение ребенка зависит от многих факторов: возраста,

умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо

нарушения

психофизического

развития),

индивидуальных

особенностей

личности

(устойчивости,

осознанности

и

направленности

мотивов;

оценочных

структур

образа

«Я»;

особенностей

коммуникации;

степени

самореализации

и

оценки

собственной

деятельности;

черт

характера

и

темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и

воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким

своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая

своей

сложностью

или

простотой,

своими

традициями

и

влияниями

стимулирует

и

направляет

процесс

творчества,

у

ребенка

опять

совсем

другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что

воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие

определенных

условий:

эмоциональное

общение

со

взро слыми;

необходимость разных видов деятельности.

Игра является - ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Это известный постулат детской психологии.

Существуют разные подходы к классификации игр. Д.В.Менджерицкая

предлагает следующую классификацию:

1. Творческие игры различаются: по содержанию, по организации и

количеству участников, по виду.

2. Игры с правилами, имеют готовое содержание и заранее установленную

последовательность действий: по характеру - подвижные и дидактические

игры.

Особо важной в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Она

вплотную подводит ребенка к способности, характеризующей воображение

взрослого,

-

способности

действовать

в

плане

образов,

в

плане

представлений.

Л.

С.

Выготский

отмечает,

что

воображение

ребенка

приковано к предметам, с которыми он действует, затем он опирается на

игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного

возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во

внутренний план.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, С.Л. Новоселова выделяет

следующие

ее

компоненты:

воображаемая

ситуация,

роль,

правила,

участники, игровые действия, предметы, сюжет, содержание.

Очень тесно, сюжетно-ролевой игрой связана театрализованная игра

детей, которая является разновидностью первой.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру. Они

включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое

действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что

дети творчески воспроизводят все то, что видят вокруг: ребенок передает

свои

чувства

в

изображаемо

явлении,

творчески

претворяет

замысел,

варьирует

свое

поведение

в

роли,

по

своему

использует

предметы

и

заместители в игре.

Развивать творческое воображение детей возможно, так же возможно

используя и элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ

возникла

в

нашей

стране

в

конце

40-х

годов

усилиями

выдающегося

российского

ученого,

бакинского

изобретателя,

писателя-фантаста

Г.С.

Альтшуллера. ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого

опыта многих поколений изобретателей, сумевших эффективно разрешить

противоречия, возникающие в процессе решения задач.

ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня - это комплекс,

состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ -- РТВ -- ТРТЛ, где:

ТРИЗ - направлена на формирование умения ставить и успешно решать

творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ;

РТВ (развитие творческого воображения) - направлено на управление

воображением с целью создания новых образов.

ТРТЛ

(теория

развития

творческой

личности)

-

направлена

на

формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей

постановку Достойной цели и успешного продвижения к ней.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения

детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры;

игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности

событий

(как

они

существуют

в

реальной

жизни),

а

комбинирование,

преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

Однако не все ситуации и события могут быть реализованы в игре через

роль (то есть набор действий и высказываний, специфичных для какого-то

лица). Поэтому на определенном этапе развития ребенка (при расширении

знаний

и

представлений

об

окружающем

мире)

роль

начинает

мешать

творческому построению сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему

дошкольному

возрасту

у

ребенка

замечается

стремление

не

только

к

повторению в игре действий и отношений других людей, но и к творческому

воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы

быть сам. Такое желание детей может быть реализовано в игре только при

условии того, что ребенок выйдет за пределы построения игры с помощью

роли и овладеет способами творческого построения сюжета.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не

используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия.

Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые

ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более

сложные

как

по

содержанию,

по

использованию

средств

отображения

реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие

игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц

и

т.д.),

постоянно

развивая

сюжет,

усложняя

содержание

игры,

глубоко

затрагивающие

чувства

и

интересы

детей,

отражающие

их

психическое

развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной

жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он

реализует

в

своих

играх.

Наличие

воссоздающего

воображения

у

детей

старшего дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся

богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу.

Построение

образов

приобретает

творческий,

сознательный,

активный

характер. Ребенок не просто копирует, воссоздает жизнь такой, какая она

есть, а в изображении тех или иных ситуаций, персонажей вносит много

изменений,

своих

элементов,

свободно

комбинируя

впечатления

жизни

с

содержанием

выдуманных

историй

(сказок,

рассказов,

мультфильмов).

Воображение

детей

становится

активным

и

имеет

целенаправленный

характер. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости

от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или, которые

перед ним ставит взрослый.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет

собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних

образов

элементами

других,

это

необходимая

ступень

в

развитии

подлинного

творческого

воображения.

И

мы,

взрослые

родители,

психологи,

воспитатели

и

др.

должны

поддерживать

и

поощрять

его

развитие.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого

воображения

игры-путешествия,

которые

включают

разнообразный

познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-

путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют

песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы

вызывают интерес. Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где

есть

пространство.

Они

не

требуют

специальной

подготовки,

так

как

допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Важно играть

только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано.

Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить.

В процессе игры важно принимать любые дополнения и предложения

детей.

Опираясь

на

воссоздающее

воображение,

можно

развивать

и

творчество.

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить

разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие –

нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое

вербальное

сопровождение

идет

параллельно

с

действиями

детей.

Детализация описания предмета, действия, события для конкретного ребенка

или

группы

детей

позволяет

достаточно

долго

поддерживать

интерес

и

внимание даже детей с задержкой психического развития.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с

ребенком

построена

на

воображении.

Это

игры,

в

которых

ребенок

перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает

решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Игры

развивают

эмпатию,

учат

быть

внимательными,

развивают

память,

мышление,

любовь

к

природе,

диалогическую

речь.

В

процессе

беседы

необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать. Данные

игры можно проводить индивидуально или с группой детей, на занятиях или

вне их.

Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая

музыкальные,

физкультурные,

хореографические.

Вхождению

в

образ

помогает

музыка,

которую

подбирают

в

соответствии

с

характером

изображаемого объекта, действий. Взрослый только описывает ситуацию, но

ничего

не

показывает,

чтобы

дети

не

подражали,

а

сами

искали

образ,

проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию

пластики,

чувства

ритма,

музыкального

слуха,

пантомимики,

закрепляют

знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через

самовыражение. Взрослый поощряет оригинальность, непохожесть, поиск,

комментируя действия детей.

Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей,

вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень

просты, доступны. Воссоздающее воображение помогает детям представить

образ и показать его через пантомимику.

Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают

фантазировать сами.

Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет

способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать,

понимания

закономерностей,

облегчит

решение

сложных

проблемных

ситуаций.

Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых

занятиях или на индивидуальных встречах.

Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с

ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.

Необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного

возраста. А именно:

Дети 3-4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию,

поэтому будут стремиться повторять действия и движения взрослого, им

трудно усидеть на одном месте.

Дети 5-6 лет уже способны к контролю своего поведения. Они также

любят играть и двигаться. Они любят занимать главные роли в играх.

Дети 7 лет способны выполнять вербальные задания. Они с удовольствием

рисуют и демонстрируют свои рисунки окружающим. Они уже достаточно

хорошо анализируют свое внутреннее состояние.

Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего

играть с детьми.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой

деятельности для развития творческого воображения детей старшего

дошкольного возраста

2.1. Выявление исходного уровня развития творческого воображения

детей старшего дошкольного возраста

В 2016-2017 учебном году была сформирована подготовительная группа

из 15 детей. В начале учебного года была проведена диагностика освоения

программы. Самые низкие результаты были получены в разделе «Игровая

деятельность»:

-

4

ребенка

(27%)

высокий

уровень

освоения

программы.

У

детей

разнообразные

игровые

интересы.

В

играх

они

проявляют

инициативу.

Выступают с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению

сюжета,

игровых

ролей.

Фантазируют,

комбинируют

реальное

и

фантастическое в игре. Придумывают игры с «продолжением», активны в

ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.

- 5 детей (33%) средний уровень освоения программы. Дети охотно

участвуют в играх. Разворачивают различные сюжеты (бытовые, трудовые,

общественные, по мотивам

знакомых

сказок).

Игрушки

и

предметы

подбирают

в

соответствии

с

ролью.

Участвуют

в

создании

игровой

обстановки. Называют свою роль и роли других участников игры. Действуют

в принятой роли, пытаются передать не только систему действий, но и

характер игрового персонажа.

- 6 детей (40%) детей с низким уровнем освоения программы. Игры

однообразны. Дети тяготеют к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В

игровой

роли

маловыразительны.

Речевая

активность

снижена.

Сосредоточены на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар

беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое

взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих

по изменению сюжета принимают, но затрудняются соответственно изменить

рисунок своей роли.

Перед нами остро встала проблема низкой степени творческой

активности и инициативы наших воспитанников в игровой деятельности. В

связи с этим мы решили провести дополнительную диагностику с целью

определения

уровня

развития

творческого

воображения

у

детей

данной

группы. Для этого мы использовали следующие методики:

1. Методика "Незаконченные рисунки" (Тихомирова Л.Ф.).

Цель: Определение уровня развития воссоздающего воображения.

2. Методика «Дорисовывание фигур» (Е.П. Торренс).

Цель: Определение особенностей развития у детей творческого воображения.

3. Методика "Придумай рассказ" (Тихомирова Л.Ф.).

Цель:

Определение

особенностей

творческих

проявлений

детей

в

речи,

интонации, мимике, пантомимике.

2.2. Анализ системы работы по развитию творческого воображения

детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Проанализировав результаты диагностики, мы поставили перед собой

цель:

теоретически

обосновать

и

экспериментально

проверить

эффективность

использования

игровой

деятельности

для

развития

творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Развитие творческого воображения.

2.Формирование

творческих

проявлений

детей:

речевых,

интонационных,

мимических и пантомимических.

Для реализации намеченных задач

мы организовали

образовательный

процесс по двум направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями. Консультирование, совместная деятельность.

Для того чтобы работа по развитию творческого воображения была

эффективной, нами был составлен план работы по развитию творческого

воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Первое направление – работа с детьми.

В своей работе по развитию творческого воображения и мышления мы

опирались на следующие принципы:

- принцип сотрудничества позволяет выполнять каждое задание

индивидуально, в паре или небольшой группе;

- принцип благоприятного климата обязывает взрослого поддерживать на

занятиях

благоприятную

социа льно-психологиче скую

с р е д у,

характеризующуюся

психологической

безопасностью

и

безусловным

принятием ценностей каждого ребенка;

- принцип неоцениваемой деятельности предоставляет каждому

участнику право делать ошибки;

-

принцип

положительного

подкрепления

желаемого

поведения

понимается как событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к

увеличению вероятности повторного совершения этого действия;

- принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей

ребенка благодаря его собственной деятельности по решению творческой

задачи.

Исходя из вышеперечисленных принципов, мы создали эмоционально

благополучную атмосферу для каждого ребёнка. В понятие «эмоционально

благополучная атмосфера» мы включаем налаживание позитивных контактов

с

детьми,

снятие

эмоционального

напряжения

в

игре,

развёртывание

партнёрских отношений.

Для этого мы внесли необходимые изменения в

содержание педагогического взаимодействия с детьми. Отказались от прямых

указаний детям, больше внимания уделили косвенному воздействию на них

через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение. Педагог

выступал в роли партнёра творческой деятельности.

Занятия проводились раз в неделю по 30 минут каждое.

Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия; этюды;

игры-беседы; игры-импровизации; ТРИЗ.

Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал,

богатый речевым наполнением. Игры - путешествия закрепляют знания детей

о

разных

существах,

временах

года,

явлениях

неживой

природы,

такие

понятия, как "деревня", "город", "транспорт"; развивают интерес к сказкам,

мультикам. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети

читают

стихи,

поют

песни.

Дети

не

утомляются,

так

как

деятельность

разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Используя игры-путешествия

мы

соблюдали важное

условие

-

играть

только

до

тех

пор,

пока

детям

интересно и их внимание сконцентрировано.

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить

разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие –

нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое

вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры

беседы

развивают

память,

мышление,

любовь

к

природе,

диалогическую речь, учат быть внимательными. Это игры, в которых дети

перевоплощались в живое или неживое существо, в образе которого решали

проблемные

ситуации,

советовались,

просили

о

чем-то

окружающих.

В

процессе беседы придумывали вместе с детьми ситуации, фантазировали.

В играх-импровизациях педагог только описывал ситуацию, но ничего не

показывал, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою

творческую индивидуальность. Вхождению в образ помогала музыка.

Игры

способствуют

развитию

пластики,

чувства

ритма,

музыкального

слуха,

закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявлять

себя через самовыражение.

Мини-этюды чаще использовались для того, чтобы собрать внимание

детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения

очень просты, доступны.

Первоначально игры проводились по подражанию, затем дети начинали

фантазировать сами.

Кроме того в содержание занятий, в зависимости от их целей, входили:

1.

Тематические

беседы,

разучивание

и

сочинение

скороговорок,

чистоговорок, стихотворных текстов, загадок, потешек, чтение сказок.

2. Разыгрывание отдельных диалогов, сцен с использованием настольного

театра, масок, кукол би-ба-бо.

3. Слушание классической музыки.

4. Исполнение этюдов для передачи музыкально-образных характеристик

животных, птиц, этюдов для передачи различных чувств.

5. Пересказывание сюжета по ролям.

6. Придумывание сказок.

7. Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество

импровизационного

характера

(например,

придумывание

танцевальных

движений в соответствии с характером музыки, импровизационные танцы,

хороводы, игры).

8. Этюды музыкально-вопросительного-ответного характера.

9. Речевые этюды: «Придумай частушку», «Придумай чистоговорку».

10. Диалоговые этюды.

11. Игры-драматизации.

На развитие творческого воображения и формирование творческих

проявлений детей в речи, мимике, пантомимике, большое влияние оказало

этюдная работа. Вначале дети передавали в игре не специфические движения

персонажей,

а

общие.

Движения

были

однообразными,

бедными,

отсутствовала

выразительность.

Дети

хотели

воспроизвести

результат

каждого действия, а не способ его: как можно скорее назвать слова героя или

сделать то, что он должен сделать. Но как сказать и как сделать - об этом дети

не задумывались. Они не обращали внимание на то, как действовал тот или

иной герой на протяжении всей сказки, как отражались на его поведении

смены настроений. Дети не думали о том, что характер поведения героев

сказки менялся по мере развития действия. Выразительность образов в игре

детей мало подходила поведению персонажей сказки на разных этапах ее

развития.

Но этюдная работа облегчала подготовку драматизации. И в результате

она стала приобретать творческий характер. С каждым занятием дети более

адекватно стали использовать пантомимические, интонационные средства.

Они начали коллективно обсуждать характеры героев сказки и средства их

воплощения.

Дети

творчески

подходили

к

высказываниям

героев,

придумывали новые слова для текста, либо заменяли их синонимами.

Таким образом, в ходе проведения занятий, исходя, из наблюдений за

детьми при выполнении ими заданий было установлено, что первоначальная

их слабая активность в использовании творческих проявлений с каждым

днем все более повышалось. Дети увереннее стали пользоваться разными

средствами

выразительности

в

жестах,

позах.

Речь

их

стала

более

разнообразна и интонирована.

2.3. Анализ результатов опытно-эксперементальной работы по проблеме

развития творческого воображения детей старшего дошкольного

возраста в игровой деятельности

Для того чтобы определить эффективность проводимой работы нами была

проведена повторная диагностика. Результаты показали:

1.Уровень воссоздающего воображения.

Высокий - 33%

Средний - 67 %

2.Уровень творческого воображения.

Высокий - 33%

Средний - 67 %

3.Особенности творческих проявлений детей в речи, интонации, мимике,

пантомимике.

Высокий - 53%

Средний - 47 %

4. Сводные результаты творческих способностей первичного обследования:

Средний: 20%

Ниже среднего: 46%

Низкий: 34%

Заключение

В данной методической разработке

рассматривался вопрос об

особенностях

развития

творческого

воображения

детей

старшего

дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исследуя теоретические основы на основе анализа литературы выдающихся

отечественных

и

зарубежных

педагогов

и

психологов,

выяснилось,

что

развитие

творческого

воображения

является

необходимой

частью

всесторонне

развитой,

гармоничной

личности.

Передовые

мыслители

прошлого и современного высказывают не мало полезных советов о том,

какими

способами

лучше

обучать,

развивать

творческое

воображение

в

игровой деятельности ребенка, как отойти от системы в обучении по схеме:

"слушай

-

запоминай

-

отвечай".

Опираясь

на

определенный

анализ

литературы, выяснилось, что для того чтобы влиять на развитие творческого

воображения

детей,

необходимо

изучить

особенности

их

воображения

и

оценить

уровень

его

развития.

Именно

воображение

помогает

детям

освободиться от инерции, то есть стереотипности, привычки, мешающие

творчеству мышления. Выяснилось, что важно формировать у детей умение

представить себе то, что не существует в действительности, преобразовывать

представления памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо

нового,

отражать

реальную

действительность

в

новых

непривычных

сочетаниях и связях. Учить детей смотреть на предмет с разных позиций,

видеть

новые

в

старом,

знакомом,

привычном.

Творческое

продуктивное

воображение характеризует умение направлять свои представления в нужную

сторону, подчинять их определенным целям. Поэтому, важнейшая линия в

развитии

воображения

ребенка

-

это

развитие

направленно сти,

управляемости воображения.

Данные

аспекты

явились

главными

в

определении

форм

и

методов

диагностической

и

коррекционно

-

развивающей

работы

по

развитию

творческого воображения.

Далее,

исходя

из

анализа

литературы,

удалось

выявить

такие

качества

творчества,

как

креативность

или

"творческость",

то

есть

способности

порождать

новые

идеи,

отклоняться

от

традиционных

схем

мышления,

быстро решать проблемные ситуации. Выяснилось, что некоторые ученые,

например

Дж.Гилфорд

связывают

креативность

с

развитием

качеств

дивергентного

мышления,

то

есть

мышления

целостного,

интуитивного,

регулятивного,

которое

опирается

на

воображение

и

служит

средством

порождения оригинальных идей - в отличие от конвергентного мышления,

предполагающего единственный правильный ответ.

Дивергентное

мышление

предполагает,

что

на

один

вопрос

может

быть

несколько

или

даже

множество

правильных

ответов,

охват

всех

возможностей.

И

это

связано

с

тем,

что

данный

тип

мышления

характеризуется такими качествами как:

- Быстрота, то есть способность высказывать максимальное количество идей,

при чем в данном случае важно не их качество, а количество.

- Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

-

Оригинальность

-

способность

порождать

новые

нестандартные

идеи

(может проявляться в ответах, несовпадающих с обще принятыми).

- Точность - законченность - способность совершенствовать или предавать

завершенный вид своему продукту.

Определив

теоретические

основы

разработки

и

сделав

соответствующие

выводы, определилось, что ход и результат диагностической и коррекционно-

развивающей работы с детьми должен быть связан со следующими задачами:

развитие

воссоздающего

и

творческого

воображения,

и

развитие

умений

детей

в

речи,

интонации,

мимике,

пантомимике

передавать

состояние

и

характеры героев сюжетов сказок. Кроме того, предполагалось и решение

следующих задач:

- Развитие целеустремленности, инициативности, уверенности в своих силах.

-

Развитие

умения

сопереживать,

сочувствовать

людям,

животным,

растениям.

-

Развитие

умения

адаптироваться

к

людям,

правильно

воспринимать

и

оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать

хорошее взаимоотношение в различных ситуациях.

-

Воспитание

культуры

общения,

основных

коммуникативных

качеств

и

навыков.

- Развивать умения воздерживаться от неуместных слов, действий, замечать

и понимать состояние и настроения других людей, не перебивать говорящего,

терпеливо выслушивать.

- Развитие относительной непринужденности в общении.

Исходя из особенностей развития дошкольников, понималось необходимость

создания у детей познавательной мотивации, поэтому занятия должны быть

интересными, вызывающими радость и желание заниматься.

В

ходе

завершения

данной

работы,

выяснилось,

что

даже

при

непродолжительной

по

времени,

но

целеустремленной

работе,

можно

добиться значительных результатов в развитии творческого воображения у

детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.



В раздел образования