Обучение дошкольников правилам современного этикета
Автор: Гранкина Марина Владимировна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития - Детский сад № 175" Населённый пункт: Новокузнецк Наименование материала: Статья Тема: Обучение дошкольников правилам современного этикета Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 175»
Обучение дошкольников правилам
современного этикета
Воспитатель:
Гранкина Марина
Владимировна
Новокузнецк.,2016
«Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит»
Антуан де Сент – Экзюпери
Важнейшей стороной воспитательно – образовательного процесса ДОУ является
нравственное воспитание. Недооценка воспитания нравственной личности оборачивается
изъянами в нравственном облике всего общества. Дефицит нравственности становится
источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни сегодня. Поэтому
необходимость нравственного воспитания детей очевидна. Одним из аспектов
нравственного воспитания является обучение дошкольников правилам современного
этикета. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении
культуры поведения. Поэтому важна роль взрослого, с помощью которого осуществляется
данный процесс.
Процесс освоения правил и норм этикета, не может быть ограничен каким – то
возрастным рамкам, он продолжается всю жизнь. Однако есть такие азы, обучение
которым необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы ребенок мог достойно
чувствовать себя в мире людей.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом в обучении детей правилам
современного этикета, что связано с такими возрастными особенностями, как
эмоциональность, повышенная восприимчивость к социальным воздействиям.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка важное место занимает общение с
окружающими – сверстниками и взрослыми (родителями, воспитателями). В совместной с
ними деятельности – игровой, трудовой, познавательной – ребенок отражает
окружающий мир, осваивает культуру поведения. Учится правилам современного этикета.
Для того, чтобы процесс обучения правилам современного этикета протекал более
эффективно, необходимы не отдельные занятия, а углубленная работа, включающая в
себя формирование развития представления детей о традициях культуры поведения,
обучение детей речевому этикету, способами учтивого оказания внимания.
Приступая к изучению современного этикета с детьми, мне пришлось выяснить сущность
понятий поведенческой культуры.
Поведение – это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев,
традиций и привычек.
Под понятием нрав – характер, присущий человеку. Нравы присущи не только отдельному
человеку, но и целому сообществу людей.
Обычай – способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, который
складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций и требует от
человека однотипных поступков во всех сферах деятельности.
Отличающийся особой устойчивостью обычай становится традицией. Общество, получив
традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно
к ним относится.
Привычка – сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным и
постоянным. По привычке человек механически совершает то или иное действие, не
задумываясь над тем, надо ли его выполнять и как это следует делать.
Манеры – относится к культуре поведения человека, и регулируются этикетом. В
обществе хорошими манерами считаются вежливость, скромность, деликатность,
тактичность, чуткость, общительность, дисциплинированность.
На занятиях, приветствия во время сбора детей и прощание в конце дня, прогулка на
улице, игры на свежем воздухе и в группе, в режимных моментах, я знакомлю детей с
этими терминами, разъясняю значение этих слов. Дети моей группы хорошо знают
высказывание Сервантеса «Ничего не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость». Дети знают, что вежливость – это проявление уважения, это готовность
оказать услугу тому, кто в ней нуждается. И, конечно же, неотъемлемый компонент
вежливости – речевой этикет. Речевой этикет – является словесным выражением
уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных
отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента,
воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания. Ведь мы
часто говорим детям: «Славный ты мальчик! Всегда со всеми здороваешься!», «Ты
умница! Не забываешь поздравить маму с праздником!», «Ты очень вежливый мальчик,
приятно с тобой общаться!». Но нельзя считать ребенка вежливым только потому, сто он
говорит «спасибо» при выходе из – за стола. Я часто задаю себе вопрос – в любых ли
условиях так поступают дети или только в знакомых и заученных ситуациях? Как же ведут
себя дети вне стен детского сада? Поэтому я часто экспериментирую – роняю любой
предмет на пол и жду, как на это прореагируют дети, поднимут и подадут мне или «не
заметят» и пройдут мимо. Были и такие ответы: «Вы уронили…» и т.д. При проявлении
вежливости, я благодарю детей приветливо, тепло, с чувством признательности. Я обязана
помочь маленькому ребенку вписаться в социум, познать тайны человеческих
взаимоотношений, приобрести поведенческие ориентиры, без которых нельзя
чувствовать себя в обществе уверенно.
Чтобы воспитывать у детей этикетное поведение я соблюдаю следующие условия:
1.
Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для
чего используются обращение по именам, похвала, призы и способы обучения,
увлекающие детей.
2.
Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает
взрослых. Желательно всегда оценивать свое поведение с позиции
доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия
его собственным поучительным словам. Действия воспитателя должны быть
направлены на достижение главной цели – создания для развития личности
ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3.
Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство
требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада –
хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
4.
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной
язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому
развитию воспитанника , что достигается с помощью проведения словарной
работы.
5.
Игра, как способ познания окружающего мира, даёт ребёнку в яркой, доступной и
интересной форме представления о тои, как принято вести себя в той или иной
ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Например в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач
физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее добежит до финиша, кто
дальше бросит мяч. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия
жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть
первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект
лежит в основе поведения этого малыша. В таком случае разнообразие словесных
методов помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но
применяя, избегаю скучной морализации и нотации.
Соблюдая данные условия, я тем самым создаю благоприятную почву для усвоения
положительных этикетных правил у детей дошкольного возраста. Ведь воспитатель
для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни
в обществе, расширяющий кругозор, формирующий его взаимодействие в
человеческом социуме. Очень важно вводить в сознание маленького человека
необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между
отцом и сыном, старым и малым. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения и
многое другое. Второй только начинает жить, приступает к её изучению. Осознание
своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не
считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям.