Автор: Авандейкина Валентина Петровна Должность: методист Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района" Населённый пункт: г. Тетюши Наименование материала: конспект Тема: Повторение по теме "Имя существительное" Раздел: среднее образование
Повторение по теме «Имя числительное»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»,
углубить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи(в нужной
форме)
продолжить обучение монологическому высказыванию с использованием
лингвистических терминов, уметь применять полученные знания и умения в новых
ситуациях,
Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к
учению,
Закрепить навыки правописания числительных
Воспитывать любовь к малой родине, чувство гордости за свою страну, свой край.
Тип урока:обобщающий
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная
Обеспечение урока:
Мультимедиа-проектор, ноутбук, компьютерная презентация, раздаточный материал-
карточки для групповой и индивидуальной работы, учебники, тетради, табличка
МЭНЭДЖ МЭТ(Manage Mat)
Ход урока:
Приветствие .
Слайд 1
Посмотрите на звездное небо. Как ярко сияют звезды. Как их много!
Вот и слова русского языка словно звездное небо: они сияют, как звезды.Каждое слово
рождает свет в душе человека. Слов в языке тоже много.Ученые решили все слова
соединить в группы, чтобы было удобнее. Вот на звездном небосклоне слов
зажглась первая звезда.
Послушайте, что она говорит:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь
(Прилагательное)
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Всех по имени зовет
Знает кто-она, кто-он
И число подскажет
Кто живой, кто неживой
Быстренько вам скажет
(Имя существительное)
Очень важная часть речи
в русском языке живет:
Все, что делает, расскажет:
Вяжет, лижет иль поет.
(Глагол)
А вот еще одна звезда , только без имени. Что это за звезда, мы узнаем попозже. А
сейчас
Лингвистическая разминка. Слайд
Третье лишнее:
Пятак, пять, шестиклассник
Четырехугольник, четверо, четверка
любимая, двухэтажная, первая
бассейн, одиннадцать, центнер
Помните, что вы ограничены во времени. На выполнение задания дается 1 минута.
Проверим, что у вас получилось: пять, четверо, первая, одиннадцать.
Слайд
Встаньте те, у кого выписаны такие слова. Встаньте те, кто решил по-другому.
Что вы можете сказать об этих словах?
Вот и имя четвертой звезды: _имя числительное. Эта звезда самая молодая.
Вы закончили изучение этой интересной темы и сегодня на уроке мы должны : слайд
Продолжите предложения, которые вы видите на слайде.
Определение целей и задач урока:
вспомнить…(что такое имя числительное)
Повторить……(то, что узнали об этой части речи)
Правильно употреблять…(имя числительное в своей речи)
Итак, вы сами определили цели на уроке, которые должны решить.
На этом уроке каждый узнает что-то новое.
Беседа по теме урока :
Какие науки не могут обойтись без числительных?
Можем ли мы в нашей повседневной жизни обойтись без числительных?
А где мы можем использовать числительные в нашей жизни?
Давайте и мы попросим помощи у этой самой молодой части речи и познакомимся
Слайд
Я попрошу вас ответить письменно на вопросы
В каком году ты родился?
Сколько тебе лет?
В какой школе ты учишься?
Сколько ступенек перед входом в школу?
В какой класс ты перейдёшь?
Какого числа ты отвечаешь на данные вопросы?
Помните , что на это вам дается 2 минуты
Одного я попрошу озвучить свои ответы. Если вы согласны-хлопните, не согласны-
топните ногой.
Тест «Имя числительное»
А теперь давайте вспомним, что такое имя числительное. Сделаем это с помощью
следующего задания: восстановим текст научного стиля. Работаем две минуты с
партнером по плечу. На листочке напишите свою фамилию и имя.
Слайд
Взаимопроверка –партнер по лицу . Слайд
Оцените работу своих товарищей.
Знакомство наше состоялось.
Сегодня мы совершим экскурсию по родному городу.
Сможете ли вы объяснить, что такое экскурсия?
Словарная работа Слайд
Экскурсия –это коллективная поездка куда-либо или посещение чего-либо с
определенной целью.
А как вы назовете людей, которым что-то показывают (Экскурсанты)
Как называют человека, который проводит экскурсию? (Экскурсовод)
Сегодня мы побываем и в роли экскурсоводов и экскурсантов.
Экскурсию мы совершим на автобусе, а наш путь начнется на берегу Волги, с
пристани. Готовы? (знак внимания)
Работа с текстом
Тетюши –один из малых исторических городов России. Чуть более 12 тысяч
человек населяют наш волжский городок. Город находится в 180 километрах к
югу от Казани, в 45 километрах к востоку от железнодорожной станции Буа, в 18
километрах от посещаемого туристами всего мира Болгарского заповедника.
Кратчайшим путем подняться в исторический город поможет вам лестница в 840
ступенек.
Мы не просто совершим экскурсию, но и заполним путевые листы.
Вы обратили внимание на то, что в тексте много числительных. Берем путевые листы
и заполняем. Выпишите простые целые числительные, составные целые
числительное. По одному на каждый пример
Продолжаем экскурсию дальше.
В роли экскурсовода выступит…
Город Тетюши известен со времен Казанского ханства. Основан между 1574 и
1578 годами для защиты Поволжского края от татарских набегов. В XVI веке
Тетюши становятся одной из окраинных крепостей Московского государства.
Выпишите порядковое числительное.
Наш автобус едет по улицам города со скоростью 50 км/ч
А какая максимальная скорость движения транспорта в городе? (40,60 км/ч)
С какой скоростью движется автобус на трассе? (70-80км/ч)
Какие числительные установили правила движения в городе?
В какую ячейку запишите эти числительные? Как они пишутся?
Едем дальше.(По слайдам
Здесь много красивых старинных зданий. Троицкий собор – первое каменное
здание в городе-построен в 177 3 году.
Музей истории Тетюшского края –визитная карточка города. Он открыт в 1920
году.
На улицах городка можно увидеть, как прошлое уживается с современностью. В
1914 году была открыта мужская гимназия. Ныне – это здание педагогического
колледжа. Одно из прекрасно сохранившихся зданий является здание женской
гимназии, построенное в 1906 году. Есть в Тетюшах одна трогательная
достопримечательность –в 1921 году на Волге в сеть попалась 960-
килограммовая белуга. Летом 2013 года в городе открылся памятник этой
рыбине.
В центре города находится памятник павшим землякам .Из Тетюшского района в
Великой Отечественной войне участвовали около 13 тысяч человек. Восемь
тетюшан удостоены звания Героя Советского Союза и пятеро стали полными
кавалерами ордена Славы.
Выпишите собирательные числительные
Подскажите, какие праздники скоро будут праздновать жители города , района
и всей страны?
Составьте предложения с данными словами. Встаньте девочки и поздравьте
мальчиков с праздником.
Теперь очередь девочек.
Как правильно сказать: к знаменательной дате 9 Мая Слайд
Слайд
В районе проживают в мире и согласии русские-34%, татары-32, 9%, чуваши –
22,1 %, мордва -10%, представители других национальностей-1%.
Какие числительные встретились в данном тексте
Заполнение путевых листов.
Наш урок подходит к концу.
Подведем итог нашего урока. Заключительным заданием будет составление
синквейна «Имя числительное»(коллективная работа)
Хочется услышать ваше мнение об уроке. Внимание-на слайды.
Теперь возьмите синий листочек, напишите комплимент своему партнеру по
лицу, поблагодарите его за работу на уроке. Встаньте, обменяйтесь телеграммой
и пожмите руку.
Домашнее задание : дифференцированное:
На «3»- записать текст экскурсии
На «4» -создать собственный текст на тему «Моя семья», использовав
числительные.
НА «5» составить презентацию на тему «Моя семья»