Напоминание

Современные подходы к речевому развитию детей.


Автор: Ковальчук Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Кулаковский детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: Тюменская область село Кулаково
Наименование материала: презентация
Тема: Современные подходы к речевому развитию детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль риторики в

Роль риторики в

формировании выразительной

формировании выразительной

речи.

речи.

• А.П.Чехов, один из интеллигентнейших людей своего времени, считал, что «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». • В этом же плане интересно высказывание И. Лафатера, приведенное Л.Н. Толстым в его «Круге чтения»: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». • «Уметь общаться – в счастье купаться» - русская народная пословица.
Примечательны в этом отношении афористичные высказывания В.О. Ключевского:  «Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают»;  «Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают, потому что их мысли хуже их слов, а чувства хуже самих мыслей». Очевидно, что Ключевский соотносит способность «разговаривать» с самой способностью мыслить, думать. Он видит в этой способности показатель интеллекта, отражающего возможность адаптироваться к окружающей среде, умение эффективно действовать в конкретных жизненных ситуациях, т.е. все то, что является результатом социализации личности.

КУРС РИТОРИКИ

(ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ)

Важнейшим средством коммуникации является слово.

«Словом можно убить – и оживить, ранить – и

излечить, посеять смятение и безнадежность – и

одухотворить»,- писал талантливый педагог В.А.

Сухомлинский. Риторика – это
-
искусство эффективного и результативного общения;
-
теория и мастерство красноречия;
-
наука, определяющая привила эффективного общения.

Еще в античные времена Аристотель писал в своей

«Риторике», что все люди некоторым образом

причастны к риторике, «так как всем в известной мере

приходится, как разбирать, так и поддерживать

какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и

обвинять».


Риторика - наука, которая поможет

пользоваться «даром» слова

Красноречие в современном понимании - это

способность говорить красиво и убедительно. При

этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно.

М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия»

(1844) писал: «Красноречие есть природный дар» и

«обучаться красноречию не можно, ибо не можно

обучать иметь блистательное воображение и

сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться

этим даром... и вот что собственно называется

риторикою». Эта мысль вовсе не пессимистична: да,

нельзя научить «иметь блистательное воображение и

сильный ум», но можно обучить пользоваться

имеющимися способностями и развивать их

постоянным упражнением, знанием теории и практикой.


Нужна ли риторика в детском саду?

С какого возраста обучать ребенка риторике?

Развитие речи
- это
составная часть риторики
, ее малая частица. Это сочинение, пополнение словарного запаса, это обучение всем видам пересказов, обучение составлению планов. Но ведь дети могут больше? И где же, как не в дошкольном звене начинать обучать их мышлению, размышлению, выражению собственных мыслей?
«Кто ясно мыслит, ясно излагает».
Но ведь мыслить, надо научить.
Риторика
хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина. Она
учит творчеству, учит словесному

выражению своих мыслей, учит психологии и этике

общения.


Нужна ли риторика в детском саду?

С какого возраста обучать ребенка риторике?
К
старшему дошкольному возрасту
в основном заканчивается основной этап речевого развития, у ребенка уже накоплен достаточный словарь, сформированы основные грамматические умения и навыки, развита связная речь, сформирована звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте должна проводится большая предварительная работа, которая включает в себя пропедевтику коммуникативных качеств хорошей речи, развитие общих представлений о видах речевой деятельности и формирование культуры речевого общения .

Основные умения и навыки, приобретаемые

Основные умения и навыки, приобретаемые

детьми в ходе обучения риторике

детьми в ходе обучения риторике

в детском саду:

в детском саду:
- умение слушать; -уважительно относиться к чужому мнению; - задавать вопросы; - сопереживать; - оценивать себя и других; - размышлять вслух; - создавать речевые тексты. При решении задач обучения риторике в дошкольном звене необходимо опираться на
принцип личностно-

деятельностного подхода.
Основным способом подачи и изучения материала является игровая деятельность.

БЛОК 1. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ

СОТРУДНИЧАТЬ

Игровое упражнение «Волшебный стул»

Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит:

«Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу

и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в

том, что, если кто сядет на этот стул, окружающие люди сразу

начинают об этом человеке (ребёнке) говорить только хорошие

слова».

Взрослый предлагает одному из детей сесть на «волшебный

стул» и сразу начинает об этом ребёнке говорить что-нибудь

хорошее, например: «Владик, ты очень хороший друг, никогда

не оставишь товарища в беде, я это заметила…» и т.д. Затем

«волшебная» палочка передаётся ребёнку, который стоит

справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о

сидящем на стуле. Взрослый даёт возможность высказаться

каждому участнику игры, а потом интересуется у ребёнка,

сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему

было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на

«волшебном» стуле приглашают другого ребёнка… Игра

продолжается

.


БЛОК 1. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ

СОТРУДНИЧАТЬ

Игровое упражнение «Связующая нить»

Условия игры:

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок

ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка

сопровождается высказываниями о том, что дети

чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать

другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают

нить и закрывают глаза, представляя, что пожелания

их сбываются при условии, что они составляют одно

целое, что каждый из них важен и значим в этом

целом.

Правила игры: соблюдение права каждого на

индивидуальность и своеобразие
.

БЛОК 1. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ

СОТРУДНИЧАТЬ

Игровое упражнение

«Поводырь»

Условия игры:

В группе расположены и расставлены

предметы – препятствия (стулья, кубики,

обручи и т.д.). Дети распределяются по парам:

ведущий и ведомый. Ведомый повязывает на

глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая,

как двигаться, например: «Переступи через

кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети

меняются ролями.

Правила игры:

ответственное отношение к

порученной роли.


БЛОК 2. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ АКТИВНО

СЛУШАТЬ

Игра «Спаси птенца»

Педагог вовлекает детей в «воображаемые

обстоятельства»:

- Представьте, что у вас в руках маленький

беспомощный птенец. - Вытяните руки ладонями

вверх (полюбуйтесь на птенчика).

- А теперь согрейте его (медленно, по одному пальчику

сложите ладони), спрячьте в них птенца, подышите на

него, согревая своим ровным, спокойным дыханием,

приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу тепло

и доброту своего сердца и дыхания. А теперь

раскройте ладони и вы увидите, что птенец ожил,

радостно взмахнул крылышками и…полетел.

Проводите и вы его радостным взглядом. Счастливой

тебе жизни, птенчик!


БЛОК 2. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ АКТИВНО

СЛУШАТЬ

Игра «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они зашли в

магазин зеркал. Одна половина детей – «зеркала»,

другая – разные «зверушки». Зверушки ходят мимо

зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны

точно «отражать» движения и выражения лиц

зверушек.

Игровое упражнение «Фантазии о…»

Условия игры: ребенок, превращаясь во что-либо или

кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее

окружает, что волнует, где и как она живет, и т.п.

Правила игры: ответственное отношение к заданию,

постараться убедить своим рассказом слушателей.

Варианты: «Я – утюг», «Я – чашка», «Я – кукла» и т.п.


БЛОК 3. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ

ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ (ГОВОРИТЬ САМОМУ)

Игра «Карусель»

Игра создает ощущение быстрой смены и событий, и

внутреннего состояния человека: мыслей, чувств,

эмоций.

Педагог предлагает детям мысленно «сесть на

карусель»: они встают в круг и берутся за концы

лент, привязанных к обручу, который педагог держит

над головой. После каждого полного оборота делают

остановку в разных «мирах», например в «мире

Воды» (Воздуха, Земли, Огня). Это помогает детям

заметить вокруг себя то, что соответствует этому

миру и чего они не замечали раньше. Например, вода

в блюдце под цветами, капли воды на столах, вода,

текущая из крана, дождь за окном и т.д.


БЛОК 3. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ

ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ (ГОВОРИТЬ САМОМУ)

Игра «Войско овощей и фруктов»

Цель - активизировать речевую деятельность;

формировать желание общаться и достойно

выходить из нестандартных речевых ситуаций.

Сюжет

Однажды Синьор Помидор решил собрать войско из овощей и

фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь,

яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель,

репа и др. (в роли помидора, фруктов и овощей — слушатели

курсов). Помидор принимает в свое войско только тех, кто

сумеет рассказать о себе: убедительно, занимательно, ярко

(артистично) – и каково его значение для человека. Выслушав

всех желающих поступить в «войско», Помидор решает, кто

поступит в его «войско», аргументируя свой выбор.


БЛОК 4. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО

ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Игра «Собери чемодан»

Условия игры: детям предлагают отправиться в

путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан.

- Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?

Первый путешественник называет один предмет,

второй повторяет и называет свой предмет. Третий

повторяет, что назвал второй путешественник, и

называет свой. И т.д.

Правила игры: повторяться нельзя.

Усложнение игры: дети перечисляют все предметы,

о которых говорили предыдущие игроки, и называют

свой.


Ситуация общения «Клубок сказок»

(старший дошкольный возраст)

II. Задание: послушать текст. Сколько сказок

свернулось в клубок? Сосчитайте и развяжите

узелок.
…Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко – не простое, а золотое. Положила его баба на окошко студиться. А лиса его ам – и съела. Дед тянет – потянет – вытащить не может. Баба тянет - потянет – вытянуть не может. Плачет дед, плачет баба. Да слезами горю не поможешь. Дед говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!» День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. Долго ли, коротко ли шла, увидела избушку на курьих ножках, об одном окошке, вокруг себя поворачивается. Она и спрашивает: -Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ПО РИТОРИКЕ

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ПО РИТОРИКЕ

I компонент. Речевая разминка
, ее цель: • развитие речевого дыхания; • формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции. 1)Упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания. 2)Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки). 3)Дидактические игры.
II компонент. Новая информация, способы ее подачи:
• использование театрализованных фрагментов; • беседы – диалоги; • сказочный зачин; • приглашение к путешествию.
III компонент. Моделирование речевых ситуаций
(решение, обыгрывание проблемных ситуаций с элементами театрализованных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения», «Искусство спора и диалога»). Коммуникативно-лингвистические игры. Игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.
IV компонент. Оценка детьми всего занятия
, ответов сверстников. Или
Подведение итогов. Анализ

деятельности.


Все в наших руках, поэтому их

Все в наших руках, поэтому их

нельзя опускать !!!

нельзя опускать !!!

Человек не может по -

настоящему

усовершенствоваться, если не

помогает усовершенствоваться

другим



В раздел образования