Напоминание

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭКОЛОГИЯ"


Автор: Князева Оксана Валерьевна
Должность: преподаватель экологии
Учебное заведение: БУ "МПК"
Населённый пункт: город Мегион, Ханты-Манскийский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭКОЛОГИЯ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Депобразования и молодежи Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ

ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

для обучающихся по специальности

21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых

месторождений»;

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по

отраслям)

Мегион, 2017

Рассмотрено на заседании ЦМК

технических дисциплин

Протокол № 6 от 26.05.2017 г.

Князева О.В.

Сборник

методических

заданий для внеаудиторных самостоятельных

работ по дисциплине «Экология » по специальности 21.02.01 «Разработка и

эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» - Мегион, 2017- 1 с.

В

сборнике

методических

заданий

рассматриваются

внеаудиторные

самостоятельные работы для обучающихся очного и заочного отделения по

специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых

месторождений»;

15.02.07

Автоматизация

технологических

процессов

и

производств (по отраслям)

СОДЕРЖАНИЕ

1

ВВЕДЕНИЕ

3

2

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

4

3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

7

4

5

ЗАДАНИЯ

ДЛЯ

ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЬНОЙ

РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ

Цель

разработки:

направление

и

оказание

помощи

учащимся

в

выполнении внеаудиторных самостоятельных работ по предмету «Экология».

Выполнение

внеаудиторных

самостоятельных

работ

является

неотъемлемым

этапом

изучения

дисциплины

«Экология».

Внеаудиторные

самостоятельные работы выполняются студентом самостоятельно во время

учебного

процесса

по

календарно

-тематическому

плану

на

основании

нормативных

документов,

методических

указаний,

полученных

теоретических знаний и опыта работы.

Уроки – семинары, позволяют студентам самостоятельно заниматься

внеаудиторной работой при подготовке к семинару, а на уроке повышают

степень

активности

студента.

Семинары

требуют

от

учеников

серьезной

самостоятельной

работы

с

дополнительной

литературой:

чтение

нового

источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

В

учебном

процессе

выделяют

два

вида

самостоятельной

работы:

аудиторная

и

внеаудиторная.

Аудиторная

самостоятельная

работа

по

дисциплине

«Экология»

выполняется

на

учебных

занятиях

под

непосредственным

руководством

преподавателя

и

по

его

заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию

преподавателя, но без его непосредственного участия.

Учебно-методические

рекомендации

предусматривают

следующие

виды работ: подготовка конспекта, доклада, реферата (индивидуальный или

групповой проект), электронной презентации, схем, таблиц, классификаций,

кроссвордов и т.п. Рассмотрим некоторые виды работ более подробно.

Конспект – краткое изложение существенного содержания информации;

вид

письменного

сообщения;

запись

мыслей

других

лиц

в

свернутой,

обобщенной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления

первоначального материала.

Доклад – это вид самостоятельной работы, требующий составления

плана, подбора источников, систематизации полученных сведений, выводов,

обобщения, объем данной работы составляет до 5 страниц печатного текста.

Реферат – это один из самых сложных видов самостоятельной работы с

книгой. Подготовка реферата и выступление с его изложением углубляет

знания,

расширяет

кругозор,

приучает

логически,

творчески

мыслить,

развивать культуру речи. Различают несколько композиционных решений

реферата:

во-первых,

хронологическое,

когда

тема

раскрывается

в

исторической

последовательности;

во-вторых,

описательное,

при

котором

тема расчленяется на составные части, в целом раскрывающие определенное

явление; в-третьих, аналитическое, когда тема исследуется в ее причинно-

следственных связях и взаимозависимых проблемах. Важно следить за тем,

чтобы каждый пункт плана был соотнесен с главной темой и не содержал

повторения

в

других

пунктах.

Важными

разделами

реферата

является

вступление

и

заключение.

Во

вступлении

надо

обосновать

актуальность

темы, обозначить круг составляющих ее проблем, четко и кратко определить

задачу своей работы. В заключении делаются краткие выводы, подводятся

итоги.

В

конце

реферата

должен

быть

приложен

список

литературы.

В

отличие от тематического конспекта реферат требует большей творческой

активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения

логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на

исследуемую проблему и высказать о ней собственное мнение. В реферате

важно связать теоретические положения с практикой. Итак, реферат – это

самостоятельное произведение автора, которое должно свидетельствовать о

знании литературы по данной теме, ее основной проблематике, отражать

точку зрения автора реферата на эту проблематику, его умение осмысливать

явления жизни на основе теоретических знаний.

Электронная

презентация

(видео

материалы)

это

набор

слайдов¸

призванных

быстро

и

эффективно

донести

до

аудитории

некоторую

информацию.

Презентация

позволяет

дополнять

информацию

изображениями и спецэффектами. Всё это повышает интерес слушателей

представляемой

информации

и

эффективность

восприятия.

Количество

слайдов в презентации может варьироваться, но не должно быть менее 10 и

более 20 слайдов.

Схемы – схематическая запись и изображение прочитанного материала.

Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Но они

выполняют

лишь

тогда

свою

цель,

когда

между

строчками

и

столбцами

имеется смысловая связь; с другой стороны, таблицы сложнее обычного

текста. Так что применять их имеет смысл лишь там, где они действительно

улучшают восприятие материала.

Составление

кроссвордов.

Для

подготовки

кроссвордов

студентам

необходимо:

1. Подобрать согласно теме понятия (не менее 15).

2. Составить вопросы.

3. Составить сетку кроссворда согласно общепринятым правилам по

горизонтали и вертикали.

4. Оформить кроссворд.

Выполнение графических работ.

При выполнении графических работ надо:

1) проверить правильность оформления чертежей (нанесение рамки и

выполнение

основной

надписи

на

чертеже,

начертание

букв

и

цифр,

нанесение размеров);

2) проверить правильность построения изображений чертежа:

а)

соблюдение

проекционной

связи

при

изображении

внешней

и

внутренней формы детали;

б) применение типов линий согласно их назначению;

в) полноту и правильность ответа на графическое задание работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Самостоятельная работа студентов оценивается согласно следующим

критериям:

«отлично»

полностью

и

правильно

выполнено

задание,

работа

оформлена

в

соответствии

с

рекомендациями,

чисто,

аккуратно

и

без

исправлений,

объём

работы

приближен

или

равен

максимуму

от

предъявленных требований – задания сделаны на 95%;

«хорошо» – выполнена большая часть задания, есть недочеты, объём

работы составляет среднее арифметическое между минимумом и максимум

от предъявленных требований – задания сделаны на 80%;

«удовлетворительно»

выполнена

половина

задания,

много

неточностей, объём составляет минимум от предъявленных требований –

задания сделаны на 75%.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1 тема «Природопользование и природно-ресурсный потенциал»

1. Подготовить рефераты:

а) Парниковый эффект. Причины возникновения. Методы борьбы

б) Красная книга Ставропольского края

2. Вопросы для самоконтроля:

1) Определение понятий "экосистема", "популяция", "биом", "биомасса"

2) Круговорот веществ в биосфере

3) Техносфера и ноосфера-это...

4) Рациональное и нерациональное природопользование

5) Ресурсопотребление

6)

Виды

воздействия

человека

на

природу

(преднамеренное

и

непреднамеренное природопользование)

7) Основные направления взаимодействия человека и природы

8) Увеличение потребления природных ресурсов с развитием цивилизации

Задание №2 «Взаимодействие общества и природы».

1.Подготовить реферат: Городская среда обитания человека и животных

2. Создание презентаций:

1) Альтернативные источники энергетики

2) Демографические проблемы стран мира

3) Глобальные проблемы человечества

4) Парниковый эффект реферат и его защита презентация

5) Загрязнение Мирового океана

6) Кислотное загрязнение биосферы

7) Современный экологический кризис

Задание №3 Тема «Антропогенное воздействие на природу»

1. Подготовка рефератов:

1) Шумовая болезнь. Воздействие шума на организм человека;

2) Проблема отходов. Рациональность упаковки продукции.

2. Вопросы самопроверки:

1) Экологические последствия загрязнения атмосферы реферат и его защита

ответы по карточкам;

2) Защита атмосферы;

3) Влияние строительства на загрязнение атмосферы;

4) Источники загрязнения гидросферы;

5) Экологические последствия загрязнения гидросферы;

6) Влияние строительства на гидросферу ;

7) Антропогенное загрязнение почв;

8) Влияние строительства на процессы деградации почв ;

9) Защита биологических сообществ;

10) Рекультивация земель;

11) Загрязнение отходами производства и потребления;

12)

Шум.

Строительное

производство

и

шум.

Защита

от

шумового

загрязнения;

3. Создание электронный презентаций:

- Смоговые явления в атмосфере;

- Альтернативные виды транспорта;

- Использование экологичных материалов в строительстве;

- Получение продукции из отходов презентации.

Задание 4 « Основные направления рационального природопользования»

1. Подготовка рефератов:

- Дом, который построен из... или строительные материалы и их воздействие

на организм человека;

- Альтернативные источники энергии.

2. Создание электронных презентаций:

- Новые технологии отчистки воды;

- Отходы как строительный материал презентации.

Задание 5 «Экологическое право как регулятор экологических общественных

отношений»

1.

Подготовка реферата:

- Экологическая культура человека

2.Составить

подборку

законов

природоохранительного

законодательства,

используя программу Consultant plus.

3. Укажите номер статьи, и в соответствии с ней, виды ответственности за

нарушение

природоохранного

законодательства,

установленные

федеральным законом РФ "Об охране окружающей среды".

Задание № 6 «Управление природоиспользования»

1.

Подготовить реферат:

Новые технологии и их экологическая безопасность

2.

Вопросы для самопроверки:

1.

Государственные

органы

в

области

охраны

окружающей

среды

(комплексные, отраслевые и функциональные) ;

2. природные кадастры;

3. Особо охраняемые природные территории.

1.

Создать презентации:

- Красная книга ХМАО;

- особо охраняемые природные территории России;

- Заказники ХМАО.

Задание №7 « Экологический мониторинг и экологический контроль»

1.

Вопросы для самоконтроля:

1. Цели и задачи мониторинга;

2. Глобальный мониторинг;

4. Региональный мониторинг;

5. Биологический мониторинг;

6. Мониторинг в строительстве;

7. Экологический контроль.

2.

Предельно

допустимый

уровень

(ПДУ),

предельно

допустимая

концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ), предельно

допустимый сброс (ПДО)

З а д а н и е

8

«Экономический

механизм

рационального

природоиспользования».

1.

Подготовить реферат:

Устойчивое развитие необходимого условия сохранения цивилизации

2. Вопросы для самоконтроля:

1) Предмет и задачи экономики природоиспользования;

2) Оценка природных ресурсов;

3) Экономический механизм охраны окружающей среды ;

4) Материальное стимулирование природоохранной деятельности;

5) Лицензия, договор и лимиты на природ опользование;

6) Экологическое страхование;

7) Виды ущерба в природопользовании

З а д а н и е

9

«Международное

сотрудничество

в

области

природопользования».

1.

Подготовка реферата:

1.Экология и здоровье человека

2.

Заполнить таблицу Международное организации по охране природы

Название организации, Направление природоохранной деятельности

3.

Вопросы для самоконтроля:

1) Международные объекты органов окружающей среды;

2) Международные организации;

3) Договоры и инициативы в области природопользования;

4) Государственные инициативы по международному сотрудничеству;

5) Международные принципы охраны окружающей среды;

6) Международное экологическое право;

7) Виды и формы международной правовой ответственности в области

природопользования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Вернадский

В.И.

Биосфера.

Избранные

труды

по

биохимии.

М.:

Мысль, 2012

2.

Гирусов Э.В. Система «общество-природа». М.: Изд-во МГУ, 2012

3.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: МЦУПЛ,2012

4.

В.В.Козин,

Маршинин

А.В.Экология.

Учебное

пособие.

3-е

изд.Тюмень, 2013

5.

Криксунов Е.А., Пасечкин В.В Экология. 10(11) класс: учеб. – 12-е

изд., - М.: Дрофа, 2012

6.

Пролтасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в

России. М.:, 2013

7.

Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. М.:

Просвещение,2012

Дополнительная

1.

Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. М.:

Мысль, 2013

2.

Борисович

С.

Экономическая

суть

регулирования

природоохранных

процессов // Исток. 2013. № 3-4

3.

Дажо Р. Основы экологии М.: Прогресс, 2013



В раздел образования