Напоминание

Животные Чукотки в Красной книге


Автор: Стрельцова Галина Николаевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Алёнушка" п.Эгвекинота"
Населённый пункт: п. Эгвекинот, Чукотский АО
Наименование материала: НОД
Тема: Животные Чукотки в Красной книге
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнушка» п.Эгвекинота»

КОНСПЕКТ НОД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ

ТЕМА

Автор: Стрельцова Галина Николаевна,

заместитель заведующего по ВМР

Тема: Животные Чукотки в Красной книге.

Цель: Познакомить с животным миром Чукотки, занесённым в Красную книгу.

Познакомить с Красной книгой РСФСР, организацией МСОП и их значе-

нием в охране редких и исчезающих видов животных.

Задачи: Учить бережному отношению к природе родного края.

Расширить знания о животном мире Чукотки

Воспитывать любовь к своей Родине.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Фи-

зическое развитие»

Оборудование: видеодвойка, видеокассета, карта РФ, карта «Природа Чукотки»,

магнитная доска, панорама тундры, рисунки животных тундры, таблица МСОП,

таблица классификации видов животных, магнитные островки- заповедники и

заказники, фонограмма (крик китов, чаек), магнитофон, макет Красной книги,

книжки- малышки «Животные Чукотки в Красной книге», книги: Красная книга

РСФСР, Чукотка, о. Врангеля, рисунки животных со стихами.

ОРГМОМЕНТ

ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Сегодня у нас не совсем обычное занятие и начать его мне хочется со слов

Михаила Пришвина

«Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Роди-

на. И охранять природу- значит охранять Родину» М. Пришвин

-У каждого из нас есть место, где мы родились. Поднимите руки те, кто ро-

дился здесь, на Чукотке.

-Где же расположена Чукотка?

РАБОТА С КАРТОЙ

Чукотский автономный округ расположен на крайнем Северо- Востоке нашей

России. Занимает Чукотский полуостров с прилегающими к нему островами:

Врангеля, Айон и др. Омывается Восточно- Сибирским, Чукотским и Беринго-

вым морями.

Близость морей Северного Ледовитого океана отразилась на природе Чу-

котки. Лето здесь короткое, зима длинная и суровая с сильными морозами, глу-

бокими снегами и бушующими вьюгами. За короткое лето почва не прогревает-

ся, стоит вечная мерзлота. Растительность низкорослая с мелкими листьями и

стелется по земле в поисках защиты от сильных ветров.

Как бы ни были суровы здесь условия жизни, но Чукотка- это наша Родина,

наш большой общий дом.

В ваших домах под одной с вами крышей живут собаки, кошки, хомяки, попу-

гаи. Так и на чукотской земле в большом нашем доме рядом с нами живут звери,

птицы, рыбы, насекомые- ЖИВОТНЫЕ.

Сейчас мы, не выходя из класса, совершим небольшую экскурсию в тундру и

посмотрим, кто же живёт рядом с нами на Чукотской земле.

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА (5 минут)

РАБОТА С ПАНОРАМОЙ «ТУНДРА»

? - Каких животных вы встретили на этой экскурсии? (евражка, лемминг,

олень, бурый и белый медведи, заяц, полярная сова, чайка, утки…)

? – А каких ещё животных вы знаете?

ВЫСТАВИТЬ ЖИВОТНЫХ НА СТЕНД

Много рыбы: кета, хариус, нерка, кижуч, форель, корюшка, сайка, сельдь, на-

вага.

Но есть среди этих животных те, кого с каждым годом становится меньше.

Что-бы вы знали о них, берегли и не обижали, они занесены в особую книгу.

? – Может, кто из вас знает, как она называется?

ЗНАКОМСТВО С СОЗДАНИЕМ КРАСНОЙ КНИГИ.

? – А почему именно Красная? (сигнал опасности как у светофора)

В 1948 году в небольшом французском городке Фонтебло (недалеко от Па-

рижа) на Международной конференции был основан

М международный

С союз

О охраны

П природы и природных ресурсов

Главной задачей этого союза было выявление видов животных, которые находи-

лись на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

На составление первой книги ушло 14 лет, ведь нужно было составить список

всех животных, находившихся на грани исчезновения, указать причины, почему

их становится меньше.

? – А как вы думаете, в чём причина исчезновения животных с нашей плане-

ты? (освоение новых земель, браконьерство, отравление ядохимикатами, загряз-

нение водоёмов, изменение мест обитания, беспокойство)

Красная книга- это не закон по охране природы, это лишь факты, собранные о

животных и рекомендации по их защите.

Первая книга была создана в виде перекидного календаря (ПОКАЗ), ведь это

документ временного действия. Условия обитания животных меняются и всё

новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Животные в Красной книге расположены на разноцветных страницах: крас-

ной, жёлтой, белой, серой и зелёной. В зависимости от видов. ВЫВЕСИТЬ

ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ- это те, которых нельзя спасти без срочного принятия

особых мер по их охране. Это красные страницы.

СОКРАЩАЮЩИЕСЯ – те виды животных, численность которых очень быстро

сокращается по разным причинам. Страницы жёлтые.

РЕДКИЕ- не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, на

ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть. Белая страница

НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ- это малоизученные виды и учёные не знают сколько их

на нашей земле и нуждаются ли они в охране. Серый цвет.

ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ ВИДЫ- после того, как были приняты меры по

их охране, численность таких животных возросла и скоро они могут покинуть

страницы Красной книги.

? – А могут ли животные переходить с одной страницы на другую?

В каждой стране, республике есть своя Красная книга. ВЫСТАВИТЬ Есть та-

кая книжечка- самоделка и у вас на парте. Называется «Животные Чукотки в

Красной книге». Мы должны знать и беречь тех животных, которые живут ря-

дом с нами.

ФИЗМИНУТКА

Представьте себя сейчас любым животным, давайте под музыку подвигаемся,

как они. А я попробую угадать, кто кем был и сказать вам.

РАБОТА С КРАСНОЙ КНИГОЙ.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ (3) Вот наш мишка в шкуре тонкой

Не боится он морозов

И пургою закалён

Ведь не бурый- белый он.

? – К какому виду он относится?

? – Почему белый мишка занесён в Красную книжку?

Это полярный гигант, его называют хозяином Арктики. Обитает он на

острове Врангеля и других Арктических островах. Порой заходит на Чукот-

ский полуостров. Встреча с ним не всегда заканчивается в пользу медведя. Мед-

ведица рождает 1-2 медвежат в снежной берлоге на острове Врангеля. Там у

них свой родильный дом. Масса маленького медвежонка 800 г (буханка хлеба),

но через 5-6 месяцев вес их 10-15 кг. Сейчас только для зоопарков и научных ис-

следований разрешён отлов этих животных.

ЧУКОТСКИЙ СНЕЖНЫЙ БАРАН (2)

? – К какому виду он относится?

? – В чём причина сокращения этих животных?

Встречается везде, где есть гористая местность с растительностью. Уни-

чтожается из-за вкусного мяса, красивых рогов. В горах Чукотки их насчиты-

вается всего около 500 особей. Гибнут от хищников и браконьеров. Снежные

бараны- большая редкость для заповедников, в неволе размножаются редко.

Чтоб спасти это животное, предполагается открыть заказник в окрестно-

стях озера Эльгыгытгын (с чукотского «нетающее озеро»)

ГРЕНЛАНДСКИЙ КИТ (3)

? – К какому виду относится?

Обитает вдоль побережья Чукотского полуострова в морях Северного Ледо-

витого и Тихого океанов. Вреда от китов в природе нет ни человеку, ни живот-

ному, а вот добра от них человек получал много: китовый жир

мясо,

кровь для удобрения,

кожа,

печень,

амбра (в-во, используется в парфюмерии)

китовый ус,

зубы,

кости скелета

ФОНОГРАММА (КИТ)

Брал человек много, а отдавал мало.

? – Какие ещё киты занесены в Красную книгу?

? – Почему их так много? (побережье)

Но самый многочисленный отряд, который попал у нас в книгу – это птицы.

Что же их так привлекает на севере? Богатая растительность, хорошие условия

гнездования, длинный световой день, бесчисленные водоёмы с насекомыми.

ФОТО ПТИЧЬЕГО БАЗАРА

? – Посмотрите по значкам виды каких птиц встречаются в Красной книге?

(1,2,3,4

? – Какого вида птиц нет? (ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ)

ФОНОГРАММА (чайки)

На Чукотке запрещена охота на все виды хищных птиц, на сов.

Все птицы красивы и хороши, но есть среди них та, которая гибнет из-за

оперения.

РОЗОВАЯ ЧАЙКА (4) чуть больше голубя. Она как пернатая «роза», в бело-

снежном платье с ярко-розовым оттенком, на шейке чёрный ободочек, на

спинке пепельно-серая накидочка, красные ободочки вокруг глаз и красные ноги-

лапки. Убивают её на чучело, не думая о том, что уже через полгода чучело вы-

горает, становится серым и его выбрасывают.

? – Ребята, а кто же чаще всего своими необдуманными действиями наносит

вред животным? (человек)

Да, что делает человек с природой- это ужасное преступление. Но ведь

только Человек может всё исправить: человек создал Красную книгу, создал за-

поведники и охраняет животных. Люди на земле разные и большинство из них

добрые.

ЗАПОВЕДНИКИ И ЗАКАЗНИКИ

На территории Чукотского АО существует заповедник на о. Врангеля, где

полностью запрещена любая деятельность человека. Существует 7 заказников:

Лебединый

Усть- Танюрерский

Тундровый

Автаткууль

Туманский

Тэюкууль

Омолон

Почти все заказники организованы для охраны птиц.

? – А что можете сделать вы для охраны природы? (не разорять гнёзд, не уби-

вать во время линьки, не брать птенцов, не шуметь, не гоняться за подранками)

? – Только ли тех животных нужно охранять, которые занесены в Красную

книгу? Почему?

ИТОГ

Каждый из вас должен помнить правило: В ПРИРОДЕ БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ

ГОСТЕМ У ДОБРЫХ ХОЗЯЕВ.

? – С чем вы сегодня познакомились?

? – Кто нуждается сегодня в охране? Почему? (в книгу могут попасть новые

животные)

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуй, тундра.

Здравствуй, ручеёк, речка, лиман.

Здравствуйте, птицы.

Здравствуйте, звери.

Вот если б так мы здоровались каждый день, тогда б не нужна была нам

Красная книга и живы были те, кого не стало на нашей планете и кто сегодня

находится на грани исчезновения. Беречь нужно всё живое, чтоб не выглядела

наша тундра пустым пятном (УБРАТЬ ЖИВОТНЫХ С ПАНОРАМЫ)

Повторим хором последнюю строчку слов Пришвина «И охранять приро-

ду- значит охранять Родину».

Прочитайте стихотворение:

От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней

И если вы увидите, природа плачет,

Вы руку помощи подайте ей скорей.

Выучите эти слова и всегда помните о них.



В раздел образования