Напоминание

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ


Автор: Биктулова Лидия Муллануровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№22 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ

Биктулова Лидия Муллануровна

МБДОУ №22 «Детский сад присмотра

и оздоровления «Колокольчик».

Все люди любят праздники и развлечения, но особенно их обожают дети. Для

малышей,

посещающих

детские

сады,

регулярно

проводят

утренники,

развлечения,

посвященные различным праздничным датам.

Праздник это:

повод проявить себя, выразить внимание к другим людям;

ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения;

формирование духовного мира человека;

воспитание лучших черты личности;

связывание участников праздника с жизнью страны;

развитие творчества, эстетических и нравственных качеств;

обогащение жизнь яркими, образными переживаниями;

возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть

Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они

активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить

свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической

работы.

Цель праздника в ДОУ – формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим

условием развития личности.

Роль праздников и развлечений в развитии ребенка очень важна, они:

создают чувства радости, желание участвовать в праздничных мероприятиях;

это могучее воспитательное средство, оказывающее положительный эффект

на эстетическое воспитание ребенка;

обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор.

дети приобретают новые знания, а также закрепляют уже имеющиеся у них.

у детей развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности,

воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи, а также решаются задачи по

гендерному воспитанию детей (пригласить на танец, проводить по окончанию).

совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей,

сближают с воспитателем и с музыкальным руководителем.

Дошкольное

детство

-

пора

наиболее

оптимального

приобщение

ребенка

к

миру

прекрасного. Утренники, развлечения в детском саду - это важная часть педагогического

процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную

нагрузку. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его

нравственного

облика,

уровня

знаний,

профессионального

мастерства

и

опыта

зависит

конечный результат воспитание дошкольника. Если для взрослых праздник - это приятная

возможность отдохнуть, то для ребятни утренники, развлечения далеко не отдых.

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно

отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники

трех видов:

общественные: праздники народного единства, 8 Марта, День Защитников

Отечества, Праздник Победы.

бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей

в школу и др.

сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается

такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами,

затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой

следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам,

хороводам.

Детские

выступления

перемежаются

играми-аттракционами,

которые

вносят

оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в

ловкости,

сообразительности.

Завершающая

часть

праздника

вновь

подчеркивает

торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей

тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением,

в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них

занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный

волшебных

превращений

праздник,

сулящий

дошкольникам

немало

волнующих

неожиданностей.

Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота

ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Но

самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой

шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.

Елка стоит еще несколько дней в зале.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с

новыми

украшениями

из

ледяных

игрушек,

цветных

льдинок,

слепленных

из

снега

зверюшек. Потом ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять

заброшенной

и

обломанной.

В

памяти

детей

елка

должна

сохраниться

прекрасной

и

нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность детей. Например, во время

летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько

выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке. Украшения в

большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из

зелени,

цветов,

окаймляющие

площадку,

раскрашенные

шарики,

фонарики,

фигурки

зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные

грибы, избушки и т. д.

Подготовка к празднику проходит поэтапно:

Знакомство со сценарием и его обсуждение

Распределение

стихотворений

с

учетом

индивидуальных

особенностей

возможностей детей.

Изучение сценария праздника, текстов песен, стихотворений и танцев детей.

отработка образов и характеров и различных нюансов праздника.

Настрой

детей

на

радостное,

но

ответственное

событие

в

жизни

группы,

напоминание о правилах поведения на празднике.

Готовить

праздник

необходимо

в

совместном

творчестве

с

детьми.

Именно

подготовка праздника способствует развитию познавательной активности детей, так как

они учатся осмысливать вопросы о сущности предстоящего праздника, о логике его

проведения, о тех играх, танцах, песнях, стихотворениях, которые могут быть исполнены.

Что необходимо учитывать при организации праздников?

воспитательная работа должна быть четко спланирована.

необходимо

помнить,

что

подготовка

к

празднику,

сам

праздник

и

послепраздничные дни — это звенья одной неразрывной цепи.

подготовка к празднику должна начаться своевременно, проводиться планово,

без спешки, чтобы дети имели возможность постепенно усваивать материал.

важным условием является доступность праздничного материала;

каждый ребенок должен принимать в празднике посильное участие.

при

распределении

ролей

между

детьми

учитывать

их

индивидуальные

способности, склонности и интересы.

Продолжительность праздника:

В зависимости от возраста детей:

- для самых маленьких 25-30 минут,

-для детей средней группы 35-40 минут,

- для старших дошкольников от 40 до 50 минут.

( исключения могут составлять новогодний праздник, где множество переодеваний, номеров

и выпуск в школу, где звучат поздравления родителей) Перед каждым праздником и после –

проветривание, влажная уборка, кварцевание.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе

дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем

совместно с воспитателями с учетом программы, выбранной ДОУ и утверждается на одном

из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок

работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается

ведущий праздника.

Педагогу-воспитателю необходимо:

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

Оказывать

помощь

музыкальному

руководителю

в

освоении

детьми

программного

музыкального

репертуара,

показывать

образцы

точного

выполнения движений.

Проводить

регулярные

музыкальные

занятия

с

детьми

группы

в

случае

отсутствия музыкального руководителя.

Разучивать движения с отстающими детьми.

Углублять

музыкальные

впечатления

детей

путем

прослушивания

музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух,

чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

Владеть

элементарными

навыками

игры

на

детских

музыкальных

инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и

др.).

Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы:

пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ,

музыкально-дидактические игры.

Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых

песен,

хороводов,

музыкальных

игр

на

занятиях,

прогулке,

утренней

гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

Создавать

проблемные

ситуации,

активизирующие

детей

д л я

самостоятельных творческих проявлений;

Принимать

непосредственное

участие

в

диагностическом

обследовании

своих

воспитанников

по

выявлению

музыкальных

умений

и

навыков,

индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Принимать

активное

участие

в

подготовке

и

проведении

праздников,

развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и

музыкальным утренникам.

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально

го зала для праздников и развлечений.

Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Роль ведущего на празднике.

Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый,

знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться. Роль

ведущего очень ответственна.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей.

Ведущий должен хорошо знать

программу утренника, должен знать песни, пляски, игры

детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Очень оживляет речь

ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели

как наши малыши пляшут с платочками?»)

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий

не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее.

Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы -

утомляют ребят

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные

моменты В таких

случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного

положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений)

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После

угощения -

поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно

напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником),

предложить детям выйти из зала организованно

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы.

Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и

весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты,

детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была

возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если

родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны

принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может

случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Роль ведущего и второго воспитателя:

ведущий должен держаться непринужденно, вести утренник эмоционально, говорить

просто, но литературным языком;

ведущий должен быть находчивым;

второй

воспитатель

должен

хорошо

знать

праздничную

программу

и

весь

ход

праздника;

отвечать за порученные ему обязанности;

ведущий

и

второй

воспитатель

должны

быть

особо

внимательны

ко

всем

обстоятельствам на празднике, приводящим к опасности жизни детей

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они

делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх,

рисунках,

лепке.

Воспитатель

стремиться

закрепить

наиболее

красочные

впечатления,

связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия

отдельных

персонажей.

В

нашем

детском

саду

проводятся

закрепляющие

музыкальные

занятие (оставляем оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предлагаем

вспомнить

что детям понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления

можно

повторить

2-3

раза

со

сменой

исполнителей).

Старшие

дети

выступают

с

праздничными

номерами

перед

детьми

младших

групп.

Все

это

помогает

глубже

почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления.

Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления,

связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и

беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.

Воспитатель

участвует

в

этих

беседах,

подытоживая

впечатления

детей,

выделяя

главное, наиболее важное, поясняет непонятное.

Закрепление праздничных впечатлений:

повторение на музыкальных занятиях

по желанию детей некоторых праздничных

песен, игр, танцев, инсценировок;

отражение детьми своих впечатлений в играх, в рисунках, в лепке, аппликации;

мини – концерты в группе из знакомых песен, танцев, стихотворений;

беседы о прошедшем празднике.

Как бы мы ни старались, иногда не избежать ошибок, которые часто допускаются во

время проведений праздников. Рассмотрим их:

Часто встречающиеся ошибки в процессе проведения праздника:

не следует всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного, кроме хоровода

(относительно младших детей);

стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на празднике справа

или слева;

все

стихи

обговариваются,

если

в

этом

есть

затруднения,

обратиться

старшему

воспитателю;не допустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать стихи

хотят все);

не используем в речи слово «стишок», говорим – прочитает стихотворение;

неудачное выражение - «подойдите к ёлке», нужно предложить детям взяться за руки

и встать вокруг ёлки;

перед

праздником

проверить

количество

стульчиков,

атрибутики,

музыкальных

инструментов соответственно количеству детей на празднике.

Дед Мороз не должен относить свой «трон» от ёлки во время детских выступлений,

удачнее поручить это кому-то;

если предлагаете подарки ли угощения в зале, значит отдайте их детям именно в зале;

перед выходом в зал детей не должно быть томительного длительного ожидания,

чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные

атрибуты и когда приготовиться к выходу.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической

пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную

работу к нему - родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в

украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении

небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь

воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей

обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После

утренника

воспитатели

предлагают

родителям

записать

свои

впечатления

в

«Книге

отзывов».

Взаимодействие воспитателей и родителей:

своевременно информировать о дате проведения, заранее оговаривать форму одежды

и обуви;

подготовить праздничную одежду за 1 день до праздника;

привлечь родителей к участию в подготовительной работе к празднику;

к участию непосредственно на празднике;

корректно советовать родителям, как себя вести на празднике;

заранее обсуждать с родительским комитетом по поводу подарков ( новый год,

выпускной и т.д.)

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где

обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том

числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. Если все

участники образовательно- воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и

уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот

уникальный период - дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей

успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее

детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов. И тогда все у нас

получится!

Удачи Вам!

Использованная литература:

Зацепина М. Б. «Культурно – досуговая деятельность в детском саду» Программа и

методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Алксеева Л.Н., Ттюникова Т.Э. «Музыка». Учебно – наглядное пособие «Музыка»

- М.: АСТ, 2002.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание»/ Н.А.

Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд.,

исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 2000.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники