Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста
Автор: Шмакова Оксана Эдуардовна Должность: студент Учебное заведение: ВятГГУ Населённый пункт: Киров Наименование материала: статья Тема: Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного
возраста
Семья - это особенная социальная среда. В семье функционируют нормы
поведения и собственные правила, существуют собственная иерархия, так как
именно
в
своей
семье
дети
видят
чужие
примеры
и
подражают
им,
улавливают реакцию окружающих на поступки, которые они совершили. Так
как ребёнок не имеет социального и личного опыта, то он не в состоянии
оценивать собственное поведение и личностные качества остальных людей.
Одним
из
важных
моментом
формирования
характера
малыша
в
дошкольном
возрасте
при
развитии
основных
черт
его
личности,
первоначальных
форм
взаимоотношений
и
связей
с
внешним
миром,
считается его семья.
Семья - главный фактор формирования личности малыша, от которого
с и л ь н о зависит
судьба
человека.
К люч е во е ,
ч то
с о б с т в е н н о
охарактеризовывает семью как главный фактор воспитания, - это среда, в
которой воспитывается ребенок, в которой непосредственно сформируется
жизнь и деятельность малыша.
Организатором
разной
деятельности
для
детей
является
семья.
При
рождении
у
малыша
нет
умений,
которые
могли
бы
обеспечить
его
независимую
жизнь.
Для
того
чтобы
ребенок
взаимодействовал
с
окружающим миром, его родителям и членам семьи следует приложить не
мало усилий. Именно в этом есть большое педагогическое значение, так как
даже дети, которым выпала удача родиться в благоприятной среде, не смогут
правильного развиваться, если они ограничены или лишены возможности
деятельного взаимодействия с ней. Собственно в семье родители начинают
приобщать
ребенка
к
разным
видам
деятельности:
познавательной,
предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.
Изначально
старшие
совместно
влияют
на
ребенка,
стимулируют
и
подкрепляют
его
инициативность.
После
того
как
малыш
овладеет
различными
действиями,
ему
предоставляют
возможности
создать
его
деятельность как совместно - разделенную с взрослым. По мере того, как
ребенок овладевает различными действиями, он становится субъектом своей
деятельности, но и в это время ему нужно чтобы взрослый обращал на него
внимание,
показывал
эмоциональную
поддержку,
иногда
подсказывал
дополнительную информацию о том, как лучше сделать, поступить в той или
иной ситуации и т.д. Мамам и папам нужно придерживаться меры, разумного
соотношения детской и собственной активности, не выполняя за малышом
уже то, что он уже узнал.
Современная жизнь так сильно напряжена, что старшим легче совершить
что-то за сына или дочь, чем ждать, когда они справятся с этим сами. И
взрослые в течении долгого времени кормят ребенка с ложки, убирают за ним
игрушки,
одежду,
вытирают
ему
нос.
Намного
тяжелее
и
хлопотливее
сочинить и реализовать способ, который мог бы включить в дело самого
ребенка.
С
точки
зрения
воспитания
первый
путь
неэкономичен,
недальновиден, так как он может привести к инфантилизму, к синдрому
беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека.
Вечный
страх,
бесполезная
осмотрительность
взрослых,
нехватка
у
них
терпения
и
частый
дефицит
времени
могут
привести
к
тому,
что
в
дошкольном
возрасте,
когда
малышу
присуща
энергичность,
влечение
к
независимости (Я сам!), его всегда останавливают: Ты не умеешь, дай я
сделаю,
Не
лезь!,
Не
трогай!. Все
это
замедляет
формирование
самостоятельности, твердости, и таким образом, осложнит жизнь ребенка на
будущих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение.
Семейная
среда -
основная
культурная
ниша
для
малыша,
которая
включает в себя предметно - пространственное, социально-поведенческое,
событийное, информационное окружение ребенка.
Родители в той или иной степени пытаются создать среду воспитания
(например,
обеспечивают
гигиенические
условия,
полноценное
питание;
покупают
отвечающие
требования
игрушки,
книги,
комнатные
растения,
аквариум
и
другие
средства
воспитания;
беспокоятся
о
положительных
примерах и образцах поведения). По мере того, как создана среда воспитания,
зависят
методы
воздействия
на
ребенка,
их
результативность
для
его
развития.
Жизнь дома формируется из массы общественных ситуаций: расставание
на ночь и приветствие друг друга по утрам, разлука перед уходом на работу, в
школу,
детский
сад,
подготовки
на
прогулку
и
т.д.
Умение
родителей
сообщить
цель
той
или
иной
социальной
ситуации
оборачивает
ее
в
педагогическую
обстановку,
когда
фактором
развития
станет
точно
все:
интерьер помещения, местоположение предметов, отношение к ним, события
семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и
обычаи
и
многое
другое. Так, например, день рождения дедушки: можно
ограничиться обычным звонком по телефону и простыми поздравлениями,
именно
тогда
педагогический
эффект
будет
маленьким.
А
можно
заблаговременно завлечь малыша к сбору подарка, сосредоточив при этом
внимание на то, что особенно обрадует дедушку, что созвучно его интересам.
Взвешенная воспитательная среда- это богатая пища для воспитания чувств,
мыслей, поведения ребенка.
Хорошая семейная атмосфера - основа развития личности.
Для этого нужно:
понимание родителями собственного долга и чувства ответственности за
воспитание
детей,
который
основывается
на
взаимном
почтении
отца
и
матери, неизменном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни,
помощь и поддержка в больших и малых делах, в осторожном отношении к
достоинству всех членов семьи, неизменном взаимном проявлении такта;
организация жизни и быта семьи, в основе которой покоится равноправие
всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни
семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
взаимная
принципиальная
требовательность,
доброжелательный
тон
в
обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Таким образом, семья - это главная школа общения ребенка и основной
фактор формирования его личности.
Список используемой литературы:
1.Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект
лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. -
128 с. С. 49-51.
2.Апряткина
Е.Н.
Социально-педагогическая
деятельность
по
формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников /
Е.Н.
Апряткина
//
Проблемы
и
перспективы
развития
образования:
материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-
180.