Автор: Пинчук Юрий Владимирович Должность: преподаватель Учебное заведение: ФКПОУ № 262 Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Конституционное право" Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ №262
(ФКПОУ№262)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКПОУ№262
____________________
С.Н.Медведев
«_____» ________________ 2014г.
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине: Основы права
по профессии: 151903.02 «Слесарь»
Тема № 4 «Конституционное право»
Разработал: преподаватель Пинчук Ю. В.
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол № 59 от «13» февраля 2014г.
Председатель методической комиссии __________________ А.А.Чесноков
2014г .
1
Аннотация
Методическая разработка раскрывает опыт проведения открытого урока
теоретического обучения
по
дисциплине
«Основы права» по теме №
«Федеративное
устройство
России»
в
группе
по
профессии
151903.02
«Слесарь».
Данная методическая разработка открытого урока выполнена с учетом
требований
предъявляемых
к
оформлению
методических
разработок
и
проведению открытых уроков,
которая может быть полезна преподавателям
соответствующего профиля, при написании таких работ и проведении занятий.
2
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………….4
2.Открытый урок по теме №4 «Конституционное право»
2.1.План открытого урока…………………………………………………………5
3.Список литературы…………………………………………………................... 8
4.Приложения…………………………………………………………………….. 9
3
Введение
Тема «Конституционное право»
является одной из основных при
изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших
задач – изучение
устройства государства, воспитание чувства патриотизма,
готовности защищать Конституцию своей страны.
Данная тема изучается обучающимися по профессии 151903.02
Слесарь в объеме 3 часов.
В ходе изучения темы обучающийся должен изучить государственное
устройство
своей
страны,
вопросы
относящиеся
к
совместному
ведению
Российской
Федерации
и
её
субъектов,
вопросы,
относящиеся
к
исключительному ведению Российской Федерации. Федеральное собрание РФ
и Правительство РФ
Изучение
данной
темы
основывается
на
знаниях,
полученных
обучающимися по дисциплине «Основы права»,
Для открытого урока выбрана форма комбинированного урока, так как он
позволяет
использовать
разнообразные
методы
работы
с
обучающимися,
способствующими закреплению пройденного материала и изучению на его базе
нового, а также использование в обучении системы Шаталова, позволяющей
проводить обучение слабо успевающих обучающихся на более высоком уровне.
4
2. Открытый урок по теме №4 «Конституционное право».
2.1. План открытого урока по дисциплине: «Основы права»
Тема урока: «1.Федеративное устройство России. 2.Президент РФ.
3.Федеральное собрание РФ. 4. Правительство РФ.»
Методическая
цель
открытого
урока :
показать
коллегам
методику
проведения занятия с использованием раздаточного материала и применения
методики обучения по Шаталову.
Цели урока:
Образовательная:
1. Изучить федеративное устройство России.
2. Изучить вопросы, относящиеся к компетенции Российской Федерации и её
субъектов. Президент РФ. Федеральное собрание и Правительство РФ
Развивающая:
1. Развитие кругозора обучаемых.
2.Развитие умения применения знаний в повседневной жизни.
Воспитательная:
1.Формирование
чувство
патриотизма,
ответственности
за
соблюдение
российских законов.
Тип урока: комбинированный (урок закрепления изученного и ознакомления с
новым материалом).
Вид урока:
1.Словесные: объяснение, беседа.
2.Наглядные: Изучение административно-территориального деления России по
карте и по раздаточным материалам.
Межпредметные связи:
1. основы экономики.
Средства обучения:
а) материально- техническое оснащение:
Политическая карта России..
б) раздаточные материалы :
в) учебная литература: Учебники по правоведению «Основы права»
5
Ход урока:
Элементы
структуры урока.
Дидактические
задачи
Содержание деятельности
преподавателя
Содержание
деятельности
обучающихся
КМО
I. Организационная часть (3 минуты)
1.Подготовка
обучающихся к
работе на уроке
(3 минуты)
- Приветствие;
- выявление отсутствующих
обучающихся;
- проверка готовности группы
к уроку
О т в е ч а ю т
н а
приветствие.
Старший
группы
доклады вает
о
наличии
обучающихся
и
г о т о в н о с т и
к
уроку
II. Вводная часть (8 минут)
2. Целевая
установка на урок
и мотивация
обучающихся
(3 минут)
- Сообщение темы и порядка
проведения урока:
Тема сегодняшнего урока:
«1.Федеративное устройство
России. 2.Президент РФ.
3.Федеральное собрание РФ.
4.Правительство РФ.».
Рассмотрим вопросы темы
урока и порядок их изучения:
1 . С у б ъ е к т ы
Р о с с и й с к о й
Федерации.
1.1.Вопросы
относящиеся
к
с о в м е с т н о м у
в е д е н и ю
Российской
Федерации
и
её
субъектов.
1.2. Вопросы, находящиеся в
исключительном ведении РФ.
1.3. Органы государственной
власти РФ.
2.Президент РФ.3.Федеральное
собрание РФ. 4.Правительство
РФ.
Место урока в курсе изучения
«Основ права»: урок является
7 в теме №4 «Конституционное
право России»
- определение важности
материала урока для овладения
предметом в целом материал
урока актуален тем, что
современный рабочий не
должен быть политически
Слушают
название темы.
Записывают тему
занятия, уясняют
учебные задачи
1.Провожу
запись темы на
доске 2.
(использую
подготовленны
й плакат).
6
инертным, безграмотным Он
должен знать органы
государственной власти и
управления, федеративное
устройство России.
3.Актуализация
опорных знаний.
П о д г о т о в к а
к
основному
этапу
урока (5 минут)
1 . П о вто р е н и е
м а т е р и а л а
изученного
на
предыдущем
занятии. Увязать с последними
событиями
международной
ж и з н и .
О б с т а н о в к о й
в
Украине.
Вопросы для повторения:
1).Назовите
права
граждан
России.
2).
Назовите
о бя за н н о с ти
граждан России.
Повторение методом устного
о п р о с а ,
и н д и в и д у а л ь н о .
Помощь
обучающимся,
при
затруднениях,
исправление
н е т о ч н о с т е й
в
о т в е т а х ,
дополнение неполных ответов
Отвечают на
вопросы,
уточняют свои
ответы при
помощи
преподавателя
Конспекты,
учебники.
III. Основная часть (32 минут)
4.Изучение нового
м а т е р и а л а
( 2 7
минут)
2. Изучение материала по
учебным вопросам:
1).-Субъекты
Ро с с и й с ко й
Федерации.
Р а з д а ч а
р и с у н к о в
с
изображением
с убъ е к т о в .
Доведение содержания вопроса
через раздаточный материал.
Внести
изменения
с
учётом
современных реалий (Крым в
составе РФ)
-.Вопросы относящиеся к
совместному ведению
Российской Федерации и её
субъектов
-. Вопросы, находящиеся в
исключительном ведении РФ.
2)Президент РФ
3)Федеральное
собрание
РФ
4)Правительство РФ
Слушают
преподавателя,
фиксируют
указанный
материал в
тетрадях
Слушают
преподавателя,
фиксируют
указанный
материал в
тетрадях
Слушают
преподавателя,
фиксируют
указанный
м а т е р и а л
в
тетрадях
Раздаточный
материал,
содержащий
схематичное
изображение
субъектов РФ.
Приложение
1,2,3,4
Раздаточный
материал
№6,№7,№8
Показ слайдов
и озвучивание
прав и
обязанностей
Президента
РФ,
Федерального
собрания и
7
правительства
РФ
5. Первичное
осмысление и
закрепление
связей и
отношений в
объектах изучения
(5 минут)
3.Закрепление
в н о в ь
изученного материала.
Метод закрепления –
опрос по методике Шаталова.
Отвечают на
поставленные
вопросы
Раздаточный
материал.
IV. Заключительная часть (2 минуты)
6. Подведение
итогов урока
(2 минуты)
Вывод о достижении целей и
выполнении задач урока,
выделение положительных и
отрицательных моментов
урока, обучающихся
показавших высокую
активность.
Постановка задачи на
выполнение домашнего
задания. Ответы на возникшие
вопросы
Слушают
преподавателя,
уясняют
домашнее задание
Раздаточный
материал для
самостоятельн
ой работы
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации.
3.В. И. Шкатулла, В,В. Надвикова , М. В. Сытинская. Основы права. Учебник
2.М.Б. Смоленский. Основы права. Учебник
8
Приложение 1.Структура Российского Федеративного Государства
Приложение2.Административно-территориальное
устройство
Российской
Федерации
Приложение 3.Схема федеральных округов
Приложение 4.Схема субъектов Российской Федерации
Приложение 5.Схема Федерального собрания РФ.
Приложение6.Вопросы совместного ведения РФ и субъектов.
Приложение7.В ведении РФ находятся следующие вопросы.
Приложение8.Органы государственной власти РФ.
Приложение9.Правительство РФ.
Преподаватель: _____________ Ю,В,Пинчук
9