Напоминание

"Изложение как средство успешного развития связной речи глухих обучающихся"


Автор: Мапулова Полина Антоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)ШИНО
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Изложение как средство успешного развития связной речи глухих обучающихся"
Дата публикации: 12.10.2017
Раздел: среднее образование





Вернуться назад




Изложение как средство успешного развития связной речи глухих

обучающихся

Обучение глухих школьников связной речи является одной из самых

больших проблем коррекционной педагогики. Важнее всего - реализация

этой проблемы при обучении глухих детей умению связно излагать свои

мысли не только в письменной, но и в устной речи.

Всем известно, что письменная речь применяется не в рамках ситуации

непосредственного общения. Обязательным условием является -

развёрнутость и последовательность изложения. Для того, чтобы написанное

было понято, необходимо мысли излагать полно и логически

последовательно.

Овладение правильной письменной речью помогает совершенствовать

мышление глухих обучающихся, формировать личность и их социально-

трудовую адаптацию.

Изложение выполняет важную функцию в обучении, воспитании,

интеллектуальном и речевом развитии.

В ходе работы над рассказом обучающиеся учатся анализировать, выделять

главную идею и мысль, составлять план. Работа с художественными текстами

нравственного характера положительно влияет на эмоциональную состояние

детей, развивает творческое мышление и воображение. Как известно,

изложение — это письменный пересказ прочитанного текста. В методике

преподавания русского языка в средней и старшей школе изложение, так же,

как и сочинение, является удачным средством обучения связной речи. В

сочинении школьникам не дается в готовом виде тема, содержание, структура

и словарь. Перед ребятами ставится задача самим придумать и написать. А

при написании изложения ученику предлагается и тема, и содержание, и

структура текста, и стилистическое оформление рассказа, и словарь. Перед

учениками стоит задача – логично, последовательно, без переиначивания

смысла передать содержание текста, используя только краткий план.

Изложения по способу восприятия исходного текста делятся на следующие

типы:

– изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (учитель

читает за экраном);

– изложения, в которых текст воспринимается зрительно (самостоятельное

чтение текста детьми, или это может быть чтение с губ);

– изложения, в которых текст воспринимается и на слух, и зрительно

(учитель читает без экрана, с использованием ЗУА).

В средних и старших классах школы глухих изложение применяется не

только для развития связной речи, но и для формирования навыков чтения с

губ и слухо – зрительного восприятия.

Проведение специальной подготовки к изложению – одно из основных

средств, которое влияет на обогащение словарного запаса и грамматического

строя речи школьников.

Изложение как средство успешного развития связной речи глухих

обучающихся давно зарекомендовало себя в обучении глухих школьников.



В раздел образования