Напоминание

"Реализация деятельностного подхода через внеурочную деятельность"


Автор: Герасимова Наталья Фёдоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАНОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Мариинск,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация деятельностного подхода через внеурочную деятельность"
Раздел: полное образование





Назад




«Реализация деятельностного подхода через внеурочную деятельность»

Новые стандарты образования ставят перед школой и учителем не только

новые цели, но и новые подходы в достижении поставленных задач.

Цель организации внеурочной деятельности нашего образовательного

учреждения

в

соответствии

с

ФГОС–

создание

условий

для

достижения

учащимися

необходимого

для

жизни

в

обществе

социального

опыта

и

формирования

принимаемой

обществом

системы

ценностей,

создание

условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в

свободное от учебы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей

активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие

творчески

растущей

личности,

способной

на

социально

значимую

практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На первое место среди существующих методов воспитания выходят те, в

основе которых лежит деятельностный подход. Ребенок не должен быть

пассивным

слушателем,

наоборот,

применяются

методы,

которые

побуждают ребенка проявлять свою активность, нестандартность решения

поставленных

задач,

заставляют

быть

инициативными

и

понимать

свою

ответственность за свои поступки.

В рамках внеурочной деятельности в образовательном учреждении

можно выделить:

систему

общешкольных

мероприятий,

которая

способствует

созданию

определенного

образа

школьной

жизни,

обеспечивает

ориентацию учащихся на определенную систему ценностей.

− организацию работы с учащимися класса, направленную на создание

дружного коллектива класса как базового элемента классно-урочной

системы школы.

систему

дополнительного

образования

в

школе,

позволяющую

упорядочить деятельность кружков, секций и клубов.

организацию

ученического

самоуправления,

способствующую

проявлению

инициативы

и

участию

учащихся

в

управлении

образовательном учреждении.

систему

внешкольной

работы,

направленную

на

упорядочение

мероприятий проводимых с учащимися вне стен школы (экскурсии,

выездные сборы, походы, участие в различных конкурсах).

систему

индивидуальной

работы

с

учащимися

по

решению

их

проблем, направленную на осуществление психолого-педагогического,

медико-социального

сопровождения

образовательного

процесса

и

оказание своевременной помощи учащимся.

Внеурочная деятельность реализуется:

– учителем-предметником в пространстве взаимодействия с урочной

деятельностью в виде факультативов, элективных курсов, школьных

научных обществ и др.;

классным

руководителем

в

пространстве

взаимодействия

с

внеклассной деятельностью в виде проектной деятельности, выставок,

конкурсов, праздников, музеев и других школьных мероприятий;

педагогом-организатором,

социальным

педагогом,

классным

руководителем

в

пространстве

взаимодействия

с

внешкольной

деятельностью

в

виде

социальных

акций,

фестивалей,

концертов,

смотров

и

другие

массовых

мероприятий

муниципального,

регионального или российского масштаба;

– педагогом дополнительного образования (школы или учреждений

дополнительного

образования)

в

виде

программы

внеурочной

деятельности, разработанной на основе программы дополнительного

образования

Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному

процессу, но вместе с тем велика её роль в организации свободного времени

учащихся,

в

развитии

их

творческих

способностей

и

проведении

индивидуальной работы с ними.

Опыт показывает, что воспитанию устойчивого интереса к предмету,

увлеченности наукой помогает

внеурочная деятельность,

организации

которой в гимназии уделяется особое внимание.

В основу воспитательной системы школы положен деятельностный

подход,

предполагающий

формирование

целенаправленной

активности

человека во взаимодействии с окружающей средой и миром в целом.

В гимназии реализуются такие формы внеурочной работы как :

элективные

курсы,

спецкурсы,

предметные

недели,

кружки,

студии,

объединения

Формирование

навыков

исследования

осуществляется

через

НОУ

«Сигма», созданное

с целью поддержки одаренных и увлеченных

основами наук учащихся ещё в 1997г.

Научное

общество

учащихся

одна

из

форма

организации

внеурочной

познавательной

деятельности.

В

рамках

НОУ

о суще ствляет ся

исследовательская

деятельность

школьников,

поиск

и

конструирование

нового знания.

Деятельность НОУ «Сигма» включает в себя два направления: гуманитарное,

представленное

секциями:

русский

язык

и

литература,

история

и

краеведение, психология.

Естественнонаучное-

секции

физика

и

математика,

биология,

экология,

химия; информационные технологии.

В

рамках

каждой

секции

ведется

активная

исследовательская

работа

учеников

под

руководством

педагогов.

Только

за

последние

три

года

старшеклассники подготовили более 40 исследовательских работ по самым

разным направлениям и успешно их защитили.

Мы

являемся

постоянными

участниками

областных

научно-практических

конференций «Эрудит», «Диалог», «Экология Кузбасса», научное творчество

молодежи.

Наряду

со

студентами,

молодыми

учеными

гимназисты

представляют

свои

работы

на

международных

конференциях

факультета

филологии и журналистики Кемеровского государственного университета.

За

годы

работы

НОУ

«Сигма»

8

гимназистов

очно

участвовали

во

всероссийской конференции «Отечество» в г. Москве, 4 из них стали её

лауреатами.

Ежегодная

научно-практическая конференция

- одна из традиций

гимназии,

где

старшеклассники

представляют

свои

работы,

лучшие

из

которых

затем

защищаются

на

районных,

областных,

всероссийских

конкурсах и научно-практических конференциях.

27

ноября

2014

года

состоялась XV

по

счету

конференция,

она

была

посвящена 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной

войне.

Большую

роль

в

деятельности

НОУ

«Сигма»

играет

сотрудничество

с

факультетами

и

научными

кафедрами

КемГУ.

Ежегодно

наши

ребята

участвуют

в

областной

историко-правовой

олимпиаде

школьников

на

иностранном

языке

и

несмотря

на

серьезное

соперничество

со

стороны

лингвистических и гуманитарных гимназий 2 последних года наша команда

занимает призовые места. Преподаватели КемГУ являются консультантами

учащихся, занимающихся исследовательской работой.

Работая над проектами, учащиеся активно осваивают ИКТ-технологии в

процессе

чего

формируется

ИКТ-компетентность,

что

является

одним

из

требований ФГОС второго поколения.

Несколько

лет

подряд

ребята

были

участниками

Международного

молодёжного

фестиваля «Цифровой

Бум».

Успешно

защищали

проекты,

несмотря на то, что экспертами были ведущие специалисты российских и

зарубежных компаний.

За прошедшие годы десятки юных талантов гимназии стали участниками

научных и исследовательских проектов. Воспоминания об этой работе хранят

теперь уже не только студенты, но и специалисты – профессионалы, бывшие

выпускники гимназии.

Развитие

детской

одаренности

является

одним

из

приоритетных

направлений

образовательной

деятельности

гимназии.

Комплексная

программа

«Одаренные

дети»

предусматривающая

целенаправленную

работу с учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора

жизненного пути, содержит ряд направлений:

-

выявление

одаренных

детей

и

индивидуальное

сопровождение

их

образовательной деятельности;

- организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;

-

организация

участия

гимназистов

в

научно-практиче ских

конференциях различного уровня;

-

проведение научно-практических конференций

научного общества

«Сигма»;

-организация олимпиадного движения;

-организация участия гимназистов в

региональных олимпиадах ЦДП

КемГУ, дистанционных олимпиадах;

-

организация

участия

гимназистов

в

творческих,

интеллектуальных

конкурсах, фестивалях

-

организация

участия

гимназистов

в

работе

школы

для

одаренных обучающихся

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и й

Кемеровской (областная школа) – ( ДОиНКО и

КемГУ) в каникулярный

период.

Подготовка исследовательских работ, проектов, рефератов, докладов с

учащимися

- важнейшая составная часть деятельности

педагогического

коллектива.

Гимназисты

являются

постоянными

участниками

всероссийских

конкурсов:

«Познание

и

творчество»,

«Первые

шаги»,

«Креативность.

Интеллект.

Талант»

,

сочинений

учащихся

1-11х

классов

«Золотое перо», социальных проектов «Изменим мир к лучшему» . Только

за

год

в

конкурсах,

фестивалях

различного

уровня

приняли

участие

более300 учащихся гимназии.

В гимназии регулярно проводятся профильные декады. Открытые

внеклассные

мероприятия, экскурсии,

позволяют не только глубже узнать

содержание профиля, но и каждому ученику определить направление своей

будущей

профессии, продемонстрировать

свои

личные

способности:

интеллектуальные, творческие, коммуникативные.

Это направление деятельности подразумевает встречи школьников с

представителями

различных

профессий,

что

обеспечивает

мотивацию

к

будущему профессиональному обучению.

Предпрофильная подготовка дает возможность подростку попробовать себя в

разных

сферах:

интеллектуальной,

социальной,

межличностной,

что

приводит

к

формированию

универсальных

учебно-практиче ских

компетенций:

способности

к

исследовательской

деятельности,

к

умению

принимать решения и осуществлять их, способности постоянно осваивать

новые виды деятельности формированию творческого потенциала учащихся,

их креативного

мышления способствуют

такие

формы работы, как

олимпиады, творческие конкурсы, КВН, интеллектуальные игры,марафоны,

предметные недели и т.д.

Интеллектуальное направление воспитательной работы включает участие

в конкурсах, олимпиадах разного уровня. Это - Международный конкурс –

фестиваль «Сибирь зажигает звёзды», Калейдоскоп знаний, Всероссийский

открытый конкурс «Первые шаги- ». Всероссийская предметная олимпиада,

Муниципальный

фестиваль

декоративно-прикладного

и

технического

творчества «Кузбасс – наш дом» Всероссийская дистанционная олимпиада по

математике

проекта

«Инфоурок»,

всероссийские

предметные

олимпиады

г.Бийск «Центр поддержки талантливой молодежи» Областная олимпиада

«Здоровое

поколение» V

областная

историко-правовая

олимпиада

на

английском языке (КемГУ) Международный конкурс «Кенгуру»-математика

для всех» Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект – экспресс»

Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием (научно-

производственный цент «Интертехинформ» Международная игра-конкурс по

информатике «Инфознайка»Всероссийский конкурс «КИТ»

Всероссийский

заочный

конкурс

«Познание

и

творчество»

Областной

интеллектуальный марафон для учащихся 6-7х классов (КемГУ)

Внеурочная деятельность в гимназии в 5-6 х классах в условаиях ФГОС

способствует

более

разностороннему

раскрытию

индивидуальных

способностей ребёнка, развитию интереса к различным видам деятельности,

И ведется по следующим направлениям:

- Духовно-нравственное , - Общекультурное , Общеинтеллектуальное

-

Социальное,

Художественно-эстетическое

направление

способствует

раскрытию

творческих

способностей

учащихся,

развитие

эстетического

потенциала личности.

Важным является спортивно-оздоровительное направление воспитательной

деятельности,

формирование

здорового

образа

жизни

учащихся,

просвещение

в

области

физического

здоровья.

Учащиеся

привлечены

в

спортивные секции по волейболу, баскетболу, ритмике.

В целях расширения воспитательно – образовательного пространства

заключены

договора

о

сотрудничестве

с

социальными

партнёрами:

Кемеровским

государственным

университетом,

МБОУ

ДОД

«Центр

дополнительного

образования

детей»,

МБОУ

«Детский

образовательно-

оздоровительный

профильный

центр»,

МБОУ

ДОД

«ДЮСШ»,

МБУ

культуры Музеем – заповедником «Мариинск исторический».

Огромным полем для социализации личности является самоуправление. С

целью

самоутверждения

учащихся

в

гимназии

действует

ДЮО

«Гимназическая республика».

Учащиеся совместно со взрослыми разрабатывают и реализуют социальные

проекты и акции. Наиболее полюбившейся формой организации социального

творчества стали социальные акции.

В работе самоуправления ребенок не просто развивается как личность, а

зачастую определяет дальнейший вектор своего развития, что облегчает их

становление во взрослой жизни. А мы, учителя получаем удовлетворение от

того, что в их жизненном успехе есть и доля нашего педагогического труда

Мониторинг успешности учащихся в учебной и внеурочной деятельности

осуществляется

через

их

личные

портфолио

индивидуальную

накопительную оценку. В мае по традиции в гимназии проходит праздник

«Звёздный

час»,

на

котором

чествуют

отличников

учёбы,

хорошистов,

активистов, спортсменов.

Процесс

обучения

и

воспитания

это

взаимодополняющие,

взаимопроникающие

компоненты

образовательного

пространства

гимназии.

Внеурочная деятельность - это мир творчества, проявления и раскрытия

каждым

ребенком

своих

интересов,

своих

увлечений,

своего

«Я».

Ведь

главное,

что

ребенок

делает

выбор,

свободно

проявляет

свою

волю,

раскрывается как личность.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники