Напоминание

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка


Автор: Сагалакова Ольга Терентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: с. Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья воспитателя

Сагалакова Ольга Терентьевна

Тема: Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка

Продуктивная детская деятельность
— деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко). К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.
Продуктивная детская деятельность
формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
Социально-личностному

развитию
ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим. В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.
Для художественно-эстетического развития
ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные
образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка. Важно у детей воспитывать
эстетическое отношение
к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании
эстетических чувств
дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально- эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков. Продуктивная деятельность тесно связана
с

решением

задач

нравственного воспитания.
Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. В процессе изображения
закрепляется отношение к изображаемому, так

как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого

явлении.
Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют
на физическое развитие ребенка
, способствуют поднятию
общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Во время занятий вырабатывается
правильная учебная посадка
, так как продуктивная
деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений
способствует развитию мускулатуры

руки, координации движений
. В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией
развиваются познавательные процессы:

-

Уточняются

и

углубляются

зрительные

представления

детей

об

окружающих

предметах
. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. - В процессе продуктивной деятельности активно
формируется

зрительная память ребенка
. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению. -
Развитие

наглядно-образного

мышления

происходит

в

процессе

обучения
. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. - Основополагающим моментом в конструировании
выступает

аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.
Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе
аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. - На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию
развивается

речь

детей
: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно
развиваются

сенсорные

и

умственные

способности.
Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. В процессе конструирования дошкольники приобретают
специальные

знания, навыки и умения.
Конструируя из строительного материала, они знакомятся 
с геометрическими объемными формами,

получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций
.  При конструировании из бумаги уточняются знания детей
о геометрических

плоскостных фигурах,

понятия о стороне, углах, центре.
 Ребята знакомятся
с приемами видоизменения плоских форм
путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая
объемная форма.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные
качества

личности
, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности  целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,  аккуратности,
 умения работать в коллективе,  трудолюбия,  пытливости. По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является
показателем высокого уровня его общего развития и

подготовки к обучению в школе
. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом. Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.
Вывод
. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Используемая литература
: 1.
Давыдова Г.Н
. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2.
Давыдова Г.Н.
Пластилинография. 3.
ДороноваТ.Н
. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности. 4.
Дьяченко О.М.
Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с. 5.
Мухина B.C.
Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.


В раздел образования