Напоминание

"Где живут звуки?"


Автор: Бирюкова Наталья Егоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2" пгт. Нижний Одес
Населённый пункт: Республика Коми, Сосногорский район
Наименование материала: Тематическое занятие в старшей группе
Тема: "Где живут звуки?"
Дата публикации: 12.10.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ГДЕ ЖИВУТ ЗВУКИ?»

Составила: Бирюкова Наталья Егоровна,

музыкальный руководитель

2

Тематическое занятие в старшей группе

«Где живут звуки!»

Атрибуты: Игровая зона «кухня». Лист бумаги в рамке, карандаш и стаканчики.

Музыкальные инструменты: Ударно-шумовые музыкальные инструменты,

самодельные инструменты для детского оркестра.

Музыкальный репертуар: Оркестр под р.н.м. «Канава», Е.И.Антошина «Наш оркестр», игра «Чей

кружок скорее соберется?».

Программное содержание:

Обучающая:

Познакомить

с

новым

самобытным

ударным

инструментом

крышки

от

кастрюль,

его

звучанием.

Закрепить

знания

детей

о

разнообразии

звуков

(деревянный,

металлический, шуршащий, гремящий). Закрепить игру на металлофоне на двух близлежащих

звуках. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянным,

металлическим

предметами

и

музыкальными

инструментами.

Учить

речи

двигательной

координации, используя звучащие жесты.

Развивающая:

Развивать

тонкость

и

чуткость

тембрового

слуха.

Развивать

у

детей

метроритмическое

чувство,

используя

речь,

движение

и

детские

музыкальные

инструменты.

Развитие

творческих

способностей

через

импровизацию

при

игре

на

детских

музыкальных

инструментах.

Воспитывающая:

Воспитывать

навыки

творческой

активности,

решительно сти,

самостоятельности. Воспитывать ритмический и интонационный слух, навыки инструментального

сопровождения речи, социально – коммуникативные навыки.

3

Ход занятия:

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное утро. Посмотрите к нам пришли

гости. Давайте мы поздороваемся с гостями, нашими ладошками, ножками, щечками, губками,

зубками.

«Здравствуйте!» (коммуникативная игра), сл. и муз. М.Картушиной.

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (три хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! («пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами)

Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щёлк-щёлк-щёлк! (3 раза щёлкают зубами)

Здравствуйте, гости! (Протягивают руки вперёд, ладонями вверх).

Муз.рук.: Ребята! Недавно мне удалось побывать в одной необычной деревенской избе.

В этой избе есть такая комната, где живут интересные, необыкновенные музыкальные звуки. А вы

хотите побывать в этой музыкальной комнате? Тогда, пройдемте вместе со мной. (Сели на

стульчики)

Игра-сказка «Как карандаш со звуками познакомился»

Я хочу вам рассказать необычную сказку, про невидимок, которая проходила в кухонном

шкафу.

Жили-были

два

братца,

два

волшебника-невидимки.

Были

они

разные,

друг

на

друга

с о в е р ш е н н о

н е

п о х о ж и е ,

а

и м я

н о с и л и

о д н о .

Однажды случилась такая история. Забрались невидимки в шкаф, где хранилась посуда, и давай там

шуметь. И шуршали, и звенели, и стучали, и брякали, в общем, резвились от души.

Вдруг один братец воскликнул: «Это мой дом!» скок – и спрятался в деревянном стаканчике.

Будто его и не было. Второй тут же игру подхватил: «Чур, мой дом!» прыг – и исчез в стаканчике

металлическом.

(Во

время

рассказа

по

очереди

выставляются

стеклянный,

деревянный

и

металлический

стаканчики на лист бумаги, лежащий на столе.)

Спрятались звуки в стаканчиках. И, как обычно, неожиданно наступила тишина. В том шкафу,

в ящике, жил-был Карандаш Рисовальщик. (Покажите карандаш).

Он был хорошо воспитанным, и некоторое время терпел это звуковое безобразие. Но когда

звуки расшумелись, карандаш не выдержал, встал и отправился узнать, что происходит на верхних

п о л к а х

ш к а ф а .

А

к о г д а

о г л я д е л с я ,

т о

н и к о г о

н е

у в и д е л .

(Обвести карандашом лист бумаги по периметру.)

«Если здесь кто-то есть, а я его не вижу, значит, он спрятался и хочет поиграть в прятки!» -

подумал карандаш и отправился искать. Он обошел вокруг стаканчиков, и никого не увидел.

(Обводим карандашом стаканчики).

Потом заглянул вовнутрь каждого из них, может быть, кто-то прячется внутри стаканчиков?

(По очереди поднимите каждый стаканчик, загляните вовнутрь, покажите детям.)

4

Внутри

стаканчиков

Карандаш

тоже

никого

не

обнаружил.

«Вот

бы

познакомиться

с

невидимкой!… Мы наверняка с ним подружимся, и будем играть» - произнес карандаш. Карандаш

подошел к одному стаканчику и постучал: «Кто в деревянном домике живет? Тук – тук - тук!…»-

(Постучите карандашом по столу, затем один раз аккуратно ударьте по стенке стеклянного

стакана; прислушайтесь к звучанию стекла.)

«Звук!» - услышал он в ответ. Обрадовался карандаш и постучал во второй домик-стаканчик:

«Кто в металлическом домике живет? Тук – тук – тук!…» И услышал в ответ: «Звук!»

«Очень приятно познакомиться, господа невидимки. Меня зовут Карандаш Рисовальщик. А

в а с

к а к

з о в у т ? »

И

с т а к а н ч и к и

е м у

в е с е л о

о т в е т и л и :

« З в у к !

З в у к ! » .

(Ударьте карандашом по каждому стаканчику один раз)

Так Карандаш со звуками познакомился.

Когда Карандаш со Звуками подружился, они стали вместе играть. Карандаш стучался в

домики-стаканчики и спрашивал: «Кто в домике живет?» А Звуки ему отвечали: «Звук! Звук!»

- Ребята, а вы хотите со звуками поиграть?

Игра «Кто в домике живет!»

Описание игры. Муз.рук. вызывает ребенка и задает вопрос, например: «Где Деревянный Звук

живет?». Названный ребенок стучит карандашом по соответствующему стаканчику.

Муз.рук.: - Ребята, подумайте и ответьте, какие еще бывают звуки. (шуршащие, гремящие)

Звуки такие разные и все они по-своему поют.

Муз.рук.: Сейчас мы все закроем глазки, и послушаем тишину, какие же звуки мы услышим?

Игра «Кто какие звуки услышал?»

Муз.рук.:

(За печкой слышен шум и грохот).

Кузя: Ой-ой-ой!

Муз.рук.: Ребята, я еще что-то слышу, это может за печкой домовенок шумит. Кто это кричит?

Кузя: Это я – Кузя!

Муз.рук.: Да где же ты?

Кузя: Здесь я, здесь! Никак не могу вылезти! На меня инструменты упали!

Муз.рук.: Вот беда! А какие инструменты!

Кузя: Музыкальные. Только я не знаю, как они называются, может, вы мне подскажете их

названия?

Муз.рук.: Ребята, поможем Кузе?

Кузя: Слушайте внимательно!

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

(бубен, треугольник, ложки, металлофон, трещотка)

Муз.рук.: Молодцы, вы угадали какие инструменты упали на Кузю, были очень внимательны,

и все музыкальные инструменты назвали правильно! (Кузя выходит)

5

Кузя: Здравствуйте, ребятишки! Хорошо вы инструменты угадываете, помогли мне выбраться!

Я домовой Кузьма, но можно просто Кузя. А вас как зовут?

Муз.рук.: Кузя, а мы познакомимся с тобой необычно, с помощью музыкальных инструментов.

Ребята, возьмите инструменты (берут), и простучите по очереди свое имя. …, нам сыграет свое имя

на металлофоне, на 2 пластинках, а мы послушаем.

Игра с именами

Муз.рук.: Все отстучали свое имя ритмично и громко, молодцы. …, представился интересно,

ласковое имя отстучал. А как вы думаете, у … , получилось сыграть на металлофоне свое имя?

Кузя: Молодцы, как интересно я с вами познакомился, сколько интересных звуков услышал. Я

ни с кем так еще не знакомился, с помощью музыкальных инструментов.

Муз.рук.: Когда на разных музыкальных инструментах музыканты вместе исполняют одну

пьесу это называется? (Дети: оркестр!)

Кузя:

Оркестр! Какое красивое слово, а вы умеете играть в оркестре? (ответы детей).

А покажете?

Муз.рук.: Покажем, Кузе, как мы умеем играть в оркестре? На 1 ч. Играют инструменты с

металлическим звуком, а именно металлофон и треугольники, затем инструменты с деревянным

звуком – трещотки и хлопуша, на 2 ч. – сначала инструменты с металлическим звуком – бубны и

бубенцы, затем с деревянным звуком – ложки, и на 3 ч. играем все вместе. А в оркестре мы будем

играть под р.н.м. «Канава». Приготовились музыканты, слушаем вступление.

Оркестр ударно-шумовых музыкальных инструментов под р.н.п. «Канава».

Муз.рук.: Молодцы, все музыканты играли дружно, хорошо ушками слушали друг друга и

музыку.

Домовой

Кузя: Ох, и славно же вы поиграли в оркестре. Я хочу еще повеселиться. Я так

люблю играть, шутить, резвиться и предлагаю вам поиграть в игру «Чей кружок скорее соберется?».

В о т

у

м е н я

д в а

м у з ы к а л ь н ы х

и н с т р у м е н т а .

К а к

о н и

н а з ы в а ю т с я ?

… и …, сегодня так старались, и я им даю инструменты, они будут ведущими. Ребята, нам надо

построить два круга вокруг наших музыкантов. Сначала мы идем по кругу, а музыканты танцуют,

затем мы хлопаем, музыканты играют. На веселую музыку мы бегаем по залу на носочках, с

окончанием музыки мы присаживаемся и закрываем глазки. Музыканты меняются местами. Как

только заиграет веселая музыка вам необходимо найти своего ведущего-музыканта, и быстро

собраться в кружок около него.

Игра «Чей кружок скорее соберется?».

Кузя: Какие вы шустрые, быстрые, и внимательные, молодцы. И ведущие-музыканты танцевали

красиво и играли громко, каждый по-своему.

.Домовой Кузя: - А это, что за инструменты? (ответы детей).

Муз.рук.: Кузя, самодельные инструменты – это инструменты, сделанные своими руками из

ненужных вещей. Ребята, а какие звуки издают самодельные инструменты? (гремящие, шуршащие).

Домовой Кузя: Ничего себе! А как на них играют?

Муз.рук.: Мы обязательно тебе покажем.

Кузя: А я тоже хочу с вами играть на самодельных инструментах и придумать свой инструмент.

Можно? Я так люблю бренчать крышками от кастрюль, у меня их так много, вот смотрите!

(показывает).

6

- Можно, я буду играть на крышках? (гордо).

Муз.рук.: Ну попробуй! А вы, ребята, выбирайте себе понравившийся инструмент, и мы с

вами исполним нашу песню про самодельные инструменты и сыграем вместе с Кузей!

Оркестр с Домовым «Наш оркестр» Е.И.Антошина.

Муз.рук. (анализ):

Домовой

Кузя: Ох-ох, триста лет мне, а я ни разу так не веселился. Спасибо вам ребята.

Вижу, многое вы умеете и знаете, молодцы! Оказывается вокруг нас так много разных звуков!

Муз.рук.: Ребята вокруг нас живут звуки, они очень разные. Понравилось вам в деревенской

избе, в гостях у Кузи? А какие звуки мы слышали в деревенской избе домовенка Кузьмы? Всегда где

вы бываете, слушайте звуки. А при следующей нашей встрече вы расскажете, какие звуки вы

слышали. До свидания, Кузя, нам очень понравилось у тебя в гостях! (прощаются, выходят под

музыку).



В раздел образования