Напоминание

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в рамках новых ФГОС


Автор: Саголакова Надежда Петровна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: с. Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в рамках новых ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья логопеда Саголаковой Надежды Петровны
Тема: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного

процесса в ДОУ в рамках новых ФГОС
Внедрение ФГОС связано с перестройкой привычных для пеагогов способов ведения своей профессиональной деятельности, с преодолением психологического барьера связанного с восприятием новых стандартов. В связи с этим возникает проблема изменения модели психологического сопровождения образовательного процесса. Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
(Слайд 3) Основной целью
психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
(Слайд 4)
В соответствии с поставленной целью можно выделить
следующие задачи,
решаемые психологической службой: 1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка; 2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.; 3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду; 4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
(Слайд 5)
Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно- образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.
(Слайд 7)
Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются: - психодиагностическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе
;

- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно- образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности; - психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков; - психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов. Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
(Слайд 9)
Для обследования применяются следующие методики:  Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;  Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);  Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);  «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);  Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года). Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д. Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально.
(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
ведется по следующим направлениям:работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).
(Слайд14) Психологическое просвещение
направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.
(Слайд 16)
Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для
родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.
(Слайд 17)
Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:  Поставленные цели и задачи реализуются  Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем  Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых  Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы  Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.


В раздел образования