Автор: Колосова Светлана Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 81" Населённый пункт: г.Ярославль Наименование материала: проект Тема: "Здоровые глазки-мир в ярких красках" Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Здоровые глазки – мир в ярких красках»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ «ЯГОДКА»
МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 81
Автор проекта: Колосова С.В.
Пояснительная записка
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в
психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают
нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению
или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение
играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90%
восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой
деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно
оберегать и сохранить зрение. Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб
формированию двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию,
отрицательно сказывается на формирование точности, скорости, координации движений,
на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Снижение двигательной
активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки,
плоскостопие, искривление позвоночника.
Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно
в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает
вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.
Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что
свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и
повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении
умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также
быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной
возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят
изменения в мелкой моторике.
Именно по этой причине надо периодически проводить профилактику зрения.
Необходимо, чтобы работа по профилактике зрения представляла для детей определенный
интерес и сочеталась с элементами занимательности.
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья детей через созданные системы профилактики зрения
у детей в детском саду.
Задачи:
- познакомить детей с правилами сохранения хорошего зрения;
- создание развивающей среды, обеспечивающей охрану зрения, предупреждение
травматизма глаз;
- создание условий для организации мероприятий по профилактике, укреплению зрения;
- обеспечение эмоционального настроя детей;
- формирование навыков гигиены зрения у детей;
- активизировать работу мышц глаз, знакомить детей с различными видами движений глаз,
развивать мелкую моторику рук;
- осуществление просвещения родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления
здоровья глаз;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной работе по
профилактике зрения.
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети подготовительной к школе группе «Ягодка»;
- родители.
Сроки реализации:
С 26 октября 2015 года по 13 ноября 2015 года (3 недели, краткосрочный).
Место реализации:
МДОУ № 81.
Ожидаемый результат:
- улучшение состояния зрения у детей;
- развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивного развития;
- улучшение восприятия и зрительно – двигательной моторной координации;
- повышение познавательной активности;
- улучшение психо–эмоционального самочувствия;
- укрепление общего состояния здоровья детей.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный этап:
- диагностика детей: уровень физического развития, уровень развития моторики, уровень
развития координации движений, культурно-гигиенические навыки;
- изучение условий реализации проекта;
- определение целей и задач;
- создание условий, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- разработка перспективного плана работы;
- подборка методического пособия и литературы для работы над проектом.
II Практический этап:
- проведение цикла тематических бесед;
- проведение цикла тематических гимнастик для глаз;
- сюжетно-ролевая игра: поликлиника (на приеме у окулиста - офтальмолога)
- оформление папки-передвижки для родителей «Здоровые глаза – счастливый ребенок».
III Заключительный этап:
- подведение итогов реализации проекта:
- исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;
- памятка брошюра для родителей «Берегите зрение детей!».
ПРОЕКТ: «ЗДОРОВЫЕ ГЛАЗКИ – МИР В ЯРКИХ КРАСКАХ»
Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить
целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей
определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные
упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями
общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.
1. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза ,
которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на
кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый
верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову,
посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой
предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом;
назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
2. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с
координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.
Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения
основных цветов. Ребенку предлагается сделать украшение для мамы – бусы. Для этого
ему необходимо нанизать бусинки на нить. При сортировке выбрать сначала красные
бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие
игры «Лабиринт». Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему
домику, ведя карандашом по лабиринту.
Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложенными друг на друга
овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они
цвета.
Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.
Назовите предметы, которые спрятались в
чайнике.
Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку
бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым. Стоим или сидим
спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца,
удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно
ощупываем этот палец. При таком способе кроме фиксации (имеет место
координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
4. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф.
Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.
На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется
по 15 раз.
1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
Метка на стекле (По Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует
профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на
стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он
там видит.
Пальминг (автор У.Бейтс).
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети
растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза
таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь
пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно
спокойную музыку или читать стихи.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием
психического напряжения. Для восстановления силы и снятия эмоционального
возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на
спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание
спокойной музыки.
Особый интерес вызывают следующие упражнения:
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить
их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается
в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки
вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз,
развивается бинокулярное зрение;
Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное
самочувствие и здоровье детей.