Автор: Атаманская Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение детский сад комбинированного вида № 48 "Вишенка"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в условиях современного
дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное
дошкольное
образовательное
учереждение детский сад
комбинированного вида
№
48
"Вишенка" г. Белгород
Атаманская Елена
Александровна
Патриотическое
воспитание
является
составной
частью
общего
воспитательного
воздействия
на
любого
человека
.
Недооценка
патриотизма
как
важнейшей
составляющей
общественного
сознания
приводит
к
ослаблению
духовных
и
культурных
основ
развития
общества
и
государства
.
Этим
и
определяется
приоритетность
патриотического
воспитания
граждан
России
в
настоящее
время
.
Отторжение
подрастающего
поколения
от
отечественной
культуры
,
от
общественно
-
исторического
опыта
является
одной
из
серьезных
проблем
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с
тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению
как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения
и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные
нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного
дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей
гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение
оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-
патриотических качеств дошкольников.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по
патриотическому воспитанию детей, а именно:
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы
образовательных учреждений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и
другое.
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны
патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной
системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным
понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста
необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические
качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина»
включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию
общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать
себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда
закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство
любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит
духовное самоопределение.
В воспитательном процессе ДОУ патриотического воспитание осуществляется по
направлениям:
- духовно-нравственное,
- социальное,
- эстетическое,
- краеведческое,
- трудовое,
- интеллектуальное,
- работа с семьей и др.
Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы
патриотического воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый комплекс
задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице,
городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают
ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному
наследию.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного
человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к
другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к
большому надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с
отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это
корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он
изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское
воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и
блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением
народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу
термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную
самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились
особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,
представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым
приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре
каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются
различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные
качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря
этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,
городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные
праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за
характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц,
насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и
различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и
многообразии.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На
конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям
такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к
врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили
потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье
людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь
воздвигнуты памятники.
Коллектив нашего ДОУ проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с
героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического
воспитания, во время которого организуется:
- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского
солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- занятия, беседы;
- утренник «День Победы»;
- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой войны
– наши земляки».
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт
с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни
детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья»,
«Самая лучшая бабушка» и др.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости,
способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в
ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке,
изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники
приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной
жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,
традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,
готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Список использованной литературы:
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В. Загик, Т.А.
Кулинова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1996.
– 192 с.:ил.
Практический журнал «Воспитатель ДОУ»
№
8/2010
Воспитатель: Атаманская Елена
Александровна