Автор: Сиденина Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 141 "Ладушки"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: "Культурно-гигиенические навыки в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование
Тема профессионального саморазвития педагога: «Культурно-гигиенические навыки в младшей группе»
Сведения об образовании: высшее
Должность: Воспитатель
Педагогический стаж: 2 года
Цель работы:
-
повышение педагогического уровня, профессиональной компетенции,
- внедрение в педагогическую практику инновационной технологии формирования культурно-гигиенических навыков
воспитанников в условиях ДОУ,
- формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной
литературы в разных видах деятельности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний, путем изучения методической литературы, работ воспитателей через интернет –
ресурсы;
Разработать дидактические материалы;
Разработать тематический план работы по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе;
Обобщение собственного опыта в работе;
Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Источники самообразования:
СМИ;
Интернет-ресурсы;
Специализированная литература (методическая, художественная, публицистическая);
Семинары;
Мероприятия по обмену опытом;
Курсы повышения квалификации.
Ожидаемый результат самообразования:
1.
Повышение качества проведения работы по теме;
2.
Разработка и апробирование дидактических материалов;
3.
Разработка плана работы по формированию культурно – гигиенических навыков на 2015-2016 учебный год;
4.
Доклады, выступления на заседаниях ГМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщенным опытом работы.
Актуальность
.
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на
первом месте.В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены
стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническая культура столь же
важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты,
здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет
человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и
самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Формирование привычек и навыков осуществляется под
непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и
общественной
гигиены
играет
важнейшую
роль
в
охране
их
здоровья,
способствует
правильному
поведению
в
быту,
в
общественных местах.В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения
зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им
приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. В процессе повседневной работы с детьми необходимо
стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом
постоянно совершенствовались. Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после
пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после
приема пищи, предварительно научив его этому. Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными,
замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом
во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что,
перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в
порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения
рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение,
пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание
детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в
младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. В младшем дошкольном возрасте необходимые
навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны,
могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической
культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые
игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие
сценки, распределив роли между детьми. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе
игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные
культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения
культурно-гигиеническими навыками. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого
доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и
начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя
схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. Таким образом, можно утверждать, что сформированные
культурно-гигиенические
навыки
обеспечивают
переход
к
более
сложным
видам
деятельности,
стимулируют
их
развитие,
обогащают содержание этой деятельности.
Содержание деятельности
Сроки
Форма результатов
Раздел 1. Изучение психолого – педагогической, научной и методической литературы
1.
Изучение и анализ научно-методической
литературы.
2015
Конспект
2.
Обзор информации в интернете
2015-2016
Памятки
3.Посещение выставок с целью развития и
расширения кругозора.
2015-2016
Рекомендации
Раздел 2. Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса
1.Продолжение внедрения в практику
созданного проекта
2015
Проекты с детьми
2.Создание картотеки дидактических игр
2015-2016
Картотека
3.Разработка плана формирования
культурно-гигиенических навыков в младшей
группе
2015-2015
Портфолио воспитателя
4.Подбор художественных произведений
2015-2016
Книги
5.Разработка конспектов по проекту
2015-2016
Портфолио воспитателя
6.Разработка материала для консультаций с
педагогами и родителями
2016
Памятки, рекомендации , буклеты.
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
1.
Участие в конференциях, семинарах.
2016
Комплекты
дидактических
2.
Обучение на курсах
2016
материалов.
3.Публикации статей в научно
педагогических и методических изданиях, в
том числе сети интернет.
2016
4.Обобщение и оформление материалов в
методическую копилку ДОУ.
2016
Портфолио воспитателя.
Раздел 4. Участие в системе методической работы за весь период.
1.Проведение открытых мероприятий
2015-2016
Размещение информации на сайте ДОУ
2.Выступление на педсоветах
2016
3.Участие в городских методических
объединениях.
2016
Публикация авторских материалов
4.Участие в конкурсах
2016
Подготовка конкурсных материалов