Индивидуальный и дифферинцированный подход на уроках СБО.
Автор: Тимко Наталья Александровна Должность: учитель СБО Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5" Населённый пункт: г. Барнаул Наименование материала: статья Тема: Индивидуальный и дифферинцированный подход на уроках СБО. Раздел: среднее профессиональное
Учитель социально-бытовой ориентировки
Требование
учитывать
индивидуальные
способности
ребенка
в
процессе
обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся
в значительной мере отличаются друг от друга.
Одним
из
требований
деятельности
учителя
и
условием
эффективной
организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний
всеми учащимися.
До
сих
пор
общепринятого
подхода
к
раскрытию
сущности
понятия
"дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под
дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой
происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей
учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников.
Н.М. Шахмаев указывает: "Учебно-воспитательный процесс, для которого
характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть
дифференцированным,
а
обучение
в
условиях
этого
проце сс а
-
дифференцированным
обучением".
При
этом
под
типологиче скими
индивидуально-психологическими
особенностями
понимают
такие
особенности
учеников, на основании которых их можно объединить в группы.
Дифференцированный подход в обучении:
-
это
создание
разнообразных
условий
обучения
для
различных
школ,
классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
- Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-
управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели
дифференциации образования, определяемые с трех позиций:
С
психолого-педагогических
п о з и ц и й
ц е л ь
д и ф ф е р е н ц и а ц и и
-
индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для
выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и
способностей каждого школьника.
Цели индивидуализации:
учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых
для всех целей обучения;
во спитание
индивидуально сти
с
целью
п р от и в од е й с т в и я
нивелирования
личности.
Важнейшим
средством
для
достижения
второй
цели
является предоставление учащимся возможности выбора.
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие
индивидуальности
ребенка,
его
потенциальных
возможностей;
содействие
различными
средствами
выполнению
учебных
программ
каждым
учащимся,
предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и
личностных качеств.
Для
осуществления
дифференцированного
подхода
нужна,
прежде
всего,
дифференциация
учащихся
на
группы.
В
школьной
практике
в
ряде
случаев
используется
простая
дифференциация
учащихся
на
хорошо-средне-и-
слабоуспевающих.
Она
в
какой-то
мере
помогает
учителю
осуществлять
дифференцированный
подход.
Эта
дифференциация
не
учитывает
причин
затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать
ученикам
справляться
с
трудностями
и
продвигаться
в
усвоении
учебного
материала..
Индивидуальный
подход
является
конкретизацией
дифференцированного
подхода.
Он
направлен
на
создание
благоприятных
условий
обучения,
учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности
высшей
нервной
деятельности,
темперамента,
характера,
скорость
протекания
мыслительных
процессов,
уровень
сформированности
знаний
и
навыков,
работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-
волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с
данной категорией нарушения развития.
В
результате
работы
целого
коллектива
специалистов
создаются
педагогические
характеристики
учащихся,
отражающие
состояние
их
речи,
внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития
логического
мышления,
пространственной
ориентировки,
двигательной
и
эмоционально-волевой сферы.
Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные
задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему
педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в
отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО
–
социально-бытовая
ориентировка.
Это
специальные
коррекционные
занятия,
направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду,
на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации,
на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у
учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки
в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания
(стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают
информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений,
предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Неотъемлемая
часть
занятий
–
формирование
морально-этических
норм
поведения,
выработка
навыков
общения
с
людьми
в
различных
жизненных
ситуациях.
Обязательно
присутствие
на
занятиях
моментов
эстетического
воспитания:
развитие
чувства
прекрасного,
художественного
вкуса,
развитие
умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.
Опыт работы специальных (коррекционных) школ VIII вида в достаточной
мере показывает, что задача подготовки умственно отсталых к самостоятельной
жизни может быть решена только при соблюдении ряда требований, вытекающих
из психофизических особенностей учащихся. Поэтому и занятия СБО требуют
учета специфики работы с умственно отсталыми детьми.
Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно
отсталых
детей
определяют
организационные
методы
и
формы
их
решения,
которые
подчинены
дидактическим
принципам
и
способствуют
оптимальной
адаптации к самостоятельной жизни.
Под
дидактическими
принципами
понимаются
основные
положения,
которыми
руководствуются
в
деле
обучения
подрастающего
поколения
и
подготовки его к активному участию в жизни общества.
Дидактические
принципы
являются
универсальными
для
всех
учебных
предметов, на всех уровнях педагогической работы.
Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть
достигнут
при
проведении
уроков
социально-бытовой
ориентировки
с
использованием следующих принципов:
♦ воспитывающей и развивающей направленности обучения;
♦ систематичности и последовательности;
♦ связи обучения с жизнью;
♦ коррекции в обучении;
♦ наглядности;
♦ сознательности и активности учащихся;
♦ индивидуального и дифференцированного подхода;
♦ прочности знаний, умений и навыков.
.
Неоднородность
имеющихся
дефектов
у
учеников
класса
требует
использования
индивидуального
подхода
независимо
от
их
успехов
в
учебе.
Успевающим
ученикам
можно
дать
дополнительное
задание
даже
сверх
программных требований. Также среди учеников класса можно выделить группу
детей,
имеющих
типические
особенности.
Учет
типических
особенностей
происходит в процессе дифференцированного подхода.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего,
дифференциация
учащихся
на
типогруппы.
Дифференциация
детей
должна
учитывать потенциальные возможности школьников в обучении. Важно, чтобы
каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него
задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к
учению. Дифференцированный подход-это работа с группами учащихся, у которых
при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают
однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
В
своей
работе
я
использую
дифференциацию,
разработанную
В.В.
Воронковой, которая выделила четыре группы учащихся в зависимости усвоения
ими
учебного
материала
по
русскому
языку,
математике,
труду,
вычленены
специфические затруднения, мешающие процессу получения знаний и умений. Это
послужило
основанием
для
определения
типологических
особенностей
школьников и деления их на группы.
По возможностям обучения В.В.Воронкова разделила умственно отсталые
учащиеся в соответствии с указанными выше параметрами на четыре группы.
Необходимо знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь
учащимся
его
усвоить
и
применить
с
большей
или
меньшей
степенью
самостоятельности на практике.
Трудности
овладения
умственно
отсталыми
учащимися
знаниями
по
социально-бытовой ориентировки зависят как от сложности самой темы, так и от
особенностей познавательных процессов у умственно отсталых детей. Одним из
способов
преодоления
этих
трудностей
являются
дифференцированный
и
индивидуальный подходы. Для их реализации необходимо разделение учащихся на
группы
с
учетом
их
дефекта
и
познавательных
возможностей,
что
позволяет
грамотно организовать учебную и коррекционную работу.