Напоминание

Развитие критического мышления у учащихся для успешного написания ЭССЕ по обществознанию.


Автор: Павленко Оксана Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ВСОШ №1
Населённый пункт: город Каменск-Уральский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие критического мышления у учащихся для успешного написания ЭССЕ по обществознанию.
Раздел: полное образование





Назад




Павленко Оксана Николаевна Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» г. Каменска-Уральского Свердловской области
Развитие критического мышления у учащихся для успешного написания

ЭССЕ по обществознанию.
Слово «ЭССЕ» пришло к нам из Франции. Оно переводиться как: проба, попытка, набросок, очерк, опыт. С тех пор как ЭССЕ стало одним из заданий части С единого государственного экзамена по обществознанию, оно превратилось в наиболее распространенный вид письменной работы по этому предмету. Педагог должен научить своих учеников правильно выражать мысль, в которую вложены конкретные знания и умения по предмету: - правильно использовать обществоведческие понятия и термины в различном контексте письменной речи; - сравнивать социальные объекты, выявлять их отличия от всех других; - характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им черты и признаки; - объяснять социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние; - приводить собственные примеры, пояснять, аргументировано раскрывать теоретические положения и социальные нормы на соответствующие факты. Об этом подробно описывает О.Н.Мамонтова- кандидат исторических наук, доцент Института развития образования Свердловской области в брошюре, посвященной подготовке ЕГЭ по истории и обществознанию «ЭССЕ по обществознанию». Работая в условиях вечерней школы, я пришла к мнению, что научить писать ЭССЕ можно, но необходимо работать в направлении развитии критического мышления у учащихся. Способность к объективному анализу разноплановых общественных процессов – признак критического мышления и необходимая составляющая компетентности учащихся. На уроках истории и обществознания я уделяю особое внимание рефлексии. Рефлексия - целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы. У учащихся вечернее школы уже большой жизненный опыт, сформировано свое мировоззрение, но слабо развита устная и письменная речь. Они не могут сформировано выразить свои мысли, научно доказать свою точку зрения. Написание ЭССЕ всегда ставит их в затруднительное положение. Для них очень сложно придерживаться тех черт, которые выделены для ученического ЭССЕ. Московский преподаватель М.Ю.Бранд сформировал семь черт, которые должны быть свойственны ученическому ЭССЕ по
обществознанию. Перечень этих черт стал нормативным в методической литературе, адресованной учителям: 1- личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления; 2- небольшой объем; 3- свободная композиция; 4- непринужденность повествования; 5-парадоксальность; 6-внутреннее смысловое единство; 7- открытость. Только поняв субъективную мысль автора, учащийся может приступить к собственным рассуждениям по поводу конкретного высказывания. В этом поможет критическое мышление, а точнее, одна из стадий – рефлексия. Устные и письменные формы рефлексии имеют разное смысловое назначение. Цель устной рефлексии – обнародование собственной позиции, ее соотнесение с другими мнениями, поэтому такие приемы, как диалог, перекрестная дискуссия, дискуссия «совместный поиск» и др. – методически направлены на развитие коммуникативных навыков и ответственности за знание, социальной компетентности. Но большинство ученых-психологов и педагогов отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. При написании собственных исследований- размышлений на исторические и философские темы учащиеся учатся ориентироваться в контексте, приобретают навыки самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией. Критическое мышление помогает и в выполнении других заданий части С единого государственного экзамена по обществознанию, поэтому, я считаю, что не только в условиях вечерней школы необходимо развивать критическое мышление у учащихся.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники