Напоминание

"Отражение света. Закон отражения"


Автор: Чекризова Галия Анваровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: мбоу сош №2
Населённый пункт: село иглино республики башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Отражение света. Закон отражения"
Раздел: полное образование





Назад




урок по физике

8 класс "

Отражение света. Закон отражения"

Тема урока: «Отражение света. Закон отражения».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: познакомить с явлением отражения света и законами,

которым подчиняется это явление.

Задачи:

образовательная:

-

обеспечить усвоение основных понятий: явление отражение света, угол

падения, угол преломления, понятие сред с разной оптической

плотностью, закон преломления света;

-формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать

задачи качественные и количественные по данной теме, проводить

эксперимент; делать выводы;

-формирование навыков анализа и синтеза информации, самоконтроля.

воспитательная:

содействовать в ходе урока формированию

мировоззренческих идей – причинно- следственных связей явлений,

практической направленности данной темы.

развивающая:

способствовать развитию логического и аналитического

мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие

познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

развитие у учащихся потребностей к самообразованию.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: понимание сущности определения понятий

«угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей»,

«отражение света»; помочь экспериментально установить и

сформулировать закон отражения света.

Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое

физическое явление как отражение света, понимание смысла закона

отражения света.

Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в

жизни человека и умение использовать полученные знания в

повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных

умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в

парах, уважать мнение других.

Форма: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, зеркало, лазерный

луч, транспортир, карандаш.

План урока:

3. Подготовка к восприятию нового материала (7м)

4. Изложение нового материала (20м)

5.Закрепление изученного материала (10м)

6. Итог урока. Рефлексия (2м)

7. Домашнее задание к следующему уроку (1м)

Ход урока

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым разделом

физики. Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем

преступим к изучению новой темы, вам нужно ответить на вопросы по

материалу прошлого урока.

1. Что такое оптика? (

Оптика- это раздел физики, изучающий световые

явления

)

2. Что такое свет?

( Свет – это излучение, которое воспринимается

глазом)

3. Дайте определение источника света. (

Тело, способное излучать свет,

испускать определенный диапазон электромагнитных волн).

4. Какие виды источников света вы знаете?

(Естественные и

искусственные)

5. Какой источник света мы будем называть точечным?

(Источник света,

размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит)

6. Сформулируйте определение светового луча.

(Световой луч – это

линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)

7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде?

(Свет в

однородной среде распространяется прямолинейно)

8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения

света

(образованием теней и полутеней)

9. Дайте определение тени (

Это та область пространства, в которую не

попадает свет от источника

)

10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения?

( По причине

взаимного расположения Земли, Луны, Солнца)

Учитель: Наверняка каждый из вас развлекался в детстве, пуская

солнечных зайчиков. Я поверну зеркальце таким образом, чтобы на него

попадали солнечные лучи. Так мы получим пучок света, который можно

направлять в нужное нам место, поворачивая зеркальце.

Какой вывод можно сделать: попадающие на зеркальце лучи

отражаются от него не как угодно, а определенным образом. Иначе мы

бы не смогли управлять этим пучком, поворачивая зеркало.

Учитель: А мы знаем, как происходит отражение света и каковы его

законы?

Ученики: Не знаем.

3. Постановка цели и задач урока учащимися.

Учитель: Значит. Какой будет тема нашего занятия?

Ученики: Отражение света. Закон отражения света

Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света.

Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок?

Ученики: Получить новые знания об отражении света.

4. Изучение нового материала

В древности представление о свете было достаточно примитивным, а

иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э.

древнегреческий ученый Демокрит понял, что Луна светит не своим, а

отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть

предметы лишь потому, что от них отражается свет.

По рисунку( чертеж выполняю на доске) показываю падающий луч,

отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения.

Закрепляю по слайдам.

1.Линия MN – поверхность раздела двух сред.

2.На эту поверхность из точки Sпадает пучок света. Его направление

задано лучом SO. Луч SO – падающий луч.

3.Луч OB – отраженный луч

4.Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к

поверхностиMN.

5.Угол между падающем углом и перпендикуляром к отражающей

поверхности в точке падения луча называется

углом падения

6.Угол между отраженным углом и перпендикуляром к отражающей

поверхности в точке падения луча называется

углом отражения

5. Практическая работа

Цель работы: изучить закон отражения света.

Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка,

карандаш.

Изучение отражения света с помощью плоского зеркала.

1.1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте

зеркальце. Направьте луч лазера на зеркальце и получите отражённый

луч.

1.2. Проведите на бумаге вдоль нижнего края зеркала линию О

1

О

2

.

Отметьте на ней т. O – точку падения луча на зеркало. Также отметьте т.

A и т. B – две любые точки, через которые проходят падающий и

отражённый лучи.

Сделайте вывод, о том в какой плоскости располагаются падающий и

отражённый лучи.

Вывод: (предполагаемый)

Лучи, падающий и отраженный, лежат в

одной плоскости.

1.3. Теперь зеркало и лазер можно убрать. Соедините точки A с O и B с О

линией – это падающий и отражённый лучи. Постройте перпендикуляр к

линии О

1

О

2

(то есть к отражающей поверхности зеркала), проведя его из

т. O.

1.4. Измерьте угол падения луча (Угол падения – это угол, образованный

падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча), а также

угол отражения луча (Угол отражения – это угол, образованный тем же

перпендикуляром и отраженным лучом).

Запись закона отражения в тетрадь.

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с

перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке

падения луча.

Угол падения равен углу отражения: .

Диффузное и зеркальное отражения

Отражение бывает двух видов. Есть отражение диффузное, есть отражение

зеркальное.

Что такое диффузное отражение?

Диффузное отражение – это отражение от достаточно шероховатых поверх-

ностей. Ярким примером диффузного отражения можно назвать отражение

от белой бумаги

Для каждого луча в отдельности закон отражения выполняется. А группа

лучей в итоге отражается в разных направлениях.

Зеркальное отражение – это отражение, когда все лучи, упавшие на данную

поверхность параллельно друг другу, также отразились

Ученик демонстрирует опыт диффузного изображения, при помощи

зеркала , учебника и лазерного фонарика.

5.Закрепление изученного материала

Тест В.1

1. Угол падения луча на зеркало 60

0

. Чему равен угол между падающим

и отраженным лучами:

А) 30

0

;

Б) 60

0

;

В) 90

0

;

Г) 120

0

.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 30

0

, и 45

0

. Угол между

отраженными от зеркала лучами равен:

А) 15

0

;

Б) 30

0

;

В в) 45

0

;

Г г) 75

0

.

3. Углом падения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и

продолжением перпендикуляра к этой поверхности;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и

перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол, между падающем лучом света и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 30

0

. Чему равен угол падения

лучей на плоское зеркало:

А) 30

0

;

Б) 90

0

;

В в) 60

0

;

Г г)120

0

.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от

зеркальной поверхности?

1 2 3 4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

Тест В.2

1. Угол падения луча на зеркало 30

0

. Чему равен угол между падающим

и отраженным лучами:

А) 30

0

;

Б) 60

0

;

В) 90

0

;

Г) 120

0

.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 40

0

, и 55

0

. Угол между

отраженными от зеркала лучами равен:

А) 15

0

;

Б) 30

0

;

В) 45

0

;

Г) 75

0

.

3. Углом отражения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к

отражающей поверхности в точке падения луча;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и

перпендикуляром к ней в точке падения луча;

Г) …угол между падающим и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 60

0

. Чему равен угол падения

лучей на плоское зеркало:

А) 30

0

;

Б) 90

0

;

В) 60

0

;

Г) 120

0

.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от

зеркальной поверхности?

1 2 3 4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

По итогам теста поставьте в маршрутный лист по одному баллу за

каждое верно выполненное задание.

Вариант 1: Г А В В А

Вариант 2: Б А Б А А

6.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?

Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением.

Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое

обратимость световых лучей.

Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Ученики: Да

Учитель: Молодцы, спасибо за урок!

7.Домашнее задание:

§63 упражнение 30, №3



В раздел образования