Автор: Шанарова Гетта Герасимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Закулейский детский сад Населённый пункт: село Закулей, Иркутская область Наименование материала: проект Тема: "В здоровом теле - здоровый дух" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Закулейский
детский сад
Проект:
«В здоровом теле – здоровый
дух»
Автор проекта: воспитатель старшей разновозрастной группы Шанарова Г.Г.
2015г.
Направления проекта:
1. Экспериментально - проектное
2. Мониторинг здорового образа жизни.
3. Методическое сопровождение.
4. Практическое (трансляция опыта и обучение)
1. Актуальность
Жизнь
ставит
перед
нами
много
новых
проблем,
среди
которых
самой
актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание
привычки к здоровому образу жизни.
Одной
из
приоритетных
задач
нового
этапа
реформирования
системы
образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор
образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и
сохраняющих здоровье детей.
В структуре основной образовательной программы дошкольного образования
выделено образовательная область «Физическое развитие», направленая на
достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном
учреждении, где строится здоровьесберегающей педагогический процесс.
Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и
социально-экономического развития общества.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья
ребенка,
обеспечивающим
единство
его
физического,
психического,
духовно-
нравственного и эстетического развития.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в
воспитании
детей
является
то,
что
они
должны
быть
здоровыми,
так
как
общеизвестно,
что
здорового
ребенка
легче
воспитывать.
У
него
быстрее
устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к
смене
условий
и
воспринимает
все
предъявляемые
ему
требования.
На
здоровье
ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он
растет и развивается.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является
грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье,
обеспечение
его
управляемости.
Управление
целесообразно
строить
на
основе
выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне
ДОУ
и
образовательного
социума,
которые
позволят
своевременно
разрабатывать
систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ДОУ –
семья, семья – ДОУ».
Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности
для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа
жизни.
Усилия
работников
ДОУ
направлены
на
оздоровление
каждого
ребенка-
дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
О д н и м
и з
с р е д с т в
р е ш е н и я
о б о з н ач е н н ы х
з а д ач
с т а н о в и т с я
применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы.
Цель проекта: создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в
области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению
здоровья детей;
- Познакомить детей с правилами правильного питания;
- Продолжать знакомить с правилами гигиены;
- Формировать привычки здорового образа жизни;
- Прививать любовь к физическим упражнениям;
- Воспитывать потребность в ЗОЖ.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, педагоги, социальные
партнеры, родители.
По продолжительности проект: краткосрочный.
Сроки реализации: с 1по 30 октября 2015 г.
Ожидаемые результаты:
1.
Формирование
у
дошкольников
устойчивой
положительной
мотивации
к
сохранению и укреплению своего здоровья.
2.
Формирование
у
дошкольников
элементарных
знаний,
умений,
навыков
валеологического характера.
3. Формирование и совершенствование у дошкольников элементарных гигиенических
и культурных навыков.
4. Укрепление психологического здоровья детей как важной составляющей здоровья
человека в целом.
Рекомендуемые формы осуществления проекта:
Мероприятия с детьми:
1.ООД по направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое,
социально-нравственное, познавательно-речевое)
2.Совместная деятельность педагога с детьми:
активная рекреационная нагрузка (подвижные игры, эстафеты на коллективные
усилия, взаимопомощь);
утренние гимнастики в разных формах;
беседы, проблемные ситуации;
КВН, викторины;
просмотр и создание альбомов о спорте, здоровье;
дидактические игры по ЗОЖ;
чтение художественной литературы;
физкультурно-оздоровительные праздники и досуги;
выставка детских работ;
минутки здоровья (дыхательные упражнения, самомассаж, релаксация, минутки
тишины,
музыкотерапия,
гимнастика
для
глаз, психогимнастика,
гимнастика
бодрящая, пальчиковая гимнастика);
закаливание (полоскание горла календулой)
природные адаптогены: элеутерококк, аскорбиновая кислота (2 недели)
фитотерапия (чесночно-луковые закуски)
витаминизация третьего блюда
3.Самостоятельная двигательная активность детей в течение дня в физкультурных
центрах и на прогулке
4.Индивидуальная и коррекционная работа с детьми
Работа с родителями:
1.Акция «День здоровой семьи» (ж. «Справочник ст. воспитателя» №5-10г.)
2.Участие семей в соревнованиях "Мама, папа, я - спортивная семья!"
3. Совместные досуги
5. Участие в изготовлении нетрадиционного физкультурно-оздоровительного
оборудования, в создании альбомов, совместные работы по ЗОЖ.
6. Информационные стенды.
7. Участие в итоговом мероприятии.
Итоговое мероприятие – осенний День Здоровья
План мероприятий по реализации проекта
№
недели
Название
мероприятий
Цель
Ответственны
е
Iнеделя
«Что
помогает
мне
быть здоровым»
«Витамины и их роль
в жизни человека.
Каталог витаминов
для детей».
Дидактические
игры:
«Что, где растет?»
«Угадай по вкусу»
«Что лишнее?»
«Этот лимон желтый
как…»
Гость группы
- Беседа о вирусах –
вредилусах
Рисование
«вирусов»
«Витамины на нашем
столе – фрукты и
овощи».
Уголок творчества
Р а с к р ы т ь
з н а ч е н и е
оздоровительных
мероприятий
и
«помощников» здоровья.
З а к р е п и т ь
з н а н и я
д е т е й
о
витаминах,
сделать
кат а л о г
витаминов для детей с помощью
родителей.
Закрепить
знания
об
овощах
и
фруктах.
Учить по вкусу определять овощи
и фрукты.
Развивать
умение
сравнивать
и
обобщать предметы в группы по
признакам.
Закрепить знания цветов фруктов
и овощей.
Познакомить
детей
с
вирусами,
которые вызывают заболевания.
Р и с о в а н и е
в и р у с о в
п о
п р е д с т а в л е н и ю ,
р а з в и в а т ь
внимание, воображение.
Ч е р е з
р и с у н о к
з а к р е п и т ь
представление детей о витаминах
растительного происхождения.
Самостоятельная
деятельность
детей
(шаблоны,
т рафареты
овощей и фруктов, раскраски);
Медицинская
с е с т р а
Д ОУ
Баргуева В.В.
Воспитатели
Взаимодействие
с
родителями
Мармуева
Н.А.
(ЦРБ)
Баргуева В.В.
Воспитатели
Уголок природы
Чтение
умелые!»
-
соревнования
между
с т а р ш е й
и
подготовительной
В ыложить
муля жи
( о в о щ и ,
фрукты)
Знакомство с произведениями: Ю.
Ту в и м
« О в о щ и » ,
Н . Н о с о в
«Мишкина
каша»,
Е.Благинина
«По
малину»,
«Обедать»,
Л.
Зильберг
«Витамины
А,
В,
С»,
«Рыбиц жир», «Морковный сок»,
« А п е л ь с и н
и
л и м о н » ,
Г .
Горбовский «Деревянная ложка»,
С. Погореловский «Слава хлебу на
столе»,
Г.
Сенченко
«Все
мы
скажем нет простуде»
Борьба и профилактика гриппа,
ОРВИ и ОРЗ. Массаж
восстанавливает, регулирует,
приводить в норму многие
системы организма, позволяет
быстро восстановить организм
после продолжительной болезни;
развитие мелкой моторики рук.
Развивать физические качества у
детей; совершенствовать
двигательные умения и навыки в
беге, лазанье, прыжках; вызвать
эмоциональный отклик в процессе
досуга.
Воспитатели
Воспитатели
группами.
Воспитатели
с т а р ш е й
и
подготовительн
ой группы
II
неделя
«Наши
внутренние
органы»
« С е р д ц е
–
н а ш
мотор»
Гость группы
«Для
чего
нужна
кровь?»
«Зачем мы дышим:
органы дыхания»
Досуг «Нас излечит,
исцелит, добрый
доктор Айболит»
Дидактические
игры:
«Что вредно, что
полезно»
«Кольцеброс»
Рисование
«Любимые герои
сказок К.И.
Дать детям общие представления
о внутренних органах человека
Познакомить
детей
с
сердцем
и
е г о
ф у н к ц и и
в
о р г а н и з м е
человека.
Рассказать
детям
о
кровеносной
системе
нашего
организма,
как
остановить кровотечение.
Познакомить детей с дыхательной
системой,
показать
правильное
дыхание
Учить
детей
не
бояться
врачей,
самому уметь оказывать помощь.
З а к р е п и т ь
з н а н и я
д е т е й
о
способах укрепления здоровья.
Продолжать учить детей метать в
вертикальную
цель,
развивать
глазомер.
Р а з в и в ат ь
худ о ж е с т в е н н ы е
способности детей.
Медицинская
с е с т р а
Д ОУ
Баргуева В.В.
Андреева
Л.И.
( м е д .
с е с т р а
ЦРБ)
Воспитатели
Чуковского
Сюжетно-ролевая
игра «Больница»
Чтение
художественной
литературы
«Роль зрения в
жизни человека»
Ежедневно:
Тренажер со
зрительными
метками
Р а з в и ват ь
р ол е во й
д и а л о г,
р о л е в ы е
в з а и м о д е й с т в и я ,
з а к р е п и т ь
з н а н и я
д е т е й
о
профессиях
врача,
медсестры,
фармацевта.
Знакомство
с
произведениями,
развивать
внимание,
память,
воображение.
К.И.
Чуковский
«Айболит»,
Е.
Григорьева «Бабушка больна», П.
Образцов «Лечу куклу», А. Барто
«Я лежу, болею», И. Драч «Врач».
Показать
детям
какую
роль
играют
глаза
в
жизни
человека;
воспитывать бережное отношение
к зрению.
Активация
организма,
снятие
з р и т е л ь н о г о
н а п р я ж е н и я ,
утомления.
Воспитатели
III
неделя
«Мои
защитники:
кожа, ногти, волосы»
"Кожа, её строение и
значение"
Дать общее представление о том,
что кожа, ногти и волосы
являются защитниками организма
человека.
Познакомить со строением кожи,
её значением. Формировать
представление о коже, как защите
.
Медицинская
"Гигиена кожи"
"Как возникают
болезни"
Чтение
художественной
литературы
ООД «Зубная паста,
мыло и вода – наши
лучшие друзья»
Дидактические
игры:
«Чудесный мешочек»
организма от инфекции.
Учить детей любить себя и свое
тело, прививать гигиенические
навыки.
Дать детям понять, что болезни
не возникают из ничего, а ими
заражаются. Сформулировать
правила, которые нужно
соблюдать, чтобы уберечься от
инфекции.
А. Барто «Девочка чумазая», К.
Чуковский «Мойдодыр»,
«Федорино горе», А. Ануфриева
«Кто умеет чисто мыться», О.
Высотская «Тихий час», С.
Михалков «Письмо ко всем детям
по очень важному делу».
Напомнить детям о средствах
личной гигиены, закрепить
приобретенные навыки.
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
д е т е й
определять
предметы
на
ощупь
(тактильно)
с е с т р а
Д ОУ
Баргуева В.В.
Медицинская
с е с т р а
Д ОУ
Баргуева В.В.
Воспитатели
Взаимодействие
с родителями
Семенова Л.А.)
Воспитатели
IV
«В здоровом теле –
здоровый дух»
«Движение
–
это
жизнь.
Спортивные
игры»
Дидактические
игры:
«Виды спорта» игра с
м я ч о м ,
« Ч т о
перепутал
художник?»,
«Кому,
ч т о
н у ж н о ? » ,
«Четвертый лишний»
Рисование
«Придумай значок на
тему ЗОЖ»
Чтение
художественной
литературы
З а к р е п л е н и е
п р о й д е н н о г о
материала.
Прививать
любовь
к
спорту,
развивать физические качества:
внимание,
ловкость,
быстроту,
выносливость,
координацию
движений, глазомер.
Закреплять
знания
детей
о
различных видах спорта.
В се
и г р ы
д л я
з а к р е п л е н и я
пройденного материала
Формирование
привычки
ЗОЖ;
р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я ,
творческих способностей.
Е. Успенский «Детский врач», Г.
Сапгир
«Будьте
здоровы»,
С.
Михалков
«Тридцать
шесть
и
пять»,
«Чудесные
таблетки»,
Н.
забила
«Ребят а!
На
лыж и»
Просмотр
мультфильма
«Ох
и
Ах»
Рассматривание
иллюстраций,
Медицинская
с е с т р а
Д ОУ
Баргуева В.В.
Воспитатели
Воспитатели
Совместная
работа
детей
с
родителями
Воспитатели
Работа
в
книжном
уголке
Ежедневно:
Пальчиковый
игротренинг
Выставки
Итоговое
мероприятие – День
Здоровья
картин,
фотографий
о
здоровье,
спорте;
заучивание
пословиц,
п о г о в о р о к
о
з д о р о в ь е . ,
отгадывание загадок о здоровье.
Развитие мелкой моторики
Рисунки
детей
с
родителями
на
тему ЗОЖ; Фотовыставка «Мы за
здоровый образ жизни!»; Конкурс
детских
работ
«Путешествие
в
страну здоровья»
Прививать
любовь
к
спорту.
Развивать
у
детей
физические
качества.
Взаимодействие
с родителями
Вывод:
Таким
образом,
используя
в
педагогическом
процессе
здоровьесберегающих
технологии, сохраняется и укрепляется здоровье детей, что является приоритетной
задачей
в
воспитании
и
обучении
подрастающего
поколения.
Считаю,
что
непрерывная работа в данном направлении даст положительные результаты.
Ожидаемый результат:
У детей:
1.
сохранение и укрепление физического здоровья детей
2.
повышение эффективности процесса физического развития
У родителей:
1.
совместное участие с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
2.
повышение компетентности в вопросах физического развития детей
3.
использование здоровьесберегающих технологий в семье
У педагогов:
1.разработка методического и практического материала по проекту
2.
повышение
компетентности
по
физическому
воспитанию
и
оздоровлению
с
использованием инновационных технологий
3.системная работа по ЗОЖ в ДОУ
4. обобщение и распространение результатов работы среди педагогов ДОУ района
Используемая литература:
1. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Ежова
(Сердце отдаю детям);
2.
Под.
Ред.
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ. «Примерная образовательная программа дошкольного образования» /;
3.Т.Н.Петрова, В.Д.Дмитриенко, Е.А.Петрова«Примерное планирование занятий по
валеологии». Дошкольная педагогика / август/ 2007 №4;
4 . М . Д .
М а х а е в а
« В о с п и т а н и е
зд о р о в о го
р е б е н к а »
Мо с к в а
1 9 9 7 г.
5.
Т.Г.
Карапетова
«Формирование
здорового
образа
жизни
у
дошкольников»
Волгоград «Учитель» 2009 г.