Напоминание

"Психологическая диагностика школьной готовности" (предпосылок учебной деятельности)


Автор: Королева Юлия Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ ДС №58 "ЩЕЛКУНЧИК"
Населённый пункт: г.Клин Московская область
Наименование материала: программа диагностики
Тема: "Психологическая диагностика школьной готовности" (предпосылок учебной деятельности)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа психологической диагностики школьной готовности

(предпосылок учебной деятельности)

Цель диагностики: определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи диагностики:

1)

Определение уровня развития познавательной сферы ребенка;

2)

Определение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка;

3)

Определение уровня развития коммуникативной сферы ребенка;

4)

Определение уровня развития регуляции деятельности (самоконтроля).

Перечень методик:

1)

Познавательная сфера:

Методика «10 слов» А.Р. Лурия;

Методика «Корректурная проба» Т.Д. Марцинковская;

«Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керн, Я.Йерасек (2 части)

2)

Эмоционально-личностная сфера:

Тест «Лесенка»;

Тест мотивационной готовности: методика «Беседа о школе» Т.А.Нежновой

или методика

«Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург;

Тест «Определение уровня притязаний и потребности в достижениях у детей дошкольного

возраста»

Методика «Отражение чувств»

3)

Коммуникативная сфера:

Задание «Рукавички» Г.А. Цукерман;

Методика «Отражение чувств»

4)

Регуляция деятельности и умение действовать по правилам:

Методика «Бусы» Л. А. Венгера;

Методика «Корректурная проба» Т.Д. Марцинковская;

«Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керн, Я.Йерасек

Процедура диагностики: диагностика проводится индивидуально (методика «10

слов»;

2

часть

методики «Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керн, Я.Йерасек; тест «Лесенка»; тест

мотивационной

готовности

«Две

школы»;

методика

«Определение

мотивов

учения»

М.Р.

Гинзбурга;

тест

«Определение

уровня

притязаний

и

потребности

в

достижениях

у

детей

дошкольного возраста»; методика «Отражение чувств») и в группе (методика «Корректурная

проба»; методика «Бусы»; 1 часть методики «Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керн,

Я.Йерасек; задание «Рукавички» Г.А. Цукерман), путем тестирования.

Описание методик:

МЕТОДИКА «ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»

(версия оригинала по источнику: Йерасек Ярослав. Диагностика школьной зрелости. - В кн.:

Шванцара И. Диагностика психического развития. - Прага, 1978).

Задание. Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной

примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания ?

1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий ? ? 2 и 3); в

верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его

воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для

воспроизведения, а справа - свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание N1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для

оценки выполнения теста приведены на рис. 1

Задание N2. Посмотри, здесь что-то написано. (По практическим соображениям текст оставлен на

чешском языке - прим, переводчика) Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже

сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте,

напиши тоже так.Пять образцов для оценки приведены на рис. 2

Задание N3. Посмотри - здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же . Пять образцов для оценки

приведены на рис. 3

Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5)

Задание N1. Рисунок мужской фигуры (рис. 1).

1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности.

Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше

туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа)

и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами.

Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с

использованием так называемого синтетического способа.

2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического

способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица)

могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом

изображения.

3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной

линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего

лишь простыми линиями.

5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание

головоногого изображения") или обеих конечностей.

Задание N2. Подражание письменным буквам (рис. 2).

1. Совершенно

удовлетворительное (в смысле чтения) подражание

написанному образцу.

Буквы не достигают двойной величины образца.

Начальная буква имеет

явно заметную высоту большой буквы. Буквы

хорошо соединены в

три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала

точка (или над i).

Переписанное предложение не отклоняется от

горизонтальной линии

более чем на 30°.

2. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение

горизонтальности не учитываются.

3. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре

буквы образца.

4. На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".

5. Черкание.

Задание

N3.Срисовывание группы точек (рис. 3).

1. Почти совершенное

подражание образцу. Мы допускаем только очень

небольшое отклонение

одной точки из ряда или столбца. Уменьшение

рисунка допустимо,

увеличение не должно быть больше, чем

наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже

трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его

больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть

больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.

4. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина

рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы

5. Черкание.

Общий результат теста - это сумма баллов по отдельным заданиям.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

(ПО Я.ЙЕРАСЕКУ)

Источник: Методика

исследования

словесно-логического

мышления

(по

Й.

Ерасеку)

[Электронный ресурс]- psy-konsult

Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои

мысли.

Оборудование: бланк теста на определение уровня Вербального мышления».

Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».

Вопросы

Правильный ответ

Неправильн

ый ответ

Другие ответы

1.

1

Какое из животных больше -

лошадь или собака?

Лошадь 0

-5

2.

2

Утром люди завтракают. А

вечером?

Ужинают 0

-3

3.

3

Днем на улице светло, а ночью?

Темно 0

-4

4.

4

Небо голубое, а трава?

Зеленая 0

-4

5.

5

Яблоки, груши, сливы, персики –

это что?

Фрукты +1

-1

6.

6

Почему перед тем как проедет

поезд, вдоль пути опускаются

шлагбаумы?

Чтобы поезд не

столкнулся с

автомобилем. Чтобы

никто не попал под

поезд и т.п. 0

-1

7.

7

Что такое Москва, Санкт-

Петербург, Хабаровск?

Города +1

-1

Станции 0

8.

8

Который час? (Показать на

бумажных часах: четверть

седьмого, без пяти минут восемь,

четверть двенадцатого и пять

минут)

Хорошо показано +4

не знает

часов 0

показано только

четверть, целый

час, четверть и

час правильно

+3

9.

9

Маленькая корова – это теленок?

Маленькая собака – это …?

Маленькая лошадь ?

Щенок, жеребенок +4

- 1

Кто-то один

щенок или

жеребенок 0

10.

10

Собака больше похожа на кошку

или курицу? Чем? Что у них

одинаково?

На кошку (с

выделением

признаков подобия) 0

На курицу -

3

На кошку (без

выделения

признаков

подобия) – 1

11.

11

Почему у всех автомобилей

тормоза?

2 причины из:

тормозить с горы, на

-1

Названа одна

причина

повороте, остановка в

случае опасности

столкновения, после

окончания езды +1

0

12.

12

Чем похожи друг на друга

молоток и топор?

2 общих признака +3

0

Назван один

признак +2

13.

13

Чем похожи друг на друга белка и

кошка?

2 признака +3

0

1 признак +2

14.

14

Чем различаются гвоздь и винт?

Резьба, такая

закрученная линия

вокруг зарубки. У

винта нарезка +3

0

Винт

завинчивается, а

гвоздь

забивается, у

винта гайка +2

15.

15

Футбол, плавание, хоккей,

волейбол – это…

Спорт, физкультура

+3

0

Игры, упраж. +2

16.

16

Какие ты знаешь транспортные

средства?

3 средства: наземное,

водное, воздушное и

т.п. +4

Ничего не

названо или

неправильно

0

3 наземных

средства +2

17.

17

Чем отличается молодой человек

от старого?

3 признака +4

0

1-2 признака +2

18.

18

Почему люди занимаются

спортом?

2 причины +4

0

1 причина +2

19.

19

Почему это аморально

(неправильно, плохо), когда кто-

нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на

него работать (несет

ущерб кто-то другой)

+4

Он ленивый

- или: не

может себе

ничего

купить 0

2

20.

20

Почему на письмо нужно

наклеивать марку?

Так платят за

пересылку

(перевозку) этого

письма +5

0

Тот, другой,

должен был бы

уплатить штраф

+2

ИТОГО:

Обработка: У проводящего ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно,

другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу

поставленного вопроса.

I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

МЕТОДИКА «БУСЫ» Л.А.ВЕНГЕРА

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при

восприятии задания на слух.

Организация

задания:

задание

выполняется

на

отдельных

листах

с

рисунком

кривой,

и з о б р а ж а ю щ е й

н и т к у :

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного

цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II

часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке

нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все

бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется

два раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все

дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а

вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый

рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое

условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных

вариантов):

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке,

форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней

бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

МЕТОДИКА «ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ»

Источник: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7

лет / под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

Ц е л ь : выявить

умение

детей

понимать

эмоциональное

состояние

сверстников,

взрослых;

рассказывать о них.

Содержание:

Исследование

проводится

индивидуально.

Детям

предлагается

рассмотреть

сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях и ответить

на вопросы:

- кто изображен на картинке?

- что они делают?

- как они себя чувствуют? Какое у них настроение?

- как ты догадался об этом?

- как ты думаешь, что произойдет дальше?

Оценка результатов:

3 балла – ребенок самостоятельно, правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и

взрослых, объясняет их причину, делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

1

балл

ребенок

затрудняется

в

определении

эмоциональных

состояний

изображенных

на

картинках людей, не может объяснить их причину, предположить дальнейшее развитии ситуации.

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ПОТРЕБНОСТИ В

ДОСТИЖЕНИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Для определения уровня притязаний и потребности в достижениях детям предлагают выполнить

задания различной степени сложности.

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять узоры. У меня три вида заданий: легкие, средней

сложности и трудные. Если ты выберешь трудное задание и справишься с ним, получишь 5 баллов,

если среднее — 4, если легкое — 3. Если ты выберешь задание и не справишься, получишь только

2 балла. Старайся набрать побольше баллов. А теперь скажи, какое задание ты выбираешь».

Ребенку показывают карточки, разложенные стопками: «Посмотри на эти задания. Вот легкие, вот

средней

трудности,

вот

трудные.

Выбирай

то,

с

которым

сможешь

справиться,

и

попробуй

выполнить».

После

выполнения

задания

взрослый

говорит

ребенку,

справился

он

или

нет.

Затем

снова

предлагают сделать выбор. Всего выполняется 4 задания.

Суть

заданий

заключается

в

том,

чтобы

из

квадратиков

с

красной,

белой

и

красно-белой

раскраской составить узоры, нарисованные на карточках. Детям выдают квадратики размером 3х3

см разной раскраски, по 4 квадратика каждого вида.

Квадраты, из которых выполняется узор

красный белый красно-белый

Задания легкие

Задания средней трудности

Задания трудные

По ходу выполнения задания взрослый может специально создавать ситуацию успеха или неудачи:

— оценивать деятельность ребенка как неуспешную, ограничив время для выполнения задания

или указывая на недостатки в работе;

— оценивать деятельность как успешную, предоставив больше времени на ее выполнение или

незаметно оказав помощь ребенку, если он испытывает какие-то затруднения.

По окончании работы определяют число выполненных и невыполненных заданий в зависимости

от степени их трудности. На основе этого делают вывод, соответствует ли уровень притязаний

реальным возможностям ребенка, адекватно или неадекватно он реагирует на успех или неудачу

в работе.

По результатам теста дети делятся на 4 группы.

Действия ребенка при

Уровень притязаний

выполнении задания

1. Выбирает после достижения успеха более сложные задания, а после неудачи — менее сложные.

=Адекватная реакция на успех и неудачу.

Уровень притязаний соответствует возможностям ребенка. Ему свойственно стремление к успеху.

2. Стремится выбирать более сложные задания, независимо от постигшей его неудачи и степени

трудности предыдущих заданий.

= Неадекватная реакция на неудачу.

Уровень притязаний выше реальных возможностей ребенка. Ему свойственно стремление к успеху.

3. Всегда выбирает несложные задания, независимо от того,

достигает успеха или нет.

=Неадекватная реакция на успех.

Уровень притязаний ниже реальных возможностей ребенка.

Ему свойственно стремление избегать неудач.

4. Достижение успеха и неудачи не влияют на выбор задания. Задания выбираются хаотично,

независимо от их трудности.

=Неадекватная реакция на успех и неудачу.

Уровень притязаний не сформирован. Такие действия характерны для детей более младшего

возраста.

«Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает

себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления

между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант

позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки

есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку,

чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей,

возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске

нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка.

Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер)

будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать

четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а

здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя?

Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости,

доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

«Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не

называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие,

здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую

ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку

ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще

раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе

дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая»,

«Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с

ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или

напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою

деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками

окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь

первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает

отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка»,

«бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик»,

«синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою

деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни

пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это

нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как

правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок

может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым

(когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во

взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и

учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное

отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения

со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно

занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая

отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом.

Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что

написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от

ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит

мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у

ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей,

способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей

логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь

ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком

направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на

пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в

тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует

объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то

необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще

не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика

свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать

родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна

демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а

учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину

неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-

психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную

роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика

к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь

формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности

ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание,

внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами,

они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема

несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном

образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины

конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной

дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым

плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К

несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в

обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с

учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы

скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога,

социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими

показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном,

одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и

своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но

поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

МЕТОДИКА «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ» А.Р.ЛУРИЯ

Эта методика используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности

внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и

воспроизведения.

Первое объяснение. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а

потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не

спеша.

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже

называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Интерпретация результатов теста

По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно

делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым

воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети

воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах.

Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах

сознания. При обследовании к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно

воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность.

Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый ребенок сразу

воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не

возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов,

это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой

свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об

эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и

воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

5

+

+

+

+

+

+

Спустя час

0

0

0

Источник: Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-

94.

ТЕСТ КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

При проведении этого теста ребенку дают лист бумаги, на котором нарисован набор

геометрических фигурок или букв, и просят зачеркнуть некоторые из этих символов

определенным образом (слева направо, справа налево или крест на крест).

Подготовка к тесту

Прежде всего приготовим стимульный материал. Для детей, умеющих читать, это может быть

просто один (большой) листок из книжки, без картинок/, с довольно крупными буквами. Для

детей, которые читать не умеют, такой материал Вы можете сделать сами. Для этого на листе

обычной бумаги (для пишущей машинки) Вам надо нарисовать примерно 30 рядов чередующихся

геометрических фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и т.д., достаточно крупного

размера (на одной строчке их должно быть около 20-25).

Необходимо также сделать образец на небольшом прямоугольном листе бумаги (примерно 30 на 10

см), на котором квадрат (или буква а) будет зачеркнут косой линией слева направо, круг (или буква

о) - справа налево, треугольник (или буква ц) будет перечеркнут крест накрест.

Кроме того, при проведении теста вам понадобится секундомер или часы с секундной стрелкой.

Инструктаж

"Слушай меня внимательно, чтобы хорошо запомнить и не перепутать, какие фигурки надо

зачеркивать. Рассмотри свой листок и зачеркни все, повторяю, все кружочки, наискосок справа

налево, все квадраты - слева направо, а треугольники крест накрест. Повторяю - все кружочки

зачеркиваешь справа налево, квадраты - слева направо, а треугольники - крест накрест. Ты

запомнил, что надо делать, повтори, пожалуйста, а потом начинай работать".

При объяснении шестилетним детям вы показываете образец, но при проведении теста его

убираете. Пятилетки должны видеть образец и при выполнении задания.

Если ребенок не понял и просит повторить, сделайте это обязательно. Если Вы чувствуете, что

ребенок не понял, но боится или стесняется спросить, повторите сами еще раз, без его просьбы.

Вы должны быть уверены, что дети все услышали и поняли, Затем попросите ребенка повторить

инструкцию, проверяя, правильно ли он запомнил, какую фигуру (или букву) он должен

зачеркивать и как именно.

Проведение теста

Рекомендуем проводить этот тест индивидуально или с небольшими (не более 5-6 человек)

группами детей.

Раздайте всем детям по листу корректурной пробы, на обороте которого напишите имя, фамилию,

год и месяц рождения, дату и время начала работы.

Все дети начинают работать одновременно по вашему сигналу. Через минуту после начала роботы

попросите детей провести вертикальную черту после того знака, который они отметили

последним, и повторяйте эту просьбу по окончании каждой следующей минуты.

Если ребенок явно не справляется с заданием, путается, положите перед ним заготовленный

образец.

Когда появляется много ошибок и пропущенных букв, а ребенок больше смотрит в окно, чем на

листок, громко скажите:

"Ну все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен".

Детям 5-6 лет можно сказать, что осталось зачеркнуть еще одну строчку. После этого внимательно

посмотрите, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Оценка и интерпретация результатов

При работе нужно наблюдать за ребенком и отмечать, через какое время начинает снижаться

работоспособность. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная

буква или фигура.

Теперь поговорим о том, как интерпретировать полученные результаты. Прежде всего не

забывайте, что эта методика многоплановая, то есть вы анализируете несколько психологических

параметров. Один из самых важных - это уровень произвольной регуляции деятельности детей. Вы

обращаете внимание, во-первых, на умение принять задание, а во-вторых на форму, в которой это

задание принимается.

Дети, у которых не сформировано волевая готовность, то есть дети с низкой произвольностью,

вообще не могут принять задание, отвлекаются даже при наличии образца, делают много ошибок

уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Только

напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть их к работе.

Принимать задание и работать по образцу дети могут с 5-5,5 лет. Однако уже некоторые

шестилетки и большинство детей 6,5-7 лет воспринимают и словесную инструкцию, при которой

схемы деятельности "строятся" в сознании ребенка, и поэтому он не нуждается во внешних опорах

и подсказках. Именно такой уровень оптимален для школы. Даже дети, которые в этом возрасте

еще нуждаются в образце, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают Ваше

задание. Просто им необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного

запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, к учебной деятельности не

готовы.

Не менее важный параметр - уровень концентрации внимания. Его характеризует прежде всего

количество ошибок, которые делает ребенок.

Дети 5-6 лет могут проработать 4-5 минут. Для детей этого возраста нормой считают наличие 1-2

ошибок за минуту работы.

Через 5 минут работы у пяти, шестилетних (или 10 минут у семилетних) детей количество ошибок

резко увеличивается, они начинают отвлекаться, именно в этот момент Вы и даете новую

инструкцию (говорите, что осталось поработать всего одну минуту). После устранения

неопределенности, когда дети понимают, что работа близка к окончанию, их деятельность должна

нормализоваться, а появившиеся ошибки - исчезнуть.

Именно это умение концентрироваться, произвольно регулировать свою деятельность и

сосредотачиваться необходимо не только для хорошей учебы в школе, но и для успешной

деятельности вообще.

Этот тест показывает также и степень утомляемости, астеничности детей. Слабые дети очень

быстро устают и начинают делать много ошибок не через 5-10 минут, как в норме, а уже через 2-3

минуты. Однако будьте внимательны и не путайте этих детей с детьми, у которых очень низкий

уровень волевой готовности, так как астеничные дети в первую минуту задание принимают и

начинают правильно зачеркивать фигуры, просто нарушение деятельности у них начинается

раньше, в то время как у детей с низкой произвольностью ошибки, попытки ухода и отвлечения

появляются с самого начала.

МЕТОДИКА «БЕСЕДА О ШКОЛЕ»

Методика разработана Т.А.Нежновой. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его,

нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

1.

Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое

интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но

только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы

случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или

сделал, если бы такая история произошла с тобой.

2.

Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще

маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы

отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

3.

Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему),

договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в

школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то

время, когда другие ребята в школе?

4.

Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он

ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо

подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили

учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день

учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

5.

Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц.

Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на

это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас

вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы

мамы заменяли учителя?

6.

Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе

такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки,

физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура,

музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой

школе ты бы хотел учиться?

7.

В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и

делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или

выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом,

выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

8.

Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и

учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно

отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку

в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов

(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по

содержанию и форме не имеющие аналогов в

дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".

Вопрос 3: учебные занятия - высказывания,

описывающие распорядок дня, в который

обязательно включены действия по

самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к

школе – освоение некоторых навыков чтения, счета,

письма.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8: выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности –

уроки художественно-физкультурно-

трудового цикла, а также внеучебные занятия:

игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на "отпуск".

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры,

гуляние, рисование, занятие по хозяйству без

упоминания о каких либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к

школе – приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция

имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на до-

школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не

только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение

ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и

темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в

1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей

старшего дошкольного возраста.

Метод: эксперимент, беседа.

Процедура проведения.

В

основу

предлагаемой

методики

«Определение

мотивов

учения»

положен

принцип

«персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из

исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент

проводится

индивидуально.

После

прочтения

каждого

абзаца

перед

ребенком

выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для

запоминания.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу

потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с

указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки.

Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный

мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми

можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой

мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе,

я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу:

у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный

мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения

никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к

зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую

тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается

в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы

быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а

не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в

таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор

II выбор

III выбор

Контрольный

выбор

·

Внешний мотив – 0 баллов;

·

учебный мотив – 5 баллов;

·

позиционный мотив – 3 балла;

·

социальный мотив – 4 балла;

·

отметка – 2 балла;

·

игровой мотив – 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный

выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с

тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации

учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.

ЗАДАНИЕ «РУКАВИЧКИ» (МЕТОДИКА Г.А. ЦУКЕРМАН)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе

организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и

анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и

просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать

узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара

учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые

наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на

рукавичках;

- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать

и т. д.;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга

отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу рисования;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и

интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или

отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не

пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых

деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно

обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания

рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят

за реализацией принятого замысла.



В раздел образования