Урок на тему Свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Автор: Бобылева Любовь Александровна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ "Кинзельская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: с. Кинзелька Красногвардейского района Оренбургской области Наименование материала: Конспект урока химии 8 классе Тема: Урок на тему Свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Раздел: среднее образование
соединений.
Цели: Привести в систему знания учащихся о классификации солей; Познакомить со свойствами и
применением солей
Обобщить и систематизировать знания учащихся о генетической связи ; совершенствовать навыки
составления формул сложных веществ, уравнений химических реакций.
2)Способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательных
мотивов учащихся, сенсорных способностей, внимания, воображения, памяти.
3) Формировать коммуникативные способности учащихся .
Методы: рассказ,
беседа,
демонстрация
презентации
“Генетическая
связь
неорганических
веществ», групповая работа.
Оборудование : ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока:
1
этап. Оргмомент.
Проверка
домашнего
задания: с места: повторить номенклатуру кислотных остатков (учитель
показывает карточки кислотных остатков, учащиеся проговаривают формулу и дают им название).
Повторить правила: – закончить фразу…
кислоты – это …
оксиды – это …
основания это….
классификация оксидов …
На демонстрационном столе образцы:
1.мел (карбонат кальция)
2.сода техническая (карбонат натрия)
3.медный купорос (сульфат меди)
4.поваренная соль (хлорид натрия
Соли – самый многочисленный класс веществ. Задание: составить формулу, описать свойства
солей. (СаСО
3
– твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде. Na
2
CO
3
– твердое
вещество, белого цвета, хорошо растворимо. CuSO
4
– твердое вещество, синего цвета, хорошо
растворимо. NaCl – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.
Вывод: соли - твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.
2
этап. Работа по теме урока
Классификация солей – учащиеся в парах работают с карточками Учащиеся заполняют таблицу и
дают название солям
Задание: Приведенные формулы солей разделите на классы и дайте им название.
Na
2
CO
3
Al OH Cl
2
Cu SO
4
Na H CO
3
Cu OH Cl Na HSO
4
Средние соли
Кислые соли
Основные соли
Ключь:
Средние соли
Кислые соли
Основные соли
Na
2
CO
3
карбонат натрия
Na H CO
3
гидрокарбонат
натрия
Cu OH Cl гидроксохлорид
меди
Cu SO
4
сульфат меди
Na HSO
4
гидросульфат натрия
Al OH Cl
2
гидроксохлорид
алюминия
Образование солей Реакция нейтрализации : Записываем уравнение образования средней соли:
2NaOH + H
2
SO
4
= Na
2
SO
4
+ 2H
2
O реакция обмена, нейтрализации.
Химические свойства солей
1)СОЛЬ + Ме = СОЛЬ + Ме
Пример CuSO
4
+ Fe = FeSO
4
+ Cu (реакция замещения)
2)СОЛЬ+Кислота = СОЛЬ + Кислота (слабая)
Пример:СaCO
3
+ 2HCl = CaCl
2
+ H
2
O + CO
2
↑(реакция обмена, или реакция нейтрализации)
3) СОЛЬ + СОЛЬ = СОЛЬ + СОЛЬ
BaCl
2
+ Na
2
SO
4
= 2NaCl + BaSO
4
↓(реакция обмена)
(признаки реакции – образование осадка, изменение цвета)
Пример:
Генетическая связь между классами неорганических соединений
(презентация)
Записывают примеры цепочки превращения и уравнения реакций в тетрадь.
Генетический ряд неметаллов P→ P
2
O
5
→H
3
PO
4
→AgPO
4
Генетический ряд металлов Ca→ CaO → Ca(OH)
2
→ CaSO
4
3.Закрепление
Восстановить цепочку превращения бария, написать соответствующие уравнения.
Ва→ ВаО→ Ва(ОН)
2
→ ВаSO
4
Осуществить цепочку превращения, написать уравнения реакций.
H
2
→ H
2
O→ NaOH
H
2
SO
4
Домашнее задание: § 37
Если не успели за урок, доделать в тетради задания закрепления
По желанию . Составить генетическую связь между классами неорганических веществ.
(кальций и сера)
Выставление оценок за урок .