Напоминание

Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста


Автор: Шмакова Оксана Эдуардовна
Должность: студент
Учебное заведение: ВятГГУ
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: статья
Тема: Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста Семья - это особенная социальная среда. В семье функционируют нормы поведения и собственные правила, существуют собственная иерархия, так как именно в своей семье дети видят чужие примеры и подражают им, улавливают реакцию окружающих на поступки, которые они совершили. Так как ребёнок не имеет социального и личного опыта, то он не в состоянии оценивать собственное поведение и личностные качества остальных людей. Одним из важных моментом формирования характера малыша в дошкольном возрасте при развитии основных черт его личности, первоначальных форм взаимоотношений и связей с внешним миром, считается его семья. Семья - главный фактор формирования личности малыша, от которого с и л ь н о зависит судьба человека. К люч е во е , ч то с о б с т в е н н о охарактеризовывает семью как главный фактор воспитания, - это среда, в которой воспитывается ребенок, в которой непосредственно сформируется жизнь и деятельность малыша. Организатором разной деятельности для детей является семья. При рождении у малыша нет умений, которые могли бы обеспечить его независимую жизнь. Для того чтобы ребенок взаимодействовал с окружающим миром, его родителям и членам семьи следует приложить не мало усилий. Именно в этом есть большое педагогическое значение, так как даже дети, которым выпала удача родиться в благоприятной среде, не смогут правильного развиваться, если они ограничены или лишены возможности деятельного взаимодействия с ней. Собственно в семье родители начинают приобщать ребенка к разным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Изначально старшие совместно влияют на ребенка, стимулируют и подкрепляют его инициативность. После того как малыш овладеет различными действиями, ему предоставляют возможности создать его деятельность как совместно - разделенную с взрослым. По мере того, как ребенок овладевает различными действиями, он становится субъектом своей деятельности, но и в это время ему нужно чтобы взрослый обращал на него внимание, показывал эмоциональную поддержку, иногда подсказывал дополнительную информацию о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Мамам и папам нужно придерживаться меры, разумного соотношения детской и собственной активности, не выполняя за малышом уже то, что он уже узнал. Современная жизнь так сильно напряжена, что старшим легче совершить что-то за сына или дочь, чем ждать, когда они справятся с этим сами. И взрослые в течении долгого времени кормят ребенка с ложки, убирают за ним игрушки, одежду, вытирают ему нос. Намного тяжелее и хлопотливее сочинить и реализовать способ, который мог бы включить в дело самого
ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, так как он может привести к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека. Вечный страх, бесполезная осмотрительность взрослых, нехватка у них терпения и частый дефицит времени могут привести к тому, что в дошкольном возрасте, когда малышу присуща энергичность, влечение к независимости (Я сам!), его всегда останавливают: Ты не умеешь, дай я сделаю, Не лезь!, Не трогай!. Все это замедляет формирование самостоятельности, твердости, и таким образом, осложнит жизнь ребенка на будущих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение. Семейная среда - основная культурная ниша для малыша, которая включает в себя предметно - пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в той или иной степени пытаются создать среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; покупают отвечающие требования игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; беспокоятся о положительных примерах и образцах поведения). По мере того, как создана среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их результативность для его развития. Жизнь дома формируется из массы общественных ситуаций: расставание на ночь и приветствие друг друга по утрам, разлука перед уходом на работу, в школу, детский сад, подготовки на прогулку и т.д. Умение родителей сообщить цель той или иной социальной ситуации оборачивает ее в педагогическую обстановку, когда фактором развития станет точно все: интерьер помещения, местоположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения дедушки: можно ограничиться обычным звонком по телефону и простыми поздравлениями, именно тогда педагогический эффект будет маленьким. А можно заблаговременно завлечь малыша к сбору подарка, сосредоточив при этом внимание на то, что особенно обрадует дедушку, что созвучно его интересам. Взвешенная воспитательная среда- это богатая пища для воспитания чувств, мыслей, поведения ребенка. Хорошая семейная атмосфера - основа развития личности. Для этого нужно: понимание родителями собственного долга и чувства ответственности за воспитание детей, который основывается на взаимном почтении отца и матери, неизменном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в осторожном отношении к достоинству всех членов семьи, неизменном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой покоится равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье. Таким образом, семья - это главная школа общения ребенка и основной фактор формирования его личности. Список используемой литературы: 1.Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51. 2.Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176- 180.


В раздел образования