Автор: Князева Оксана Валерьевна
Должность: преподаватель экологии
Учебное заведение: БУ "МПК"
Населённый пункт: город Мегион, Ханты-Манскийский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭКОЛОГИЯ"
Раздел: среднее профессиональное
Депобразования и молодежи Югры
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Мегионский политехнический колледж»
(БУ «Мегионский политехнический колледж»)
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ
ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»
для обучающихся по специальности
21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых
месторождений»;
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по
отраслям)
Мегион, 2017
Рассмотрено на заседании ЦМК
технических дисциплин
Протокол № 6 от 26.05.2017 г.
Князева О.В.
Сборник
методических
заданий для внеаудиторных самостоятельных
работ по дисциплине «Экология » по специальности 21.02.01 «Разработка и
эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» - Мегион, 2017- 1 с.
В
сборнике
методических
заданий
рассматриваются
внеаудиторные
самостоятельные работы для обучающихся очного и заочного отделения по
специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых
месторождений»;
15.02.07
Автоматизация
технологических
процессов
и
производств (по отраслям)
СОДЕРЖАНИЕ
1
ВВЕДЕНИЕ
3
2
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
4
3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
7
4
5
ЗАДАНИЯ
ДЛЯ
ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЬНОЙ
РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Цель
разработки:
направление
и
оказание
помощи
учащимся
в
выполнении внеаудиторных самостоятельных работ по предмету «Экология».
Выполнение
внеаудиторных
самостоятельных
работ
является
неотъемлемым
этапом
изучения
дисциплины
«Экология».
Внеаудиторные
самостоятельные работы выполняются студентом самостоятельно во время
учебного
процесса
по
календарно
-тематическому
плану
на
основании
нормативных
документов,
методических
указаний,
полученных
теоретических знаний и опыта работы.
Уроки – семинары, позволяют студентам самостоятельно заниматься
внеаудиторной работой при подготовке к семинару, а на уроке повышают
степень
активности
студента.
Семинары
требуют
от
учеников
серьезной
самостоятельной
работы
с
дополнительной
литературой:
чтение
нового
источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
В
учебном
процессе
выделяют
два
вида
самостоятельной
работы:
аудиторная
и
внеаудиторная.
Аудиторная
самостоятельная
работа
по
дисциплине
«Экология»
выполняется
на
учебных
занятиях
под
непосредственным
руководством
преподавателя
и
по
его
заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию
преподавателя, но без его непосредственного участия.
Учебно-методические
рекомендации
предусматривают
следующие
виды работ: подготовка конспекта, доклада, реферата (индивидуальный или
групповой проект), электронной презентации, схем, таблиц, классификаций,
кроссвордов и т.п. Рассмотрим некоторые виды работ более подробно.
Конспект – краткое изложение существенного содержания информации;
вид
письменного
сообщения;
запись
мыслей
других
лиц
в
свернутой,
обобщенной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления
первоначального материала.
Доклад – это вид самостоятельной работы, требующий составления
плана, подбора источников, систематизации полученных сведений, выводов,
обобщения, объем данной работы составляет до 5 страниц печатного текста.
Реферат – это один из самых сложных видов самостоятельной работы с
книгой. Подготовка реферата и выступление с его изложением углубляет
знания,
расширяет
кругозор,
приучает
логически,
творчески
мыслить,
развивать культуру речи. Различают несколько композиционных решений
реферата:
во-первых,
хронологическое,
когда
тема
раскрывается
в
исторической
последовательности;
во-вторых,
описательное,
при
котором
тема расчленяется на составные части, в целом раскрывающие определенное
явление; в-третьих, аналитическое, когда тема исследуется в ее причинно-
следственных связях и взаимозависимых проблемах. Важно следить за тем,
чтобы каждый пункт плана был соотнесен с главной темой и не содержал
повторения
в
других
пунктах.
Важными
разделами
реферата
является
вступление
и
заключение.
Во
вступлении
надо
обосновать
актуальность
темы, обозначить круг составляющих ее проблем, четко и кратко определить
задачу своей работы. В заключении делаются краткие выводы, подводятся
итоги.
В
конце
реферата
должен
быть
приложен
список
литературы.
В
отличие от тематического конспекта реферат требует большей творческой
активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения
логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на
исследуемую проблему и высказать о ней собственное мнение. В реферате
важно связать теоретические положения с практикой. Итак, реферат – это
самостоятельное произведение автора, которое должно свидетельствовать о
знании литературы по данной теме, ее основной проблематике, отражать
точку зрения автора реферата на эту проблематику, его умение осмысливать
явления жизни на основе теоретических знаний.
Электронная
презентация
(видео
материалы)
–
это
набор
слайдов¸
призванных
быстро
и
эффективно
донести
до
аудитории
некоторую
информацию.
Презентация
позволяет
дополнять
информацию
изображениями и спецэффектами. Всё это повышает интерес слушателей
представляемой
информации
и
эффективность
восприятия.
Количество
слайдов в презентации может варьироваться, но не должно быть менее 10 и
более 20 слайдов.
Схемы – схематическая запись и изображение прочитанного материала.
Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Но они
выполняют
лишь
тогда
свою
цель,
когда
между
строчками
и
столбцами
имеется смысловая связь; с другой стороны, таблицы сложнее обычного
текста. Так что применять их имеет смысл лишь там, где они действительно
улучшают восприятие материала.
Составление
кроссвордов.
Для
подготовки
кроссвордов
студентам
необходимо:
1. Подобрать согласно теме понятия (не менее 15).
2. Составить вопросы.
3. Составить сетку кроссворда согласно общепринятым правилам по
горизонтали и вертикали.
4. Оформить кроссворд.
Выполнение графических работ.
При выполнении графических работ надо:
1) проверить правильность оформления чертежей (нанесение рамки и
выполнение
основной
надписи
на
чертеже,
начертание
букв
и
цифр,
нанесение размеров);
2) проверить правильность построения изображений чертежа:
а)
соблюдение
проекционной
связи
при
изображении
внешней
и
внутренней формы детали;
б) применение типов линий согласно их назначению;
в) полноту и правильность ответа на графическое задание работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Самостоятельная работа студентов оценивается согласно следующим
критериям:
«отлично»
–
полностью
и
правильно
выполнено
задание,
работа
оформлена
в
соответствии
с
рекомендациями,
чисто,
аккуратно
и
без
исправлений,
объём
работы
приближен
или
равен
максимуму
от
предъявленных требований – задания сделаны на 95%;
«хорошо» – выполнена большая часть задания, есть недочеты, объём
работы составляет среднее арифметическое между минимумом и максимум
от предъявленных требований – задания сделаны на 80%;
«удовлетворительно»
–
выполнена
половина
задания,
много
неточностей, объём составляет минимум от предъявленных требований –
задания сделаны на 75%.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1 тема «Природопользование и природно-ресурсный потенциал»
1. Подготовить рефераты:
а) Парниковый эффект. Причины возникновения. Методы борьбы
б) Красная книга Ставропольского края
2. Вопросы для самоконтроля:
1) Определение понятий "экосистема", "популяция", "биом", "биомасса"
2) Круговорот веществ в биосфере
3) Техносфера и ноосфера-это...
4) Рациональное и нерациональное природопользование
5) Ресурсопотребление
6)
Виды
воздействия
человека
на
природу
(преднамеренное
и
непреднамеренное природопользование)
7) Основные направления взаимодействия человека и природы
8) Увеличение потребления природных ресурсов с развитием цивилизации
Задание №2 «Взаимодействие общества и природы».
1.Подготовить реферат: Городская среда обитания человека и животных
2. Создание презентаций:
1) Альтернативные источники энергетики
2) Демографические проблемы стран мира
3) Глобальные проблемы человечества
4) Парниковый эффект реферат и его защита презентация
5) Загрязнение Мирового океана
6) Кислотное загрязнение биосферы
7) Современный экологический кризис
Задание №3 Тема «Антропогенное воздействие на природу»
1. Подготовка рефератов:
1) Шумовая болезнь. Воздействие шума на организм человека;
2) Проблема отходов. Рациональность упаковки продукции.
2. Вопросы самопроверки:
1) Экологические последствия загрязнения атмосферы реферат и его защита
ответы по карточкам;
2) Защита атмосферы;
3) Влияние строительства на загрязнение атмосферы;
4) Источники загрязнения гидросферы;
5) Экологические последствия загрязнения гидросферы;
6) Влияние строительства на гидросферу ;
7) Антропогенное загрязнение почв;
8) Влияние строительства на процессы деградации почв ;
9) Защита биологических сообществ;
10) Рекультивация земель;
11) Загрязнение отходами производства и потребления;
12)
Шум.
Строительное
производство
и
шум.
Защита
от
шумового
загрязнения;
3. Создание электронный презентаций:
- Смоговые явления в атмосфере;
- Альтернативные виды транспорта;
- Использование экологичных материалов в строительстве;
- Получение продукции из отходов презентации.
Задание 4 « Основные направления рационального природопользования»
1. Подготовка рефератов:
- Дом, который построен из... или строительные материалы и их воздействие
на организм человека;
- Альтернативные источники энергии.
2. Создание электронных презентаций:
- Новые технологии отчистки воды;
- Отходы как строительный материал презентации.
Задание 5 «Экологическое право как регулятор экологических общественных
отношений»
1.
Подготовка реферата:
- Экологическая культура человека
2.Составить
подборку
законов
природоохранительного
законодательства,
используя программу Consultant plus.
3. Укажите номер статьи, и в соответствии с ней, виды ответственности за
нарушение
природоохранного
законодательства,
установленные
федеральным законом РФ "Об охране окружающей среды".
Задание № 6 «Управление природоиспользования»
1.
Подготовить реферат:
Новые технологии и их экологическая безопасность
2.
Вопросы для самопроверки:
1.
Государственные
органы
в
области
охраны
окружающей
среды
(комплексные, отраслевые и функциональные) ;
2. природные кадастры;
3. Особо охраняемые природные территории.
1.
Создать презентации:
- Красная книга ХМАО;
- особо охраняемые природные территории России;
- Заказники ХМАО.
Задание №7 « Экологический мониторинг и экологический контроль»
1.
Вопросы для самоконтроля:
1. Цели и задачи мониторинга;
2. Глобальный мониторинг;
4. Региональный мониторинг;
5. Биологический мониторинг;
6. Мониторинг в строительстве;
7. Экологический контроль.
2.
Предельно
допустимый
уровень
(ПДУ),
предельно
допустимая
концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ), предельно
допустимый сброс (ПДО)
З а д а н и е
№
8
«Экономический
механизм
рационального
природоиспользования».
1.
Подготовить реферат:
Устойчивое развитие необходимого условия сохранения цивилизации
2. Вопросы для самоконтроля:
1) Предмет и задачи экономики природоиспользования;
2) Оценка природных ресурсов;
3) Экономический механизм охраны окружающей среды ;
4) Материальное стимулирование природоохранной деятельности;
5) Лицензия, договор и лимиты на природ опользование;
6) Экологическое страхование;
7) Виды ущерба в природопользовании
З а д а н и е
№
9
«Международное
сотрудничество
в
области
природопользования».
1.
Подготовка реферата:
1.Экология и здоровье человека
2.
Заполнить таблицу Международное организации по охране природы
Название организации, Направление природоохранной деятельности
3.
Вопросы для самоконтроля:
1) Международные объекты органов окружающей среды;
2) Международные организации;
3) Договоры и инициативы в области природопользования;
4) Государственные инициативы по международному сотрудничеству;
5) Международные принципы охраны окружающей среды;
6) Международное экологическое право;
7) Виды и формы международной правовой ответственности в области
природопользования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Вернадский
В.И.
Биосфера.
Избранные
труды
по
биохимии.
М.:
Мысль, 2012
2.
Гирусов Э.В. Система «общество-природа». М.: Изд-во МГУ, 2012
3.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: МЦУПЛ,2012
4.
В.В.Козин,
Маршинин
А.В.Экология.
Учебное
пособие.
3-е
изд.Тюмень, 2013
5.
Криксунов Е.А., Пасечкин В.В Экология. 10(11) класс: учеб. – 12-е
изд., - М.: Дрофа, 2012
6.
Пролтасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в
России. М.:, 2013
7.
Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. М.:
Просвещение,2012
Дополнительная
1.
Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. М.:
Мысль, 2013
2.
Борисович
С.
Экономическая
суть
регулирования
природоохранных
процессов // Исток. 2013. № 3-4
3.
Дажо Р. Основы экологии М.: Прогресс, 2013