Автор: Злобина Замира Ягудаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №2 "Светлячок"
Населённый пункт: Башкортостан, г. Бирск
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-ритмическое развитие детей на основе принципа преемственности между звеньями "Детский сад – школа - УДО".
Раздел: дошкольное образование
Музыкально-ритмическое развитие детей на основе принципа
преемственности между звеньями «Детский сад – школа - УДО».
Злобина Замира Ягудаевна
музыкальный руководитель
МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок»
г. Бирск, Республика Башкортостан.
Одним
из приоритетных направлений современного общества является
создание
условий
для
умственного,
духовного,
эстетического,
физического
развития человека.
Главная
отличительная
черта
дошкольного
детства
–
в
эту
пору
идет
формирование универсальных человеческих способностей, без которых не может
состояться человек.
Дошкольное детство - это старт для всестороннего развития личности, во
многом определяющий жизненный путь ребенка. «Именно поэтому данный этап
имеет значение для всего последующего развития человека. Отсюда возникает
задача
развивающего,
индивидуально-ориентированного
обучения
дошкольников,
обеспечивающего
максимальную
включенность
ребенка
в
практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром
его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к саморазвитию личности» [1, 77].
Родителям
следует
знать,
что
существуют
учреждения
дополнительного
образования, различные кружки в детских садах, школах, принимающие детей
дошкольного и школьного возраста.
Это танцевальные, вокальные кружки,
спортивные
секции
художественной
гимнастики
и
т.д.
Предоставляется
возможность выбора занятий, которые соответствовали бы принципу развития
ребенка, позволяли бы ему раскрыться как личность, а в дальнейшем могли бы
стать делом всей его жизни. С другой стороны, родители вправе предъявлять
высокие
требования
в
образовательным
учреждениям,
к
качеству
учебно-
воспитательной работы в них.
«На этапе дошкольного образования целесообразно основной акцент делать
на
интеграции
проблемных
областей
знаний.
Преемственность
не
может
осуществляться отдельно по математике, музыке и т.д. Дошкольное образование
призвано создать основной фундамент развития ребенка – базовую культуру его
личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и
областями знаний на других ступенях образования» [2, 38].
Опираясь на личный опыт, музыкально-педагогические исследования ряда
авторов, таких как: Ветлугина А.М., Радынова О.П., Кашапова Л.М., Алиев Ю.Б.,
Кузнецова Т.М., Турчина Н.В., Носоурова Т.П., Карманчиков А.И. и др., мы
пришли
к
выводу,
что
успешное
приобщение
дошкольников
к
музыкально-
ритмическому развитию может осуществляться при:
- создании единой развивающей среды;
- создании условий для выявления и развития личностных качеств, его
внутренних резервов;
-
создании
единой
системы
воспитательной
работы
детского
сада
и
начальной школы, переносе ее элементов в среднюю школу;
- разработке и внедрении в практику инновационных программ музыкально-
ритмического воспитания, апробация методик для определения качества работы
по реализации программы;
диагностике музыкально-ритмического развития (т.е. выявлении желаний и
возможностей ребенка) при анализе, коррекции;
подборе
оптимальных
технологий,
форм,
методов,
средств
обучения
и
воспитания
(личностно-ориентированный
подход,
сотворчество,
методы
развития
творче ского
воображения,
познавательной
а к т и в н о с т и ,
любознательности,
коммуникабельности,
креативности,
навыков
творческого
самовыражения дошкольника);
- создании свободной зоны творчества ребенка;
-
максимальном
развитии
потенциальных
музыкальных
способностей,
музыкально-ритмических
задатков
ребенка,
в
формировании
музыкальных
качеств
-
внимательности,
музыкальной
наблюдательности
и
интуиции,
музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, певческого голоса.
-
создании
сотрудничества
педагога
и
ребенка
в
процессе
обучения,
воспитания
(понимание,
поддержка,
совместная
деятельность,
исключение
превосходства одной из сторон, эмоциональное благополучие);
-
формировании
педагогического
коллектива
как
профессионально
грамотного, творчески работающего в режиме осуществления педагогических
инициатив;
- предупреждении двигательной расторможенности;
- двигательной активности на физкультурных, музыкальных групповых и
индивидуальных занятиях;
- расширении физкультурно-оздоровительной работы, в систематических
занятиях ритмической гимнастикой дома и в детском саду;
- дифференциации музыкального обучения и воспитания на основе учета
возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- организации поисковой деятельности и создание проблемных ситуаций на
различных занятиях;
- разучивании и исполнении народных, современных детских танцев;
- подготовке и участии в конкурсах и фестивалях юных дарований;
-
тесной
связи
и
сотрудничестве
с
семьей
(индивидуальное,
групповое
консультирование,
организация
открытых
занятий,
занятий
и
уроков
для
родителей, совместных праздников);
- оптимизации психолого-педагогического просвещения родителей и т.д.
В ходе реализации принципов преемственности необходимо выявить общее
и различное в системе взаимоотношений ребенка с музыкальным руководителем,
воспитателем, школьным учителем музыки. Общее — творческая атмосфера,
использование музыкально-дидактических игр, движений и т.д. Особенное —
различная
позиция
воспитанника
и
учащегося.
В
первом
случае
—
это
организация жизнедеятельности ребенка, во втором, наряду с этим появляется и
главная задача — обучение, приобщение к ценностям знаний [3, 93].
В
первом
классе
осуществляется
постепенный
переход
от
музыкально-
игровой
к
музыкально-образовательной,
учебной
деятельности.
При
этом
доминирует музыкальная игра как средство обучения.
Успешно учиться в школе, получать дополнительное образование сможет
только здоровый ребенок, поэтому необходимо укреплять здоровье детей. Нельзя
недооценивать
роль
игры,
двигательной
активности
ребенка,
закаливающих
процедур,
значение
физкультурных
и
музыкальных
занятий,
ритмической
гимнастики в дошкольном детстве.
Необходима тесная связь педагогов с родителями. Они могут во многом
помочь в деле приобщения своего ребенка дошкольника к музыке. Колыбельная
песня много значит в жизни ребенка. Только не надо бояться родителям, что они
мало знают или совсем не знают колыбельных песен. Подойдет любая спокойная
песня или незамысловатый напев. А когда малыш подрастет, то надо петь с ним
детские песни, собирать домашнюю музыкальную фоно- и видеотеку, совместно
прослушивать,
просматривать
диски
музыкальных
сказок,
произведения
народной
и
композиторской
музыки.
Стараться
не
пропускать
праздники
в
детском саду. Дошкольнику до слез бывает обидно, когда мама не может прийти
и порадоваться музыкальным успехам своего ребенка. Дошкольник с большим
удовольствием идет на «музыкальный контакт» с родителями. А они в свою
очередь должны четко понимать, что музыкальное обучение для их ребенка
является
благом,
формой
его
самовыражения.
Для
дошкольного
звена
необходимо
раннее
развитие
художественно-музыкальных
задатков
ребенка,
комплекса
личностных
качеств
и
свойств,
обеспечивающих
легкий,
естественный переход к школьному музыкальному обучению.
В заключение отметим, что основной задачей, в созданной педагогами,
родителями
зоне
творчества,
является
предоставление
воспитаннику
возможности проявить себя, свои творческие способности. Необходимо создание
условий,
в
которых
проявляются
его
индивидуальные
способности,
знания,
умения
и
навыки;
формируется
своеобразный
инкубационный
период
для
развития
творческой
активности;
создание
атмосферы
понимания
и
доброжелательности, без критических замечаний, негативных оценок, излишних
ограничений деятельности ребенка.
Музыкальное
воспитание
является
чуть
ли
не
основным
средством
преемственности духовной жизни ребенка в детском саду и начальных классах
общеобразовательной школы. Решить проблему преемственности музыкально-
ритмического развития можно лишь при условии общего музыкального развития
ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. «Такой подход может
придать музыкально-педагогическому процессу целостный, последовательный и
перспективный характер, только тогда две начальные ступени музыкального
образования
будут
действовать
не
изолированно
друг
от
друга,
а
в
тесной
взаимосвязи,
что
позволит
школе
организовать
музыкально-воспитательный
процесс с опорой на музыкальное развитие, получаемое детьми в дошкольных
учреждениях» [3, 95].
Литература:
1.
Кузнецова
Т.М.
Содержание
дополнительного
образования
детей
дошкольного возраста // Вестник образования. - Октябрь 2007. - № 20.-
С.77- 80.
2.
Турчина Н.В. Преемственность дошкольного и начального образования //
Управление Дошкольным Образовательным Учреждением.- 2008.- № 1.-
С.36-40.
3.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания (от детского сада к
начальной школе) // Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 352с.
4.
Носоурова
Т.П.
Различные
модели
взаимодействия
школы
и
ДОУ
//
Начальная школа. 2003.- №10. - С.58-61.