Напоминание

Этапы проектной деятельности


Автор: Яковлева Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: г Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Этапы проектной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Этапы проектной деятельности.

ФГОС второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью

образования

становится общекультурное,

личностное

и

познавательное

развитие

учащихся,

обеспечивающее

такую

ключевую

компетенцию,

как

умение

учиться.

Приоритетным

направлением

становится

переход

к

организации

такой

учебной

деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли

о р г а н и з а т о р а

и

п о м о щ н и к а .

В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые

формируют

умения

самостоятельно

добывать

новые

знания,

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

гипотезы,

делать

выводы

и

умозаключения.

Новая

модель

образования

предполагает

активную

творческую

деятельность

учащихся.

Проектный

метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в

«новой школе».

Работа над проектом – процесс достаточно сложный. Самое сложное для учителя –

это сохранять роль независимого консультанта. Меняется и роль учащихся в обучении:

они выступают активными участниками процесса. Успех работы над проектом во многом

зависит от грамотного планирования и организации деятельности ученика и учителя в их

тесном сотрудничестве. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы

необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.

1. Организационно-подготовительный

Определение

темы

проекта,

его

цели

и

задач,

поиск

необходимой

для

начала

проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-

групп.

Формирование

мотивации

участников,

создание

инициативной

группы

учащихся,

консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых

материалов,

определение

лишь

общего

направления

и

главных

ориентиров

поиска,

определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах,

выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное

консультирование

по

содержанию

проекта,

помощь

в

систематизации

и

обобщении

материалов,

индивидуальные

и

групповые

консультации

по

правилам

оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание

деятельности

каждого

участника,

оценка

промежуточных

результатов,

мониторинг

совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм,

подготовка

устной

презентации

и

защита

содержания

проекта,

рефлексия.

Помощь

в

разработке

отчета

о

работе,

подготовка

выступающих

к

устной

защите,

отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве

эксперта

на

защите

проекта,

участие

в

анализе

проделанной

работы,

оценка

вклада

каждого из исполнителей.

Розанов Л.Л. выделяет следующие этапы проектной деятельности:

1. Организационно-подготовительный (выбор темы; определение задач проекта; поиск

проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов,

приемов исследования; овладение терминологией).

2. Поисково-исследовательский (разработка программы исследования; сбор и изучение

необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения

методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза).

3. Отчетно-оформительский (составление названия исследовательского проекта;

изложение проекта).

4. Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проектов).

Этапы работы над проектом (по В.В. Николиной):

1. Ценностно-ориентированный (осознание мотива и цели деятельности, определение

замысла проекта).

2. Конструктивный (собственно проектирование).

3. Оценочно-рефлексивный (самооценка деятельности).

4. Презентативный (защита проекта).

Этапы разработки структуры проекта и его проведения (Полат Е.С.):

1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по

обсуждаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы ("мозговой штурм"), обсуждение

и обоснование каждой из гипотез.

3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по

одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы;

оформление результатов.

4. Работа в группах над поиском результатов, аргументов, подтверждающих или

опровергающих гипотезу.

5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со

стороны всех присутствующих.

6. Выявление новых проблем.

В зарубежной методической литературе также можно встретить различные определения

этапов проектной деятельности.

Фрайд-Бус Д.Л. описывает три этапа работы над проектом:

1. Планирование.

2. Реализация проекта.

3. Создание конечного продукта.

Кратохвилова (Чехия) предлагает выделить четыре этапа:

1. Планирование.

2. Реализация.

3. Презентация проекта.

4. Оценивание.

Несмотря на разнообразие классификаций этапов проектной деятельности, можно

заметить, что они отличаются незначительно. На мой взгляд, целесообразно выделит

четыре основных этапа: планирование, выполнение проекта, презентация, оценивание

(учащимися и учителем).

.

Планирование работы над проектом должно начаться с коллективного обсуждения;

это, прежде всего, обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов.

Роль учителя на данном этапе: мотивировать учащихся, пробудить интерес к теме

будущего проекта, активизировать имеющиеся знания, консультировать учащихся при

постановке цели и задач. Учащиеся формируют группы, распределяют роли, определяют

источники информации, способы сбора, анализа информации и предоставления

результатов. Самое главное, что учащиеся должны стать активными деятелями с самого

начала работы над проектом.

Выполнение проекта. Это самый длинный и интенсивный этап работы над

проектом. Учащиеся работают самостоятельно или в группах. Учитель – наблюдатель и

если нужно консультант. На этом этапе происходит изучение необходимой информации,

исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта.

Нередко на данной стадии привлекаются родители учащихся. Они оказывают помощь в

сборе информации и оформлении материалов проектной деятельности.

Презентация. Этот этап предполагает презентацию конечного продукта с помощью

различных средств. Это могут быть рисунки, плакаты, схемы, газеты, макеты, сценарии и

т.п. Конечный продукт (неважно как он представлен) должен быть результатом тех

заданий, которые выполняют учащиеся во время работы над проектом. Без этого вся

работа над проектом будет бессмысленной. В итоге участники проекта должны защитить

его (продемонстрировать понимание проблемы, цели и задач проекта, умение планировать

и осуществлять деятельность, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Во

время презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся

конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование

различных точек зрения.

Оценивание. Завершается работа над проектом оцениванием (учителем, одноклассниками

и самооценкой). Учащиеся могут оценить свой проект или проект своих товарищей через

ролевые игры, интервью и т.п. В процессе оценивания учитель преимущественно

акцентирует внимание на умениях и знаниях, учащиеся на том, как работал каждый член

группы во время выполнения проекта, на том прогрессе, которого достиг каждый.

Оценивание может проходить в виде дискуссий в малых группах. Общая оценка

проектной деятельности должна включать следующие моменты: понимание темы и

проблемы, степень участия учителя, организация работы, исходные знания. Важнейшей

составляющей данного этапа является рефлексия (самоанализ и самооценка). Каждый из

участников проектирования как бы "пропускает через себя" полученную всей группой

информацию, оценивает: что удалось, а что не получилось.

В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных

методов работы в современной школе. Он занимает значительное место наряду с другими

активными методами обучения. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы,

реализует творческий потенциал учащихся, креативность, нестандартность мышления,

учит отбору и анализу информации, т.е. тем компетенциям, которые определяют

современное качество образования.



В раздел образования