Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Автор: Чанчикова Евгения Райнгольдовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: с. Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Статья воспитателя
Чанчиковой Евгении Райнгольдовны
«Труд - всегда был основой
для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе
он должен быть
одним из самых основных элементов»
/ А. С. Макаренко. /
Тема: Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её
умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими
вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать,
но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание
правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с
живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный
период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с
воздействием на детей в семье. Труд - это целесообразная деятельность
человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов
природы для удовлетворения своих потребностей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский –
«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и
зажечь в человеке жажду серьёзного труда… »
Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал что,
«материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только
внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником
человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного
возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются
коллективные взаимоотношения.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей
имеет ряд особенностей
Основная задача: трудового воспитания в дошкольном детстве –
формирование положительного отношения к труду, то есть:
1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об
общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а
также бережное отношение к его результатам;
2. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой
формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также
положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления
оказывать ему посильную помощь. Существенное значение при этом также
имеют знания о результатах труда человека, их общественной значимости,
знания об отношении человека к труду.
4. Воспитание правильного отношения детей к собственному труду:
трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не избегая неприятной
работы, стремление доводить каждое дело до конца и привычка к трудовому
усилию и т. п.
5. Воспитание личностных черт: ответственности, самостоятельности,
целеустремленности, настойчивости, инициативности, решительности,
выдержки и терпения и т. п.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и
через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в
детском саду и дома. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
включает три группы задач. Все перечисленные задачи решаются в единстве
в каждой возрастной группе.
Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии,
становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной
деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком
трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на
цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и
домашними животными.
Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное
значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные
навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность,
наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность
самостоятельно мыслить.
Например, в подготовительной к школе группе детей следует обучать
подкормке растений, они принимают участие в пересадке растений. В
старшем дошкольном возрасте для повышения самостоятельности и
ответственности за качество работы можно применять разделение труда. В
первых работах по подготовке почвы разделение труда строится по
процессам (вскопка, рыхление, удобрение) ― это простая форма организации
труда, когда подгруппы детей («бригады») При этом каждый участник
должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приема. Тогда
он будет понимать, что успех всей работы зависит от коллективных усилий,
правильного и ответственного выполнения ее каждым.
Дети седьмого года жизни могут принимать участие в прореживании
растений: они понимают, что заглушённые всходы дадут плохой урожай
(техникой прореживания старшие дошкольники овладевают довольно легко);
посеве семян, окучивании растений с целью образования дополнительных
корней, усиливающих питание растений. Ребята также могут участвовать в
подвязывании, растений. Детей подготовительной к школе группы можно
познакомить и с новым видом ухода за растением ― пасынкованием.
Дошкольников учат подкармливать растения: выливать питательный
раствор, предварительно полив землю водой, в лунки, специально сделанные
бороздки, осторожно лить, не обжигая листьев, стеблей.
Надо научить ребят бороться с вредителями: смывать мыльной водой
тлю, яички и собирать гусениц бабочек. Не следует допускать таких приемов
уничтожения вредителей, которые бы вызывали у детей жестокость (не
раздавливать гусениц, а собирать их для подкормки кур и других птиц).
Ранней весной детей знакомят с новыми процессами ухода за садом:
побелка стволов деревьев, обрезка. Следует объяснить им смысл и
необходимость каждого из видов: обрезают сухие ветки и те, которые густо
растут и заслоняют друг друга. Наблюдают сгребание и сжигание сухих
листьев. Ребята сами охотно сгребают опавшие листья, листья больные, с
пятнами, в заранее приготовленную яму, чтобы в саду было чисто и на
растениях было меньше вредителей, так как гусеницы, жуки, личинки на
зиму прячутся в сухих опавших листьях.
Летом ребята собирают сухие ветки, листья, поливают, если надо,
кустарники и деревья, принимают участие в сборе урожая. Осенью нужно
показать ребятам, как собирать зрелые семена растений: анютиных глазок,
львиного зева, астр др. Зимой дети заботятся о том, чтобы на грядках с
посеянными семенами было много снега; кустарники засыпают вокруг
снегом, прикрывая поверхность земли сначала сухими листьями, чтобы не
вымерзли корни. Очистка участка от снега должна стать постоянной
обязанностью детей. После снегопада можно организовать коллективную
уборку участка от снега: одни сгребают движками и лопатами снег, другие
увозят его на санках, третьи разметают метлой. Дети должны знать не только
о том, что снег надо сгребать к стволу дерева, но и о том, что слишком
большое его количество может повредить дереву; после больших снегопадов
под тяжестью снега ветки могут сломаться, поэтому с них надо снег
стряхивать. Воспитанники должны понимать, что и в естественных условиях
состояние природы тоже зависит от деятельности людей.
Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они
тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия. Первое отличие
труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно
выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение
потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без
достижения результата смысла не имеет. Второе отличие состоит в том, что
процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая
ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с
реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового
результата.
Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем
дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание
трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей
влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым
действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует
выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива и при
определенных условиях снова переходит в игру. Эта тенденция сохраняется и
в среднем, и в старшем дошкольном возрасте. Например, при расчистке
участка от снега можно ввести элемент игры — перевозку снега на санях
осуществляют шоферы. Интерес к выполнению роли шофера приводит к
тому, что дети теряют цель труда — расчистить участок, отвезти снег в
нужное место: они просто водят свои машины, играют в шоферов.
В подобных случаях, когда направленность труда детей на результат
снижается или теряется вообще, труд поглощается игрой.
К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают
известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее
достижения (трудовыми действиями), трудовая деятельность приобретает
самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в
трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу,
не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд
игрой. Но и у детей этого возраста связь игры и труда не порывается. Труд
начинает обслуживать игру: дети сами по своему почину ставят цель и в
соответствии с ней изготовляют недостающие для игры предметы: бинокли,
сумку для почтальона и т. д. Владея трудовыми навыками, дети легко
переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив
нужный результат — снова к игре. Эти тенденции особенно ярко
проявляются в подготовительной к школе группе при условии овладения
детьми трудовыми процессами, всеми их компонентами.
Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая
деятельность обособляется от игры. Это обособление можно рассматривать
как следствие становления компонентов трудовой деятельности, овладения
ребенком трудовыми процессами.