Автор: Бирюкова Наталья Егоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2" пгт. Нижний Одес
Населённый пункт: Республика Коми, Сосногорский район
Наименование материала: Тематическое занятие в старшей группе
Тема: "Где живут звуки?"
Раздел: дошкольное образование
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ГДЕ ЖИВУТ ЗВУКИ?»
Составила: Бирюкова Наталья Егоровна,
музыкальный руководитель
2
Тематическое занятие в старшей группе
«Где живут звуки!»
Атрибуты: Игровая зона «кухня». Лист бумаги в рамке, карандаш и стаканчики.
Музыкальные инструменты: Ударно-шумовые музыкальные инструменты,
самодельные инструменты для детского оркестра.
Музыкальный репертуар: Оркестр под р.н.м. «Канава», Е.И.Антошина «Наш оркестр», игра «Чей
кружок скорее соберется?».
Программное содержание:
Обучающая:
Познакомить
с
новым
самобытным
ударным
инструментом
–
крышки
от
кастрюль,
его
звучанием.
Закрепить
знания
детей
о
разнообразии
звуков
(деревянный,
металлический, шуршащий, гремящий). Закрепить игру на металлофоне на двух близлежащих
звуках. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянным,
металлическим
предметами
и
музыкальными
инструментами.
Учить
речи
–
двигательной
координации, используя звучащие жесты.
Развивающая:
Развивать
тонкость
и
чуткость
тембрового
слуха.
Развивать
у
детей
метроритмическое
чувство,
используя
речь,
движение
и
детские
музыкальные
инструменты.
Развитие
творческих
способностей
через
импровизацию
при
игре
на
детских
музыкальных
инструментах.
Воспитывающая:
Воспитывать
навыки
творческой
активности,
решительно сти,
самостоятельности. Воспитывать ритмический и интонационный слух, навыки инструментального
сопровождения речи, социально – коммуникативные навыки.
3
Ход занятия:
Муз.рук.: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное утро. Посмотрите к нам пришли
гости. Давайте мы поздороваемся с гостями, нашими ладошками, ножками, щечками, губками,
зубками.
«Здравствуйте!» (коммуникативная игра), сл. и муз. М.Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (три хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! («пружинка»)
Топ-топ-топ! (Топают ногами)
Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)
Щёлк-щёлк-щёлк! (3 раза щёлкают зубами)
Здравствуйте, гости! (Протягивают руки вперёд, ладонями вверх).
Муз.рук.: Ребята! Недавно мне удалось побывать в одной необычной деревенской избе.
В этой избе есть такая комната, где живут интересные, необыкновенные музыкальные звуки. А вы
хотите побывать в этой музыкальной комнате? Тогда, пройдемте вместе со мной. (Сели на
стульчики)
Игра-сказка «Как карандаш со звуками познакомился»
Я хочу вам рассказать необычную сказку, про невидимок, которая проходила в кухонном
шкафу.
Жили-были
два
братца,
два
волшебника-невидимки.
Были
они
разные,
друг
на
друга
с о в е р ш е н н о
н е
п о х о ж и е ,
а
и м я
н о с и л и
о д н о .
Однажды случилась такая история. Забрались невидимки в шкаф, где хранилась посуда, и давай там
шуметь. И шуршали, и звенели, и стучали, и брякали, в общем, резвились от души.
Вдруг один братец воскликнул: «Это мой дом!» скок – и спрятался в деревянном стаканчике.
Будто его и не было. Второй тут же игру подхватил: «Чур, мой дом!» прыг – и исчез в стаканчике
металлическом.
(Во
время
рассказа
по
очереди
выставляются
стеклянный,
деревянный
и
металлический
стаканчики на лист бумаги, лежащий на столе.)
Спрятались звуки в стаканчиках. И, как обычно, неожиданно наступила тишина. В том шкафу,
в ящике, жил-был Карандаш Рисовальщик. (Покажите карандаш).
Он был хорошо воспитанным, и некоторое время терпел это звуковое безобразие. Но когда
звуки расшумелись, карандаш не выдержал, встал и отправился узнать, что происходит на верхних
п о л к а х
ш к а ф а .
А
к о г д а
о г л я д е л с я ,
т о
н и к о г о
н е
у в и д е л .
(Обвести карандашом лист бумаги по периметру.)
«Если здесь кто-то есть, а я его не вижу, значит, он спрятался и хочет поиграть в прятки!» -
подумал карандаш и отправился искать. Он обошел вокруг стаканчиков, и никого не увидел.
(Обводим карандашом стаканчики).
Потом заглянул вовнутрь каждого из них, может быть, кто-то прячется внутри стаканчиков?
(По очереди поднимите каждый стаканчик, загляните вовнутрь, покажите детям.)
4
Внутри
стаканчиков
Карандаш
тоже
никого
не
обнаружил.
«Вот
бы
познакомиться
с
невидимкой!… Мы наверняка с ним подружимся, и будем играть» - произнес карандаш. Карандаш
подошел к одному стаканчику и постучал: «Кто в деревянном домике живет? Тук – тук - тук!…»-
(Постучите карандашом по столу, затем один раз аккуратно ударьте по стенке стеклянного
стакана; прислушайтесь к звучанию стекла.)
«Звук!» - услышал он в ответ. Обрадовался карандаш и постучал во второй домик-стаканчик:
«Кто в металлическом домике живет? Тук – тук – тук!…» И услышал в ответ: «Звук!»
«Очень приятно познакомиться, господа невидимки. Меня зовут Карандаш Рисовальщик. А
в а с
к а к
з о в у т ? »
И
с т а к а н ч и к и
е м у
в е с е л о
о т в е т и л и :
« З в у к !
З в у к ! » .
(Ударьте карандашом по каждому стаканчику один раз)
Так Карандаш со звуками познакомился.
Когда Карандаш со Звуками подружился, они стали вместе играть. Карандаш стучался в
домики-стаканчики и спрашивал: «Кто в домике живет?» А Звуки ему отвечали: «Звук! Звук!»
- Ребята, а вы хотите со звуками поиграть?
Игра «Кто в домике живет!»
Описание игры. Муз.рук. вызывает ребенка и задает вопрос, например: «Где Деревянный Звук
живет?». Названный ребенок стучит карандашом по соответствующему стаканчику.
Муз.рук.: - Ребята, подумайте и ответьте, какие еще бывают звуки. (шуршащие, гремящие)
Звуки такие разные и все они по-своему поют.
Муз.рук.: Сейчас мы все закроем глазки, и послушаем тишину, какие же звуки мы услышим?
Игра «Кто какие звуки услышал?»
Муз.рук.:
(За печкой слышен шум и грохот).
Кузя: Ой-ой-ой!
Муз.рук.: Ребята, я еще что-то слышу, это может за печкой домовенок шумит. Кто это кричит?
Кузя: Это я – Кузя!
Муз.рук.: Да где же ты?
Кузя: Здесь я, здесь! Никак не могу вылезти! На меня инструменты упали!
Муз.рук.: Вот беда! А какие инструменты!
Кузя: Музыкальные. Только я не знаю, как они называются, может, вы мне подскажете их
названия?
Муз.рук.: Ребята, поможем Кузе?
Кузя: Слушайте внимательно!
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
(бубен, треугольник, ложки, металлофон, трещотка)
Муз.рук.: Молодцы, вы угадали какие инструменты упали на Кузю, были очень внимательны,
и все музыкальные инструменты назвали правильно! (Кузя выходит)
5
Кузя: Здравствуйте, ребятишки! Хорошо вы инструменты угадываете, помогли мне выбраться!
Я домовой Кузьма, но можно просто Кузя. А вас как зовут?
Муз.рук.: Кузя, а мы познакомимся с тобой необычно, с помощью музыкальных инструментов.
Ребята, возьмите инструменты (берут), и простучите по очереди свое имя. …, нам сыграет свое имя
на металлофоне, на 2 пластинках, а мы послушаем.
Игра с именами
Муз.рук.: Все отстучали свое имя ритмично и громко, молодцы. …, представился интересно,
ласковое имя отстучал. А как вы думаете, у … , получилось сыграть на металлофоне свое имя?
Кузя: Молодцы, как интересно я с вами познакомился, сколько интересных звуков услышал. Я
ни с кем так еще не знакомился, с помощью музыкальных инструментов.
Муз.рук.: Когда на разных музыкальных инструментах музыканты вместе исполняют одну
пьесу это называется? (Дети: оркестр!)
Кузя:
Оркестр! Какое красивое слово, а вы умеете играть в оркестре? (ответы детей).
А покажете?
Муз.рук.: Покажем, Кузе, как мы умеем играть в оркестре? На 1 ч. Играют инструменты с
металлическим звуком, а именно металлофон и треугольники, затем инструменты с деревянным
звуком – трещотки и хлопуша, на 2 ч. – сначала инструменты с металлическим звуком – бубны и
бубенцы, затем с деревянным звуком – ложки, и на 3 ч. играем все вместе. А в оркестре мы будем
играть под р.н.м. «Канава». Приготовились музыканты, слушаем вступление.
Оркестр ударно-шумовых музыкальных инструментов под р.н.п. «Канава».
Муз.рук.: Молодцы, все музыканты играли дружно, хорошо ушками слушали друг друга и
музыку.
Домовой
Кузя: Ох, и славно же вы поиграли в оркестре. Я хочу еще повеселиться. Я так
люблю играть, шутить, резвиться и предлагаю вам поиграть в игру «Чей кружок скорее соберется?».
В о т
у
м е н я
д в а
м у з ы к а л ь н ы х
и н с т р у м е н т а .
К а к
о н и
н а з ы в а ю т с я ?
… и …, сегодня так старались, и я им даю инструменты, они будут ведущими. Ребята, нам надо
построить два круга вокруг наших музыкантов. Сначала мы идем по кругу, а музыканты танцуют,
затем мы хлопаем, музыканты играют. На веселую музыку мы бегаем по залу на носочках, с
окончанием музыки мы присаживаемся и закрываем глазки. Музыканты меняются местами. Как
только заиграет веселая музыка вам необходимо найти своего ведущего-музыканта, и быстро
собраться в кружок около него.
Игра «Чей кружок скорее соберется?».
Кузя: Какие вы шустрые, быстрые, и внимательные, молодцы. И ведущие-музыканты танцевали
красиво и играли громко, каждый по-своему.
.Домовой Кузя: - А это, что за инструменты? (ответы детей).
Муз.рук.: Кузя, самодельные инструменты – это инструменты, сделанные своими руками из
ненужных вещей. Ребята, а какие звуки издают самодельные инструменты? (гремящие, шуршащие).
Домовой Кузя: Ничего себе! А как на них играют?
Муз.рук.: Мы обязательно тебе покажем.
Кузя: А я тоже хочу с вами играть на самодельных инструментах и придумать свой инструмент.
Можно? Я так люблю бренчать крышками от кастрюль, у меня их так много, вот смотрите!
(показывает).
6
- Можно, я буду играть на крышках? (гордо).
Муз.рук.: Ну попробуй! А вы, ребята, выбирайте себе понравившийся инструмент, и мы с
вами исполним нашу песню про самодельные инструменты и сыграем вместе с Кузей!
Оркестр с Домовым «Наш оркестр» Е.И.Антошина.
Муз.рук. (анализ):
Домовой
Кузя: Ох-ох, триста лет мне, а я ни разу так не веселился. Спасибо вам ребята.
Вижу, многое вы умеете и знаете, молодцы! Оказывается вокруг нас так много разных звуков!
Муз.рук.: Ребята вокруг нас живут звуки, они очень разные. Понравилось вам в деревенской
избе, в гостях у Кузи? А какие звуки мы слышали в деревенской избе домовенка Кузьмы? Всегда где
вы бываете, слушайте звуки. А при следующей нашей встрече вы расскажете, какие звуки вы
слышали. До свидания, Кузя, нам очень понравилось у тебя в гостях! (прощаются, выходят под
музыку).