Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка
Автор: Сагалакова Ольга Терентьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: с. Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка Раздел: дошкольное образование
Тема: Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка
Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью
получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.),
обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование,
рисование,
лепка,
аппликация
и
создание
разного
рода
поделок,
макетов
из
природного
и
бросового
материала.
Все
эти
виды
детской
активности
играют
важную роль в развитии ребенка - дошкольника.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте
и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики
ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с
развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и
навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.
Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие
качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать
некоторого результата.
Социально-личностному
развитию ребенка способствует возможность
проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка,
лепки,
поделки,
которые
можно
использовать
самому
или
показать
и
подарить
другим.
В
процессе
изобразительной
деятельности
и
конструирования
у
детей
формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции
поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет
моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему
усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные
образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления,
творческой активности ребенка.
Важно
у
детей
воспитывать эстетическое отношение к окружающему,
умение
видеть
и
чувствовать
прекрасное,
развивать
художественный
вкус
и
творческие
способности.
Дошкольника
привлекает
все
яркое,
звучащее,
движущееся.
В
этом
влечении
сочетаются
и
познавательные
интересы,
и
эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и
в деятельности детей.
Продуктивная
деятельность
играет
большую
роль
в
воспитании
эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие
возможности
для
познания
прекрасного,
для
развития
у
детей
эмоционально-
эстетического
отношения
к
действительности.
Продуктивная
деятельность
показывает
человеку
мир
реально
существующей
красоты,
формирует
его
убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей
детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического
применения ими знаний, умений и навыков.
Продуктивная
деятельность
тесно
связана с
решением
задач
нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских
работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и
воспитание
у
детей
наблюдательности,
активности,
самостоятельности,
умения
выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так
как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого
явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает
содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний
дает
природа:
яркие
сочетания
цветов,
разнообразие
форм,
величавая
красота
многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).
Занятия
продуктивной
деятельностью
при
правильной
организации
положительно
влияют на физическое развитие ребенка , способствуют поднятию
общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во
время занятий вырабатывается правильная учебная посадка , так как продуктивная
деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.
Выполнение
аппликативных
изображений способствует развитию мускулатуры
руки, координации движений .
В
процессе
систематических
занятий
конструированием,
рисованием,
лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:
-
Уточняются
и
углубляются
зрительные
представления
детей
об
окружающих
предметах .
Детский
рисунок
иногда
говорит
о
неверном
представлении
ребенка
о
предмете,
но
по
рисунку
не
всегда
можно
судить
о
правильности
детских
представлений.
Замысел
ребенка
шире
и
богаче
его
изобразительных
возможностей,
так
как
развитие
представлений
опережает
развитие изобразительных умений и навыков.
-
В
процессе
продуктивной
деятельности
активно формируется
зрительная память ребенка . Как известно, развитая память служит необходимым
условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам
памяти
происходит
запоминание,
узнавание,
воспроизведение
познаваемых
предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество
немыслимо
без
оперирования
образами
памяти
и
представлений
ребенка,
полученными
непосредственно
в
процессе
рисования.
Конечной
целью
для
дошкольника
является
такое
знание
предмета,
которое
давало
бы
возможность
владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
-
Развитие
наглядно-образного
мышления
происходит
в
процессе
обучения .
Исследования
Н.П.
Сакулиной
показали,
что
успешное
овладение
приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных
представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида
предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом
изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них
понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
-
Основополагающим
моментом
в
конструировании выступает
аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает
возможность
установить
структуру
объекта
и
его
частей,
учесть
логику
их
соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе
аналитико-синтетической
деятельности
ребенок
планирует
ход
конструирования,
создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением
дошкольника планировать и контролировать его ход.
-
На
занятиях
по
рисованию,
лепке,
аппликации
и
конструированию
развивается
речь
детей :
усваиваются
названия
форм,
цветов
и
их
оттенков,
пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к
объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ,
в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения
о работах других детей.
В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у
детей
интенсивно развиваются
сенсорные
и
умственные
способности.
Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах
и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В
процессе
конструирования
дошкольники
приобретают специальные
знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся
с геометрическими объемными формами,
получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций .
При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических
плоскостных фигурах,
понятия о стороне, углах, центре.
Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания,
складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется
новая объемная форма.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества
личности ,
как
умственная
активность, любознательность,
самостоятельность,
инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять
самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов,
использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности
целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
аккуратности,
умения работать в коллективе,
трудолюбия,
пытливости.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной
деятельности
–
является показателем высокого уровня его общего развития и
подготовки к обучению в школе . Продуктивные виды деятельности в значительной
мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это
графическая
деятельность
с
орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде
линий.
При
этом
требуется
определенное
положение
корпуса
и
рук,
навык
правильного
держания
карандаша,
ручки.
Обучение
рисованию
создает
необходимые предпосылки для успешного овладения письмом
На
занятиях
продуктивной
деятельностью
дети
приучаются аккуратно
пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только
необходимые
материалы
в
определенной
последовательности.
Все
эти
моменты
способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.
Вывод .
Продуктивная
деятельность
является
важным
средством
всестороннего
развития
детей.
Обучение
рисованию,
лепке,
аппликации,
конструированию
способствует
умственному,
нравственному,
эстетическому
и
физическому воспитанию дошкольников.
Используемая литература :
1.
Давыдова Г.Н . Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
2.
Давыдова Г.Н. Пластилинография.
3.
ДороноваТ.Н . Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.
4.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с.
5.
Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального
опыта. - М., 2000.