Напоминание

"Холодная война"


Автор: Политова Светлана Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Возрожденская СШ"
Населённый пункт: п. Возрождение, Княгининский район, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект урока истории в 11 классе
Тема: "Холодная война"
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока «Холодная война» Политова Светлана Валерьевна,учитель истории и обществознания МБОУ Возрожденской средней школы
Предмет (направленность):
история
Возраст детей:
11 класс
Место проведения:
класс Тема: Холодная война Цели: Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики; Развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументировано доказывать свою точку зрения; Развивать умения: систематизировать исторический материал ( схема, таблица); устанавливать причинно- следственные связи; Отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи; Формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность). Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма организации: работа в группах (парах). Ход урока: Организационный момент : сообщение темы, цели, мотивация. Мотивация – подчеркивается необходимость изучения темы для анализа современной международной обстановки; сотрудничество и взаимодействие, работа в команде, что является важным качеством на современном рынке труда. Класс делится на 2 группы. Форма работы (судебное заседание). Знакомство с присутствующими : 2 стороны, свидетели-историки, судья. Знакомство с протоколом заседания (повестка). Понятие «холодной войны» и ее существенные признаки. Проблема: кто виноват в развязывании «Х.в.» Последствия «Х.в.» Вынесение приговора виновным. Вступительное слово учителя: С окончанием войны полярность мира резко изменилась – старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты, лишь незначительно вовлеченные в мировое соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавшийся после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие – и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям – в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях – чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; даже в спорте – как сказал Джон Кеннеди, "международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями". Задача №1 - выяснение понятия «Х.в.» и ее существенные признаки Вопрос: Как вы понимаете и объясните термины «Х.в.» (учащиеся предлагают свои варианты) Затем учитель предлагает на доске свои варианты : учащиеся записывают одно из них в протоколы «Х.в.» при отсутствии прямых военных действий - это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерями и их союзниками; - это идейно-политические конфронтации двух сверхдержав; - это глобальное соперничество СССР и США. Каковы характеристики понятия «Х.в.» ( 3 основных ключевых понятия) «Х.в.»: - противостояние; - конфронтация; - соперничество; - отсутствие прямых военных действий. (учащиеся записывают понятия в протоколы). Проблема: Кто виноват в развязывании «Х.в.» 1 группа- обвинители СССР, 2 группа – обвинители США. Учащиеся самостоятельно работают с учебником § 58. Работа по памяткам. Памятка №1. 1. Аргументированно докажите вину СССР в развязывании «Х.в.», для этого подберите факты подтверждающие : - экспансию социализма после войны в станах Восточной Европы. - использование идеологического давления на страны «народной демократии» (через СЭВ и Информбюро) - участие СССР в одной из сторон в региональных конфликтах - вмешательство в проблему гос.устройства Германии. - попытку укрепить позицию в странах «3 мира». 2. Использование в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют , учитывая вышеназванное и т.д. 3. Сделай вывод: Кто виноват. 4. Подготовить выступление на 5 минут. Памятка №2.
1. Аргументированно доказать вину стран Запада (США, Великобритания) в развязывании «Х.в.» для доказательства используйте следующие факты: - речь Черчилля( 5 марта 1946 г.) и доктрина Трумэна - идеологическое давление на ООН - нарушение прежних договоренностей с СССР - план Маршалла - создание военно-политических союзов - ядерный шантаж (план Дропшота, план «Баруха») - вмешательство во внутренние дела Германии. 2. Используйте в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют , учитывая вышеназванное и т.д. 3. Сделайте вывод: Кто виноват. 4. Подготовить выступление на 5 минут. Выступление групп ( перед этим учитель предлагает прочитать Правила ведения дискуссий) Внимательно выслушай мнение оппонента, Не перебивай выступающих, Стремись понять точку зрения оппонента, В выступлении не допускай оскорблений унижений человеческого достоинства оппонента, Излагай мысль точно и кратко, Помни, что время выступления регламентировано. - Сначала выступает группа обвинителей СССР. В вопросах о попытке укрепления в странах «3 мира» дается слово Свидетелю №1 с доказательством о лондонской сессии (учитель представляет его). В итоге заполнение протокола, колонка «Кто виноват: СССР». Экспансия СССР после войны Идеологическое давление на станы «Народной демократии» (СЭВ, Информбюро) Участие в Корейском конфликте Участие в расколе Германии Территориальные претензии в станах «3 мира». Выступление группы обвинителей США. во время выступления слово представляется Свидетелю №2 о речи в Фултоне, Трумэна. Во время разговора о плане «Баруха» ( Свидетель № 3 о выступлении 1946 г. в Комитете ООН СССР, Свидетель №4 о деле мира, учебник с. 264) В итоге заполнения колонка «Кто виноват: США»: Речь Черчилля, Доктрина Трумэна, План Маршалла, Создание НАТО, Ядерный шантаж, Участие в разделении Германии, Участие в Корейском конфликте. Учитель: Исходя из выступлений сторон постановляю: Считать виновными СССР и США, но считать позицию США более агрессивной. (Стороны могут найти доказательства и подать апелляцию) Решение судьи записывают учащиеся в протокол. Последствия «Х.в.»: учитель предлагает записать их в колонки протокола, самостоятельно выбрав плюсы и минусы явлений. Раскол мира на 2 враждебные системы, Образование военных блоков, Региональные конфликты, Развитие НТР, Гонка вооружений, Соревнования в социальной сфере ( сделать государство более привлекательным для населения) Психологический кризис наций Угроза новой мировой войны . Есть ли смягчающие обстоятельства данного преступления. Вынесение приговора: Учитывая следующие факты: 1. Наличие смягчающих обстоятельств, 2. Отсутствие непосредственных виновников «Х.в.», 3. То, что с начала «Х.в.» прошло более полувека. Назначить меру наказания в виде предписаний о предотвращении «Х.в.» всему мировому сообществу. Учащиеся объединяются и вырабатывают несколько положений, затем их зачитывают. Подведение итогов урока: учитель благодарит за работу. Д.з. учить записи, ответить на проблемный вопрос «Продолжается ли «Х.в.» сегодня?» ( подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие вопрос).
Приложение. Правила ведения дискуссий Внимательно выслушай мнение оппонента, Не перебивай выступающих, Стремись понять точку зрения оппонента, В выступлении не допускай оскорблений унижений человеческого достоинства оппонента, Излагай мысль точно и кратко, Помни, что время выступления регламентировано. Памятка №1. 1. Аргументированно докажите вину СССР в развязывании «Х.в.», для этого подберите факты подтверждающие : - экспансию социализма после войны в станах Восточной Европы. - использование идеологического давления на страны «народной демократии» (через СЭВ и Информбюро) - участие СССР в одной из сторон в региональных конфликтах - вмешательство в проблему гос.устройства Германии. - попытку укрепить позицию в странах «3 мира». 2. Использование в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют , учитывая вышеназванное и т.д. 3. Сделай вывод: Кто виноват. 4. Подготовить выступление на 5 минут. Памятка №2. 1. Аргументированно доказать вину стран Запада (США, Великобритания) в развязывании «Х.в.» для доказательства используйте следующие факты: - речь Черчилля( 5 марта 1946 г.) и доктрина Трумэна - идеологическое давление на ООН - нарушение прежних договоренностей с СССР - план Маршалла - создание военно-политических союзов - ядерный шантаж (план Дропшота, план «Баруха») - вмешательство во внутренние дела Германии. 2. Используйте в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют , учитывая вышеназванное и т.д. 3. Сделайте вывод: Кто виноват. 4. Подготовить выступление на 5 минут. Свидетель №1 Из мемуаров бывшего замминистра иностранных дел А. А. Громыко. «На лондонской сессии министров иностранных дел советская делегация высказалась за то, чтобы СССР передали опеку на Триполитанией. Во время дебатов Молотов ушел из зала заседаний с намерением прервать свое участие в нем, чтобы склонить присутствующих к решению вопроса в пользу СССР. Из ноты совет.правительства правительству Турции, 7 августа 1946 г. « Совет. правительство предлагает Турции совместно организовать оборону проливов Босфор и Дарданеллы.» Свидетель № 2. Отрывок из речи Черчилля в Фултоне, 1946 г. Старая доктрина равновесия сил теперь непригодна. Мы не можем позволить себе – насколько это в наших силах – действовать с позиций малого перевеса. Если население Британского Содружества и Соединенных Штатов будет действовать совместно, то будет исключен тот неспокойный, неустойчивый баланс сил. Напротив, будет совершенная уверенность в безопасности. Если силы Британии объединятся с силами США в братском союзе, то откроются широкие пути в будущее. Свидетель № 3. 1946 г. в комиссии ООН по атомной энергии СССР предложил: Не применять ядерное оружие, Запретить его производство и хранение, Уничтожить в трехмесячный срок весь запас произведенной продукции ядерного оружия. Протокол судебного заседания от ___ марта 20 года. Повестка заседания: Понятие «Х.в.» и ее существенные признаки. Проблема: Кто виноват в развязывании «Х.в.» Последствия «Х.в.» Вынесение приговора виновным Ход заседания -- --
«Холодная война» -- -- Кто виноват СССР США Решение: Считать виновным __________________________________________________________________________________________________ ____________________________ Последствия «Холодной войны» + - Приговор


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники