Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в рамках новых ФГОС
Автор: Саголакова Надежда Петровна Должность: логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: с. Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в рамках новых ФГОС Раздел: дошкольное образование
Статья логопеда
Саголаковой Надежды Петровны
Тема: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ в рамках новых ФГОС
Внедрение ФГОС связано с перестройкой привычных для пеагогов способов
ведения своей профессиональной деятельности, с преодолением
психологического барьера связанного с восприятием новых стандартов. В
связи с этим возникает проблема изменения модели психологического
сопровождения образовательного процесса.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная
на создание социально-психологических условий для успешного воспитания,
обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
(Слайд 3) Основной целью психологической службы ДОУ, является
обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого
лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности:
игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
(Слайд 4) В соответствии с поставленной целью можно выделить
следующие задачи, решаемые психологической службой:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого
возраста и каждого ребенка;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание
специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности,
чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском
саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям,
так и их родителям, воспитателям.
(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-
образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и
педагогами.
(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому
сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:
- психодиагностическое сопровождение воспитательно-
образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при
поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью
выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья
дошкольников, диагностика готовности к школе ;
- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-
образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций,
познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности,
импульсивности;
- психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение
воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений
поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;
- психологическое просвещение и консультирование: формирование
психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Организованная таким образом работа позволяет обеспечить
оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:
Ориентировочный тест определения школьной зрелости
Керна-Йерасека;
Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
«Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).
Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень
готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении
образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для
психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях
автора Забрамной С.Д.
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится
по их личному запросу индивидуально.
(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется
по следующим направлениям:работа с агрессивными детьми
(сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л.,
программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми
(Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций
(«Ступеньки к школе» Безруких М.М.).
(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование
психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей,
родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных
навыков, профилактике дисгармоничного развития.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том,
чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и
условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и
разъяснять результаты психологических исследований, формировать
потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе
с ребенком или в интересах развития собственной личности.
(Слайд 16) Психологическое просвещение проходит в нашем
дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских
собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для
родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок
психолога» и блоке информации на сайте детского сада.
(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому
сопровождению воспитательно – образовательного процесса и
индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
Поставленные цели и задачи реализуются
Происходит диагностика раннего развития детей с целью
предупреждения возможных проблем
Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие
взрослых
Происходит повышение профессионального уровня педагогов
через интерактивные формы работы
Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.