Автор: Пешкова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №88 "Антошка"
Населённый пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Наименование материала: конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
занятия
по
познавательно-
исследовательской
деятельности
в
старшей
группе на тему «Перелетные птицы»
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,
кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись
голосов и пения птиц.
Предварительная
работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о
птицах.
Ход
занятия:
1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, Лужи у крыльца,
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце Света и тепла.
-
Ребята,
скажите,
пожалуйста,
о
каком
времени
года
говорится
в
стихотворении? /Об осени/
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут
моросящие дожди, улетают птиц
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые
остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец,
жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
- Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)
2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.
- Отгадайте следующую загадку.
3. Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/
4.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/
- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв,
хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет
пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от
других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих
гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же
они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
-
Ребята,
а
почему
птицы
улетают
в
теплые
края?
/Потому
что
здесь
наступают холода, зимой нет насекомых.
-
А
как
же
они
находят
дорогу
на
юг
и
обратно
сюда?
/не
знаем/.
Оказывается,
некоторые
птицы
улетают
ночью,
другие
днем.
Но
перед
полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают
жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на
звезды,
а
если
небо
затянуто
облаками
и
звезд
не
видно,
то
они
ориентируются на магнитные колебания Земли.
-Кто видел , как улетают птицы?
-Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все
вместе;
некоторые,
например,
журавли,
выстраиваются
«клином»
в
виде
треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное,
это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые
показывают дорогу.
Физминутка
«Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка –
свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое
перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой
орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Упражнение
«Отгадай
и
присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы
услышите
название
зимующей
птицы,
то
присядьте;
а
если
название
перелетной,
то
машите
руками.
Ворона,
соловей,
дятел,
сорока,
голубь,
ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение
«Скажи
одним
словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне
будете
его
возвращать
с
ответом.
У
аиста
длинные
ноги,
он
какой?
…
/длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки
длинный
хвост,
она
…
/длиннохвостая/.
Ласточка
любит
тепло,
она
…
/теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья
звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение
«Продолжи
предложение,
найди
причину»
Первыми
осенью
улетают
на
юг
птицы,
которые
питаются
насекомыми,
потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно
назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-
под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет
себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво
поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому
что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ
занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
-
Ребята,
мне
понравилось,
как
вы
работали
на
занятии:
внимательно
слушали,
думали,
отвечали
полными
предложениями.
Молодцы!
Самым
активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)