Напоминание

"ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК ЭФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"


Автор: Редченко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад №66 "рябинушка"
Населённый пункт: г.Йошкар - Ола
Наименование материала: статья
Тема: "ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК ЭФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Дата публикации: 12.10.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК ЭФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Мы

живем

в

стремительно

меняющемся

мире,

в

эпоху

информации,

компьютеров,

спутникового

телевидения,

мобильной

связи,

Интернета.

Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних

воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело

ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их

легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое,

находить неординарные решения в различных ситуациях.

Проблема

развития

интеллектуально-творческого

потенциала

личности

ребенка одна из главных образовательных задач, которая нами понимается не

только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как

поиск

знаний,

приобретение

знаний

самостоятельно

или

под

тактичным

руководством

взрослого,

осуществляемого

в

процессе

сотрудничества,

сотворчества.

В

настоящее

время

мы

являемся

свидетелями

того,

как

в

системе

дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания

закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное

его

достоинство

заключается

в

том,

что

оно

дает

детям

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

е го

взаимоотношениях

с

другими

объектами

и

средой

обитания.

В

процессе

эксперимента

идет

обогащение

памяти

ребенка,

активизируются

его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач,

выдвижение

предположений,

реализацию

выдвинутой

гипотезы

в

действии

и

построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является

хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское

экспериментирование

оказывает

положительное

влияние

на

эмоциональную

сферу

ребенка;

на

развитие

творческих

способностей,

на

укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с

миром окружающей их живой и неживой природы.

В

процессе

экспериментирования

дошкольник

получает

возможность

удовлетворить

присущую

ему

любознательность,

почувствовать

себя

учёным,

исследователем, первооткрывателем.

Наш детский сад работает по программе «Истоки», в которой большое

место

отводится

детскому

творчеству

и

экспериментированию.

Мы

создаем

условия для детского экспериментирования с объектами неживой природы (водой,

песком, снегом, камешками),

используем игрушки для самостоятельных игр с

природным содержанием. Мы, набрав новую группу детей, обратили внимание на

то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на

развитии

речи,

мышлении,

памяти,

внимании.

Дети

не

проявляли

исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая

другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной

систематической работы с использованием экспериментирования.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии

интеллектуальных способностей, стремясь создать, условия для

исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанны-

ми с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической

литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в

основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными

материалами. Воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий

познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и

оформлении уголков с соответствующим материалом. Таким образом, назрела

необходимость создания методической системы работы по детскому

экспериментированию. Эту работу мы начали с построения предметно-

развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В методическом

кабинете формируется картотека литературы. Во всех группах созданы уголки

экспериментирования

Проводимые ежегодно смотры-конкурсы уголков экспериментирования

позволяют укрепить материально-техническую базу, выявить передовой опыт,

способствуют развитию инициативы и творческого потенциала воспитателя.

Обсуждаются конспекты познавательных занятий с элементами эксперимен-

тирования. Вопросы, требующие серьезного внимания, выносятся на заседания

педагогического совета. Традиционным стало проведение открытых

познавательных занятий с элементами экспериментирования, которые помогают

молодым воспитателям в дальнейшей работе, способствуют распространению

передового педагогического опыта.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства.

Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать

гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость,

удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших

«открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной

работы.

Наша цель при знакомстве детей с экспериментальной деятельностью

сформировать у детей знания об окружающем мире;

привить

первоначальные

навыки

исследовательской

деятельности,

познавательной активности, самостоятельности;

повысить

уровень

речевой

активности,

овладения

экспериментальной

деятельностью;

обогатить активный словарь;

развить связную речь.

Уголки экспериментирования в группах, постоянно пополняются новыми

материалами,

пособиями,

что

способствует

поддержанию

интереса

детей,

позволяет

вновь

воспроизвести

опыт,

утвердиться

в

своих

представлениях,

практически освоить свойства и качества различных материалов.

При

организации

работы

по

экспериментированию

используются

различные

формы детской деятельности.

На занятиях и в свободной деятельности с детьми проводятся опыты с

воздухом такие как «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха»,

«Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка»,

«Соломинка-флейта».

Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг

нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.

Экспериментирование

с

водой позволило детям сравнить различные состояния

воды. Проводятся опыты с водой, такие как («Вижу - не вижу», «Где вода?»,

«Прятки»,

«Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не

верю»,

«Что

в

банке?»,

«Где

больше?»,

«Какая

температура?»,

«Помощница

-вода»). Кроме того, мы использовали в работе с детьми многочисленные игры –

развлечения с водой. В младших группах такие игры: «Переливашки», «Водичка

дырочку найдет», «Поймай рыбку», «Водичка и камушки», «Поплавки», «Веселые

кораблики»

и

многие

другие,

упражнения

для

развития

тактильно

кинестетической

чувствительности

«Поздоровайся

с

водичкой»

(малыши

различными

способами

дотрагиваются

до

воды):

«Пальчики

здороваются

с

водичкой»,

«Ладошки

здороваются

с

водичкой»,

«Течет

ручеек»,

«Кулачок

-

стаканчик»,

«Плывут

рыбки»,

«Курочка

пьет

воду».

Эти

упражнения

положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений

пальцев кистей рук. Совершенствуют зрительный и двигательный анализаторы

ребенка,

обогащают

сенсорный

опыт.

А

так

же

способствуют

развитию

концентрации внимания, развивают произвольное внимание. Формируют навыки

наблюдения.

Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для

себя

новые

свойства

песка

(«Свойства

мокрого

песка»,

«Песочный

конус»,

«Чистая

вода»,

«Можно

ли

услышать

песок?»,

«Цветной

песок»,

«Ветер

в

пустыне», «Песок и камешки»).

Проведение

экспериментов

продолжалось

и

во

время наблюдений

на

прогулках:

-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

-рассматривание сосулек;

-замораживание воды;

-рисование на снегу цветной водой;

-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;

-определение направления ветра;

-наблюдение за срезом сугробов;

-изготовление цветных льдинок;

-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;

-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;

-сравнение намокаемости тканей различной фактуры;

-рисование на сухом и мокром песке;

-что быстрее высохнет дерево или камень.

Вопросы,

задаваемые

детям,

носили

поисковый

характер,

развивали

умение

выдвигать гипотезы, например:

-Как вы думаете, дождь будет идти целый день?

-Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?

-Что будет, если на деревьях не распустятся листочки?

-Как вы думаете, что случится с насекомыми, если они не лягут спать?

-Как вы думаете, что случится со снегом в теплой комнате? Т.д.

В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное

слово

(загадки,

стихи,

потешки,

авторские

рассказы),

которое

помогало

организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Были разработаны советы родителям и даны рекомендации о проведении

опытов

в

домашних

условиях,

созданы

картотеки

элементарных

опытов

и

экспериментов,

которые

можно

провести

дома.

Проводились

родительские

собрания, консультации, открытые занятия с элементами экспериментирования

«Волшебная водичка», «Волшебные льдинки». В

работе используется проект

«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира »

Результаты

проведенной

работы

показа ли,

что

п р и м е н е н и е

экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских

умений

и

навыков

детей

(анализировать

объект

или

явление,

выделять

существенные

признаки

и

связи,

отбирать

средства

и

материалы

для

самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами);

- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

Таким образом: реализация поставленных задач в полной мере возможна

лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Предлагаемая методическая система способствует не только интеллектуальному

развитию дошкольников, но и заметному повышению уровня профессиональной

компетенции воспитателей и педагогов.

Литература

1. Баранова, Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. /

Е.В.Баранова. – Ярославль: Академия развития, 2009.

2. Богданец, Т. Экологические знания - первое представление о мире /Т.

Богданец // Дошкольное воспитание -2003.-№ 12-С.52.

3. Иванова, А.И. Живая экология: программа экологического образования

дошкольников. / А.И. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений./А.И. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 326с.

5. Чижевский, А.Е. Я познаю мир./А.Е. Чижевский// Дет. Энциклопедия:

Экология. - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988-543с.



В раздел образования