Напоминание

Здоровье сберегающие технологии в ДОУ


Автор: Полякова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №4
Населённый пункт: город Луга
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Здоровье сберегающие технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Что такое здоровьесберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Технология
(от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) -
совокупность знаний и способов деятельности
.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В России у детей до семи лет среди заболеваний занимают:
1 место
- заболевания органов дыхания;
2 место
- инфекционные и паразитарные болезни;
3 место
- болезни нервной системы и органов чувств;
4 место
- заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает: 1. Здоровье физическое. 2. Здоровье психическое. 3. Здоровье социальное. 4. Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья
:  Уровень работоспособности.  Оценка наличия вредных привычек.  Выявление физических дефектов.  Оптимальный двигательный режим.  Рациональное питание.  Закаливание и личная гигиена. 1
1  Положительные эмоции.  Социальное благополучие.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
 принцип «Не навреди!»;  принцип сознательности и активности;  непрерывности здоровьесберегающего процесса;  систематичности и последовательности;  принцип доступности и индивидуальности;  всестороннего и гармонического развития личности;  системного чередования нагрузок и отдыха;  постепенного наращивания оздоровительных воздействий;  возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
 с использованием профилактических методик;  с применением функциональной музыки;  с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;  через оздоровительные мероприятия;  создание здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1.
Средства двигательной направленности:
 элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);  физические упражнения;  физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, логоритмика, самомассаж и др. 2.
Оздоровительные силы природы
: - солнечные и воздушные ванны, - водные процедуры, - фитотерапия, 3.
Гигиенические факторы :
- выполнение санитарно-гигиенических требований, - личная и общественная гигиена, - проветривание, - влажная уборка помещений, 2
1 - соблюдение режима дня - соблюдение питьевого режима
Методы здоровьесберегающих технологий:
фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). 2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж, стрейчинг, упражнения для профилактики плоскостопия, профилактики зрения и др.) 3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии). 4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).
Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет

место гармония физических процессов и максимальная адаптация к

различным факторам внешней среды.
С учетом этого
программа здоровьесбережения включает следующие

компоненты:
1. Рациональное питание. 2. Оптимальная для организма двигательная активность. 3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»).
«Жаворонки»
- рано просыпаются, но и рано ложатся спать, высокоактивны днем;
«Совы»
- просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны ночью.
«Голуби»
занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно, и режима дня. 4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек. 3
1 5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим
только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют
следующие формы работы
: утренняя гимнастика, гимнастика между занятиями в детском саду, физкультминутки на занятии подвижные игры развлечения, соревнования, досуги и др.
Цель таких занятий
- активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно. 4
1 Какие здоровьесберегающие технологии можно и нужно использовать в дошкольных учреждениях?
1.

Зрительная гимнастика
(проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
2.

Физминутки
(проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
3.

Пальчиковые игры
(проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
4.

Дыхательная гимнастика
(проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
5.

Упражнения для коррекции плоскостопия
(проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии для формирования опорно- двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
6.

Упражнения для коррекции и укрепления осанки
(проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)
7.

Гимнастика пробуждения
(проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
8.

Массаж и самомассаж
(проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)
9.

Стрейчинг
(проводится 1-2 раза в месяц на физкультурном занятии для растягивания и эластичности мышц)
10.

Логоритмическая гимнастика
(проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
11.

Подвижные игры и игры-эстафеты
(проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима)
12.

Закаливающие процедуры
с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра) 5


В раздел образования