Автор: Стрельцова Галина Николаевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Алёнушка" п.Эгвекинота"
Населённый пункт: п. Эгвекинот, Чукотский АО
Наименование материала: НОД
Тема: Животные Чукотки в Красной книге
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнушка» п.Эгвекинота»
КОНСПЕКТ НОД
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
ТЕМА
Автор: Стрельцова Галина Николаевна,
заместитель заведующего по ВМР
Тема: Животные Чукотки в Красной книге.
Цель: Познакомить с животным миром Чукотки, занесённым в Красную книгу.
Познакомить с Красной книгой РСФСР, организацией МСОП и их значе-
нием в охране редких и исчезающих видов животных.
Задачи: Учить бережному отношению к природе родного края.
Расширить знания о животном мире Чукотки
Воспитывать любовь к своей Родине.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Фи-
зическое развитие»
Оборудование: видеодвойка, видеокассета, карта РФ, карта «Природа Чукотки»,
магнитная доска, панорама тундры, рисунки животных тундры, таблица МСОП,
таблица классификации видов животных, магнитные островки- заповедники и
заказники, фонограмма (крик китов, чаек), магнитофон, макет Красной книги,
книжки- малышки «Животные Чукотки в Красной книге», книги: Красная книга
РСФСР, Чукотка, о. Врангеля, рисунки животных со стихами.
ОРГМОМЕНТ
ВВОДНАЯ БЕСЕДА
Сегодня у нас не совсем обычное занятие и начать его мне хочется со слов
Михаила Пришвина
«Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Роди-
на. И охранять природу- значит охранять Родину» М. Пришвин
-У каждого из нас есть место, где мы родились. Поднимите руки те, кто ро-
дился здесь, на Чукотке.
-Где же расположена Чукотка?
РАБОТА С КАРТОЙ
Чукотский автономный округ расположен на крайнем Северо- Востоке нашей
России. Занимает Чукотский полуостров с прилегающими к нему островами:
Врангеля, Айон и др. Омывается Восточно- Сибирским, Чукотским и Беринго-
вым морями.
Близость морей Северного Ледовитого океана отразилась на природе Чу-
котки. Лето здесь короткое, зима длинная и суровая с сильными морозами, глу-
бокими снегами и бушующими вьюгами. За короткое лето почва не прогревает-
ся, стоит вечная мерзлота. Растительность низкорослая с мелкими листьями и
стелется по земле в поисках защиты от сильных ветров.
Как бы ни были суровы здесь условия жизни, но Чукотка- это наша Родина,
наш большой общий дом.
В ваших домах под одной с вами крышей живут собаки, кошки, хомяки, попу-
гаи. Так и на чукотской земле в большом нашем доме рядом с нами живут звери,
птицы, рыбы, насекомые- ЖИВОТНЫЕ.
Сейчас мы, не выходя из класса, совершим небольшую экскурсию в тундру и
посмотрим, кто же живёт рядом с нами на Чукотской земле.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА (5 минут)
РАБОТА С ПАНОРАМОЙ «ТУНДРА»
? - Каких животных вы встретили на этой экскурсии? (евражка, лемминг,
олень, бурый и белый медведи, заяц, полярная сова, чайка, утки…)
? – А каких ещё животных вы знаете?
ВЫСТАВИТЬ ЖИВОТНЫХ НА СТЕНД
Много рыбы: кета, хариус, нерка, кижуч, форель, корюшка, сайка, сельдь, на-
вага.
Но есть среди этих животных те, кого с каждым годом становится меньше.
Что-бы вы знали о них, берегли и не обижали, они занесены в особую книгу.
? – Может, кто из вас знает, как она называется?
ЗНАКОМСТВО С СОЗДАНИЕМ КРАСНОЙ КНИГИ.
? – А почему именно Красная? (сигнал опасности как у светофора)
В 1948 году в небольшом французском городке Фонтебло (недалеко от Па-
рижа) на Международной конференции был основан
М международный
С союз
О охраны
П природы и природных ресурсов
Главной задачей этого союза было выявление видов животных, которые находи-
лись на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
На составление первой книги ушло 14 лет, ведь нужно было составить список
всех животных, находившихся на грани исчезновения, указать причины, почему
их становится меньше.
? – А как вы думаете, в чём причина исчезновения животных с нашей плане-
ты? (освоение новых земель, браконьерство, отравление ядохимикатами, загряз-
нение водоёмов, изменение мест обитания, беспокойство)
Красная книга- это не закон по охране природы, это лишь факты, собранные о
животных и рекомендации по их защите.
Первая книга была создана в виде перекидного календаря (ПОКАЗ), ведь это
документ временного действия. Условия обитания животных меняются и всё
новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Животные в Красной книге расположены на разноцветных страницах: крас-
ной, жёлтой, белой, серой и зелёной. В зависимости от видов. ВЫВЕСИТЬ
ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ- это те, которых нельзя спасти без срочного принятия
особых мер по их охране. Это красные страницы.
СОКРАЩАЮЩИЕСЯ – те виды животных, численность которых очень быстро
сокращается по разным причинам. Страницы жёлтые.
РЕДКИЕ- не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, на
ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть. Белая страница
НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ- это малоизученные виды и учёные не знают сколько их
на нашей земле и нуждаются ли они в охране. Серый цвет.
ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ ВИДЫ- после того, как были приняты меры по
их охране, численность таких животных возросла и скоро они могут покинуть
страницы Красной книги.
? – А могут ли животные переходить с одной страницы на другую?
В каждой стране, республике есть своя Красная книга. ВЫСТАВИТЬ Есть та-
кая книжечка- самоделка и у вас на парте. Называется «Животные Чукотки в
Красной книге». Мы должны знать и беречь тех животных, которые живут ря-
дом с нами.
ФИЗМИНУТКА
Представьте себя сейчас любым животным, давайте под музыку подвигаемся,
как они. А я попробую угадать, кто кем был и сказать вам.
РАБОТА С КРАСНОЙ КНИГОЙ.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ (3) Вот наш мишка в шкуре тонкой
Не боится он морозов
И пургою закалён
Ведь не бурый- белый он.
? – К какому виду он относится?
? – Почему белый мишка занесён в Красную книжку?
Это полярный гигант, его называют хозяином Арктики. Обитает он на
острове Врангеля и других Арктических островах. Порой заходит на Чукот-
ский полуостров. Встреча с ним не всегда заканчивается в пользу медведя. Мед-
ведица рождает 1-2 медвежат в снежной берлоге на острове Врангеля. Там у
них свой родильный дом. Масса маленького медвежонка 800 г (буханка хлеба),
но через 5-6 месяцев вес их 10-15 кг. Сейчас только для зоопарков и научных ис-
следований разрешён отлов этих животных.
ЧУКОТСКИЙ СНЕЖНЫЙ БАРАН (2)
? – К какому виду он относится?
? – В чём причина сокращения этих животных?
Встречается везде, где есть гористая местность с растительностью. Уни-
чтожается из-за вкусного мяса, красивых рогов. В горах Чукотки их насчиты-
вается всего около 500 особей. Гибнут от хищников и браконьеров. Снежные
бараны- большая редкость для заповедников, в неволе размножаются редко.
Чтоб спасти это животное, предполагается открыть заказник в окрестно-
стях озера Эльгыгытгын (с чукотского «нетающее озеро»)
ГРЕНЛАНДСКИЙ КИТ (3)
? – К какому виду относится?
Обитает вдоль побережья Чукотского полуострова в морях Северного Ледо-
витого и Тихого океанов. Вреда от китов в природе нет ни человеку, ни живот-
ному, а вот добра от них человек получал много: китовый жир
мясо,
кровь для удобрения,
кожа,
печень,
амбра (в-во, используется в парфюмерии)
китовый ус,
зубы,
кости скелета
ФОНОГРАММА (КИТ)
Брал человек много, а отдавал мало.
? – Какие ещё киты занесены в Красную книгу?
? – Почему их так много? (побережье)
Но самый многочисленный отряд, который попал у нас в книгу – это птицы.
Что же их так привлекает на севере? Богатая растительность, хорошие условия
гнездования, длинный световой день, бесчисленные водоёмы с насекомыми.
ФОТО ПТИЧЬЕГО БАЗАРА
? – Посмотрите по значкам виды каких птиц встречаются в Красной книге?
(1,2,3,4
? – Какого вида птиц нет? (ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ)
ФОНОГРАММА (чайки)
На Чукотке запрещена охота на все виды хищных птиц, на сов.
Все птицы красивы и хороши, но есть среди них та, которая гибнет из-за
оперения.
РОЗОВАЯ ЧАЙКА (4) чуть больше голубя. Она как пернатая «роза», в бело-
снежном платье с ярко-розовым оттенком, на шейке чёрный ободочек, на
спинке пепельно-серая накидочка, красные ободочки вокруг глаз и красные ноги-
лапки. Убивают её на чучело, не думая о том, что уже через полгода чучело вы-
горает, становится серым и его выбрасывают.
? – Ребята, а кто же чаще всего своими необдуманными действиями наносит
вред животным? (человек)
Да, что делает человек с природой- это ужасное преступление. Но ведь
только Человек может всё исправить: человек создал Красную книгу, создал за-
поведники и охраняет животных. Люди на земле разные и большинство из них
добрые.
ЗАПОВЕДНИКИ И ЗАКАЗНИКИ
На территории Чукотского АО существует заповедник на о. Врангеля, где
полностью запрещена любая деятельность человека. Существует 7 заказников:
Лебединый
Усть- Танюрерский
Тундровый
Автаткууль
Туманский
Тэюкууль
Омолон
Почти все заказники организованы для охраны птиц.
? – А что можете сделать вы для охраны природы? (не разорять гнёзд, не уби-
вать во время линьки, не брать птенцов, не шуметь, не гоняться за подранками)
? – Только ли тех животных нужно охранять, которые занесены в Красную
книгу? Почему?
ИТОГ
Каждый из вас должен помнить правило: В ПРИРОДЕ БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ
ГОСТЕМ У ДОБРЫХ ХОЗЯЕВ.
? – С чем вы сегодня познакомились?
? – Кто нуждается сегодня в охране? Почему? (в книгу могут попасть новые
животные)
Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, природа!
Здравствуй, тундра.
Здравствуй, ручеёк, речка, лиман.
Здравствуйте, птицы.
Здравствуйте, звери.
Вот если б так мы здоровались каждый день, тогда б не нужна была нам
Красная книга и живы были те, кого не стало на нашей планете и кто сегодня
находится на грани исчезновения. Беречь нужно всё живое, чтоб не выглядела
наша тундра пустым пятном (УБРАТЬ ЖИВОТНЫХ С ПАНОРАМЫ)
Повторим хором последнюю строчку слов Пришвина «И охранять приро-
ду- значит охранять Родину».
Прочитайте стихотворение:
От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательнее к ней
И если вы увидите, природа плачет,
Вы руку помощи подайте ей скорей.
Выучите эти слова и всегда помните о них.