Напоминание

"Сенсорное воспитание детей, через дидактические игры младшего дошкольного возраста".


Автор: Незнахина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Крутихинский детский сад"
Населённый пункт: с.Крутиха
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное воспитание детей, через дидактические игры младшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное воспитание детей, через дидактические игры младшего

дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель Незнахина И.Н.

МКДОУ «Крутихинский детский сад»

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному

обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в

ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью

восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и

представлений

о

предметах

и

явлениях

окружающего

мира.

Чтобы

оно

проходило

полноценно

,

необходимо

целенаправленное

сенсорное

воспитание.

Ребенка

следует

научить

рассматриванию,

ощупыванию

выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо

определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к

с в о й с т в а м

и

к а ч е с т в а м

д р у г и х

п р е д м е т о в .

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой

ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,

физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от

уровня сенсорного развития детей, т. е. от того , насколько совершенно

р е б е н о к

с л ы ш и т

,

в и д и т ,

о с я з а е т

о к р у ж а ю щ е е .

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей

считается

наиболее

благоприятным

для

совершенствования

деятельности

органов

чувств,

накопления

представлений

об

окружающем

мире.

Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной

дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное

развитие,

направленное

на

обеспечение

полноценного

интеллектуального

развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей

представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних

форм предметов ( система геометрических форм, шкала величин , меры веса,

спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет

является

предметная

игра.

С

детьми

данного

возраста

проводятся

игры-

занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для

малышей,

в

практической

деятельности.

Следовательно,

главное

в

том

возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного

восприятия

окружающего

мира,

и

в

первую

очередь

пополнение

представлений

о

свойствах

предметов:

их

цвете,

форме,

величине

окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей

нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем

показателям,

преобладали

в

основном

низкий

и

средний

уровень.

В

результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке

и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры

детей младшего дошкольного возраста.

Направления моей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма,

величина).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей младшего

дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

"Чудесный мешочек"

" Определи на ощупь" ( найти предметы различающиеся по одному

признаку)

"Узнай фигуру" ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную

фигуру)

" Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых

предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

" Найди предмет указанной формы" ( ребенку предлагается найти картинки с

изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

"Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить , из каких

геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных

предметах окружающей обстановки)

" Какая фигура лишняя?"( определение лишней фигуры в ряду из четырех

геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

"Сравни предметы по высоте"

"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные

ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно

предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую

геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден

цвет предыдущего кружка)

"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по

пяти разным коробкам в зависимости от размера)

"Дальше - ближе"(предложить по рисунку определить положение игры и

предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

"Какого цвета не стало?"

"Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для

предмета)

"Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из

разноцветных кружков в соответствии с образцом)

"Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного

цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета

упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

"Уточним цвет"( учить различать и называть близкие цвета)

В

процессе

создания

сенсорной

зоны

я

отдала

предпочтение

не

приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В

дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ

предметов,

сюрпризные

моменты,

эмоциональную

речь

воспитателя.

Цветовая гамма игр состоит из основных шести цветов, причем все шесть

цветов

залог

каждой

игры.

Работа

с

детьми

проводится

в

основном

индивидуально

или

подгруппой

состоящей

из

2-3

детей.

Подборка

игр

разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку

однородных

и

разнородных

предметов

по

цвету,

форме,

величине,

закрепление

величины

предметов,

геометрических

форм,

сравнение

п р е д м е т о в

п о

ц в е т у ,

ф о р м е ,

в е л и ч и н е .

Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены,

эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной

деятельности

с

детьми,

я

систематически

вношу

в

ежедневный

план

воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину

дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При

этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Используя

сенсорную

зону

в

свободной

деятельности

с

детьми,

я

убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал,

кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у

детей.

Привлекая

внимание

детей

к

сенсорной

дидактической

игре,

я

заметила,

что

у

детей

появляются

такие

качества,

как

интерес

и

любознательность.

Используемая литература:

1.

М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3

лет».

2.

Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3.

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до

6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4.

Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5.

Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники