Автор: Макашева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №99"
Населённый пункт: Город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Методика обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад № 99 о.в.» г.Магнитогорска
Методика обучения ходьбе на лыжах детей
старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации
Магнитогорск 2017
Практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физвоспитанию.
Составитель: Макашева С.А
Пояснительная записка
Сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
-
одна
из
главных
стратегических задач нашей страны в настоящее время. Сохранение здоровья
необходимо
начинать
с
детства,
посредством
воспитания
физической
культуры,
развитием
опорно
–
двигательного
аппарата
и
закаливания
организма. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа
жизни
детей
рассмотрены
во
многих
работах,
известных
в
сфере
дошкольного
образования,
учеными.
Где
подтверждено,
что
именно
физическое развитие ребенка является одним из основных составляющих
здоровья, в том числе посредством обучения ходьбе на лыжах в старшем
дошкольном возрасте.
В
детском
саду
обучение
передвижению
на
лыжах
начинается
со
второй младшей группы, но если есть условия, то можно начинать ходьбу на
лыжах
с
детьми
более
раннего
возраста.
При
передвижении
на
лыжах
выполняется
динамическая
работа,
которая
характеризуется
строго
повторяющимися, одинаковыми по структуре движениями.
По
своей
структуре
ходьба
на
лыжах
близка
обычной
ходьбе.
В
процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль
принадлежит органам чувств. Они направляют движения, корректируют их в
пространстве
и
времени,
способствуют
созданию
комплекса
различных
ощущений. Кроме того, в ходьбе на лыжах особенно важно овладеть такими
специфическими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж»,
«чувство снега». «Чувство лыж» в начале обучения определяется ребенком
как непривычная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение
вперед.
В
процессе
обучения
ребенок
привыкает
к
лыжам,
перестает
ощущать
их
тяжесть
и
неудобство
в
движении.
«Чувство
снега»
характеризуется
способностью
определения
состояния
скользящей
поверхности, качества снега. Наблюдения показали, что дети с первых же
шагов на лыжах довольно четко определяют характер снежной поверхности:
неровности, впадины, качество снега. Поэтому одной из важнейших задач
обучения дошкольников ходьбе на лыжах является овладение этими новыми
комплексами ощущений.
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и
закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные
группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает
функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную
чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и
координации движений а также насыщению организма свежим, морозным,
живым
воздухом,
который
и
является
основой
здоровья,
фундаментом
гармоничного развития ребенка.
Методические рекомендации по методике обучения ходьбе на лыжах детей
старшего дошкольного возраста
Под
влиянием
обучения
у
детей
значительно
улучшается
качество
ходьбы
на
лыжах.
Они
правильно
держат
корпус,
немного
наклоняясь
вперед,
появляется
большая
согласованность
рук
и
ног,
отталкивание
производится носком ноги (рис. 1).
Рисунок 1 Положение корпуса ребенка 5-6 лет при ходьбе на лыжах
При
многократном
повторении
упражнений
формирует ся
и
закрепляется двигательный навык: увеличивается скорость передвижения,
длина
шага,
дети
овладевают
относительно
равномерным
скользящим
шагом. Но все же резко выражено многошажие, которое следует перевести в
определенный способ передвижения.
У
детей
этого
возраста
отмечается
некоторое
снижение
интереса
к
лыжным
занятиям.
Видимо,
это
связано
с
тем,
что
ребенку
приходится
преодолевать
целый
ряд
трудностей,
когда
двигательный
навык
еще
не
автоматизировался,
а
новизна
деятельности
уже
исчезла.
Новая
задача
совершенствования навыка движений требует больших волевых усилий, а к
этому
ребенок
еще
не
готов,
возникает
своеобразное
внутреннее
противоречие. Именно в этот период для поддержания интереса к лыжам
необходимо
разнообразить
методические
приемы
(проведение
занятий
в
разных условиях, более широкое применение игровых приемов и т. д.).
Интересен
и
тот
факт,
что
под
контролем
воспитателя
80%
детей
соблюдают технику передвижения, а во время свободного катания уже только
45% детей точно выполняют правила ходьбы на лыжах. Остальные дети идут,
напряженно сгибая ноги, не переносят вес тела с одной ноги на другую. Дети
хотя и знают, как нужно правильно идти, но все же ошибаются, т. е. навык
еще не закрепился, не автоматизировался.
З а д а ч и
о б у ч е н и я :
развивать «чувство лыж», «чувство снега»)
развивать равновесие;
способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах;
учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом;
закреплять навык подъема «лесенкой»;
продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки
лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на
другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на
лыжах без палок;
закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении;
познакомить детей с торможением лыжами «упором».
Подготовка к лыжным занятиям начинается задолго до выхода детей на
снег. В физкультурные занятия включаются упражнения: ходьба на носках,
на наружных краях стоп, приседания, ходьба по уменьшенной площади
опоры, пролезание в обруч и т. д. Перед выходом на снег, так же как и в
предыдущей группе, хорошо провести с детьми беседу: «Как мы ходили на
лыжах
в
прошлом
году».
Воспитатель
напоминает
детям
правила
пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при
ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятий нельзя пить холодную
воду и т. д.). Первые 2—3 занятия проводятся с целью восстановления
навыка ходьбы на лыжах.
Каждое
занятие
необходимо
начинать
с
принятия
правильного
исходного положения лыжника. Правильная поза помогает сосредоточить
внимание ребенка на предстоящем двигательном действии.
Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо
использовать построение в шеренгу и обратить внимание на одежду детей,
соответствие лыж и палок росту детей. Построение проводится быстро и по-
могает организовать детей.
В шеренге ребенок ставит скрепленные лыжи у носка правой ноги
ходовой
поверхностью
от
себя.
Правой
рукой
придерживает
лыжи
за
грузовую площадку.
Для развития «чувства лыж», как одной из основных задач обучения,
хорошо
использовать
в
этой
группе
упражнения
на
лыжах:
ходьба
ступающим
шагом
по
неглубокой
целине,
ходьба
боковыми
шагами
(«лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная
ходьба вдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя.
Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах — также очень важная задача
обучения пятилетних детей. Для этого детям предлагают пройти скользящим
шагом по учебной лыжне с закругленными углами (дистанция увеличивается
до 100
м), пройти по лыжне держа руки за спиной, неся в вытянутых руках
комочки
снега;
ритмично
поднимать
и
опускать
гимнастическую
палку;
ходьба между флажками, с условием не сбить их; ходьба «змей кой» вслед за
воспитателем;
ходьба
между
шестью
—
восемью
лыжными
палками,
стоящими по прямой линии на расстоянии 2—3 м друг от друга (рис. 2). Эта
ходьба упражняет детей в динамическом равновесии, способствует развитию
пространственных ориентировок (ребенок должен соотнести длину лыж с
расстоянием до препятствия, пройти, не задев стоящих палок).
Рисунок 2 Ходьба между лыжными палками
Ходьба по учебной лыжне для детей 5—6 лет обязательна на каждом
занятии.
На
этой
лыжне
отрабатываются
основные
элементы
техники
передвижения. Воспитатель, находясь в середине круга, по мере необходимо-
сти
(если
дети
допускают
ошибки)
может
показать
детям
отдельные
элементы ходьбы на лыжах.
Каждое
движение
имеет
свой,
присущий
только
ему
ритмический
рисунок.
Овладение
чувством
ритма
позволяет
выполнять
движение
с
большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придает эмоциональную
окраску движениям, обусловливает чередование физического напряжения и
отдыха. Ритмичные движения легче автоматизируются.
Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это
поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.
Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение
спускам и подъемам на пологие склоны, при длине спуска 10—12 м. Перед
спуском со склона воспитатель обращает внимание детей на стойку лыжни-
ка, предлагает ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить
вперед.
На первых занятиях при обучении детей спускам допускается широкое
ведение лыж с целью удержания динамического равновесия. Для большего
контроля
за
детьми
проводится
спуск
прямо,
только
по
одной
заранее
проложенной лыжне, с середины зимы разрешается спуск по параллельным
лыжням сразу нескольким детям. К концу года проводится спуск наискось и
по снежной целине.
Правильность стойки лыжника проверяется на ровной поверхности, а
затем ребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент
особенно
важно
напомнить,
что
при
спуске
одна
нога
на
полступни
выдвигается вперед, руки сгибаются в локтях. Воспитатель вначале сам
показывает, как надо спуститься, обращает внимание детей на уверенный
спуск их товарищей.
Для
предупреждения
распрямления
ног
при
спуске
детям
рекомендуются пружинистые покачивания на ногах.
Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять
упражнения — пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая
пятки (рис.3). С этой же целью можно использовать игровые моменты.
Например,
группа
детей
делится
на
две
подгруппы.
Одна
подгруппа
спускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху
склона, во время спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру (позу):
«зайчик» — прижать пальчики (ушки) к голове, «матрешки» — скрестить
руки на груди или одну руку прижать к щеке, дозорные — смотреть вперед в
«бинокли» (кулачки) и т. д. Дети, стоящие внизу, должны определить, какую
фигуру изображает тот или иной ребенок, кто выполнил фигуру лучше всех,
чье задание было самым интересным. Затем они меняются ролями. Игра
повторяется снова.
Рисунок 3 Упражнение для развития динамического равновесия
В старшей группе подъемы «лесенкой» еще более совершенствуются.
Воспитатель
старается
чаще
обращаться
к
детскому
опыту,
следит
за
большей четкостью выполнения движений. Обучение подъемам здесь также
требует большой подготовительной работы. Воспитатель показывает детям
подъем ступающим шагом и говорит, что при этом ноги работают как при
обычной ходьбе.
При подъеме «лесенкой» надо четко отработать боковые приставные
шаги, где лыжи ставятся строго параллельно. А для этого также проводятся
упражнения со зрительными ориентирами (перешагивание 3—5 палок, па-
раллельно
лежащих
друг
другу
на
расстоянии
шага).
Для
ощущения
переноса
веса
тела
с
одной
ноги
на
другую
хорошо
проводить
первые
подъемы на «лесенку- ступеньку», заранее сделанную в снегу. Воспитателю
необходимо
следить,
чтобы
все
дети
стремились
преодолеть
подъем,
не
снимая лыж.
В старшей группе более совершенствуется и навык скользящего шага.
Если
в
предыдущих
группах
мы
говорили
только
о
становлении
этого
навыка, то в этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящий
шаг ребенка был длинным, накатистым, ритмичным. На каждом занятии
необходимо проводить упражнения в скольжении по прямой лыжне.
С первых же занятий большое внимание уделяется правильной посадке
лыжника. Воспитатель показывает позу лыжника и поясняет: «Ноги нужно
слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а
смотреть прямо». Затем дети принимают эту позу, а воспитатель исправляет
положение
ног
и
туловища.
Он
всегда
должен
следить
за
выполнением
основных моментов скользящего шага:
правильностью исходного положения, посадки лыжника;
удержанием равновесия при скольжении; длительностью скольжения
на .одной ноге; соблюдением перекрестной координации рук и ног,- Для того
чтобы дети научились держать тело в небольшом наклоне, можно провести
упражнения: ходьба на лыжах под воротца или под планку. Сохраняя туло-
вище прямым, дети проходят под 6—8 воротцами, мягко сгибая ноги в
коленях. Воротца располагаются на расстоянии 2—3 м друг от друга. Пройдя
воротца, дети распрямляются, подбрасывают и ловят какой-либо предмет
или стараются достать рукой ветку и т. д.
Чтобы
шаг
у
детей
был
длинным,
скользящим,
воспитателю
надо
обращать
внимание
на
полное
распрямление
толчковой
ноги,
научить
ребенка переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Этому помогают
упражнения: ходьба в медленном темпе с утрированным переносом тяжести
тела, скольжение на одной ноге (другая в это время отталкивается без лыжи).
Ходьба
вслед
за
воспитателем
по
лыжне
также
спо собствует
приобретению навыка скольжения. Этой же цели служит задание — пройти
расстояние 10 м с меньшим количеством шагов (дети сами подсчитывают
число шагов, побеждает тот, кто прошел расстояние с меньшим числом
шагов).
Дети 5—6 лет стремятся к быстрой динамике движений, к быстрому
скольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнований
«Кто скорей добежит до флажка?» (10—15 м).
В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на
лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и
задников лыж вправо и влево.
Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто
первый повернется?», «У кого ярче солнышко?» и т. д.
Навыки
ходьбы
на
лыжах
закрепляются
на
лыжных
прогулках
вне
территории участка.
К
концу
года
дети
овладевают
относительно
правильным
рисунком
техники
передвижения
на
лыжах.
Движения
детей
становятся
координированными, отдельные циклы движений — более стандартными,
значительно уменьшаются боковые раскачивания.
Примерные планы занятий
Занятие 1
Одежда детей — спортивный костюм, обувь — утепленные ботинки.
Крепления — по типу Баранова.
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е . Восстановление навыка ходьбы
на лыжах скользящим шагом.
Х о д
з а н я т и я . Дети строятся в шеренгу в вестибюле детского сада.
Проверяется соответствие лыж росту детей, наличие рукавиц, состояние
креплений. Воспитатель может сказать детям о цели занятия. После этого
дети правильно берут лыжи и несут к месту занятия. Кладут лыжи на снегу
одну справа, а другую слева от себя, затем закрепляют лыжи на ногах.
Упражнения на лыжах: «пружинка», поочередное поднимание правой и
левой ноги с лыжей.
Воспитатель показывает правильную позу лыжника, дети проверяют ее
друг у друга. После этого воспитатель показывает скольжение и все идут по
учебной лыжне 50 м за воспитателем. Необходимо напомнить, что ходьба
должна
быть
широким
скользящим
шагом
с
энергичным
размахиванием
руками.
Игра «У кого будет меньше шагов?» - дети идут по прямой лыжне
(10м ) ,
стараясь
преодолеть
ее
за
возможно
меньшее
число
длинных
накатистых шагов.
Свободное скольжение по учебной лыжне — 10 минут.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж.
Занятие 2
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е . Закрепление навыка ходьбы на
лыжах
скользящим
шагом.
Восстановление
навыка
спуска
со
склона
и
подъема «лесенкой».
Х о д
з а н я т и я . Дети организованно приходят к месту занятия.
Упражнения
на
лыжах:
боковые
шаги
на
лыжах
вправо
и
влево,
переступанием лыжами «веер». Ходьба по лыжне, держа руки за спиной;
ходьба между восемью флажками, стараясь не сбить их.
Во время спуска с пологого склона при длине ската 6—8 м показать
правильную
стойку
лыжника.
Спуститься
2
раза
до
ориентира
(флажок,
звездочка, рис. 4). После этого можно разрешить детям 3—4 раза свободно
спуститься со склона (в низкой и основной стойках).
Ходьба по учебной лыжне — 50 м.
Вернуться к месту сбора. Очистить лыжи от снега, скрепить, поставить
в стойку.
Рисунок 4
Занятие 3
Место занятия — парк (в ближайшем окружении),
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е .
Закреплять
навык
скользящего
шага. Продолжать обучение спуску с менее пологого склона и подъему на
склон «лесенкой».
Х о д
з а н я т и я . Положить лыжи на снег. Проверить, все ли дети
сделали это правильно. Пробежка на склон (10 м), спокойно вернуться к
своим лыжам.
Упражнения
на
лыжах:
«пружинка»,
небольшие
прыжки,
ходьба
по
учебной лыжне — 80 м скользящим шагом.
После этого проводится спуск со склона. Дети спускаются по заранее
проложенной лыжне прямо по одному, соблюдая определенные интервалы.
Воспитатель обращает внимание детей на правильное положение туловища и
ног, на момент отталкивания.
Поднимаются
дети
на
склон
«лесенкой»
по
одному
в
порядке
очередности. Воспитатель следит за правильным положением лыж.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах по прямой (30
м).
Дети помогают друг другу чистить костюмы и возвращаются в детский сад.
Занятие 4
Место занятия — парк или сквер (в ближайшем окружении).
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е. Закреплять навыки скольжения,
спусков со склонов и подъемов на них.
Х о д
з а н я т и я .
Разложить
лыжи
на
снегу.
Пробежка
со
склона
(10м ) , спокойно вернуться к лыжам. Закрепление лыж.
Упражнения на лыжах: «пружинка», приставные шаги вправо и влево,
стараясь ставить лыжи параллельно.
Дети выходят на учебную лыжню и обходят ее. Воспитатель следит за
правильностью движений, помогает исправить ошибки.
Детям предлагается обойти 8 лыжных палок, стоящих на расстоянии 2,5
м
друг
от
друга,
стараясь
не
задеть
их,
соразмеряя
длину
лыж
до
препятствия.
Спуск со склона в основной стойке по одному по заранее проложенной
лыжне. После этого воспитатель предлагает детям спуститься пружиня ноги;
побеждает тот, кто большее число раз спружинит ноги.
Медленная ходьба по лыжне (30 м), воспитатель следит за правильной
техникой скольжения.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой по дорожке без лыж.
Занятие 5
Место занятия — парк, сквер (в ближайшем окружении).
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е .
Закреплять
навык
широкого
скользящего
шага,
учить
поворотам
переступанием,
упражнять
детей
в
спуске.
Х о д
з а н я т и я . Дети приходят к месту занятия.
Упражнение на лыжах: «пружинка», подпрыгивание на лыжах. Выход на
учебную лыжню. Ходьба по лыжне (40 ж), заложив руки за спину, с сильным
взмахом рук.
Спуск
с
невысокого
склона
в
основной
стойке
—
2
раза,
спуск
в
воротики, образованные лыжными палками,-- 2 раза, свободный спуск — 3
раза.
Воспитатель
проводит
с
детьми
игру
на
отработку
поворотов
переступанием: «Кто быстрее повернется?». Дети стоят в шеренге по кругу
на расстоянии 3—5 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Поворот!»
дети выполняют движение переступанием на 180°, а позднее и на 360°,
сначала в одну, а затем в другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее
закончит поворот.
Ходьба по лыжне (30 ж) спокойным скользящим шагом. Дети снимают
лыжи, чистят их и возвращаются в детский сад.
Занятие 6
Место занятия — сквер, парк (в ближайшем окружен нии).
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е .
Закреплять
навыки
ходьбы
на
лыжах, спусков и подъемов, поворотов.
Х о д
з а н я т и я .
Взять
лыжи,
перенести
их
к
месту
занятий,
разложить на снегу. После этого воспитатель проводит с детьми упражнение
на внимание и ориентировку в пространстве: сделать пять шагов вперед с за
крытыми глазами, повернуться и прийти на прежнее место.
Упражнения на лыжах: стоя на лыжах, поочередно поднимать правую и
левую лыжи так, чтобы пятка была на одном уровне с носком лыжи.
Ходьба по лыжне змейкой, обходя 8 палок, стоящих на расстоянии 2 м
друг от друга. Палки надо огибать то справа, то слева, поочередно.
Детям,
хорошо
умеющим
спускаться
с
небольшого
склона,
можно
показать спуск с поворотом внизу или спуск вдвоем, держась за руки. Все
дети выполняют свободный спуск со склона.
Ходьба
скользящим
шагом.
Воспитатель
следит
за
техникой
скользящего шага.
Игра на лыжах «Кто быстрее?» на быстроту скольжения, закрепление
навыка поворотов (вокруг флажка). Дети делятся на 3—4 звена. Впереди на
расстоянии 10 м ставится флажок. Стоящий первым в колонне (с флажком в
руках) бежит к флажку, берет его, ставит на его место другой по цвету и,
возвращаясь в свою колонну, передает этот флажок впереди стоящему, а сам
встает в конец колонны. Побеждает то звено, которое первым закончит
движение.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж по аллее.
Занятие 7
Место занятия — парк, сквер (в ближайшем окружении).
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е . Закреплять навык скольжения на
лыжах, продолжать обучение спуску и подъему на склон.
Х о д
з а н я т и я . Разложить лыжи на снегу, справа и слева от себя, на
ровном
расстоянии.
Воспитатель
проводит
с
детьми
упражнение
для
развития пространственных ориентировок (см. занятие 6). Пробежка без
лыж (15 м). Упражнения на лыжах: ходьба на лыжах на месте, «пружинка»,
прыжки, боковые шаги, ускоряя темп.
Ходьба
по
учебной
лыжне
100
м
скользящим
шагом.
Обращать
внимание на правильную посадку лыжника. Во время спусков со склона
воспитатель
напоминает
детям,
как
спускаться
в
основной
стойке
(показывает).
Дети повторяют 2—3 раза. Затем проводится свободный спуск.
Занятие заканчивается свободным скольжением детей на лыжах.
Занятие 8
Место занятия — парк, стадион (в ближайшем окружении).
П р о г р а м м н о е
с о д е р ж а н и е .
Закреплять
навык
скользящего
шага,
спусков
в
средней
стойке
и
подъемов.
Познакомить
детей
с
торможениями лыжами «упором»,
Х о д
з а н я т и я . Разложить лыжи на снегу. Пробежка без лыж (15
м).
Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с
лыжей, боковые шаги на лыжах (5 шагов влево и 5 шагов вправо), поворот
переступанием «веер» вокруг носков и пяток лыж.
Дети идут по учебной лыжне. Воспитатель анализирует и оценивает
технику передвижения каждого ребенка, отмечает ритмичность хода, длину
скользящего шага. Переход к пологому спуску. Спуск в средней стойке 4
раза.
Затем
воспитатель
показывает
спуск
с
торможением
«упором».
Отмечает, что торможение помогает замедлить скорость движения, избежать
падения. Показывая движение, воспитатель говорит, что при торможении
«упором» пятка одной лыжи выдвигается вперед в сторону. Лыжа ставится
на
ребро
и
ею
производится
торможение.
Другая
лыжа
продолжает
скользить, и на нее переносится тяжесть тела.
Дети выполняют движение вначале на месте, затем при спуске с очень
пологого склона 3—4 раза.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж.
Игры на лыжах для детей старшего дошкольного возраста
Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм.
Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными
упражнениями,
при
которых
совершенствуются
двигательные
навыки
ходьбы, спусков, подъемов; развивается функция динамического равновесия.
Игровые
приемы
способствуют
выработке
умений
управлять
своими
движениями.
Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера,
воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до
флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства
товарищества, взаимопомощи.
Для
проведения
игр
весьма
важно,
чтобы
дети
вначале
освоили
двигательный навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние
захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество
движений.
Необходимо тщательно отбирать игры для проведения их на участке
детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в
бездействии на морозе, следует выбирать те игры, в которых бы участвовала
вся группа детей. С этой же целью в игре следует как можно чаще менять
водящих. Объяснение игры должно быть коротким, четким.
Очень осторожно следует подходить к продолжительности игр. В зимнее
время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя
закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре.
При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и
снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2—3 игры, то
последняя из них должна быть менее подвижной.
В
игры
для
детей
дошкольного
возраста
хорошо
внести
элементы
соревнования,
но
лишь
тогда,
когда
сформирован
двигательный
навык
передвижения
на
лыжах.
В
таком
случае
все
внимание
детей
будет
направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры.
Игры
с
элементами
соревнования
доступны
детям
только
старшего
дошкольного возраста. При проведении этих игр можно оформить участок
детского
сада,
внести
дополнительный
материал
(вымпелы,
флажки,
ленточки для обозначения места «старт» и «финиш»). В подготовительной к
школе группе можно предложить детям выбрать «помощника судьи».
Правила
игр
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
могут
предусматривать деление на группы, команды. Отбирая те или иные игры на
лыжах,
воспитатель
должен
учитывать
качество
снега,
температуру
и
влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного покрова и т. п.
Заинтересованность
воспитателя
игрой
повышает
эмоциональное
состояние у детей, вызывает желание выполнить задание. Игры на лыжах
группируются по месту их проведения: игры на снежной целине, игры на
спусках со склонов, игры в лесу (парк).
ИГРЫ НА СНЕЖНОЙ ЦЕЛИНЕ
Пройди и не задень
Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование
функции равновесия.
Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2—2,5
м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.
Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж,
точно делать повороты.
Трамвай
Задача.
Закреплять
пространственные
ориентировки,
упражнять
в
ходьбе на лыжах.
Описание.
Воспитатель
делит
играющих
детей
на
четыре
равные
подгруппы, каждая группа детей из 5— 7 человек держится за цветной шнур
(это
трамвай).
Дети
идут
по
снежной
целине
в
любых
направлениях,
встречаясь, расходятся только вправо.
Правила.
Обходить
идущий
навстречу
трамвай
только
справа,
идти
ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.
Ходьба парами, тройками
Задача.
Совершенствовать
функцию
равновесия,
упражнять
в
согласованном ритме движения.
Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по
снежной равнине вперед.
Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.
Методические указания. Вначале дети должны научиться ходить парами,
затем
тройками.
Чтобы
дети
освоили
чувство
согласованного
ритма
движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в
бубен.
Попади в цель
Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.
Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита
для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу
попасть в щит левой, а затем правой рукой.
Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех
или пяти бросков правой и левой рукой.
Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не
менее 5 м.
Поменяй флажки
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен
пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить
другой по цвету.
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные
флажки.
Методические
указания.Предлагая
детям
быстрое
скольжение,
воспитатель следит за качеством движения.
Будь внимателен
Задача.
Закреплять
навык
передвижения
по
равнине,
развивать
внимание. Эта игра проводится с детьми средней группы.
Описание.
Дети
передвигаются
по
учебной
лыжне.
На
сигнал
воспитателя
(поднимает
разноцветные
флажки)
дети
меняют
движение.
Например,
когда
воспитатель
поднимает
зеленый
флажок,
все
идут
ступающим шагом, желтый — скользящим шагом, красный флажок — все
останавливаются.
Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2—3 м друг от
друга. Воспитатель находится в центре круга.
Методические
указания.
Для
детей
средней
группы
дается
2—3
сочетания
движений,
для
детей
старшей
группы
—3—4,
а
детям
подготовительной
к
школе
группы
можно
предложить
4—5
вариантов
движений.
Идите за мной
Задача.
Закреплять
навыки
ходьбы
на
лыжах
скользящим
шагом
в
быстром темпе.
Описание.
Дети
ходят
по
лыжне
по
кругу
скользящим
шагом.
Воспитатель находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-
троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за
воспитателем.
Через препятствие
Задача.
Закреплять
навык
передвижения
на
лыжах,
преодолевать
препятствия.
Описание. На прямой лыжне (50 м) располагаются препятствия (3—4):
ворота из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет
от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и
ставит на место.
Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда
впереди идущий пройдет первое препятствие.
Методические указания. В игру можно ввести элемент соревнования
(кто лучше пройдет через препятствие?), но в этом случае длина лыжни
должна быть не более 25—30 м, а количество препятствий — не более двух.
Сороконожки
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится н» две команды и выстраивается в
колонны,
одна
параллельно
другой.
Перед
колоннами
отмечается
линия
старта, а на расстоянии 30—50 м — линия финиша. Каждой команде дается
по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие
слева — правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут
вперед к линии финиша, не выпуская шнур.
Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий
колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра
считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша
(«когда сороконожка закончит путь»).
Методические
указания.
Игра
проводится
с
детьми,
хорошо
владеющими навыками ходьбы на лыжах.
ИГРЫ ВО ВРЕМЯ СПУСКОВ СО СКЛОНА
Не урони
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за
спиной какой-нибудь предмет.
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Задание выполняют только те дети, которые
освоили навык спуска.
Спуск по взмаху цветного флажка
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Дети стоят на склоне, на курточке у каждого ребенка цветная
ленточка. По взмаху цветного флажка, например красного, съезжают дети, у
которых ленточки красные.
Правила.
Спускаются
одновременно
все
дети,
у
которых
цветная
ленточка такого же цвета, как флажок.
Посмотри в окошко
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. При спуске дети держат в руках обруч. Приняв на месте
правильную позу, ребенок спускается, смотря в окошко (обруч).
Методические указания. Следить за правильной позой при спуске.
Поймай предмет
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. Спускаясь, дети перебрасывают друг другу предмет (ватный
мешочек).
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Предмет должен быть удлиненным и мягким,
лучше всего если это будет мягкий сверток из тряпок.
Попади в цель
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание.
При
спуске
попасть
снежком
в
цель
(щит,
подвешенный
обруч).
Правила.
Выигрывает
тот,
у
кого
из
четырех
бросков
будет
больше
попаданий.
Методические указания. Ребенок бросает по два раза правой и левой
рукой.
ИГРЫ В ЛЕСУ
Следопыт
Задача. Закреплять навыки передвижения на лыжах.
Описание. Ребенок прячется в лесу на лыжах. На снегу он оставляет
какой-нибудь след (отпечаток ветки, круга, треугольника, звездочки и т. п.).
Правила. Выигрывает тот, кто найдет спрятавшегося ребенка первым.
Методические
указания.
Воспитатель
должен
знать,
где
спрятался
ребенок. Он не должен стоять на месте более 4—5 минут. Игра проводится
при хорошей погоде и полном безветрии.
Вариант. Ребенок прячет в лесу цветные флажки, звездочки, цветочки из
бумаги и т. п.
Правила. Выигрывает тот, кто первый найдет цветные флажки. Ребенка,
нашедшего спрятанные предметы первым, следует поощрить, например, при
повторении игры он может быть водящим.
Перспективный план занятий по обучению ходьбе на лыжах детей 6—7
лет
Месяц
Неделя
Программные задачи
Ноябрь
1.
Восстановление полученных детьми в старшей группе
навыков передвижения на лыжах.
2.
Закреплять навык ступающего и скользящего шага.
3.
Закреплять навыки скользящего шага, спусков с
невысокого склона, умение переставлять лыжи
«лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие на
снегу палки.
4.
Упражнять детей в спуске и подъеме, в ходьбе на лыжах
скользящим шагом.
Декабрь
1.
Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в
скольжении с разбега на двух лыжах.
2.
Продолжать учить детей передвижению скользящим
шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях при
скольжении.
3.
Закреплять навык скользящего шага, учить спуску с
пологих склонов с длиной ската 8 метров.
4.
Учить спуску с менее пологого склона, подъему на склон
«лесенкой».
Январь
2.
Закреплять навык широкого шага, спусков с менее пологих
склонов. Учить поворотам переступанием.
3.
Учить ходить скользящим шагом, заложив руки за спину,
подъёму на склон «ёлочкой». Закреплять навык поворотов
переступанием на лыжах.
4.
Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным
двухшажным ходом.
Февраль
1.
Продолжать учить детей попеременному
двухшажномуходу, подъёму на склон «ёлочкой» и
торможению при спуске с горки.
2.
Упражнять детей в ходьбе попеременным двухшажным
ходом, в подъёме «ёлочкой» и спуску в высокой стойке с
торможением.
3.
Учить ходить попеременным двухшажным ходом с
палками, преодолевать препятствия на пути.
4.
Упражнять детей в ходьбе на лыжах попеременным
двухшажным ходом, в выполнении поворотов
переступанием.
Март
1.
Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая
расстояние 1,5-2 км, в медленном темпе.
2.
Упражнять в подъёме на склон «ёлочкой» и спуске с горки
в низкой и высокой стойке с торможением.
3.
Учить проходить на лыжах попеременным двухшажным
ходом 600м в среднем темпе.
4.
Совершенствовать навыки передвижения на лыжах
попеременным двухшажным ходом.
Апрель
1.
Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая
расстояние 2-3км в медленном темпе.
2.
Упражнять детей в спуске и подъёме на пологий склон при
длине ската 18м.
Обучающие игры и упражнения по обучению дошкольников
старшей группы ходьбе на лыжах
«Трамвай»
Цель: закреплять пространственные ориентировки.
«Попади в цель»
Цель: упражнять в устойчивом равновесии.
«Будь внимателен»
Цель: закреплять навык передвижения на равнине.
«Идите за мной»
Цель: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром
темпе.
«Через препятствие»
Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.
«Сороконожки»
Цель: закреплять навык скольжения в колонне.
«Не урони»
Цель: закреплять навык спуска.
«Поймай предмет»
Цель: закреплять навык спуска, развивать ловкость.
«Следопыт»
Цель: закреплять навыки передвижения на лыжах в медленном темпе.
«Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт»
Цель: совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на
лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях.
«Два мороза», «Эстафета в парах»
Цель: развивать быстроту.
Рекомендации для родителей
По
мере
овладения
детьми
навыком
ходьбы
на
лыжах
можно
дополнительно организовывать лыжные прогулки вне детского сада самим
родителям. Например, проводить загородные лыжные прогулки (в лес, поле,
парк).
Необходимо, что бы родители помнили, что прогулки способствуют
развитию
основных
движений
ребенка,
в
то
же
время
закрепляют
двигательные
навыки
и
умения
ходьбы
на
лыжах,
они
развивают
познавательные способности детей, расширяется их кругозор, воспитываются
положительные черты характера.
Прекрасно
развивает
движения
детей
преодоление
незначительных
препятствий:
канав,
бревен
и
т.
д.
Поэтому
хорошо,
чтобы
место
для
прогулки имело эти препятствия.
Но надо помнить, что при этом дети должны владеть навыками ходьбы
на
лыжах,
иначе
они
неизбежно
будут
снимать
лыжи
перед
каждым
незначительным препятствием.
Выполнение непосильных детям упражнений или быстрый переход от
простых и легких упражнений к сложным и трудным часто ведет к травмам.
Нельзя, например, разрешать детям спуск с высоких, крутых склонов,
предварительно
не
отработав
движения
на
пологом
склоне
или
даже
на
ровном месте.
Не менее важной причиной травм является недостаточность общей
физической
подготовленности
ребенка.
С
этой
целью
самым
главным
в
профилактике
травматизма
является
укрепление
мышц
стопы
и
голеностопного
сустава
в
подготовительном
периоде.
Систематические
занятия физическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют
твердо стоять на узкой площади опоры.
Необходимо также учитывать индивидуальные особенности ребенка,
его подготовку к занятию, обращать внимание на утомляемость ребенка, т. е.
понижение
работоспособности
организма,
ухудшение
координации
движений,
ослабление
внимания
и
нарушение
дисциплины.
Этим
увеличивается опасность травм.
Особой осторожности требует обучение детей передвижению на лыжах
с лыжными палками. Родители должны помнить, что лыжные палки можно
давать ребенку, уже овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок.
Обувь ребенка не должна быть тесной, это предотвратит возможность
обморожения и потертостей. Одежда должна быть удобной.
Продолжительность
лыжных
прогулок
для
детей
5
лет
не
должна
превышать 30—35 минут, для детей 6— 7 лет — 35—40 минут.
При более длительных прогулках (свыше часа) дети утомляются. А это
приводит к снижению интереса не только к лыжным прогулкам, а и вообще к
дальнейшей ходьбе на лыжах.
Следует помнить, что обучение детей ходьбе на лыжах положительно
влияет
на
формирование
свода
стопы.
Лыжные
занятия
оказывают
благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в
улучшении
осанки
вполне
закономерны,
так
как
при
ходьбе
на
лыжах
гармонично
развиваются
и
укрепляются
почти
все
мышечные
группы
и
особенно
мышцы
спины.
Под
влиянием
лыжных
занятий
происходит
значительное
развитие
основных
движений
(бег,
прыжки,
метания).
Благодаря
регулярным
занятиям
на
лыжах
уменьшаются
и
простудные
заболевания у детей.
Список используемой литературы
1.
Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья.
- М.: АСТ,
2005. - 287 с.
2.
Березин Г.В., Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. – М.: Просвещение,
1973. – 272 с.
3.
Большая медицинская энциклопедия. - М.: ООО Издательство АСТ, 2004. -
734 с.
4.
Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт,
1990. - 208 с
5.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Академия, 1983.
– 330 с.
6.
Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - Киев:
Рад. шк., 1987. - 128 с.
7.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Средний возраст:
Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
8.
Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. – 334 с.
9.
Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным - М.: АСТ, 2000. -
333 с.
10.
Дошкольная педагогика: Учеб. пособ./ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г.
Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988 – 270 с.
11.Дошкольное образование в России/ ред. Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ, 1997. –
336 с.
12.Казначеев В.П. Основы общей валеологии. - М.: Изд-во ИПП, 2001. - 48 с.
13.Касаткин
В.Н.,
Паршутин
И.А.
Здоровье.
-
М.:
РОО
Образование
и
здоровье, 2005. - 132 с
14.Книга о здоровье: Сборник / Под ред. Ю.В. Лисицына.- М.: Медицина,
2000. - 512 с.
15.Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая
культура: Научно-методический журнал. - 1996. - № 1. – С. 10-13.
16.Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград:
Учитель, 2007. – 238 с.
17. Малеинов А. Лыжня зовет. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 110 с.
18.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение,
1973. – 288 с.
19.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения
на
воздухе. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
20.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для
воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
21.Программы
воспитания
и
обучения
в
детском
саду/
Под
ред.
М.
А.
Васильевой. - М.: Просвещение, 1985. – 205 с.
22.Раменская
Т.
И.
Лыжная
подготовка
дошкольников
//
Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. N 1. C. 59-61.
23.Сивачева Л. Н. Физкультура – это радость. - СПб: Детство-Пресс, 2002. -
456 с.
24.Смирнова
Е.Т.
Гигиенические
основы
воспитания
в
дошкольных
учреждениях. - М.: Просвещение, 1995.- 258 с.
25.Степанкова Э. «Н.А. Метлов и физическое воспитание дошкольников» //
Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 33-35.
26.Теория
и
методика
физического
воспитания:
Учебник/
Под
ред.
Г.Д.
Харабуги. – М.: Физическая культура и спорт, 1974. – 320 с.
27.Устав
(Конституция)
Всемирной
организации
здравоохранения
(ВОЗ).
Принят
в
г.
Нью-Йорке
22.07.1946:
Документ
опубликован
не
был//
КонсультантПлюс. Технология Проф.
28.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя
дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.
29.Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания -
М.: Физиология и спорт.- 2008. – 421 с.
30.Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. –
М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
31.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания
и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
32.Хухлаева
Д.В.
Методика
физического
воспитания
в
дошкольных
учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. – 245 с.
33.Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет:
Пособие для педагогов. Часть первая – М.: ВЛАДОС, 2003. – 320 с.
34.Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет:
Пособие для педагогов. Часть вторая – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.