Автор: Румынина Елена Николаевна
Должность: студент
Учебное заведение: ШГПУ
Населённый пункт: город Югоск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)."
Раздел: дошкольное образование
Румынина Е.Н.
Студент ШГПУ
Формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР (III уровень).
В статье обоснована значимость формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Аннотация: в настоящее время наиболее распространенной речевой
патологией среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие
речи.
Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения
воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате
ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли,
вести монолог, пользоваться литературными приемами.
Однако
при
работе
с
детьми
с
ОНР
ввиду
особенностей
развития
связной речи необходимо применять иные методы работы, чем с детьми с
нормальным речевым развитием. Дело в том, что механизм развития связной
речи у детей с ОНР отличается от нормы.
Не обращать внимания на проблемы связной речи у детей с ОНР
нельзя. Несформированные механизмы связной речи не только не позволяют
ребенку выражать свои мысли, но и не дают возможность ему полноценно
понимать речь окружающих. Это становится серьезным коммуникативным
барьером в вопросах социализации детей. Любая задержка, любое нарушение
в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении.
По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85
- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое
положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к
работе с детьми начального звена специалистов-логопедов.
Цель работы – изучить особенности формирования связной речи у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Задачи работы:
2
Изучить развитие связной речи в онтогенезе
Изучить особенности формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Программа формирующего эксперимента
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе
Исследование проблем развития связной речи изучались и изучаются
разными исследователями по разным направлениям. Общеизвестны труды
- педагогов К.К. Ушинского Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич;
- психологов (С.Л.Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, Д.Б.
Эльконина)
-
логопедов
(А.В.
Ястребовой,
Т.А.
Ткаченко,
Т.Б.
Филичевой,
В.К.Воробьевой).
Специалисты отмечают, что связная речь – это результат развития всех
речевых система, в том числе: навыки звукопроизношения, грамматический
строй,
словарный
запас
и
т.д.
Связная
речь
складывается
из
многих
компонентов,
и
уровень
ее
развития
формируется
на
основе
всех
вышеперечисленных элементов [1].
Что же значит «связная речь»? А.В. Текучевым определяется связная
речь
как
единица
языка,
когда
все
языковые
компоненты
находятся
в
необходимой взаимосвязи и создают структуру, принятую в данном языке.
Таким образом данная единица языка воспринимается как единое целое,
логичное
и
взаимоувязанное.
Это
означает,
что
каждое
отдельно
взятое
предложение уже является связной речью.
Следует отметить, что связная речь – это самая сложная форма среди
других
видов
речевой
деятельности.
Сложность
заключается
в
необходимости построения логичного высказывания, последовательного по
3
содержанию,
развернутого
по
составу,
стилистически
и
грамматически
верного.
Основной
функцией
связной
речи
является
коммуникация,
которая
может быть выражена с помощью диалога или монолога.
Признаками связной речи выступают :
- содержание сказанного – человек (ребенок) понимает то, что говорит, в его
высказывании есть смысл, содержание;
- четкость и соответствие фактам (человек / ребенок способен подбирать
наиболее подходящие для данного случая слова);
- последовательность в изложении своих мыслей;
- смысл сказанного должен быть понятен окружающим;
- использованные грамматические формы должны быть верны с точки зрения
русского языка;
- речь должна быть разнообразна (должны быть использованы различные
эпитеты, сравнения и т.д. – все, что придает индивидуальность и яркость
высказыванию).
Как
уже
было
сказано,
речь
может
быть
монологической
и
диалогической. Отличия между ними заключается в количестве говорящих.
Диалог предполагает разговор двух и более людей. Монолог – это речь
одного человека, направленная другому или группе людей.
Следует
обратить
внимание
на
последовательность
формирования
указанных видов речи в процессе онтогенеза. Первоначально формируется
диалогическая
речь.
Причиной
для
этого
служит
общение
взрослого
с
ребенком.
Взрослый
своими
обращения
вызывает
обратную
реакцию
ребенка,
что
впоследствии
приводит
к
определенному
виду
ответов
со
стороны ребенка. На этой почве постепенно развивается диалогическая речь.
Освоив
диалог
ребенок
начинает
больше
использовать
речь.
Следующим этапом становятся комментарии своих действий и чужих. Таким
образом,
формируется
ситуативная
речь.
Она
относится
к
конкретной
ситуации и выражает мысли и желания ребенка, а также его просьбы.
4
Следующим этапом является формирование контекстной речи. Здесь
уже
не
нужна
ситуация.
Ребенок
рассказывает
события
в
отрыве
от
конкретной
ситуации.
При
этом
ситуативная
речь
не
исчезает.
Она
сохраняется впоследствии и преобразуется в определенные формы речи у
взрослого
человека.
При
этом
часть
речи
заменяется
эмоциональными
проявлениями. Здесь используется мимика, жесты и т.д. Такие формы речи
используют
взрослые
люди
между
собой,
когда
хорошо
знакомы
друг
с
другом и понимают, о чем идет речь.
Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со
сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в
общении
со
взрослыми
–
ситуативной
речью
(простой).
Это
связано
со
следующими особенностями.
1.2. Экспериментальное изучение особенностей формирования связной
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Описание выборки и методов исследования.
Для проведения обследования будем использовать методики:
- Глухова В.П.
- Воробьевой В.К.
- Стребелевой Е.А.
- Ушаковой О.С., Струниной Е.М..
Таблица 2
Методика обследования детей Глухова В.П.
Задание
Речевой материал
Оценка
Задание 1. Выявить
наличие
способности
детей
к
с о с т а в л е н и ю
законченного
высказывания
Материал:
серия
картинок
следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
•
Девочка везет куклу в
4
балла
-
полный
фразовый ответ;
3
балла
-
ответ
с
вспомогательным
вопросом;
2
б а л л а
–
потребовалась
5
коляске.
При
показе
каждой
картинки
ребенку
задается
в о п р о с -
инструкция: "Скажи, что здесь
нарисовано?".
При
отсутствии
фразового
ответа
задает ся
вт о р о й
в с п о м о г а т е л ь н ы й
вопрос,
непосредственно
указывающий
на изображенное действие ("Что
делает мальчик/девочка?").
помощь
1балл
-
ребенок
не
смог самостоятельно
установить
смысловые
предикативные
о т н о ш е н и я
и
передать
их
в
виде
соответствующей
по
структуре фразы.
З а д а н и е
2 .
Определить
наличия
способности
ребенка
установить
лексико-смысловые
с в я з и
м е ж д у
п р е д м е т а м и
и
перевести
их
во
фразу
М ат е р и а л :
Тр и
к а р т и н к и
"девочка", "корзинка", "лес".
Инструкция: Назови картинки и
составь предложение так, чтобы
в нем говорилось о всех трех
предмет ах.
Если
р е б е н о к
составил предложение с учетом
только одной-двух картинок
(например,
"Девочка
гуляла
в
лесу"),
задание
повторяется
с
указанием
на
пропущенную
картинку.
4
балла
-
ребенок
с п р а в и л с я
с
заданием,
используя
фразы,
адекватные
предложенному
заданию;
3 балла - справился с
заданием с помощью
педагога;
2
б а л л а
–
потребовалась
существенная
помощь логопеда
1
балл
-
не
смог
составить
предложение.
З а д а н и е
3 .
Определить
способность
р е б е н к а
к
воспроизведению
небольшого текста
Материал:
знакомые
детям
сказки:
"Репка",
"Теремок",
"Курочка ряба".
Т е к с т
п р о и з в е д е н и я
прочитывается
дважды;
перед
повторным
чтением
дается
установка
на
с о с т а вле ние
пересказа.
Инст рукция:
по слушай
и
перескажи.
Оценка
результатов:
Особое
внимание
о б р а щ а е т с я
н а
полноту
передачи
содержания
текста,
наличие
смысловых
пропусков, повторов,
соблюдение
логической
последовательности
изложения,
а
также
наличие
смысловой
и
синт аксиче ской
с в я з и
м е ж д у
предложениями,
частями рассказа
Задание 4. Выявить
Материал:
Серия
картинок
по
К р о м е
о б щ и х
6
способность
детей
к
с о с т а в л е н и ю
связного рассказа с
использованием
наглядного
материала
с ю ж е т у
с к а з к и
" Л и с а
и
Журавль".
К а р т и н к и
в
н у ж н о й
последовательности
раскладываются перед ребенком
и
д а ю т
в н и м а т е л ь н о
и х
рассмотреть.
И н с т р у к ц и я :
Р а с с м о т р и
к а р т и н к и
и
с о с т а в ь
последовательный
рассказ.
( С о с т а в л е н и ю
р а с с к а з а
п р е д ш е с т в у е т
о б з о р
п р е д м е т н о го
с о д е р ж а н и я
каждой
картинки
серии
с
о б ъ я с н е н и е м
з н а ч е н и я
отдельных деталей.
При
затруднении,
помимо
н а в о д я щ и х
в о п р о с о в ,
применяется жестовое указание
на
соответствующую
картинку
или конкретную деталь).
критериев
оценки
п р и н и м а ю т с я
в о
внимание
показатели:
смысловое
соответствие
содержания рассказа,
изображенному
на
картинках,
соблюдение
логиче ской
с вя з и
между
картинками-
эпизодами
Задание 5. Выявить
способность
детей
к
с о с т а в л е н и ю
рассказа
из
своего
опыта
(монологическая
речь)
И н с т р у к ц и я :
р е б е н к у
предлагается составить рассказ
н а
б л и з к у ю
е м у
т е м у
(например, "На нашем участке",
"Игры на детской площадке") и
дается
план
рассказа:
-
что
находится
на
площадке;
чем
занимаются там дети;
в
какие
игры
они
играют;
назвать свои любимые игры и
запомнить;
вспомнить,
какие
игры зимой, а какие летом
Обращается
в н и м а н и е
н а
особенности
ф р а з о в о й
р е ч и ,
употребляемой
д е т ь м и
п р и
составлении
с о о б щ е н и я
б е з
наглядной
текстовой
опоры.
Учитывается
степень
информативности
рассказа,
определяемая
количеством
значимых элементов,
к о т о р ы е
н е с у т
смысловую нагрузку.
Установление
количества
информативных
э л е м е н т о в
и
и х
характера
(простое
7
называние
предмета
или
действия
и х
развернутое
описание) позволять,
н а с кол ь ко
п о л н о
отражена
ребенком
тема сообщения
Задание 6. Выявить
способность
составлять
описательный
рассказ
М а т е р и а л :
д е т я м
м о г у т
пред ла гат ьс я
ка к
м од е л и
предметов (игрушки), так и их
графические
изображения,
на
которых
достаточно
полно
и
четко
представлены
основные
свойства и детали предметов.
И н с т р у к ц и я :
Р е б е н к у
п р е д л а г а е т с я
в
т е ч е н и е
несколько
минут
внимательно
рассмотреть
предмет,
а
затем
составить
о
нем
рассказ
по
данному
вопросному
плану.
Например, при описании куклы
дается следующая инструкция-
указание:
"Расскажи
об
этой
кукле: как ее зовут, какая она по
величине;
назови
основные
части тела; из чего она сделана,
во
что
одета,
что
у
нее
на
голове" и т.п.
Обращается
внимание на полноту
и
т о ч н о с т ь
отражения
в
нем
основных
свойств
предмета,
наличие
(отсутствие)
логико-
смысловой
организации
сообщения,
последовательность
в
о п и с а н и и
признаков и деталей
предмета,
использование
языковых
средств
словесной
характеристики.
В
с л у ч а е ,
к о г д а
ребенок
оказывается
н е
с п о с о б н ы м
с о с т а в и т ь
д а ж е
короткий
описательный
р а с с к а з ,
е м у
предлагается
д л я
пересказа
образец
описания,
данный
логопедом.
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнено в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%
1 балл - задания выполнены в пределах о 25%
8
0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены.
Методика обследования связной речи Воробьевой В.К.
Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем
сериям.
Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей
речи детей и включает два задания: пересказать текст как можно подробнее;
пересказать этот же текст, но кратко.
В
качестве
экспериментального
материала
рекомендуется
использовать
тексты
рассказов,
рассчитанные
на
возраст
испытуемого
и
подвергнутые
адаптации в плане сокращения их объема.
Вторая серия экспериментальных заданий направлена на выявление
продуктивных
речевых
возможностей
детей:
умения
самостоятельно
составить смысловую программу связного сообщения по наглядным
опорам;
умения
реализовать
найденную
программу
в
цельное
связное
сообщение.
Эта серия включает в себя два задания. В 1 задании детям предлагается
самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности
логического развития события. 2 задание ориентирует
детей на составление рассказа по найденной программе.
Третья
серия
направлена
на
выявление
особенностей
построения
связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-
синтаксических компонентов высказывания. Она включает
в себя три вида заданий:
• составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;
• придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам,
которые дети должны отобрать из общего банка предметных картинок;
• самостоятельное нахождение темы и ее реализации в рассказах [4].
Четвертая
серия
заданий
направлена
на
выяснение
состояния
ориентировочной
деятельности,
поскольку
ориентировка
в
правилах
генерации
текста
предваряет
создание
связного
монологического
9
высказывания.
Ориентировочная
деятельность
заключается
в
умении
выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно
этой
языковой
единицы.
Решение
вопроса
о
состоянии
ориентировочной
деятельности детей с системными нарушениями речи важно для изучения
структуры
речевого
недоразвития,
в
частности,
для
выявления
влияния
недоразвития речи на формирование познавательной деятельности и степени
сформированности аналитических возможностей детей.
Заключение
Основной
функцией
связной
речи
является
коммуникация,
которая
может быть выражена с помощью диалога или монолога.
Признаками связной речи выступают:
- содержание сказанного – человек (ребенок) понимает то, что говорит, в его
высказывании есть смысл, содержание;
- четкость и соответствие фактам (человек / ребенок способен подбирать
наиболее подходящие для данного случая слова);
- последовательность в изложении своих мыслей;
- смысл сказанного должен быть понятен окружающим;
- использованные грамматические формы должны быть верны с точки зрения
русского языка;
- речь должна быть разнообразна (должны быть использованы различные
эпитеты, сравнения и т.д. – все, что придает индивидуальность и яркость
высказыванию).
Формы работы с родителями по развитию связной речи следующие:
праздники и развлечения, оформление информации в логопедическом уголке,
индивидуальные
консультации,
изготовление
папок
—
передвижек,
выступления на родительских собраниях, совместные занятия с родителями и
детьми, День открытых дверей, анкетирование и т.д.
10
Приступая
к
обучению
связной
речи
в
подготовительной
группе
в
начале года логопеду необходимо выявить уровень знаний, умений и навыков
связной речи.
Для этого разработана карта обследования связной речи для старших
дошкольников. Карта прилагается. Обследуя ребенка, логопед совместно с
воспитателем
группы
определяет
перспективы
коррекционной
работы
по
преодолению
общего
недоразвития
речи
для
восполнения
пробелов
в
развитии связной речи, грамматического строя, лексической стороны речи,
фонетике и звукопроизношении.
Список использованных источников
1.
Агранович
З.
Е.
В
помощь
логопедам
и
родителям.
Сборник
домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны
речи у старших дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2013. – 160с.
2.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: Учебное пособие [Текст] / М.М. Алексеева, В.И.Яшина.
– М.: Академия, 2012. – 400 с.
3.
Алябьева
Е.А.
Игры
для
детей
4-7
лет:
развитие
речи
и
воображения [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
4.
Арушанова А.Г. Методика развития речи и обучения началам
грамоты: Теоретический курс [Текст] / А.Г. Арушанова.– М.: МЭГУ, 2013. –
169 с.
5.
Архипова
Е.Ф.
Коррекционно-логопедическая
работа
по
преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 256с.
6.
Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса. – М.:
ТЦ Сфера, 2013. – 198 с.
7.
Бадалян
Л.
Невропатология.
–
М.:
Академия,
2013.
–
400
с.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия: Дизартрия. – М.: Гуманитарный
издательский центр Владос, 2009. – 287с.
8.
Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия.NET. Лечение нарушений
произношения у детей и взрослых. - М.: Наука и техника, 2014. - 160с.
11
12