Автор: Мапулова Полина Антоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)ШИНО
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Изложение как средство успешного развития связной речи глухих обучающихся"
Раздел: среднее образование
Изложение как средство успешного развития связной речи глухих
обучающихся
Обучение глухих школьников связной речи является одной из самых
больших проблем коррекционной педагогики. Важнее всего - реализация
этой проблемы при обучении глухих детей умению связно излагать свои
мысли не только в письменной, но и в устной речи.
Всем известно, что письменная речь применяется не в рамках ситуации
непосредственного общения. Обязательным условием является -
развёрнутость и последовательность изложения. Для того, чтобы написанное
было понято, необходимо мысли излагать полно и логически
последовательно.
Овладение правильной письменной речью помогает совершенствовать
мышление глухих обучающихся, формировать личность и их социально-
трудовую адаптацию.
Изложение выполняет важную функцию в обучении, воспитании,
интеллектуальном и речевом развитии.
В ходе работы над рассказом обучающиеся учатся анализировать, выделять
главную идею и мысль, составлять план. Работа с художественными текстами
нравственного характера положительно влияет на эмоциональную состояние
детей, развивает творческое мышление и воображение. Как известно,
изложение — это письменный пересказ прочитанного текста. В методике
преподавания русского языка в средней и старшей школе изложение, так же,
как и сочинение, является удачным средством обучения связной речи. В
сочинении школьникам не дается в готовом виде тема, содержание, структура
и словарь. Перед ребятами ставится задача самим придумать и написать. А
при написании изложения ученику предлагается и тема, и содержание, и
структура текста, и стилистическое оформление рассказа, и словарь. Перед
учениками стоит задача – логично, последовательно, без переиначивания
смысла передать содержание текста, используя только краткий план.
Изложения по способу восприятия исходного текста делятся на следующие
типы:
– изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (учитель
читает за экраном);
– изложения, в которых текст воспринимается зрительно (самостоятельное
чтение текста детьми, или это может быть чтение с губ);
– изложения, в которых текст воспринимается и на слух, и зрительно
(учитель читает без экрана, с использованием ЗУА).
В средних и старших классах школы глухих изложение применяется не
только для развития связной речи, но и для формирования навыков чтения с
губ и слухо – зрительного восприятия.
Проведение специальной подготовки к изложению – одно из основных
средств, которое влияет на обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи школьников.
Изложение как средство успешного развития связной речи глухих
обучающихся давно зарекомендовало себя в обучении глухих школьников.