Автор: Чекризова Галия Анваровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: мбоу сош №2
Населённый пункт: село иглино республики башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Отражение света. Закон отражения"
Раздел: полное образование
урок по физике
8 класс "
Отражение света. Закон отражения"
Тема урока: «Отражение света. Закон отражения».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить с явлением отражения света и законами,
которым подчиняется это явление.
Задачи:
образовательная:
-
обеспечить усвоение основных понятий: явление отражение света, угол
падения, угол преломления, понятие сред с разной оптической
плотностью, закон преломления света;
-формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать
задачи качественные и количественные по данной теме, проводить
эксперимент; делать выводы;
-формирование навыков анализа и синтеза информации, самоконтроля.
воспитательная:
содействовать в ходе урока формированию
мировоззренческих идей – причинно- следственных связей явлений,
практической направленности данной темы.
развивающая:
способствовать развитию логического и аналитического
мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие
познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
развитие у учащихся потребностей к самообразованию.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: понимание сущности определения понятий
«угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей»,
«отражение света»; помочь экспериментально установить и
сформулировать закон отражения света.
Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое
физическое явление как отражение света, понимание смысла закона
отражения света.
Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в
жизни человека и умение использовать полученные знания в
повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных
умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в
парах, уважать мнение других.
Форма: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, зеркало, лазерный
луч, транспортир, карандаш.
План урока:
3. Подготовка к восприятию нового материала (7м)
4. Изложение нового материала (20м)
5.Закрепление изученного материала (10м)
6. Итог урока. Рефлексия (2м)
7. Домашнее задание к следующему уроку (1м)
Ход урока
1.
Организационный момент
Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым разделом
физики. Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем
преступим к изучению новой темы, вам нужно ответить на вопросы по
материалу прошлого урока.
1. Что такое оптика? (
Оптика- это раздел физики, изучающий световые
явления
)
2. Что такое свет?
( Свет – это излучение, которое воспринимается
глазом)
3. Дайте определение источника света. (
Тело, способное излучать свет,
испускать определенный диапазон электромагнитных волн).
4. Какие виды источников света вы знаете?
(Естественные и
искусственные)
5. Какой источник света мы будем называть точечным?
(Источник света,
размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит)
6. Сформулируйте определение светового луча.
(Световой луч – это
линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)
7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде?
(Свет в
однородной среде распространяется прямолинейно)
8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения
света
(образованием теней и полутеней)
9. Дайте определение тени (
Это та область пространства, в которую не
попадает свет от источника
)
10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения?
( По причине
взаимного расположения Земли, Луны, Солнца)
Учитель: Наверняка каждый из вас развлекался в детстве, пуская
солнечных зайчиков. Я поверну зеркальце таким образом, чтобы на него
попадали солнечные лучи. Так мы получим пучок света, который можно
направлять в нужное нам место, поворачивая зеркальце.
Какой вывод можно сделать: попадающие на зеркальце лучи
отражаются от него не как угодно, а определенным образом. Иначе мы
бы не смогли управлять этим пучком, поворачивая зеркало.
Учитель: А мы знаем, как происходит отражение света и каковы его
законы?
Ученики: Не знаем.
3. Постановка цели и задач урока учащимися.
Учитель: Значит. Какой будет тема нашего занятия?
Ученики: Отражение света. Закон отражения света
Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света.
Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок?
Ученики: Получить новые знания об отражении света.
4. Изучение нового материала
В древности представление о свете было достаточно примитивным, а
иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э.
древнегреческий ученый Демокрит понял, что Луна светит не своим, а
отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть
предметы лишь потому, что от них отражается свет.
По рисунку( чертеж выполняю на доске) показываю падающий луч,
отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения.
Закрепляю по слайдам.
1.Линия MN – поверхность раздела двух сред.
2.На эту поверхность из точки Sпадает пучок света. Его направление
задано лучом SO. Луч SO – падающий луч.
3.Луч OB – отраженный луч
4.Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к
поверхностиMN.
5.Угол между падающем углом и перпендикуляром к отражающей
поверхности в точке падения луча называется
углом падения
6.Угол между отраженным углом и перпендикуляром к отражающей
поверхности в точке падения луча называется
углом отражения
5. Практическая работа
Цель работы: изучить закон отражения света.
Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка,
карандаш.
Изучение отражения света с помощью плоского зеркала.
1.1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте
зеркальце. Направьте луч лазера на зеркальце и получите отражённый
луч.
1.2. Проведите на бумаге вдоль нижнего края зеркала линию О
1
О
2
.
Отметьте на ней т. O – точку падения луча на зеркало. Также отметьте т.
A и т. B – две любые точки, через которые проходят падающий и
отражённый лучи.
Сделайте вывод, о том в какой плоскости располагаются падающий и
отражённый лучи.
Вывод: (предполагаемый)
Лучи, падающий и отраженный, лежат в
одной плоскости.
1.3. Теперь зеркало и лазер можно убрать. Соедините точки A с O и B с О
линией – это падающий и отражённый лучи. Постройте перпендикуляр к
линии О
1
О
2
(то есть к отражающей поверхности зеркала), проведя его из
т. O.
1.4. Измерьте угол падения луча (Угол падения – это угол, образованный
падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча), а также
угол отражения луча (Угол отражения – это угол, образованный тем же
перпендикуляром и отраженным лучом).
Запись закона отражения в тетрадь.
Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с
перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке
падения луча.
Угол падения равен углу отражения: .
Диффузное и зеркальное отражения
Отражение бывает двух видов. Есть отражение диффузное, есть отражение
зеркальное.
Что такое диффузное отражение?
Диффузное отражение – это отражение от достаточно шероховатых поверх-
ностей. Ярким примером диффузного отражения можно назвать отражение
от белой бумаги
Для каждого луча в отдельности закон отражения выполняется. А группа
лучей в итоге отражается в разных направлениях.
Зеркальное отражение – это отражение, когда все лучи, упавшие на данную
поверхность параллельно друг другу, также отразились
Ученик демонстрирует опыт диффузного изображения, при помощи
зеркала , учебника и лазерного фонарика.
5.Закрепление изученного материала
Тест В.1
1. Угол падения луча на зеркало 60
0
. Чему равен угол между падающим
и отраженным лучами:
А) 30
0
;
Б) 60
0
;
В) 90
0
;
Г) 120
0
.
2. На зеркало падают два луча: их углы падения 30
0
, и 45
0
. Угол между
отраженными от зеркала лучами равен:
А) 15
0
;
Б) 30
0
;
В в) 45
0
;
Г г) 75
0
.
3. Углом падения светового луча называют …
А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и
продолжением перпендикуляра к этой поверхности;
В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и
перпендикуляром к ней в точке падения луча;
Г) …угол, между падающем лучом света и отраженным лучом.
4. Угол между лучом и зеркалом равен 30
0
. Чему равен угол падения
лучей на плоское зеркало:
А) 30
0
;
Б) 90
0
;
В в) 60
0
;
Г г)120
0
.
5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от
зеркальной поверхности?
1 2 3 4
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
Тест В.2
1. Угол падения луча на зеркало 30
0
. Чему равен угол между падающим
и отраженным лучами:
А) 30
0
;
Б) 60
0
;
В) 90
0
;
Г) 120
0
.
2. На зеркало падают два луча: их углы падения 40
0
, и 55
0
. Угол между
отраженными от зеркала лучами равен:
А) 15
0
;
Б) 30
0
;
В) 45
0
;
Г) 75
0
.
3. Углом отражения светового луча называют …
А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к
отражающей поверхности в точке падения луча;
В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и
перпендикуляром к ней в точке падения луча;
Г) …угол между падающим и отраженным лучом.
4. Угол между лучом и зеркалом равен 60
0
. Чему равен угол падения
лучей на плоское зеркало:
А) 30
0
;
Б) 90
0
;
В) 60
0
;
Г) 120
0
.
5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от
зеркальной поверхности?
1 2 3 4
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
По итогам теста поставьте в маршрутный лист по одному баллу за
каждое верно выполненное задание.
Вариант 1: Г А В В А
Вариант 2: Б А Б А А
6.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением.
Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое
обратимость световых лучей.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Да
Учитель: Молодцы, спасибо за урок!
7.Домашнее задание:
§63 упражнение 30, №3