Автор: Полякова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №4 Населённый пункт: город Луга Наименование материала: консультация для воспитателей Тема: Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических
приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных
проблем плюс постоянное стремление самого педагога к
самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс
осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям,
если при реализации используемой педагогической системы решается задача
сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» -
учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности .
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить
ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые
знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
В России у детей до семи лет среди заболеваний занимают:
1 место - заболевания органов дыхания;
2 место - инфекционные и паразитарные болезни;
3 место - болезни нервной системы и органов чувств;
4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
1.
Здоровье физическое.
2.
Здоровье психическое.
3.
Здоровье социальное.
4.
Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья :
Уровень работоспособности.
Оценка наличия вредных привычек.
Выявление физических дефектов.
Оптимальный двигательный режим.
Рациональное питание.
Закаливание и личная гигиена.
1
1
Положительные эмоции.
Социальное благополучие.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
всестороннего и гармонического развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
с использованием профилактических методик;
с применением функциональной музыки;
с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
через оздоровительные мероприятия;
создание здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1. Средства двигательной направленности:
элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
физические упражнения;
физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика,
логоритмика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы :
- солнечные и воздушные ванны,
- водные процедуры,
- фитотерапия,
3. Гигиенические факторы :
- выполнение санитарно-гигиенических требований,
- личная и общественная гигиена,
- проветривание,
- влажная уборка помещений,
2
1
- соблюдение режима дня
- соблюдение питьевого режима
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой,
практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный
метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная,
пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж,
стрейчинг, упражнения для профилактики плоскостопия, профилактики
зрения и др.)
3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии,
фитотерапии).
4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям,
педагогам).
Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет
место гармония физических процессов и максимальная адаптация к
различным факторам внешней среды.
С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие
компоненты:
1.
Рациональное питание.
2.
Оптимальная для организма двигательная активность.
3.
Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов:
«жаворонки», «голуби», «совы»).
«Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать,
высокоактивны днем;
«Совы» - просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны
ночью.
«Голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого
населения они составляют 50% общей численности.
Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое
условие для рациональной организации деятельности, а,
следовательно, и режима дня.
4.
Предупреждение вредных привычек и формирование полезных
привычек.
3
1
5.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1.
Соблюдайте режим дня!
2.
Обращайте больше внимания на питание!
3.
Больше двигайтесь!
4.
Спите в прохладной комнате!
5.
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6.
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.
Гоните прочь уныние и хандру!
8.
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать
как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность
методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для
их здоровья.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия).
Существуют следующие формы работы :
утренняя гимнастика,
гимнастика между занятиями в детском саду,
физкультминутки на занятии
подвижные игры
развлечения,
соревнования,
досуги
и др.
Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление
здоровья, сохранение и повышение работоспособности. Эффективность
оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами
условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного
подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных
навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много,
но некачественно.
4
1
Какие здоровьесберегающие технологии можно и нужно использовать в
дошкольных учреждениях?
1.
Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия
напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
2.
Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике,
развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного
напряжения)
3.
Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой
моторики)
4.
Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней
гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления
дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
5.
Упражнения для коррекции плоскостопия (проводятся на утренней
гимнастике и физкультурном занятии для формирования опорно-
двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
6.
Упражнения для коррекции и укрепления осанки (проводятся на
утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики
нарушения и укрепления осанки)
7.
Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для
поднятия тонуса и бодрости)
8.
Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на
физкультурном занятии
для положительного воздействия на все
органы и системы)
9.
Стрейчинг (проводится 1-2 раза в месяц на физкультурном занятии для
растягивания и эластичности мышц)
10.
Логоритмическая гимнастика (проводится на утренней гимнастике,
физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
11.
Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном
занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного
режима)
12.
Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды
(стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам;
растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и
обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной
одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11
час.утра)
5