Психолого-педагогические аспекты интегрированного обучения
Автор: Недоросткова Ирина Александровна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 с. Троицкое Населённый пункт: Сахалинская область Анивский район с. Троицкое Наименование материала: статья Тема: Психолого-педагогические аспекты интегрированного обучения Раздел: среднее образование
И.А. Недоросткова
социальный педагог
Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое
МБОУ СОШ № 5 с. Троицкое
Психолого-педагогические аспекты интегрированного обучения
Тенденции
конца XX – начала XXI века к совершенствованию процессов
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали в
науке
потребность
в
разработке
теоретических
моделей,
наиболее
полно
отражающих
содержание
и
характер
помощи
детям
с
ограниченными
возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы
или
общеобразовательного
учреждения.
Социальная
адаптация
может
рассматриваться и как процесс и как результат. [1.55] С педагогической точки
зрения
нам
важно,
чтобы
этот
процесс
был
целенаправленным
и
управляемым. В настоящее время в нашей школе обучается 33 ребенка с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Школа
расположена
в
селе
Троицкое.
Доминирующим
типом
семейной
системы
выступает
простая
рабочая семья. Возможности выезжать в г. Южно-Сахалинск
для занятий
реабилитационного направления у большинства обучающихся с ОВЗ нет,
(дети из семей с одним родителем, малоимущих, неблагополучных), из села
Ново-Троицкое
выезд
ограничен,
из-за
нерегулярного
движения
маршрутных автобусов.
В работе с данной категорией учащихся имеются
свои трудности и заключаются они в результате отсутствия в достаточной
мере теплоты чувств, любви, симпатии и эмоциональной опоры, в первую
очередь
связанных
с
семейными
отношениями,
издержками
семейного
воспитания, неорганизованности свободного времени. Все это влияет на
социальную
уязвимость
семей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Как
мы
знаем,
материальное
положение
семей
оказывает влияние на структуру использования свободного времени, способы
проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал.
При
опросе, 85% родителей отметили, что их семьи проводят свое свободное
время в выходные дни в семейном кругу - оказывая помощь ребенку в
учебной деятельности, и занимаясь совместными делами по дому. Трудности
в воспитании детей с ограниченными возможностями по данным опроса
имеют 90% родителей, при этом все семьи готовы к взаимодействию с
образовательным учреждением. В случае критических ситуаций родители
способны обратиться за помощью к различным институтам, в том числе и к
школе,
и
к
психологической
службе
школы.
Поэтому
социально
–
педагогическое
сопровождение
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
сельской
школе
имеет
особое
значение.
Цель
школы
-
сформировать
у
детей
смысложизненные
установки
на
основе
доброжелательности,
оптимизма,
коллективизма.
Научить
умению
самостоятельно
решать
жизненные
проблемы
за
счет
способности
преодолевать экстремальные ситуации, стойкости, толерантности. Работа с
семьями и учащимися с ОВЗ в школе начинается с посещения педагогами
уроков
учащихся
четвертых
классов,
встреч
родителей
с
будущими
классными
руководителями
средней
школы.
Администрацией
школ
организуются и проводятся совместные педсоветы. В начале учебного года
составляется
социальный
паспорт
классов,
образовательной
организации.
Банк
данных
позволяет
выявить
и
поддержать
учащихся
и
их
семей,
нуждающихся
в
поддержке
и
социальной
защите.
[2.78]
Формы
работы,
применяемые в работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ разнообразные:
-
разработка
системы
индивидуального
сопровождения,
адекватной
качественному своеобразию развития этих детей;
- семейное консультирование;
- содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс;
- организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в
системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию;
- проведение психологических игр и творческих занятий с детьми;
- коллективно – творческие дела; конкурсы;
-индивидуальная
коррекция
недостатков
в
зависимости
от
актуального
уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных
отклонений (нарушений);
-системный
разносторонний
контроль
за
развитием
ребенка
с
помощью
специалистов
(классный
руководитель,
педагог
–
психолог,
социальный
педагог).
Осуществление
постоянной
взаимосвязи
с
родителями
ребенка,
другими членами его семьи;
-обеспечение учебно – методического оснащения, необходимого для
успешного
освоения
общеобразовательных
(коррекционных)
программ
в
соответствии
с
требованиями
образовательного
стандарта
к
знаниям
и
умениям обучающихся;
- психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных
условий для взаимопонимания в семье;
- адресная помощь одеждой, канцелярскими товарами нуждающимся семьям,
имеющим детей с ОВЗ. Время и специфика деятельности школы зависит не
только
от
внутренних
ресурсов,
но
и
развития
внешних
связей.
В
этом
отношении сотрудничаем с ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской
области» отделением по Анивскому району: помощь в постановке на учет
малоимущих семей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации;
организация
питания
в
школьной
столовой
на
льготной
основе.
Это
необходимая мера социальной поддержки, как самих детей, так и их семей,
имеющих детей с ОВЗ. Каждый учебный год начинается новыми задумками,
планами
и
надеждами
на
лучшие
результаты
в
учебе
и
социализации
учеников.
Поэтому,
работа
по
созданию
психолого
–
педагогической,
социальной целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуально
–
психологическими
особенностями
не
завершена.
Она
требует
постоянного
обновления
и,
безусловно,
будет
продолжена.
Литература:
1.Комплексная
реабилитация
детей
инвалидов
в
системе
образования
Российской
Федерации:
Учебное
пособие
/
Авторы
–
составители
Н.О.Рубцова, С.Н. Фалько, В.Н. Латчук. – М.: РГУФК,2006.
2. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей –
инвалидов/ под. Ред. Г.Ф, Безух. С-Петербург, «Речь», 2007,112с.