Напоминание

Работа классного руководителя с обучающимися "группы риска. Рекомендации.


Автор: Торгашинова Анастасия Павловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБПОУ РМЭ "Марийский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа классного руководителя с обучающимися "группы риска. Рекомендации.
Раздел: полное образование





Назад




Работа классного руководителя с обучающимися «группы риска. Рекомендации. Подростки «группы риска»
-
дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, участии всех окружающих. К подросткам «группы риска» относятся следующие категории:  Подростки с проблемами в развитии, не имеющими выраженной клинико-патологической характеристики;  Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;  Дети из неблагополучных, асоциальных семей;  Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психологической помощи и поддержке;  Дети, попавшие в трудные жизненные ситуации… Основным видом деятельности для организации профилактической работы классного руководителя является общественно-воспитательная деятельность. Её цель-формирование у обучающихся активной гражданской позиции, высокого духовно-нравственного и культурного уровня. Алгоритм профилактической работы с «трудным» подростком. 1.Выяснение Ф.И.О. обучающегося, его успеваемости, отношения к нему сверстников, педагогов. 2.Выявление причины совершения проступка, правонарушения, причины постановки на учет. 3.Беседа (индивидуальная), беседа с психологом. 4.Вызов родителей в образовательное учреждение. 5.Посещение семьи на дому. 6.Обследование наркологом. 7.Обследование психологом. 8.Обсуждение на ученическом совете. 9.Обсуждение на совете профилактики. 10.Обсуждение на административном совещании. 11.Приглашение на малый педсовет. 12.Сообщение по месту работы родителей. 13.Связь с ПДН. 14.Составление программы совместной работы педагогов, классного руководителя, психолога с учащимся , совершившим правонарушение. 15.Обеспечение занятости на летний период. Программа перевоспитания подростка «группы риска» 1
 Занять время подростка интересными полезными делами  Помочь ему задушевной беседой, сформировать идеал, осознать свои недостатки  Учить подростка ставить себя в положении других людей  Убедить в том, что нет неисправимых недостатков  Пробудить интерес к общественной работе, к получению знаний, расширению кругозора, интеллекта  Стимулировать положительные результаты, создавая ситуацию успеха  Научиться считаться с мнением других людей  Учить справедливости и добру, следовать общему правилу: «Ничего нельзя делать вопреки своей совести и чести» Рекомендации классным руководителям при работе с учащимися группы «риска». 1)Создавать ситуации, в которых проявляется инициатива и активность подростка, его позитивное лидерство; 2)Не ущемлять права и интересы подростка, в общении с ним дать возможность высказать свою точку зрения, проявить инициативу; 3)Следует избегать авторитарности, жесткой требовательности; 4)В ходе общения требуется повышенная тактичность, доброжелательное отношение, ненавязчивый контроль; 5)К подростку необходимо испытывать неподдельный, искренний интерес .В подростка надо верить. «Труден»- не значит не исправим; 6)Не следует реагировать на плохой поступок угрозой наказания; 7)Критиковать следует после похвалы и не в жесткой форме, по возможности, не создавать напряженную обстановку. Замечания лучше делать «с глазу на глаз». Следует отмечать малейшие успехи подростка, создавать «ситуацию успеха»; 8)Не злоупотреблять повышенным тоном, постоянными нотациями, т.к.подросток к этому привыкает и впоследствии перестает реагировать; 9)Следует исключить мелочный контроль, но не допускать отсутствие контроля. При предоставлении свободы действий, самостоятельности подростку педагогу следует опираться на чувство «взрослости», честолюбии, ответственности за свои действия; 10)В любых ситуациях не торопить с принятием решений, помогать посмотреть на какую-либо ситуацию с разных позиций; 11)Не указывать сразу на ошибки, а предоставить подростку возможность самому их найти и исправить; 12)Следует свести к минимуму монотонную однообразную работу; 13)Предоставить возможность подросткам проявлять творче ство, придумывать что-то новое, учиться новому, получать информацию в интересной игровой форме; 2
14)Ставить перед подростками четкие задачи и оценивать результаты согласно понятным для подростка справедливым критериям; 15)При каких-либо заданиях для подростка следует опираться на практическое значение работы, на выполнение чего-либо ради общей цели, на важность деятельности; 16)Сформировать ценностные ориентации подростков в соответствии с социальными нормами. Сформулировать цель и направить активность на её достижение; 17) Чтобы установить доверительные взаимоотношения необходимо, чтобы подросток увидел во взрослом (педагоге) своего единомышленника, сподвижника, авторитетное для него лицо; 18)Взаимоотношения между подростком и взрослым должны подкрепляться их совместной деятельностью; 19) Личный пример педагога имеет большое значение в профилактике правонарушений, а это значит - быть примером для своих воспитанников Главное, что поможет добиться заметных результатов в процессе воспитания, единство всех действий родителей, педагогического коллектива, классного руководителя, психолога, подростков. Литература 1.Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. 2. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М. 2005 3. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 2000 4. Отклоняющееся поведение молодежи: унификация понятийно- терминологического аппарата : соц.-пед. и психологический словарь / под общ. ред. В.А. Попова. 4-е изд., перераб. и доп. Владимир: ВГГУ, 2010. 5. Наталия Дивицына: Социальная работа с детьми группы риска,2008 6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 7.Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. – М.: «Генезис», 2009 8. Сакату Х.М Психологические особенности детей группы риска- 2000 3


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники