Автор: Пырикова Ольга Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: СОГБПОУ "Вяземский железнодорожный техникум"
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы на уроке литературы "Работа обучающихся в команде"
Раздел: среднее профессиональное
Умение работать в команде - это одна из составляющих делового успеха,
карьерного роста современного человека. Работа в команде – термин, за
которым стоит определенный вид деятельности. Под командой обычно
понимается группа, созданная для решения конкретной учебной задачи.
Исследования психологов показывают, что обучающиеся в большинстве
своем испытывают трудности в том, чтобы увлечь учебную группу своим
ответом, внимательно слушать своих ровесников, вести дискуссию или
участвовать в беседе во время урока. Ребята не готовы ждать возможности
высказать свое мнение, считаться с точкой зрения другого человека, сообща
работать в группе не умеют 56% опрошенных. Поэтому обучающиеся часто
испытывают на уроках психологический дискомфорт, не могут до конца
увлечься материалом, быть активными.
Педагог может и должен помочь ребятам строить взаимоотношения в
коллективе, для чего совершенно необязательно проводить какие-то особые
мероприятия. Учить коммуникативной компетентности можно, создавая
ситуации, в которых коллективная работа просто необходима.
Можно предложить ребятам изучать новую тему на уроке литературы,
разделившись на группы. Каждая группа (команда) получит свою часть темы,
свою проблему, самостоятельно изучит ее в условленное время урока,
предложит варианты решений, ответов и доложит результаты работы всем.
В процессе самостоятельной работы в команде создается атмосфера
психологического комфорта: каждый член группы ощущает свою нужность,
причастность к будущему успеху, свое личностное развитие, свою
значительность. Внутри группы изучение новой темы осуществляется
индивидуально, коллективно в обсуждении, а также в ученическом
репетиторстве, когда сильные учат слабых. Между командами возникнет
некое соперничество, но официального соревнования не будет, так как
задания у них разного уровня сложности. Работа в команде на уроке -
практика коммуникации.
Удача такого урока целиком будет зависеть от преподавателя: сумеет ли он
смоделировать ситуацию, правильно рассчитать время, доступны ли будут
его задания для самостоятельной работы ребят, сможет ли он поддержать в
них веру в себя, заметить и отметить даже крупицы личностного роста
обучающихся.
70% преподавателей, как показывают исследования психологов
(Дереклеева Н.И.), «отдают предпочтение своей речи на уроке», так как
считают, что они объяснят материал лучше, ярче, системнее (и это
действительно так), а у ребят ничего не получится! Педагога часто
привлекает «театр одного актера», но не менее интересен театр, где учитель -
режиссер, а показатель его мастерства - слаженная, увлеченная работа
артистов-учащихся в ансамбле.
Учебная команда будет работать эффективно, если она обладает
сплоченностью, сбалансированностью участников, когда у каждого своя роль,
например: генератор идей, советник, выступающий, оформитель решений и т.
д. Во главе команды должен встать руководитель (лидер, капитан) – личность,
компетентная в данном предмете, достойная уважения, с организаторскими
способностями, умением убеждать. В учебной группе у капитана много задач
(он должен знать о них): распределить роли между членами команды,
определить объем и вид работы каждому, регулировать взаимоотношения в
группе в процессе интеллектуального труда, следить за временем исполнения
задания, cуметь оценить вклад членов коллектива в результат работы.
Капитан должен быть избран открытым голосованием группы.
Для общения внутри команды необходимы правила, принятые всеми.
Например, такие:
а) каждый может высказать свое мнение;
б) слушать любую идею необходимо с уважительным вниманием, не обижая
насмешками;
в) добросовестно выполнять свой объем работы;
г) поддерживать друг друга для достижения положительного результата
совместной деятельности.
Далее в качестве примера урока приобретения новых знаний через работу
обучающихся в команде представлена разработка урока на тему: «Лирика
Н. А. Некрасова. Учимся читать и понимать».
Урок на тему:
Лирика Н.А. Некрасова.
Учимся читать и понимать.
Цели урока: научиться понимать стихи Н. А. Некрасова, определить, чем
он не похож на других поэтов; выявить особенности его художественного
мира и стиля.
Предварительная подготовка: преподаватель заранее извещает
обучающихся о том, что изучать предложенную тему они будут сами, работая
в командах. Группа делится на четыре команды, каждая из которых получает
свое домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный этап. Постановка целей урока. Создание
эмоционального настроя.
На доске записаны значения следующих слов: лира, лирика, муза, элегия,
стиль поэта, гражданин.
2.Основная часть урока. Самостоятельная работа с текстом в
группах.
Преподаватель предлагает капитанам получить задания к
самостоятельной работе, над которыми команда будет трудиться в течение
15 минут. Затем представителю команды предоставят слово, и он доложит
о результате работы, который все будут обсуждать. Позже капитан задаст
ребятам вопросы, заранее составленные командой, чтобы проверить,
понят ли, усвоен ли новый материал присутствующими. Оценки
ответившим учащимся и членам команды сначала выставит капитан,
обсудив их в группе, затем скорректирует преподаватель, давая
комментарий.
Задание для 1 команды.
1.
Опишите картины русской жизни, которые нарисовал Некрасов в
стихотворении «Родина».
2.
Что вы узнали из стихотворения о жизни поэта? Ответьте цитатами.
3.
Выразительно наизусть прочтите стихотворение «Внимая ужасам
войны…». Назовите его тему и идею. (Чтеца определяет капитан.)
4.
Составьте 3 вопроса (викторинного характера) для проверки
понимания и усвоения вашего рассказа.
Задание для 2 команды.
1.
Какой темой объединены стихотворения «Памяти Добролюбова», «Н. Г.
Чернышевский» и «Сеятелям»?
2.
Чем восхищают Добролюбов и Чернышевский Некрасова? Ответьте
цитатами.
3.
Выразительно наизусть прочтите стихотворение «Сеятелям». Какова
его идея?
4.
Составьте 3 вопроса (викторинного характера) для проверки
понимания и усвоения вашего рассказа.
Задание для 3 команды.
1.
Какой темой объединены стихотворения Некрасова «В полном разгаре
страда деревенская…», «Железная дорога», «Элегия»?
2.
Выразительно наизусть прочтите стихотворение «Вчерашний день часу
в шестом…». Какова главная мысль Некрасова?
3.
Как Некрасов поэтически формулирует цель своего творчества, чем он
объясняет выбор?
4.
Составьте 3 вопроса (викторинного характера) для проверки
понимания и усвоения вашего рассказа.
Задание для 4 команды.
1.
Какой темой объединены стихотворения «Мы с тобой бестолковые
люди…», «Огородник», «Гадающей невесте». Перескажите их сюжеты.
Обратите внимание на пейзаж в стихотворении «Огородник».
2.
В чем благородство поступка простого огородника?
3.
От чего предостерегает Некрасов гадающую невесту?
4.
Составьте 3 вопроса (викторинного характера) для проверки
понимания и усвоения вашего рассказа.
Через 15 минут коллективной работы команды получают возможность
представить ее результаты. Преподаватель помогает прийти к нужным
выводам.
Комментарий к выводам 1 команды.
Когда обучающиеся анализируют стихотворения «Родина», «Внимая
ужасам войны…», они не всегда обращают должное внимание на святой
для Некрасова образ, образ матери. (Это и дорогой ему человек,
оказавший решающее влияние на его становление, и высшее существо,
которое дает жизнь и вечно болеет душой за своих детей.)
Комментарий к выводам 2 команды.
Некрасов восхищался своими современниками, которые посвятили
жизнь служению Отечеству, принеся в жертву свою свободу и даже жизнь.
Он верит, что эти жертвы будут не напрасны.
Уместно будет, выслушав обучающихся с их сообщением, предложить
им поразмышлять над вопросом: «Хорошо ли это, когда человек только за
себя и только для себя?» Можно процитировать слова Некрасова о
круговой поруке из письма Л. H. Толстому, где поэт высказывает мысль о
том, что человек удовлетворен жизнью тогда, когда он «опора другому,
потому что и ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу,
и вы придете в отчаяние». Спасение человека, считал поэт, в круговой
поруке, поддержке.
Жизнь замечательных современников Н. A. Некрасов рисует как
неустанное деяние, вечный труд. Уместно спросить, почему у молодежи
сегодня модно хвалиться своим ничегонеделаньем? Необходимо прочитать
отрывок из стихотворения Некрасова «Песнь о труде» и спросить: что
открыл вам Некрасов в этом произведении?
Комментарий к сообщению 3 команды.
Необходимо подчеркнуть, что свою лиру Некрасов посвятил своему
народу. Поэт создал в своих произведениях целую галерею образов людей
труда, вернее, предоставил им возможность самим рассказать о себе. С
одной стороны, они сильны духом, способны на подвиг, честны,
прямодушны и остроумны, с другой - покорно принимают
несправедливости жизни и страдают, страдают безмерно!
От темы страданий народа Н. A. Некрасов не отказался до конца
творчества, так как простые люди не стали жить лучше даже после
отмены крепостного права.
Сам Некрасов к концу своего пути стал богатым человеком, а богатство
- это испытание. И сегодня мы видим, что редко кто проходит его
достойно: черствеет сердце, окружающие представляются пылью под
ногами избранных, ведь они сами виноваты в своей бедности. Можно ли,
став богатым, не потерять сострадания к бедным, сочувствия, милосердия
к тем, кто унижен жизнью, чья судьба не сложилась? Как понять слова из
Библии: «Кому много дано, с того много и спросится...»? Вот проблемные
вопросы, которые необходимо обсудить с ребятами.
Последним аргументом в обсуждении станут слова Д. Ф. Достоевского о
Н. A. Некрасове: «Это было раненое сердце раз и на всю жизнь, и
незакрывавшаяся рана эта была источником всей любви этого человека ко
всему, что страдает от насилия, от жестокости».
Некрасов, по словам поэта К. Бальмонта, постоянно напоминает нам:
пока мы здесь дышим, есть люди, которые задыхаются. Важно помочь
юным гражданам понять, что благополучие в жизни человека, к
сожалению, может оказаться временным состоянием, поэтому, пока
человек в силе, имеет возможность, он должен спешить делать добрые
дела.
Комментарий к сообщению 4 команды.
Некрасов как истинный лирик писал и о любви, но, конечно, по-
своему. Он рассказал о буднях в любви, предложил задуматься над тем,
почему она покидает человека, над тем, как губится любовь? Можно ли ее
сохранить? Некрасов рассказал о крестьянском юноше, который пойдет на
каторгу, лишь бы не предать любимую. Важно обратить внимание ребят на
то, какие замечательные советы дает Некрасов юной невесте, как
современно они звучат.
Выводы, к которым надо прийти, изучив тему (ребята записывают их в
тетрадь в виде тезисов):
1.
Каждое произведение Некрасова – это честная, реальная картина
русской жизни второй половины 19 века.
2.
Темы его стихов разнообразны, но главная - это заступничество за
страдающих, измученных несправедливостью, непосильным трудом
людей.
3.
В стихах о народе Некрасов дал слово ему самому, тем самым раскрыв
душу русского крестьянина, его идеалы, чувства, стремления.
4.
Свои стихи Некрасов пишет разговорным стилем, рифма его проста и
понятна, в стихах нет особых языковых украшений.
Итоговый, обобщающий вопрос: каков стиль Н. А. Некрасова, какова
его поэтическая манера? (Ответ учащиеся дадут, опираясь, прежде всего,
на записанные тезисы.)
3.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Преподаватель предоставляет слово капитанам, которые анализируют
работу своих команд, затем сам комментирует самостоятельную работу
групп и деятельности капитанов. Оценки, которые выставили капитаны,
сдаются преподавателю. Окончательная оценка каждому выставляется
после обсуждения на следующем уроке.