Напоминание

Музыкально-ритмическое развитие детей на основе принципа преемственности между звеньями "Детский сад – школа - УДО".


Автор: Злобина Замира Ягудаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №2 "Светлячок"
Населённый пункт: Башкортостан, г. Бирск
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-ритмическое развитие детей на основе принципа преемственности между звеньями "Детский сад – школа - УДО".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально-ритмическое развитие детей на основе принципа

преемственности между звеньями «Детский сад – школа - УДО».

Злобина Замира Ягудаевна

музыкальный руководитель

МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок»

г. Бирск, Республика Башкортостан.

Одним

из приоритетных направлений современного общества является

создание

условий

для

умственного,

духовного,

эстетического,

физического

развития человека.

Главная

отличительная

черта

дошкольного

детства

в

эту

пору

идет

формирование универсальных человеческих способностей, без которых не может

состояться человек.

Дошкольное детство - это старт для всестороннего развития личности, во

многом определяющий жизненный путь ребенка. «Именно поэтому данный этап

имеет значение для всего последующего развития человека. Отсюда возникает

задача

развивающего,

индивидуально-ориентированного

обучения

дошкольников,

обеспечивающего

максимальную

включенность

ребенка

в

практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром

его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности» [1, 77].

Родителям

следует

знать,

что

существуют

учреждения

дополнительного

образования, различные кружки в детских садах, школах, принимающие детей

дошкольного и школьного возраста.

Это танцевальные, вокальные кружки,

спортивные

секции

художественной

гимнастики

и

т.д.

Предоставляется

возможность выбора занятий, которые соответствовали бы принципу развития

ребенка, позволяли бы ему раскрыться как личность, а в дальнейшем могли бы

стать делом всей его жизни. С другой стороны, родители вправе предъявлять

высокие

требования

в

образовательным

учреждениям,

к

качеству

учебно-

воспитательной работы в них.

«На этапе дошкольного образования целесообразно основной акцент делать

на

интеграции

проблемных

областей

знаний.

Преемственность

не

может

осуществляться отдельно по математике, музыке и т.д. Дошкольное образование

призвано создать основной фундамент развития ребенка – базовую культуру его

личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и

областями знаний на других ступенях образования» [2, 38].

Опираясь на личный опыт, музыкально-педагогические исследования ряда

авторов, таких как: Ветлугина А.М., Радынова О.П., Кашапова Л.М., Алиев Ю.Б.,

Кузнецова Т.М., Турчина Н.В., Носоурова Т.П., Карманчиков А.И. и др., мы

пришли

к

выводу,

что

успешное

приобщение

дошкольников

к

музыкально-

ритмическому развитию может осуществляться при:

- создании единой развивающей среды;

- создании условий для выявления и развития личностных качеств, его

внутренних резервов;

-

создании

единой

системы

воспитательной

работы

детского

сада

и

начальной школы, переносе ее элементов в среднюю школу;

- разработке и внедрении в практику инновационных программ музыкально-

ритмического воспитания, апробация методик для определения качества работы

по реализации программы;

диагностике музыкально-ритмического развития (т.е. выявлении желаний и

возможностей ребенка) при анализе, коррекции;

подборе

оптимальных

технологий,

форм,

методов,

средств

обучения

и

воспитания

(личностно-ориентированный

подход,

сотворчество,

методы

развития

творче ского

воображения,

познавательной

а к т и в н о с т и ,

любознательности,

коммуникабельности,

креативности,

навыков

творческого

самовыражения дошкольника);

- создании свободной зоны творчества ребенка;

-

максимальном

развитии

потенциальных

музыкальных

способностей,

музыкально-ритмических

задатков

ребенка,

в

формировании

музыкальных

качеств

-

внимательности,

музыкальной

наблюдательности

и

интуиции,

музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, певческого голоса.

-

создании

сотрудничества

педагога

и

ребенка

в

процессе

обучения,

воспитания

(понимание,

поддержка,

совместная

деятельность,

исключение

превосходства одной из сторон, эмоциональное благополучие);

-

формировании

педагогического

коллектива

как

профессионально

грамотного, творчески работающего в режиме осуществления педагогических

инициатив;

- предупреждении двигательной расторможенности;

- двигательной активности на физкультурных, музыкальных групповых и

индивидуальных занятиях;

- расширении физкультурно-оздоровительной работы, в систематических

занятиях ритмической гимнастикой дома и в детском саду;

- дифференциации музыкального обучения и воспитания на основе учета

возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- организации поисковой деятельности и создание проблемных ситуаций на

различных занятиях;

- разучивании и исполнении народных, современных детских танцев;

- подготовке и участии в конкурсах и фестивалях юных дарований;

-

тесной

связи

и

сотрудничестве

с

семьей

(индивидуальное,

групповое

консультирование,

организация

открытых

занятий,

занятий

и

уроков

для

родителей, совместных праздников);

- оптимизации психолого-педагогического просвещения родителей и т.д.

В ходе реализации принципов преемственности необходимо выявить общее

и различное в системе взаимоотношений ребенка с музыкальным руководителем,

воспитателем, школьным учителем музыки. Общее — творческая атмосфера,

использование музыкально-дидактических игр, движений и т.д. Особенное —

различная

позиция

воспитанника

и

учащегося.

В

первом

случае

это

организация жизнедеятельности ребенка, во втором, наряду с этим появляется и

главная задача — обучение, приобщение к ценностям знаний [3, 93].

В

первом

классе

осуществляется

постепенный

переход

от

музыкально-

игровой

к

музыкально-образовательной,

учебной

деятельности.

При

этом

доминирует музыкальная игра как средство обучения.

Успешно учиться в школе, получать дополнительное образование сможет

только здоровый ребенок, поэтому необходимо укреплять здоровье детей. Нельзя

недооценивать

роль

игры,

двигательной

активности

ребенка,

закаливающих

процедур,

значение

физкультурных

и

музыкальных

занятий,

ритмической

гимнастики в дошкольном детстве.

Необходима тесная связь педагогов с родителями. Они могут во многом

помочь в деле приобщения своего ребенка дошкольника к музыке. Колыбельная

песня много значит в жизни ребенка. Только не надо бояться родителям, что они

мало знают или совсем не знают колыбельных песен. Подойдет любая спокойная

песня или незамысловатый напев. А когда малыш подрастет, то надо петь с ним

детские песни, собирать домашнюю музыкальную фоно- и видеотеку, совместно

прослушивать,

просматривать

диски

музыкальных

сказок,

произведения

народной

и

композиторской

музыки.

Стараться

не

пропускать

праздники

в

детском саду. Дошкольнику до слез бывает обидно, когда мама не может прийти

и порадоваться музыкальным успехам своего ребенка. Дошкольник с большим

удовольствием идет на «музыкальный контакт» с родителями. А они в свою

очередь должны четко понимать, что музыкальное обучение для их ребенка

является

благом,

формой

его

самовыражения.

Для

дошкольного

звена

необходимо

раннее

развитие

художественно-музыкальных

задатков

ребенка,

комплекса

личностных

качеств

и

свойств,

обеспечивающих

легкий,

естественный переход к школьному музыкальному обучению.

В заключение отметим, что основной задачей, в созданной педагогами,

родителями

зоне

творчества,

является

предоставление

воспитаннику

возможности проявить себя, свои творческие способности. Необходимо создание

условий,

в

которых

проявляются

его

индивидуальные

способности,

знания,

умения

и

навыки;

формируется

своеобразный

инкубационный

период

для

развития

творческой

активности;

создание

атмосферы

понимания

и

доброжелательности, без критических замечаний, негативных оценок, излишних

ограничений деятельности ребенка.

Музыкальное

воспитание

является

чуть

ли

не

основным

средством

преемственности духовной жизни ребенка в детском саду и начальных классах

общеобразовательной школы. Решить проблему преемственности музыкально-

ритмического развития можно лишь при условии общего музыкального развития

ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. «Такой подход может

придать музыкально-педагогическому процессу целостный, последовательный и

перспективный характер, только тогда две начальные ступени музыкального

образования

будут

действовать

не

изолированно

друг

от

друга,

а

в

тесной

взаимосвязи,

что

позволит

школе

организовать

музыкально-воспитательный

процесс с опорой на музыкальное развитие, получаемое детьми в дошкольных

учреждениях» [3, 95].

Литература:

1.

Кузнецова

Т.М.

Содержание

дополнительного

образования

детей

дошкольного возраста // Вестник образования. - Октябрь 2007. - № 20.-

С.77- 80.

2.

Турчина Н.В. Преемственность дошкольного и начального образования //

Управление Дошкольным Образовательным Учреждением.- 2008.- № 1.-

С.36-40.

3.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания (от детского сада к

начальной школе) // Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 352с.

4.

Носоурова

Т.П.

Различные

модели

взаимодействия

школы

и

ДОУ

//

Начальная школа. 2003.- №10. - С.58-61.



В раздел образования