Напоминание

"Формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)."


Автор: Румынина Елена Николаевна
Должность: студент
Учебное заведение: ШГПУ
Населённый пункт: город Югоск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)."
Дата публикации: 12.10.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




Румынина Е.Н.

Студент ШГПУ

Формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР (III уровень).

В статье обоснована значимость формирования связной речи у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Аннотация: в настоящее время наиболее распространенной речевой

патологией среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие

речи.

Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения

воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате

ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли,

вести монолог, пользоваться литературными приемами.

Однако

при

работе

с

детьми

с

ОНР

ввиду

особенностей

развития

связной речи необходимо применять иные методы работы, чем с детьми с

нормальным речевым развитием. Дело в том, что механизм развития связной

речи у детей с ОНР отличается от нормы.

Не обращать внимания на проблемы связной речи у детей с ОНР

нельзя. Несформированные механизмы связной речи не только не позволяют

ребенку выражать свои мысли, но и не дают возможность ему полноценно

понимать речь окружающих. Это становится серьезным коммуникативным

барьером в вопросах социализации детей. Любая задержка, любое нарушение

в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении.

По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85

- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое

положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к

работе с детьми начального звена специалистов-логопедов.

Цель работы – изучить особенности формирования связной речи у

детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Задачи работы:

2

Изучить развитие связной речи в онтогенезе

Изучить особенности формирования связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Программа формирующего эксперимента

1.1 Развитие связной речи в онтогенезе

Исследование проблем развития связной речи изучались и изучаются

разными исследователями по разным направлениям. Общеизвестны труды

- педагогов К.К. Ушинского Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич;

- психологов (С.Л.Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, Д.Б.

Эльконина)

-

логопедов

(А.В.

Ястребовой,

Т.А.

Ткаченко,

Т.Б.

Филичевой,

В.К.Воробьевой).

Специалисты отмечают, что связная речь – это результат развития всех

речевых система, в том числе: навыки звукопроизношения, грамматический

строй,

словарный

запас

и

т.д.

Связная

речь

складывается

из

многих

компонентов,

и

уровень

ее

развития

формируется

на

основе

всех

вышеперечисленных элементов [1].

Что же значит «связная речь»? А.В. Текучевым определяется связная

речь

как

единица

языка,

когда

все

языковые

компоненты

находятся

в

необходимой взаимосвязи и создают структуру, принятую в данном языке.

Таким образом данная единица языка воспринимается как единое целое,

логичное

и

взаимоувязанное.

Это

означает,

что

каждое

отдельно

взятое

предложение уже является связной речью.

Следует отметить, что связная речь – это самая сложная форма среди

других

видов

речевой

деятельности.

Сложность

заключается

в

необходимости построения логичного высказывания, последовательного по

3

содержанию,

развернутого

по

составу,

стилистически

и

грамматически

верного.

Основной

функцией

связной

речи

является

коммуникация,

которая

может быть выражена с помощью диалога или монолога.

Признаками связной речи выступают :

- содержание сказанного – человек (ребенок) понимает то, что говорит, в его

высказывании есть смысл, содержание;

- четкость и соответствие фактам (человек / ребенок способен подбирать

наиболее подходящие для данного случая слова);

- последовательность в изложении своих мыслей;

- смысл сказанного должен быть понятен окружающим;

- использованные грамматические формы должны быть верны с точки зрения

русского языка;

- речь должна быть разнообразна (должны быть использованы различные

эпитеты, сравнения и т.д. – все, что придает индивидуальность и яркость

высказыванию).

Как

уже

было

сказано,

речь

может

быть

монологической

и

диалогической. Отличия между ними заключается в количестве говорящих.

Диалог предполагает разговор двух и более людей. Монолог – это речь

одного человека, направленная другому или группе людей.

Следует

обратить

внимание

на

последовательность

формирования

указанных видов речи в процессе онтогенеза. Первоначально формируется

диалогическая

речь.

Причиной

для

этого

служит

общение

взрослого

с

ребенком.

Взрослый

своими

обращения

вызывает

обратную

реакцию

ребенка,

что

впоследствии

приводит

к

определенному

виду

ответов

со

стороны ребенка. На этой почве постепенно развивается диалогическая речь.

Освоив

диалог

ребенок

начинает

больше

использовать

речь.

Следующим этапом становятся комментарии своих действий и чужих. Таким

образом,

формируется

ситуативная

речь.

Она

относится

к

конкретной

ситуации и выражает мысли и желания ребенка, а также его просьбы.

4

Следующим этапом является формирование контекстной речи. Здесь

уже

не

нужна

ситуация.

Ребенок

рассказывает

события

в

отрыве

от

конкретной

ситуации.

При

этом

ситуативная

речь

не

исчезает.

Она

сохраняется впоследствии и преобразуется в определенные формы речи у

взрослого

человека.

При

этом

часть

речи

заменяется

эмоциональными

проявлениями. Здесь используется мимика, жесты и т.д. Такие формы речи

используют

взрослые

люди

между

собой,

когда

хорошо

знакомы

друг

с

другом и понимают, о чем идет речь.

Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со

сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в

общении

со

взрослыми

ситуативной

речью

(простой).

Это

связано

со

следующими особенностями.

1.2. Экспериментальное изучение особенностей формирования связной

речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Описание выборки и методов исследования.

Для проведения обследования будем использовать методики:

- Глухова В.П.

- Воробьевой В.К.

- Стребелевой Е.А.

- Ушаковой О.С., Струниной Е.М..

Таблица 2

Методика обследования детей Глухова В.П.

Задание

Речевой материал

Оценка

Задание 1. Выявить

наличие

способности

детей

к

с о с т а в л е н и ю

законченного

высказывания

Материал:

серия

картинок

следующего содержания:

• Мальчик поливает цветы

• Девочка ловит бабочку

• Мальчик ловит рыбу

• Девочка катается на санках

Девочка везет куклу в

4

балла

-

полный

фразовый ответ;

3

балла

-

ответ

с

вспомогательным

вопросом;

2

б а л л а

потребовалась

5

коляске.

При

показе

каждой

картинки

ребенку

задается

в о п р о с -

инструкция: "Скажи, что здесь

нарисовано?".

При

отсутствии

фразового

ответа

задает ся

вт о р о й

в с п о м о г а т е л ь н ы й

вопрос,

непосредственно

указывающий

на изображенное действие ("Что

делает мальчик/девочка?").

помощь

1балл

-

ребенок

не

смог самостоятельно

установить

смысловые

предикативные

о т н о ш е н и я

и

передать

их

в

виде

соответствующей

по

структуре фразы.

З а д а н и е

2 .

Определить

наличия

способности

ребенка

установить

лексико-смысловые

с в я з и

м е ж д у

п р е д м е т а м и

и

перевести

их

во

фразу

М ат е р и а л :

Тр и

к а р т и н к и

"девочка", "корзинка", "лес".

Инструкция: Назови картинки и

составь предложение так, чтобы

в нем говорилось о всех трех

предмет ах.

Если

р е б е н о к

составил предложение с учетом

только одной-двух картинок

(например,

"Девочка

гуляла

в

лесу"),

задание

повторяется

с

указанием

на

пропущенную

картинку.

4

балла

-

ребенок

с п р а в и л с я

с

заданием,

используя

фразы,

адекватные

предложенному

заданию;

3 балла - справился с

заданием с помощью

педагога;

2

б а л л а

потребовалась

существенная

помощь логопеда

1

балл

-

не

смог

составить

предложение.

З а д а н и е

3 .

Определить

способность

р е б е н к а

к

воспроизведению

небольшого текста

Материал:

знакомые

детям

сказки:

"Репка",

"Теремок",

"Курочка ряба".

Т е к с т

п р о и з в е д е н и я

прочитывается

дважды;

перед

повторным

чтением

дается

установка

на

с о с т а вле ние

пересказа.

Инст рукция:

по слушай

и

перескажи.

Оценка

результатов:

Особое

внимание

о б р а щ а е т с я

н а

полноту

передачи

содержания

текста,

наличие

смысловых

пропусков, повторов,

соблюдение

логической

последовательности

изложения,

а

также

наличие

смысловой

и

синт аксиче ской

с в я з и

м е ж д у

предложениями,

частями рассказа

Задание 4. Выявить

Материал:

Серия

картинок

по

К р о м е

о б щ и х

6

способность

детей

к

с о с т а в л е н и ю

связного рассказа с

использованием

наглядного

материала

с ю ж е т у

с к а з к и

" Л и с а

и

Журавль".

К а р т и н к и

в

н у ж н о й

последовательности

раскладываются перед ребенком

и

д а ю т

в н и м а т е л ь н о

и х

рассмотреть.

И н с т р у к ц и я :

Р а с с м о т р и

к а р т и н к и

и

с о с т а в ь

последовательный

рассказ.

( С о с т а в л е н и ю

р а с с к а з а

п р е д ш е с т в у е т

о б з о р

п р е д м е т н о го

с о д е р ж а н и я

каждой

картинки

серии

с

о б ъ я с н е н и е м

з н а ч е н и я

отдельных деталей.

При

затруднении,

помимо

н а в о д я щ и х

в о п р о с о в ,

применяется жестовое указание

на

соответствующую

картинку

или конкретную деталь).

критериев

оценки

п р и н и м а ю т с я

в о

внимание

показатели:

смысловое

соответствие

содержания рассказа,

изображенному

на

картинках,

соблюдение

логиче ской

с вя з и

между

картинками-

эпизодами

Задание 5. Выявить

способность

детей

к

с о с т а в л е н и ю

рассказа

из

своего

опыта

(монологическая

речь)

И н с т р у к ц и я :

р е б е н к у

предлагается составить рассказ

н а

б л и з к у ю

е м у

т е м у

(например, "На нашем участке",

"Игры на детской площадке") и

дается

план

рассказа:

-

что

находится

на

площадке;

чем

занимаются там дети;

в

какие

игры

они

играют;

назвать свои любимые игры и

запомнить;

вспомнить,

какие

игры зимой, а какие летом

Обращается

в н и м а н и е

н а

особенности

ф р а з о в о й

р е ч и ,

употребляемой

д е т ь м и

п р и

составлении

с о о б щ е н и я

б е з

наглядной

текстовой

опоры.

Учитывается

степень

информативности

рассказа,

определяемая

количеством

значимых элементов,

к о т о р ы е

н е с у т

смысловую нагрузку.

Установление

количества

информативных

э л е м е н т о в

и

и х

характера

(простое

7

называние

предмета

или

действия

и х

развернутое

описание) позволять,

н а с кол ь ко

п о л н о

отражена

ребенком

тема сообщения

Задание 6. Выявить

способность

составлять

описательный

рассказ

М а т е р и а л :

д е т я м

м о г у т

пред ла гат ьс я

ка к

м од е л и

предметов (игрушки), так и их

графические

изображения,

на

которых

достаточно

полно

и

четко

представлены

основные

свойства и детали предметов.

И н с т р у к ц и я :

Р е б е н к у

п р е д л а г а е т с я

в

т е ч е н и е

несколько

минут

внимательно

рассмотреть

предмет,

а

затем

составить

о

нем

рассказ

по

данному

вопросному

плану.

Например, при описании куклы

дается следующая инструкция-

указание:

"Расскажи

об

этой

кукле: как ее зовут, какая она по

величине;

назови

основные

части тела; из чего она сделана,

во

что

одета,

что

у

нее

на

голове" и т.п.

Обращается

внимание на полноту

и

т о ч н о с т ь

отражения

в

нем

основных

свойств

предмета,

наличие

(отсутствие)

логико-

смысловой

организации

сообщения,

последовательность

в

о п и с а н и и

признаков и деталей

предмета,

использование

языковых

средств

словесной

характеристики.

В

с л у ч а е ,

к о г д а

ребенок

оказывается

н е

с п о с о б н ы м

с о с т а в и т ь

д а ж е

короткий

описательный

р а с с к а з ,

е м у

предлагается

д л я

пересказа

образец

описания,

данный

логопедом.

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнено в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%

1 балл - задания выполнены в пределах о 25%

8

0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены.

Методика обследования связной речи Воробьевой В.К.

Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем

сериям.

Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей

речи детей и включает два задания: пересказать текст как можно подробнее;

пересказать этот же текст, но кратко.

В

качестве

экспериментального

материала

рекомендуется

использовать

тексты

рассказов,

рассчитанные

на

возраст

испытуемого

и

подвергнутые

адаптации в плане сокращения их объема.

Вторая серия экспериментальных заданий направлена на выявление

продуктивных

речевых

возможностей

детей:

умения

самостоятельно

составить смысловую программу связного сообщения по наглядным

опорам;

умения

реализовать

найденную

программу

в

цельное

связное

сообщение.

Эта серия включает в себя два задания. В 1 задании детям предлагается

самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности

логического развития события. 2 задание ориентирует

детей на составление рассказа по найденной программе.

Третья

серия

направлена

на

выявление

особенностей

построения

связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-

синтаксических компонентов высказывания. Она включает

в себя три вида заданий:

• составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;

• придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам,

которые дети должны отобрать из общего банка предметных картинок;

• самостоятельное нахождение темы и ее реализации в рассказах [4].

Четвертая

серия

заданий

направлена

на

выяснение

состояния

ориентировочной

деятельности,

поскольку

ориентировка

в

правилах

генерации

текста

предваряет

создание

связного

монологического

9

высказывания.

Ориентировочная

деятельность

заключается

в

умении

выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно

этой

языковой

единицы.

Решение

вопроса

о

состоянии

ориентировочной

деятельности детей с системными нарушениями речи важно для изучения

структуры

речевого

недоразвития,

в

частности,

для

выявления

влияния

недоразвития речи на формирование познавательной деятельности и степени

сформированности аналитических возможностей детей.

Заключение

Основной

функцией

связной

речи

является

коммуникация,

которая

может быть выражена с помощью диалога или монолога.

Признаками связной речи выступают:

- содержание сказанного – человек (ребенок) понимает то, что говорит, в его

высказывании есть смысл, содержание;

- четкость и соответствие фактам (человек / ребенок способен подбирать

наиболее подходящие для данного случая слова);

- последовательность в изложении своих мыслей;

- смысл сказанного должен быть понятен окружающим;

- использованные грамматические формы должны быть верны с точки зрения

русского языка;

- речь должна быть разнообразна (должны быть использованы различные

эпитеты, сравнения и т.д. – все, что придает индивидуальность и яркость

высказыванию).

Формы работы с родителями по развитию связной речи следующие:

праздники и развлечения, оформление информации в логопедическом уголке,

индивидуальные

консультации,

изготовление

папок

передвижек,

выступления на родительских собраниях, совместные занятия с родителями и

детьми, День открытых дверей, анкетирование и т.д.

10

Приступая

к

обучению

связной

речи

в

подготовительной

группе

в

начале года логопеду необходимо выявить уровень знаний, умений и навыков

связной речи.

Для этого разработана карта обследования связной речи для старших

дошкольников. Карта прилагается. Обследуя ребенка, логопед совместно с

воспитателем

группы

определяет

перспективы

коррекционной

работы

по

преодолению

общего

недоразвития

речи

для

восполнения

пробелов

в

развитии связной речи, грамматического строя, лексической стороны речи,

фонетике и звукопроизношении.

Список использованных источников

1.

Агранович

З.

Е.

В

помощь

логопедам

и

родителям.

Сборник

домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны

речи у старших дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2013. – 160с.

2.

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников: Учебное пособие [Текст] / М.М. Алексеева, В.И.Яшина.

– М.: Академия, 2012. – 400 с.

3.

Алябьева

Е.А.

Игры

для

детей

4-7

лет:

развитие

речи

и

воображения [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

4.

Арушанова А.Г. Методика развития речи и обучения началам

грамоты: Теоретический курс [Текст] / А.Г. Арушанова.– М.: МЭГУ, 2013. –

169 с.

5.

Архипова

Е.Ф.

Коррекционно-логопедическая

работа

по

преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 256с.

6.

Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса. – М.:

ТЦ Сфера, 2013. – 198 с.

7.

Бадалян

Л.

Невропатология.

М.:

Академия,

2013.

400

с.

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия: Дизартрия. – М.: Гуманитарный

издательский центр Владос, 2009. – 287с.

8.

Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия.NET. Лечение нарушений

произношения у детей и взрослых. - М.: Наука и техника, 2014. - 160с.

11

12



В раздел образования