Автор: Пуртова Анна Газинуровна Должность: воспитатель изобразительного искусства Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 15 "Страна чудес" г. Ханты- Мансийск. Населённый пункт: Город Ханты - Мансийск Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Русская народная игрушка" Раздел: дошкольное образование
Пуртова Анна Газинуровна, воспитатель по изобразительному искусству.
МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №15 «Страна
чудес» г. Ханты- Мансийск.
Конспект НОД (занятия)
«Русская народная игрушка»
Тема: «Русская народная игрушка»
Цель: способствовать эстетическому воспитанию дошкольников
средствами народного искусства
Задачи:
продолжать
знакомить
с
народным
промыслом
филимоновская
игрушка;
закрепить
умение
составлять
узор
на
разных
формах,
выполняя
цветные
полоски,
ветвистая
«елочка»,
яркая
«ягодка»,
лучистая
«звездочка» или «солнышко»;
развивать
наблюдательность,
умение
видеть
характерные
отличительные особенности изделий: качество материала, способ его
обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;
приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, картинки с
элементами филимоновских узоров; гуашь, акварельные краски, кисточки,
вода,
салфетки,
готовые
шаблонные
рисунки
филимоновских
игрушек,
свистульки-игрушки.
Предварительная
работа: рассказ
воспитателя,
рассматривание
альбомов, картин о филимоновских
игрушках; беседы; лепка из глины
филимоновских
игрушек;
раскрашивание
книжек-раскрасок,
беседы
о
филимоновской игрушке.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
у
нас
не
простое
занятие.
Мы
отправимся в гости в русскую избу, как художники по росписи народной
игрушки. Но сначала заглянем на ярмарку, мысленно представим, что мы
посетили еще и ярмарку.
Стихотворение про ярмарку.
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает
,
Без покупки не уйдешь!
Здесь изображены игрушки с которыми играли дети в Древней Руси.
Это
деревянные,
соломенные,
глиняные
игрушки,
созданные
руками
народных мастеров. Поэтому они получили название – народные.
Основная часть:
Ребята,
вы
видели
когда-нибудь
пасущуюся
на
лугу
разноцветную,
полосатую корову? А лошадь с длинной как у жирафа, шеей? Нет, конечно, в
жизни такого не бывает. Давайте немного пофантазируем. Представьте кукол
барышень одетых в пёстрые юбки до пят и в кокетливые шляпки, солдат в
мундирах с погонами, в полосатых штанах и сапогах на высоких каблуках,
всадников в фуражках с козырьком, ловко управляющих стройными конями,
медведей, оленей, баранов, курочек… Такие игрушки есть у нас в группе. Их
называют русскими народными игрушками. И каждая игрушка хранит тепло
рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Их действительно создавал
народ.
Филимоновской
игрушке
более
700
лет.
При
раскопках
Жемчужниковского
и
Снедковского
курганов,
городищ
в
Одоеве
были
обнаружены
черепки
гончарных
изделий,
относящиеся
к
IX
–
XI
вв.,
с
рисунками
и
знаками,
которыми
расписывают
сегодня
филимоновскую
игрушку. На раннее происхождение филимоновской миниатюры указывают
многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с птицами и детьми в
руках,
кони
олени,
коровы,
петухи…)
и
элементы
р о с п и с и
(разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским
формам славянского культа. По легенде, деревня Филимоново была названа в
честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза
и игрушечника.
В середине XIX в. промысел был уже известен далеко за пределами
Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились
гончарством.
Как
и
везде,
посуду
делали
гончары-мужчины,
а
игрушки-
свистульки
–
женщины,
за
что
окрестные
жители
прозвали
их
«свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные (показ
иллюстрации):
у
животных
длинная
шея,
маленькая
голова,
плавно
переходящая
в
туловище,
высокие
ножки,
вздернутая
вверх
укрупненная
задняя часть с коротким хвостиком. Какие элементы использовали мастера?
Расписывают эти игрушки жёлтыми, красными, лиловыми, зелёными, реже
синими и фиолетовыми полосками. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга
– солнышка, звезды. (презентация)
Поэтическая
минутка (воспитатель
читает
стихотворение
о
филимоновской игрушке)
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в
группе, а в мастерской, и вы все не дети, а мастера-художники. Посмотрите у
вас
на
столах
стоят
филимоновские
игрушки,
слепленные
из
глины,
но
прежде
чем
расписывать
внимательно
посмотрите
на
элементы
узоров,
характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой
гамме.
– Какие цвета вы будете использовать для росписи филимоновской игрушки?
– Какие элементы росписи будете использовать?
– Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам
филимоновских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит
музыка).
Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения
всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за
посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
На Руси умельцы жили
Очень много мастерили
Расписные петушки,
золотые гребешки
Для здоровья, для порядку
Все мы делаем зарядку.
Раз - присели,
Два - присели.
За работу тихо сели.
Рефлексия
А теперь заканчивайте свои работы
Сегодня я узнал …
Меня удивило…
Было трудно…
Мне захотелось…
Оцените своё изделие
- над изделием ещё надо потрудиться;
-
изделие сделано хорошо;
-
изделие сделано отлично.
Литература.
1. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка: История, искусство,
роспись игрушки / И. А. Богуславская. – М.: 1975.
2. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка: Жизнь игрушке дала свистулька / Г.
Л. Дайн. – М.: 1980.
3. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки: рабочая тетрадь по основам
народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М.: Просвещение, 1980.
4. Под ред. Неменского, Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека: учебник по изобразительному искусству / под ред. Б. М.
Неменского. – М.: 1979.
5. Барадулина, В. А. Основы художественного ремесла: Поколение мастеров
– игрушечников / В. А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979.
6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей
группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред.
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.