Напоминание

"Перелетные птицы"


Автор: Пешкова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №88 "Антошка"
Населённый пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Наименование материала: конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

занятия

по

познавательно-

исследовательской

деятельности

в

старшей

группе на тему «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте,

кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись

голосов и пения птиц.

Предварительная

работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о

птицах.

Ход

занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

-

Ребята,

скажите,

пожалуйста,

о

каком

времени

года

говорится

в

стихотворении? /Об осени/

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут

моросящие дожди, улетают птиц

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые

остаются? /Перелетные и зимующие/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец,

жаворонок/.

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (соловей)

- Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

- Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

4.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв,

хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет

пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от

других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих

гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же

они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

-

Ребята,

а

почему

птицы

улетают

в

теплые

края?

/Потому

что

здесь

наступают холода, зимой нет насекомых.

-

А

как

же

они

находят

дорогу

на

юг

и

обратно

сюда?

/не

знаем/.

Оказывается,

некоторые

птицы

улетают

ночью,

другие

днем.

Но

перед

полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают

жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на

звезды,

а

если

небо

затянуто

облаками

и

звезд

не

видно,

то

они

ориентируются на магнитные колебания Земли.

-Кто видел , как улетают птицы?

-Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все

вместе;

некоторые,

например,

журавли,

выстраиваются

«клином»

в

виде

треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное,

это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые

показывают дорогу.

Физминутка

«Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка –

свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое

перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой

орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение

«Отгадай

и

присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы

услышите

название

зимующей

птицы,

то

присядьте;

а

если

название

перелетной,

то

машите

руками.

Ворона,

соловей,

дятел,

сорока,

голубь,

ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение

«Скажи

одним

словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне

будете

его

возвращать

с

ответом.

У

аиста

длинные

ноги,

он

какой?

/длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки

длинный

хвост,

она

/длиннохвостая/.

Ласточка

любит

тепло,

она

/теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья

звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение

«Продолжи

предложение,

найди

причину»

Первыми

осенью

улетают

на

юг

птицы,

которые

питаются

насекомыми,

потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно

назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-

под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет

себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво

поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому

что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ

занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

-

Ребята,

мне

понравилось,

как

вы

работали

на

занятии:

внимательно

слушали,

думали,

отвечали

полными

предложениями.

Молодцы!

Самым

активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники