Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"


Автор: Кучерова Вера Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 190 Кировского района Волгограда
Населённый пункт: г.Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ В

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Кучерова Вера Сергеевна

старший воспитатель

МОУ детский сад № 190

В

дошкольном

возрасте

мир

ребёнка

уже

не

ограничивается

семьёй.

Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и

другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для

него будут контакты и конфликты со сверстниками.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и

порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники

дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда

делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и

окрашены

массой

разнообразных

эмоций.

Эмоциональная

напряжённость

и

конфликтность

детских

отношений

значительно

выше,

чем

среди

взрослых.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и

отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого

значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений

со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее

развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение

человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

У

многих

детей

уже

в

дошкольном

возрасте

формируется

и

закрепляется

негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные

отдаленные последствия.

Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических

причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях

детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со

сверстниками,

приводят

к

его

объективной

или

субъективной

изоляции,

заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и

деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего

конфликта

у

ребёнка

требует

от

взрослых

не

только

внимания

и

наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей

развития общения детей.

Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его

чрезвычайной

эмоциональной

насыщенности.

Контакты

дошкольников

отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о

взаимодействии

малыша

со

взрослым.

Если

со

взрослым

ребёнок

обычно

разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как

правило,

характерны

резкие

интонации,

крик,

смех.

В

среднем

в

общении

сверстников

наблюдается

в

9-10

раз

больше

экспрессивно-мимических

проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного

негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Столь

сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что

начиная

с

четырехлетнего

возраста,

для

малыша

более

привлекательным

партнером

становится

сверстник,

а

не

взрослый.

Дошкольники

уже

сами

отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с

мамой и папой.

Вторая

важная

черта

контактов

детей

-

их

нестандартность

и

нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие

дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со

сверстниками

дошкольники

ведут

себя

непринужденно.

Их

движениям

свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают

причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают

друг

друга,

изобретают

новые

слова

и

придумывают

небылицы

и

т.п.

Такое

свободное

поведение

дошколят

обычно

утомляет

взрослых,

и

они

стремятся

прекратить это "безобразие". Однако для самих детей такая свобода очень важна.

Как ни странно, такое "кривляние" имеет большое значение для развития ребенка.

Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если

взрослый

прививает

ребенку

нормы

поведения,

то

сверстник

поощряет

проявления

индивидуальности.

Не

случайно

те

занятия,

которые

требуют

проявления

творческого

начала

-

игра,

фантазирование,

драматизация,

-

так

популярны

именно

среди

сверстников.

Естественно,

взрослея

дети

все

более

подчиняются

общепринятым

правилам

поведения.

Однако,

раскованность

общения,

использование

непредсказуемых

и

нестандартных

средств

остается

отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание

инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с

партнером,

внимание

к

нему,

способность

слышать

его

и

отвечать

на

его

предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей

нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог,

который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка

значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива

сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый

говорит

о

своем,

а

партнера

никто

не

слышит.

Такая

несогласованность

коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Содержание

общения

детей

не

остаются

неизменными

в

течение

всех

четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в

котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы

сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье.

Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются.

Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем,

чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В

сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его

действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является

для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом

2

возрасте

целиком

зависит

от

конкретной

обстановки,

в

которой

происходит

взаимодействие, и от практических действий партнера.

Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить

дружную

игру

детей:

их

внимание

сразу

переключается

на

него.

Борьба

за

игрушку и нежелание отдавать свою - отличительная особенность малышей. Они

утверждают и отстаивают свое "Я" прежде всего посредством демонстрации своей

собственности: "Смотри, что у меня есть!", "Это мое!". Именно поэтому отдать

своё

очень

трудно.

Привлекательные

игрушки

становятся

поводом

для

бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут

только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе

одной игрушкой в данном случае бесполезны - дети в этом возрасте могут уделять

внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке.

Только

при

помощи

взрослого

малыш

может

увидеть

в

сверстнике

равноценную

личность.

Обратите

внимание

маленького

ребенка

на

привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые

действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном

возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют

одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые

игры

по

определенным

правилам

("каравай",

"зайка",

"карусели",

"пузырь",

"кошки-мышки" и пр.).

Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала

исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения

сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и

активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное

подражание.

Легкость,

с

которой

трехлетние

дети

заражаются

общими

эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности,

возникающей

при

обнаружении

одинаковых

умений

и

вещей.

Эта

общность

определяется пока что только по внешним признакам: "Ты прыгаешь, и я прыгаю",

"У тебя зеленые тапочки - и у меня такие же". Именно подчеркивая такую

общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в

середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей,

которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для

малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно

предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку.

Главным

содержанием

общения

детей

в

середине

дошкольного

возраста

становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе,

если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении

дошкольники

учатся

согласовывать

свои

действия

с

поступками

партнера

и

достигать

общего

результата.

Такого

рода

взаимодействие

называется

сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети

после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней

и беготней, - это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом

возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение - то есть игра.

3

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и

уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других,

чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует

обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника

превращается

в

пристальный

интерес

ко

всему,

что

тот

делает.

В

четырех-

пятилетнем

возрасте

дети

пристально

и

ревниво

наблюдают

за

действиями

сверстников

и

оценивают

их:

часто

спрашивают

у

взрослых

об

успехах

их

товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников

свои

промахи

и

неудачи.

В

детском

общении

появляется

конкурентное,

соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями

сверстников

и

оценивают

их.

Реакции

малышей

на

мнение

взрослого

также

становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать

огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом

возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются

зависть, ревность, обида на ровесника.

Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с

однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности

(как

у

трехлеток),

а

противопоставление

себя

другому.

Через

сравнение

со

сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных

достоинств, которые могут быть оценены окружающими. "Окружающими" для

четырех

-

пятилетнего

ребенка

становятся

сверстники.

Все

это

порождает

многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия

напоказ,

соперничеств,

которые

можно

рассматривать

как

возрастные

особенности пятилеток.

Средством,

помогающим

ребенку

среднего

дошкольного

возраста

нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые

умеют

и

любят

играть,

обязательно

научатся

устанавливать

контакты

с

партнерами,

распределять

роли,

создавать

игровую

ситуацию.

Учите

ребёнка

совместной

игре

(желательно

ролевой),

помогайте

детям

придумывать

интересный сюжет - и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или

собственных успехов.

Старший дошкольный возраст

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам.

Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими

планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей.

В

этом

возрасте

между

ними

уже

возможно

общение

в

привычном

для

нас

понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут

долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не

совершая при этом никаких практических действий.

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно

возрастает

дружелюбность

и

эмоциональная

вовлеченность

ребенка

в

деятельность

и

переживания

сверстников.

Часто

старшие

дошкольники

внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в

них.

Достаточно

часто

даже

вопреки

правилам

игры

они

стремятся

помочь

одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед

4

за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив,

защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому.

При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в

партнере

не

только

его

игрушки,

промахи

или

успехи,

но

и

его

желания,

предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о

себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет

делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах

отражается

зарождение

бескорыстного,

личностного

отношения

к

другому

человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику,

подарить

или

уступить

ему

что-то.

Злорадство,

зависть,

конкурентность

проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже

способны

сопереживать

как

успехам,

так

и

неудачам

ровесников.

Такая

эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что

ровесники

становятся

для

ребенка

не

только

средством

самоутверждения

и

сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план

выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной

независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в

условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют

одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх,

общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу

единства

и

близости

со

сверстниками,

что

благоприятно

влияет

на

развитие

общения и межличностных отношений.

Организованная совместная игра детей может способствовать не только

развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников к детскому

саду. Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками

приводит

к

тому,

что

в

другом

ребенке

малыш

видит

главным

образом

претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение

для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу

имеют совместные игры.

Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит детей

новыми впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен

для развития общения

Использованная литература

1. Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших

дошкольников», М., 2003 г

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

3. Репина Т.А. Общение детей в детской саду и семье. - М.: Педагогика, 1990.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология» М.: Педагогика , 1999 г.

5

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники