Напоминание

Психолого-педагогические аспекты интегрированного обучения


Автор: Недоросткова Ирина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 с. Троицкое
Населённый пункт: Сахалинская область Анивский район с. Троицкое
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические аспекты интегрированного обучения
Раздел: среднее образование





Назад





И.А. Недоросткова
социальный педагог Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое МБОУ СОШ № 5 с. Троицкое
Психолого-педагогические аспекты интегрированного обучения
Тенденции конца XX – начала XXI века к совершенствованию процессов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали в науке потребность в разработке теоретических моделей, наиболее полно отражающих содержание и характер помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы или общеобразовательного учреждения. Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. [1.55] С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. В настоящее время в нашей школе обучается 33 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Школа расположена в селе Троицкое. Доминирующим типом семейной системы выступает простая рабочая семья. Возможности выезжать в г. Южно-Сахалинск для занятий реабилитационного направления у большинства обучающихся с ОВЗ нет, (дети из семей с одним родителем, малоимущих, неблагополучных), из села Ново-Троицкое выезд ограничен, из-за нерегулярного движения маршрутных автобусов. В работе с данной категорией учащихся имеются свои трудности и заключаются они в результате отсутствия в достаточной мере теплоты чувств, любви, симпатии и эмоциональной опоры, в первую очередь связанных с семейными отношениями, издержками семейного воспитания, неорганизованности свободного времени. Все это влияет на социальную уязвимость семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Как мы знаем, материальное положение семей оказывает влияние на структуру использования свободного времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал. При
опросе, 85% родителей отметили, что их семьи проводят свое свободное время в выходные дни в семейном кругу - оказывая помощь ребенку в учебной деятельности, и занимаясь совместными делами по дому. Трудности в воспитании детей с ограниченными возможностями по данным опроса имеют 90% родителей, при этом все семьи готовы к взаимодействию с образовательным учреждением. В случае критических ситуаций родители способны обратиться за помощью к различным институтам, в том числе и к школе, и к психологической службе школы. Поэтому социально – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе имеет особое значение. Цель школы - сформировать у детей смысложизненные установки на основе доброжелательности, оптимизма, коллективизма. Научить умению самостоятельно решать жизненные проблемы за счет способности преодолевать экстремальные ситуации, стойкости, толерантности. Работа с семьями и учащимися с ОВЗ в школе начинается с посещения педагогами уроков учащихся четвертых классов, встреч родителей с будущими классными руководителями средней школы. Администрацией школ организуются и проводятся совместные педсоветы. В начале учебного года составляется социальный паспорт классов, образовательной организации. Банк данных позволяет выявить и поддержать учащихся и их семей, нуждающихся в поддержке и социальной защите. [2.78] Формы работы, применяемые в работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ разнообразные: - разработка системы индивидуального сопровождения, адекватной качественному своеобразию развития этих детей; - семейное консультирование; - содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс; - организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию;
- проведение психологических игр и творческих занятий с детьми; - коллективно – творческие дела; конкурсы; -индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений); -системный разносторонний контроль за развитием ребенка с помощью специалистов (классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его семьи; -обеспечение учебно – методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся; - психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; - адресная помощь одеждой, канцелярскими товарами нуждающимся семьям, имеющим детей с ОВЗ. Время и специфика деятельности школы зависит не только от внутренних ресурсов, но и развития внешних связей. В этом отношении сотрудничаем с ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» отделением по Анивскому району: помощь в постановке на учет малоимущих семей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации; организация питания в школьной столовой на льготной основе. Это необходимая мера социальной поддержки, как самих детей, так и их семей, имеющих детей с ОВЗ. Каждый учебный год начинается новыми задумками, планами и надеждами на лучшие результаты в учебе и социализации учеников. Поэтому, работа по созданию психолого – педагогической, социальной целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для
детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуально – психологическими особенностями не завершена. Она требует постоянного обновления и, безусловно, будет продолжена. Литература: 1.Комплексная реабилитация детей инвалидов в системе образования Российской Федерации: Учебное пособие / Авторы – составители Н.О.Рубцова, С.Н. Фалько, В.Н. Латчук. – М.: РГУФК,2006. 2. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов/ под. Ред. Г.Ф, Безух. С-Петербург, «Речь», 2007,112с.


В раздел образования