Напоминание

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения


Автор: Атаманская Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение детский сад комбинированного вида № 48 "Вишенка"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание в условиях современного

дошкольного образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное

дошкольное

образовательное

учереждение детский сад

комбинированного вида

48

"Вишенка" г. Белгород

Атаманская Елена

Александровна

Патриотическое

воспитание

является

составной

частью

общего

воспитательного

воздействия

на

любого

человека

.

Недооценка

патриотизма

как

важнейшей

составляющей

общественного

сознания

приводит

к

ослаблению

духовных

и

культурных

основ

развития

общества

и

государства

.

Этим

и

определяется

приоритетность

патриотического

воспитания

граждан

России

в

настоящее

время

.

Отторжение

подрастающего

поколения

от

отечественной

культуры

,

от

общественно

-

исторического

опыта

является

одной

из

серьезных

проблем

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с

тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению

как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения

и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные

нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного

дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей

гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение

оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-

патриотических качеств дошкольников.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по

патриотическому воспитанию детей, а именно:

- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы

образовательных учреждений;

- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и

другое.

В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны

патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной

системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость

вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным

понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста

необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические

качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина»

включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию

общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать

себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда

закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.

Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство

любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит

духовное самоопределение.

В воспитательном процессе ДОУ патриотического воспитание осуществляется по

направлениям:

- духовно-нравственное,

- социальное,

- эстетическое,

- краеведческое,

- трудовое,

- интеллектуальное,

- работа с семьей и др.

Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы

патриотического воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый комплекс

задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице,

городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

труде, в быту.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают

ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному

наследию.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного

человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к

другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к

большому надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с

отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он

изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское

воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные

нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и

блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю,

чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением

народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет

быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу

термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную

самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,

поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились

особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,

представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым

приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре

каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.

Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу,

нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются

различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные

качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря

этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет

ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,

городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные

праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за

характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц,

насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и

различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и

многообразии.

Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На

конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников

Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям

такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к

врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили

потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье

людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь

воздвигнуты памятники.

Коллектив нашего ДОУ проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с

героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического

воспитания, во время которого организуется:

- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.

- занятия «Герои войны – наши земляки»;

- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского

солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;

Неделя Памяти, включающая:

- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;

- занятия, беседы;

- утренник «День Победы»;

- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой войны

– наши земляки».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт

с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни

детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья»,

«Самая лучшая бабушка» и др.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости,

способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в

ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке,

изобразительном искусстве.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники

приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной

жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,

традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,

готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Список использованной литературы:

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В. Загик, Т.А.

Кулинова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1996.

– 192 с.:ил.

Практический журнал «Воспитатель ДОУ»

8/2010

Воспитатель: Атаманская Елена

Александровна



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники