Напоминание

Курсовая работа как форма приобретения студентами колледжа практического опыта по формированию профессиональных компетенций


Автор: Пичугина Лариса Валерьевна
Должность: преподаватель высшей квалификационнной категории
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Курсовая работа как форма приобретения студентами колледжа практического опыта по формированию профессиональных компетенций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРИОБРЕТЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

КОЛЛЕДЖА ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Л.В.Пичугина,

преподаватель высшей

квалификационной категории

ФГБОУ ВО НГУЭУ,

г. Новосибирск,

Аннотация

Важным контролем качества обучения, являются оценочные средства.

В качестве оценочного средства используется одна из форм представления

студентами учебно-исследовательской работы: курсовая работа. Овладение

навыками исследовательской деятельности становится важным показателем

готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Учебно-исследовательская

деятельность,

профессиональный

модуль,

фонды

оценочных

средств,

общие

и

профессиональные

компетенции,

курсовая работа.

В условиях реализации ФГОС СПО контроль и оценка знаний, умений

и навыков обучающихся становятся очень важным этапом образовательного

процесса.

Образовательные

учреждения

среднего

профессионального

образования

разрабатывают

фонды

оценочных

средств,

обеспечивающие

адекватную оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Оценка

компетенций

определяется

и

описывается

не,

сколько

самим

оценочным

средством,

сколько

формой

организации

оцениваемой

деятельности студента, т.е. технологией организации контроля.

Средства

оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный

компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию

компетенций или их применение в конкретной ситуации.

Современному обществу требуются специалисты, способные творчески

подходить к решению различных проблем, анализировать их и принимать

решения

в

нетипичных

и

нестандартных

ситуациях.

Среднее

профессиональное учебное заведение готовит студентов, прежде всего, к

практической деятельности, особенности которой заключаются в том, что

невозможно дать студенту все знания, умения, необходимые для выполнения

п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

фу н к ц и й .

П о э том у

о вл а д е н и е

н а в ы к а м и

исследовательской деятельности становится важным показателем готовности

выпускника к профессиональной деятельности.

В

отечественной

литературе,

понятие

«учебно-исследовательская

деятельность» рассматривается

как вид самостоятельной познавательной

деятельности,

в

которой

реализуется

комплексное

изучение

объектов

исследования, выражается его проблема, выдвигается гипотеза, происходит

поиск

путей

решения

проблемы,

подвергаются

разбору

полученные

результаты, производится их качественная и количественная оценка. Одной

из

форм

представления

студентами

учебно-исследовательской

работы

является курсовая работа, выполнение которой позволяет увидеть уровень

сформированности не только профессиональных, но и общих компетенций.

Курсовая работа является основным видом учебной деятельности и

представляет собой индивидуальную

разработку студента по конкретной

теме.

Данный

вид

работ

предназначен

для

контроля

качества

знаний

на

определенном

этапе

обучения

выбранной

специальности

и

формирует

у

студентов первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.

В

соответствии

с

учебными

планами

на

специальности

38.02.06

Финансы студенты дневного и заочного отделения Бизнес-колледжа НГУЭУ

выполняют курсовую работу по профессиональному модулю ПМ.03 Участие

в

управлении

финансами

организаций

и

осуществление

финансовых

операций.

Объем

изучаемого

материала

по

данному

профессиональному

модулю велик, поэтому глубокое освоение различных аспектов содержания

для студентов очень затруднительно. Организация учебно-исследовательской

работы в данном случае позволяет мобилизовать студентов на качественное

усвоение изучаемого материала.

Выполнение курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.03

Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых

операций направлено на приобретение студентами практического опыта по

формированию

финансовых

ресурсов

организаций

и

осуществлению

финансовых

операций

и

по

систематизации

полученных

знаний

и

практических

умений,

формированию

общих

и

профессиональных

компетенций.

Основная

цель

курсовой

работы

-

выработать

у

студентов

практические

умения

и

навыки

по

изучаемой

дисциплине,

а

также

приобретение ими профессиональных компетенций по специальности.

Соб-

ранный материал и полученные результаты при написании курсовой работы

студенты

используют

при

подготовке

к

написанию

выпускной

квалификационной работы.

Выполнение

курсовой

работы

осуществляется

под

руководством

преподавателя

профессионального

модуля.

Студенту

предлагаются

методические

рекомендации по

выполнению

курсовой

работы

по

профессиональному модулю, в которых определены цели и задачи, порядок

выполнения,

содержатся

требования

к

лингвистическому

и

техническому

оформлению

курсовой

работы

и

практические

советы

по

подготовке

и

прохождению процедуры защиты. Внимательное изучение рекомендаций и

следование им позволяет студентам избежать ошибок и помогает качественно

выполнить курсовую работу. Вместе с тем своевременное консультирование

студентов

с

руководителем

курсовой

работы

помогает

без

проблем

подготовить, защитить курсовую работу и получить положительную оценку.

Консультации по выполнению курсовой работы проводятся как в рамках

учебных

часов

в

ходе

изучения

профессионального

модуля,

так

и

по

индивидуальному графику.

Процесс подготовки, выполнения и защиты курсовой работы состоит

из ряда последовательных этапов:

-

выбор

темы,

определение

цели

и

задач

исследования,

согласование ее с руководителем;

-

подбор и изучение литературы;

-

корректирование цели и задач исследования;

-

структурирование

содержания

работы

в

соответствии

с

требованиями по оформлению работы;

-

написание работы;

-

анализ содержания и формулировка выводов;

-

представление

работы

на

проверку

в

соответствии

с

установленными требованиями;

-

составление тезисов доклада и защита (презентация) работы.

Студенту

предлагается

выбор темы,

которую

ему

целесообразно

обосновать исходя из ее значимости и актуальности для развития экономики,

имеющегося

практического

опыта,

полученных знаний

при

обучении

в

колледже.

Перед выполнением курсовой работы студенты изучают литературу по

выбранной

теме,

используя

для

этого

отечественные

и

зарубежные

литературные

источники:

учебники

и

учебные

пособия,

монографии,

материалы периодических изданий - журнальные и газетные публикации,

статистические

обзоры,

информационные

сводки,

законодательные и

нормативные акты, регулирующие правоотношения и др.

В

процессе

изучения

специальной

литературы

студент

определяет

предмет

исследования

темы,

т.е.

конкретный

процесс

или

явление

экономической

сферы

деятельности,

выявляет

основные проблемы

современного состояния предмета исследования и выбирает одну из них или

несколько в качестве цели и задач исследования. В курсовой работе студент

должен изложить свой вариант решения исследуемой проблемы, для этого

он должен систематизировать цифровые данные в виде таблиц, графиков с

необходимым

анализом,

обобщением

и

выявлением

тенденций

развития рассматриваемых экономических явлений.

Основные положения исследования и выводы автора курсовой работы

после рецензии руководителя работы представляются на публичную защиту.

Процедура защиты курсовой работы включает в себя:

-

выступление студента по теме и результатам работы;

-

ответы

на

вопросы

членов

комиссии,

в

которую

входят

преподаватели

дисциплин

профе ссионального

цикла

и / и л и

междисциплинарных курсов профессионального модуля.

На защиту приглашаются преподаватели и студенты других специальностей.

Курсовая работа оценивается дифференцированно с учетом качества ее

выполнения, содержательности выступления студента и ответов на вопросы

во время защиты. Результаты защиты оцениваются по пятибалльной системе:

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Положительная

оценка

по

профессиональному

модулю,

по

которому

предусматривается

курсовая

работа,

выставляется

только

при

условии

успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Таким образом, в процессе выполнения курсовой работы у студентов

формируется

определенный

подход

к

самостоятельному

и

творческому

решению профессиональных проблем на основе следующих дидактических

компонентов образовательного процесса:

-

п о н и м а н и я

т е о р е т и ч е с ко го

м ат е р и а л а

и з у ч е н н о г о

профессионального

модуля

и ознакомления с практическими проблемами

профессиональной сферы деятельности;

-

формирования

и

развития

навыков

самостоятельной

работы

с

различными видами литературных источников;

-умения

осуществлять

подбор

информации

по

заданной

теме

и ее

систематизация;

-

умения

находить

и

обосновывать

свой

вариант

решения

профессиональной проблемы;

-

умения

делать

обобщения,

обоснования,

предложения,

рекомендации, аргументированные выводы;

-умения логически последовательно излагать материал выполненного

исследования;

- умения защитить свою точку зрения.

Очевидно,

что

формировать

профессиональные

компетенции

у

студентов

не

только

сложно,

но

и

очень

ответственно.

Эффективность

процесса

формирования

профессиональных

компетенций

у

студентов

обеспечивается формой организации оцениваемой деятельности. Курсовая

работа

как

оценочное

средство,

применяется

для

диагностики

уровня

сформированности компетенции или её компонента.

Выполнение

и

оформление

курсовых

работ

является

одним

из

перспективных

видов

учебно-исследовательской

деятельности

в

системе

среднего

профессионального

образования,

позволяющий

студентам

приобрести умения планировать и анализировать свою деятельность. Опыт

показывает, что написание курсовых работ существенно повышает качество

знаний

и

умений

студентов,

что

отражается

при

прохождении

итоговой

государственной

аттестации,

в

положительных

отзывах

руководителей

учебных и производственных практик.

В

связи

с

переходом отечественной

системы

образования

на

компетентностно-ориентированное обучение в рамках ФГОС СПО акцент

переносится

с

содержания

образования

на

результаты

обучения,

которое

предполагает формирование профессиональных компетенций. С точки зрения

компетентностного подхода применение курсовой работы как оценочного

средства

позволяет

формировать

у

обучающихся

значимые

для

будущей

профессиональной социализации профессиональные компетенции, которые в

большей

степени

будут

показаны

при

выполнении

выпускной

квалификационной работы.

Включение

студентов

в

учебно-исследовательскую

деятельность

позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт,

создает

условия

для

саморазвития

личности,

позволяет

реализовывать

творческий

потенциал,

помогает

обучающимся

самоопределиться

и

самореализоваться,

что,

в

конечном

счете,

формирует

общие

и

профессиональные

компетенции

выпускников

учреждений

среднего

профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и

востребованность на рынке труда.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники