Автор: Яковлева Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: г Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Этапы проектной деятельности
Раздел: среднее образование
Этапы проектной деятельности.
ФГОС второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью
образования
становится общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие
учащихся,
обеспечивающее
такую
ключевую
компетенцию,
как
умение
учиться.
Приоритетным
направлением
становится
переход
к
организации
такой
учебной
деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли
о р г а н и з а т о р а
и
п о м о щ н и к а .
В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения.
Новая
модель
образования
предполагает
активную
творческую
деятельность
учащихся.
Проектный
метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в
«новой школе».
Работа над проектом – процесс достаточно сложный. Самое сложное для учителя –
это сохранять роль независимого консультанта. Меняется и роль учащихся в обучении:
они выступают активными участниками процесса. Успех работы над проектом во многом
зависит от грамотного планирования и организации деятельности ученика и учителя в их
тесном сотрудничестве. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы
необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.
1. Организационно-подготовительный
Определение
темы
проекта,
его
цели
и
задач,
поиск
необходимой
для
начала
проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-
групп.
Формирование
мотивации
участников,
создание
инициативной
группы
учащихся,
консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых
материалов,
определение
лишь
общего
направления
и
главных
ориентиров
поиска,
определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах,
выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное
консультирование
по
содержанию
проекта,
помощь
в
систематизации
и
обобщении
материалов,
индивидуальные
и
групповые
консультации
по
правилам
оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание
деятельности
каждого
участника,
оценка
промежуточных
результатов,
мониторинг
совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм,
подготовка
устной
презентации
и
защита
содержания
проекта,
рефлексия.
Помощь
в
разработке
отчета
о
работе,
подготовка
выступающих
к
устной
защите,
отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве
эксперта
на
защите
проекта,
участие
в
анализе
проделанной
работы,
оценка
вклада
каждого из исполнителей.
Розанов Л.Л. выделяет следующие этапы проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительный (выбор темы; определение задач проекта; поиск
проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов,
приемов исследования; овладение терминологией).
2. Поисково-исследовательский (разработка программы исследования; сбор и изучение
необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения
методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза).
3. Отчетно-оформительский (составление названия исследовательского проекта;
изложение проекта).
4. Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проектов).
Этапы работы над проектом (по В.В. Николиной):
1. Ценностно-ориентированный (осознание мотива и цели деятельности, определение
замысла проекта).
2. Конструктивный (собственно проектирование).
3. Оценочно-рефлексивный (самооценка деятельности).
4. Презентативный (защита проекта).
Этапы разработки структуры проекта и его проведения (Полат Е.С.):
1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по
обсуждаемой тематике.
2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы ("мозговой штурм"), обсуждение
и обоснование каждой из гипотез.
3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по
одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы;
оформление результатов.
4. Работа в группах над поиском результатов, аргументов, подтверждающих или
опровергающих гипотезу.
5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со
стороны всех присутствующих.
6. Выявление новых проблем.
В зарубежной методической литературе также можно встретить различные определения
этапов проектной деятельности.
Фрайд-Бус Д.Л. описывает три этапа работы над проектом:
1. Планирование.
2. Реализация проекта.
3. Создание конечного продукта.
Кратохвилова (Чехия) предлагает выделить четыре этапа:
1. Планирование.
2. Реализация.
3. Презентация проекта.
4. Оценивание.
Несмотря на разнообразие классификаций этапов проектной деятельности, можно
заметить, что они отличаются незначительно. На мой взгляд, целесообразно выделит
четыре основных этапа: планирование, выполнение проекта, презентация, оценивание
(учащимися и учителем).
.
Планирование работы над проектом должно начаться с коллективного обсуждения;
это, прежде всего, обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов.
Роль учителя на данном этапе: мотивировать учащихся, пробудить интерес к теме
будущего проекта, активизировать имеющиеся знания, консультировать учащихся при
постановке цели и задач. Учащиеся формируют группы, распределяют роли, определяют
источники информации, способы сбора, анализа информации и предоставления
результатов. Самое главное, что учащиеся должны стать активными деятелями с самого
начала работы над проектом.
Выполнение проекта. Это самый длинный и интенсивный этап работы над
проектом. Учащиеся работают самостоятельно или в группах. Учитель – наблюдатель и
если нужно консультант. На этом этапе происходит изучение необходимой информации,
исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта.
Нередко на данной стадии привлекаются родители учащихся. Они оказывают помощь в
сборе информации и оформлении материалов проектной деятельности.
Презентация. Этот этап предполагает презентацию конечного продукта с помощью
различных средств. Это могут быть рисунки, плакаты, схемы, газеты, макеты, сценарии и
т.п. Конечный продукт (неважно как он представлен) должен быть результатом тех
заданий, которые выполняют учащиеся во время работы над проектом. Без этого вся
работа над проектом будет бессмысленной. В итоге участники проекта должны защитить
его (продемонстрировать понимание проблемы, цели и задач проекта, умение планировать
и осуществлять деятельность, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Во
время презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся
конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование
различных точек зрения.
Оценивание. Завершается работа над проектом оцениванием (учителем, одноклассниками
и самооценкой). Учащиеся могут оценить свой проект или проект своих товарищей через
ролевые игры, интервью и т.п. В процессе оценивания учитель преимущественно
акцентирует внимание на умениях и знаниях, учащиеся на том, как работал каждый член
группы во время выполнения проекта, на том прогрессе, которого достиг каждый.
Оценивание может проходить в виде дискуссий в малых группах. Общая оценка
проектной деятельности должна включать следующие моменты: понимание темы и
проблемы, степень участия учителя, организация работы, исходные знания. Важнейшей
составляющей данного этапа является рефлексия (самоанализ и самооценка). Каждый из
участников проектирования как бы "пропускает через себя" полученную всей группой
информацию, оценивает: что удалось, а что не получилось.
В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных
методов работы в современной школе. Он занимает значительное место наряду с другими
активными методами обучения. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы,
реализует творческий потенциал учащихся, креативность, нестандартность мышления,
учит отбору и анализу информации, т.е. тем компетенциям, которые определяют
современное качество образования.