Автор: Корявкина Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: село Саблинское Александровского района
Наименование материала: эссе
Тема: "Актуален ли роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в современном мире?
Раздел: среднее образование
Название номинации: литературоведение
Название работы: Актуален ли роман Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание» в современном мире?
Наименование вида работы: эссе
Фамилия, имя, отчество: Голокозова Татьяна Юрьевна
Дата рождения: 30.11.1998 г.
Домашний адрес, телефон: 356322, с.Саблинское, ул. Лещенко,2,а,
89614771682
Наименование образовательного учреждения, класс, полный адрес,
телефон: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №6», 11 класс, Ставропольский край,
Александровский район, с.Саблинское, улица Лещенко, 48, 88655734806
Фамилия, имя, отчество руководителя: Корявкина Ольга Васильевна
Краткая аннотация
Автор обращается к очень актуальной, но сложной теме, требующей
не только литературных навыков, но широкого кругозора. Тема эссе понята
правильно,
об
этом
свидетельствует
целенаправленность
в
отборе
литературного
материала.
Эссе
обнаруживает
зрелые
взгляды
на
нравственные проблемы. К сильным сторонам эссе следует отнести умение
автора подтверждать свои мысли текстом. Выводы сделаны не только с
опорой на произведение, но и на основе личных наблюдений. Материал
изложен
логично,
последовательно.
В
работе
использованы
различные
синтаксические
конструкции.
Работа
грамотная,
написана
правильным
литературным языком.
Актуален ли роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в
современном мире?
В этом году исполняется сто пятьдесят лет великому достижению
нашей суровой отечественной классики – роману Фёдора Михайловича
Достоевского «Преступление и наказание». И по традиции нам, обычным
школьникам,
нужно
пропеть
ему
объёмные
дифирамбы,
непрерывно
восторгаясь
глубиной
и
оригинальностью
творческой
мысли
автора,
фантастической
красотой
его
литературного
языка.
Всё
это
было
бы
стандартно, проверено и приемлемо, не вызывало бы никаких вопросов.
Но так я не умею, а потому буду говорить только правду и ничего, кроме
правды. Моя задача состоит в ответе на заданный вопрос об актуальности
романа, и с помощью аргументов, проведя параллель с сегодняшним днём,
на собственном примере я попытаюсь решить эту задачу.
Итак, в романе представлено много персонажей, имеющих свою роль в
сюжете, но я выделю лишь нескольких из них: Родиона Раскольникова,
Соню Мармеладову и Дмитрия Разумихина.
Родион
Романович
Раскольников
–
главный
герой
произведения,
чья
трагедия
послужила
основой
сюжета;
бедный
студент,
ушедший
из
университета из-за невозможности и, наконец, из-за нежелания платить за
обучение.
Достоевский
рисует
нам
ужасную
картину
всепоглощающей
нищеты неблагополучных районов
Петербурга, упадка, запущенности,
которая сыграла не последнюю роль в том, что случилось с Родионом.
Угнетённое его сознание и пошатнувшееся душевное равновесие толкнули
героя на осуществление своей теории о двух типах людей: «материале» и
тех немногих избранных, «право имеющих» проливать чужую кровь ради
«избранных»
целей.
Как
нам
известно,
он
совершает
преступление
–
убийство старухи-процентщицы, плевавшей на горести окружающих, и, по
роковой
случайности,
её
тихой,
недалёкой,
забитой
сестры
Лизаветы.
Каков
был
персонаж
с
точки
зрения
истории?
Родион
Раскольников
относился
к
послереформенному
поколению,
ищущему
свой
путь.
Жизненные
ориентиры
героя
отличные
от
библейских,
сугубо
религиозных. Он относился к тем, кого называли атеистами и нигилистами.
И в этом кроется суть. Идти своей дорогой, по непроторенным тропинкам
–
дело
нелёгкое
и
требует
большого
эмоционального
напряжения
и
стойкости. Нет, я вовсе не подразумеваю под этим человеческие жертвы,
насилие, преступления. Но я не могу и беспощадно строго осудить Родиона
Раскольникова. Он искал себя, свой путь, пытался ответить на вопросы, в
которых ему не могли помочь чеканные, устаревшие библейские истины,
тем
более
что
в
их
подлинности
нет
стопроцентной
уверенности.
В
Родионе я вижу сегодняшнего подростка с теми же вопросами и с теми же
условиями, поставленными ему для разрешения этих вопросов. Советская
власть закончилась, пусть уже и больше двадцати лет назад.
Но дети,
рождённые в СССР, являющиеся родителями современных подростков, по-
прежнему
не
могут
дать
подсказку,
ответить
на
жизненно
важные,
многочисленные «как?» и «почему?» своих детей. А учебный процесс без
подсказок, как правило, насыщен ошибками и заблуждениями. И хорошо
бы
иметь
не
беспрекословные
поучения,
а
дружеские
советы
и
аргументированные доводы. Творчество Достоевского для меня особенно и
интересно
потому,
что
он
не
даёт
готовых
ответов,
его
мысли
не
православно-наставительные, как у Льва Николаевича Толстого, - он ищет,
пробует, размышляет вместе с подростком, читающим его произведение,
заданное по программе. Христианский вопрос для Достоевского так же
животрепещущ,
как
и
для
его
юных
пытливых
читателей.
И
Фёдор
Михайлович не приходит в конце, как положено, к хэппи-энду, чудесному
исцелению верой в Бога, нет. Герой лишь осознаёт, что совершил зло,
преступление против человека, но это ещё не гарантия его духовного
обращения,
превращения
в
истинного
христианина.
Родион
совершил
ошибку
и
понесёт
за
это
наказание,
но
совершил-то
он
её
на
своём
собственном пути.
Стоит
отметить,
что
у
Раскольникова
есть
сердце
и
великодушие,
заставлявшие
его
откликаться
на
чужие
терзания,
отдавать
последние
деньги. В такие моменты он стремился к человечности, не продиктованной
ему верой в Бога, по крайней мере, - явно. И утешение, и проблеск
надежды Родион нашёл не в вере Сони Мармеладовой, а в ней самой,
пережившей
не
меньше
его,
в
любви
к
ней.
Мне
кажется,
образ
Раскольникова актуален для современного человека тем, что показывает: в
том, чтобы искать свой путь, нет ничего плохого, но не стоит нарушать
естественных, как жизнь, законов. Убивать или вредить человеку – значит
убивать
себя
и
вредить
себе
самому,
своей
совести,
в
существовании
которой сомневаться не приходится. В этом ответов на свои вопросы ты не
найдёшь никогда. Может, и есть Божье всепрощение, но человеческое
всепрощение куда ближе нам, простым землянам. Как говорил Максим
Горький: «Превосходная должность – быть на земле человеком!»
Главный герой произведения Ф. М. Достоевского - Родион Раскольников –
не стал воплощением всех христианских добродетелей, но им стала Соня
Мармеладова. Дочь безвольного пьющего человека, Соня почти всю жизнь
прожила в нищете. Её глубокую религиозность я не могу до конца понять,
так как мне по своему складу ближе Родион, но зато могу с полной
уверенностью
заявить:
учиться
доброте,
мягкости,
самоотверженности
нужно именно у неё. Пойти на такие жертвы, на какие пошла хрупкая
восемнадцатилетняя
Соня,
не
могли
бы
многие
взрослые
мужчины
и
женщины. Она умеет любить душу, а не внешность, способна утешить в
горе,
просто
почувствовать
чужую
боль,
не
особо
вникая
в
сложные
размышления и обстоятельства. Соня доказывает, что не жалеть себя во
имя
других
–
достойно
и
благородно.
Она
–
земной
ангел,
идеал
человеколюбия, достигнуть которого бывает не всем под силу.
Дмитрий Разумихин – друг Раскольникова, ещё один персонаж-образец для
нынешнего поколения, его действия – пример того, как нужно дружить.
Для Разумихина слово «дружба» - не пустой звук, как сегодня модно его
воспринимать. Он не относится к таким друзьям, с которыми «не надо
врагов». И даже узнав о поступке Родиона, Разумихин не отворачивается
от него, не бросает и всё принимает. Это и различие в их индивидуальной
философии
жизни,
изысканиях
каждого
не
стало
препятствием
для
крепкой дружбы и глубокой симпатии. Именно таким другом нужно быть
для людей: источником тепла и света, поддержки и понимания, оптимизма
и верности; помощью и опорой, каким был для Родиона Дмитрий.
Думаю,
я
достаточно
определённо
ответила
на
заглавный
вопрос:
«Актуален ли роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в
современном мире?» Он актуален и затрагивает те трудные, мучительные,
противоречивые
проблемы,
с
которыми
сталкиваются
все
люди,
но
особенно
остро
переживают
подрастающие
поколения
без
чёткой
нравственной позиции и ясного представления о хорошем и плохом. Без
зазрения совести скажу: я ещё непременно вернусь к этому роману, как
возвращаются
все
думающие
и
сомневающиеся
люди
к
классическим,
глубоко психологическим романам
.