Напоминание

"Русская народная игрушка"


Автор: Пуртова Анна Газинуровна
Должность: воспитатель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 15 "Страна чудес" г. Ханты- Мансийск.
Населённый пункт: Город Ханты - Мансийск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Русская народная игрушка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пуртова Анна Газинуровна, воспитатель по изобразительному искусству. МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №15 «Страна чудес» г. Ханты- Мансийск. Конспект НОД (занятия) «Русская народная игрушка»

Тема:
«Русская народная игрушка»
Цель:
способствовать эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства
Задачи:
 продолжать знакомить с народным промыслом филимоновская игрушка;  закрепить умение составлять узор на разных формах, выполняя цветные полоски, ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко»;  развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;  приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Оборудование:
несколько рисунков филимоновских игрушек, картинки с элементами филимоновских узоров; гуашь, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки филимоновских игрушек, свистульки-игрушки.
Предварительная

работа:
рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о филимоновских игрушках; беседы; лепка из глины филимоновских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о филимоновской игрушке.
Ход образовательной деятельности

Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие. Мы отправимся в гости в русскую избу, как художники по росписи народной игрушки. Но сначала заглянем на ярмарку, мысленно представим, что мы посетили еще и ярмарку.
Стихотворение про ярмарку.
Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет! Что душа твоя желает - Все на ярмарке найдешь! Всяк подарки выбирает , Без покупки не уйдешь!
Здесь изображены игрушки с которыми играли дети в Древней Руси. Это деревянные, соломенные, глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. Поэтому они получили название – народные.
Основная часть:
Ребята, вы видели когда-нибудь пасущуюся на лугу разноцветную, полосатую корову? А лошадь с длинной как у жирафа, шеей? Нет, конечно, в жизни такого не бывает. Давайте немного пофантазируем. Представьте кукол барышень одетых в пёстрые юбки до пят и в кокетливые шляпки, солдат в мундирах с погонами, в полосатых штанах и сапогах на высоких каблуках, всадников в фуражках с козырьком, ловко управляющих стройными конями, медведей, оленей, баранов, курочек… Такие игрушки есть у нас в группе. Их называют русскими народными игрушками. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Их действительно создавал народ. Филимоновской игрушке более 700 лет. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве были обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. На раннее происхождение филимоновской миниатюры указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с птицами и детьми в руках, кони олени, коровы, петухи…) и элементы р о с п и с и (разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским формам славянского культа. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. В середине XIX в. промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки- свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные (показ иллюстрации): у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком. Какие элементы использовали мастера? Расписывают эти игрушки жёлтыми, красными, лиловыми, зелёными, реже синими и фиолетовыми полосками. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. (презентация)
Поэтическая

минутка (воспитатель

читает

стихотворение

о

филимоновской игрушке)
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы Что добро в дома несут. И добро там не простое,
И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало И чтоб сказка никогда нас не покидала. Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в группе, а в мастерской, и вы все не дети, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят филимоновские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. – Какие цвета вы будете использовать для росписи филимоновской игрушки? – Какие элементы росписи будете использовать? – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам филимоновских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).
Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ. Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза. На Руси умельцы жили Очень много мастерили Расписные петушки, золотые гребешки Для здоровья, для порядку Все мы делаем зарядку. Раз - присели, Два - присели. За работу тихо сели.
Рефлексия

А теперь заканчивайте свои работы Сегодня я узнал … Меня удивило… Было трудно… Мне захотелось… Оцените своё изделие - над изделием ещё надо потрудиться; - изделие сделано хорошо; - изделие сделано отлично. Литература. 1. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка: История, искусство, роспись игрушки / И. А. Богуславская. – М.: 1975. 2. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка: Жизнь игрушке дала свистулька / Г. Л. Дайн. – М.: 1980. 3. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М.: Просвещение, 1980. 4. Под ред. Неменского, Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: 1979. 5. Барадулина, В. А. Основы художественного ремесла: Поколение мастеров – игрушечников / В. А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.


В раздел образования