Автор: Юзиева Танзиля Расимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №114 "Челнинская мозаика"
Населённый пункт: г.Набережные Челны
Наименование материала: конспект ООД
Тема: "Воздух"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Воздух».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о
воздухе.
Задачи:
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов, самостоятельно делать выводы на основе
практического опыта.
Способствовать
формированию
мыслительных
операций,
развитию
речи,
умению
аргументировать свои высказывания.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Формы работы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка,
опыт, эксперимент, продуктивная деятельность.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); миски с водой; игрушки и другие
мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,
сегодня
я
предлагаю
вам
выступить
в
роле
ученых
и
заняться
исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к
столам, надевают фартуки). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить
воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь
поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон
воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что
произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы
поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы
детей) На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е.
прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и
получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Дети
поочередно
достают
из
сундучка
камень,
деревянный
брусок,
др.
мелкие
предметы
и
раскладывают в два тазика.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут
плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава).
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой).
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу).
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил?
Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом)
Воспитатель: На
лист
бумаги
рисуем
дерево,
используя
побольше
воды,
чтоб
краска
была
жидкой (гуашь) и
берём
трубочки
для
коктейля.
Нижний
конец
трубочки
направляем
в
центр
рисунка, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем краску от центра в разные стороны.
Посмотрите, как краска разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? А теперь
давайте превратим наши деревья в заснеженные. Проделываем туже самую работу. Вам нравиться?
Воспитатель: Ребята,
Вы
отличные
воздухоискатели!
В
результате
наших
поисков
мы
обнаружили (дети
подводят
итоги
экспериментальной
и
исследовательской
деятельности
на
занятии):
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.