Напоминание

"Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"


Автор: Орлова Наталья Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ Новомалыклинский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: село Новая Малыкла, Ульяновская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новомалыклинский детский сад «Сказка»
Педагогический проект:

«Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала

детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Выполнила
Музыкальный руководитель МДОУ Новомалыклинский детский сад «Сказка»
Орлова Наталья Анатольевна


Содержание

Введение
……………………………………………………………………………... 3
Глава 1.
Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в обзоре современных программных требований в контексте ФГОС ДО………………………………….6 1.1. Музыкальные способности и творчество в обзоре психолого-педагогической литературы, основные методы и принципы развития музыкальных способностей и творческого потенциала дошкольников…………………………………………..6 1.2. Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в разрезе требований современных общеобразовательных программ дошкольного образования……………............ 11 1.3. Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в обзоре парциальных программ федерального и регионального уровней……………………………………….. …16
Глава 2.
Практическая часть работы по выбору и применению диагностической методики для прослеживания развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………..20 2.1. Диагностика развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста как показатель реализации необходимых условий…………………………………………….………………...20 2.2. Формы и технологии развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста……………………………... 23
Заключение
………………………………………………………………………...28
Список литературы
………………………………………………………………..29
Приложение
………………………………………………………………………..31 2

Введение
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка. Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в дошкольный период закладывается основа, на которую позже будут накладываться знания художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. В настоящее время, просматривать проблему развития музыкальных способностей и творческого потенциала старших дошкольников необходимо через призму современных условий и стандартов. В Законе "Об образовании в РФ» № 273-ФЗ изложено направление дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». [Глава 7. Статья 64.] С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный го сударственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в котором одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Затем, в ФГОС ДО изложены цели и задачи каждого из пяти направлений развития и образования детей. Музыкальная деятельность относится к направлению 3
художественно-эстетического развития, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Исходя из требований нормативно-правовой базы дошкольного образования, реализация развития музыкальных способностей и творческого потенциала старших дошкольников не может рассматриваться без создания необходимых условий. Таким образом, проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы выпускной работы: «Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
Цель работы:
рассмотреть условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
Объект

работы:
процесс создания условий развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:  определены особенности музыкального воспитания дошкольников;  выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;  созданы необходимые условия для развития музыкальных способностей и творческого потенциала старших дошкольников. Гипотеза и цель определили следующие
задачи работы:
1. Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы. 4
2. Рассмотреть и проанализировать программные требования к задачам и содержанию музыкально-художественной деятельности старших дошкольников. 3. Выбрать и применить дигностическую методику для определения развития музыкальных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста. 4. На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по созданию условий развития музыкальных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Условия развития музыкальных способностей и творческого

потенциала детей старшего дошкольного возраста в обзоре современных

программных требований в контексте ФГОС ДО
5

1.1.

Музыкальные способности и творчество в обзоре психолого-

педагогической литературы, основные методы и принципы развития

музыкальных способностей и творческого потенциала дошкольников.
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы. Одним из центральных понятий в нашей работе является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей. В современной психологической науке не существует однозначной интерпретации понятия «творчество». Все определения понятия « творчество» были условно разделены на четыре группы, каждая из которых отражает специфику подхода к пониманию творческой деятельности: 1. Творчество – это высшее проявление активности человеческой деятельности. 2. Творчество – это целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречий. 3. Творчество – это способ самоутверждения, самовыражения, самореализации. 4. Творчество – это целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей. Творчество понимается как специфический вид продуктивной неадаптивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта субъекта. 6
«Творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой». Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний. Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во- вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. 7
Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты: ладовое чувство; способность к слуховому представлению; музыкально- ритмическое чувство; способность активно переживать музыку; чувствовать эмоциональность ритмов и точно воспроизводить последние. Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом. Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, 8
праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню «Кошечка» Ан. Александрова - нежно, ласково. Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности. Задача педагогов создать необхродимые условия для развития музыкальных способностей. Музыкальная деятельность дошкольников 9
существенно отличается от музыкальной деятельности взрослых, можно отметить, что она носит несколько условный характер: дети импровизируют музыкальные попевки, занимаются музыкальным творчеством, сочинением музыки. Однако это еще нельзя назвать творчеством в полном смысле этого слова, так как продукт творчества предполагает абсолютную новизну, которой нет в детских импровизациях. То же можно сказать и о детском музыкальном исполнительстве. В дошкольном возрасте присутствует и пение и игра на детских музыкальных инструментах, однако е сли сравнивать с профессиональным исполнительством, то детское является, лишь его элементами. В музыкальном искусстве XX века революционный процесс обновления содержания и формы (тематики, выразительных средств и методов музыкально- образного воплощения нового идейного содержания) уже несколько раз потрясал устойчивые музыкальные своды. Однако музыкальная педагогика в детских садах, начала изменяться сравнительно недавно. Одна из новых педагогических концепций базируется на современных технологиях и направлена на музыкальное образование в ДОУ. На основе концепции были разработаны многочисленные программы, основанные на инновационных педагогических технологиях. Многие педагогические технологии направлены на развитие творчества детей при помощи именно синтеза искусств. Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в процессе активной преобразующей продуктивной деятельности. Художественная деятельность предполагает восприятие и создание предметов искусства. Поэтому различаются деятельность восприятия, исполнительство и творчество. Деятельность эстетического восприятия - это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. 10
Овладение перечисленными видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать на следующую ступень - ступень к овладению творческой деятельностью. Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях специально-организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах. Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие.
1.2. Условия развития музыкальных способностей и творческого

потенциала детей старшего дошкольного возраста в разрезе требований

современных общеобразовательных программ дошкольного образования.


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Стандарте) определены целевые ориентиры, принципы и задачи дошкольного образования на современном этапе, которые реализуются комплексно во всех областях развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-творческое и физическое развитие. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;  становление эстетического отношения к окружающему миру;  формирование элементарных представлений о видах искусства;  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;  стимулирование сопереживания персонажам художе ственных произведений;  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). В самостоятельной художественно-творческой деятельности программа действий, их цель и содержание исходят от детей, насыщенность деятельности 11
зависит от их активности, инициативности, умения самостоятельно использовать приобретенный познавательный и художественный опыт. Основная задача Стандарта: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Для достижения целей Стандарта первостепенное значение имеет создание следующих условий, которые затрагивают всю воспитательно-образовательную деятельность:  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса;  творческая организация воспитательно-образовательного процесса;  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;  уважительное отношение к результатам детского творчества;  единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;  соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) под редакцией Н.Е.Вераксы, 12
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой является одной из основных для использования в педагогической работе с дошкольниками. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовки педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям. В Программе имеются приложения с подробными перечнями. В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение: «Музыкальная деятельность», «Примерный музыкальный репертуар», «Культурно-досуговая деятельность», «Примерный перечень развлечений и праздников». Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. 13

1.
«Успех» — название Программы отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ — формирование успешных граждан. 2. Успешность маленьких россиян — это результат их полноценного, гармоничного развития по направлениям:
3.
Социально-коммуникативное развитие; 4. Познавательно-речевое развитие; 5. Единство физического развития и воспитания культуры здоровья; 6. Художественно-эстетическое развитие. Решение большинства задач ФГОС ДО в Программе осуществляется благодаря созданию педагогами необходимых условий. Педагоги создают условия (образовательные ситуации, предметно-развивающую среду): с одной стороны, для развития первичных представлений ребёнка о себе, других людях, окружающем мире; с другой стороны, для приобретения ребёнком опыта деятельности и поведения, в т.ч. и опыта применения, использования развивающихся представлений. Составная часть организационного раздела Программы посвящена раскрытию комплексно-тематического принципа её построения и реализации, т. е. примерному календарю праздников, где даются рекомендации по его использованию. Музыкальное искусство в Программе играет роль как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста. Основные задачи психолого-педагогической работы: • приобщение ребёнка к культуре и музыкальному искусству; • развитие музыкально-художественной деятельности. Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество. 14
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена представляет новый вариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство». В данной программе задачи музыкальной образовательной деятельности звучат следующим образом:  Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами.  Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.  Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.  Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.  Развивать певческие умения.  Стимулировать освоение умений игрового музицирования.  Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.  Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности. Сразу же возникает вопрос об отсутствии задачи развития детского творческого потенциала. Музыкальные способности лучше всего развиваются в условиях творческого и индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержание музыкальной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста в программе «Детство»: узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э. Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского- Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, об истории создания оркестра, об истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности. 15
Конечно, насыщенное содержание должно благотворно влиять на кругозор дошкольников, их слушательскую культуру, музыкальный вкус, но сможем ли мы развить творческую личность, которая сможет применять полученные умения и навыки в самостоятельном художественном проявлении. Таким образом, можно сделать вывод, что не каждая примерная общеобразовательная программа дошкольного образования может осуществлять полный охват целей и методических задач, технологий, готовых к реализации всех условий развития музыкальных способностей творческого потенциала дошкольников.
1.3. Условия развития музыкальных способностей и творческого

потенциала детей старшего дошкольного возраста в обзоре парциальных

программ федерального и регионального уровней.
Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, в современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи. Программа «Гармония» (К.Л. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан / Под ред. К.Л. Тарасовой) В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам 16
тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах. Программа «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова) Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраст а (т рех - с еми лет), учитывающую индивидуа льные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой дет кого сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.(8) Программа «Радуга» Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, т. Гризик, Е. Соловьева и др. (Институт общих проблем образования Минобразования России). Эта программа, как и традиционная (под ред. М.А. Васильевой), выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать ее, обогащать музыкальные впечатления, творческие проявления в музыкальной деятельности. Слушание музыки. Учить внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы, мелодии. Учить различать звуки по высоте, различать динамику музыкальных произведений. 17
Пение. Учить петь выразительно, без напряжения, протяжно, подвижно. Согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Произносить слова четко, смягчать концы фраз. Учить передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню, петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). Музыкально-ритмические движения. Учить детей двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. В умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыки. Учить выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, поскоки; ставить ногу на носок, на пятку; кружиться по одному и в парах, двигаться парами по кругу в танцах и хороводах; перестраиваться из круга врассыпную и обратно. Учить выполнять движения с предметами (флажками, платочками, ленточками, куклами) и др. Учить инсценировать (совместно с воспитателем) песни, выразительно передавать игровые образы (гордого петушка, хлопотливой курицы). Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к музицированию. Учить играть на металлофоне простейшие мелодии, построенные на 1-2 звуках. В нашем регионе ведется целенаправленная методическая работа по созданию образовательных программ для дошкольного возраста, основанных на художественно-эстетическом материале Ульяновской области. Ознакомление детей с музыкой, живописью и литературой нашего региона становится важнейшей задачей в плане патриотического, духовного и нравственного воспитания. Перечислим некоторые из них:  Иванова Н.П., Котлякова Т.А. «От народных истоков русского фольклора к детскому творчеству» (программа) УИПК ПРО, 2004г,  Л.А.Иванова «И проснется ручеек»Ульяновск, 2007г.,  А.Ю.Тихонова, Т.М., Т.М.Толочманова, Е.Н.Сучкова. Музыкальная культура народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста.- Ульяновск, ИПКПРО, 2005, 18
 «Симбирский венец». Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно – историческим ценностям регионаМ.А.Ковардакова, Н.Ю.Майданкина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2003 Анализ образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что содержание существующей системы музыкально-художественного образования дошкольников обеспечивает в должной мере развитие музыкальных и творческих способностей. Дошкольное образовательное учреждение должно обеспечивать оптимальные условия психологического развития, а музыка наиболее эффективный способ повышения уровня развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, реализация потенциальных возможностей детей в музыкальной деятельности.
Глава 2. Практическая часть работы по выбору и применению

диагностической методики для прослеживания развития музыкальных

способностей и творческого потенциала детей старшего дошкольного

возраста.
19

2.1. Диагностика развития музыкальных способностей и творческого

потенциала детей старшего дошкольного возраста как показатель

реализации необходимых условий.
Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста является важной составляющей работы музыкального руководителя в ДОУ. Систематическая проверка музыкальных способностей и навыков музыкальной деятельности дошкольников дает возможность педагогу проследить динамику музыкального развития каждого ребенка и группы в целом и, при необходимости, уделить больше внимания тем детям, у которых наблюдается отставание по каким-либо позициям. Ежегодные диагностические исследования позволяют музыкальному руководителю выявить недочеты и собственной педагогической деятельности, скорректировать ее в нужном направлении. Таким образом, нет необходимости доказывать значимость этого в и д а профессиональной деятельности музыкального руководителя, е е направленности на совершенствование музыкально-образовательного процесса. Мы считаем, что диагностические исследования уровня музыкального развития дошкольников должны быть систематическими, проводиться два раза в год. Диагностические исследования проводятся в процессе музыкальных занятий по подгруппам. На индивидуальных занятиях с детьми данные диагностики при необходимости уточняются. Степень развития музыкальных способностей и творческого потенциала мы определяли по методике Ветлугиной Н.А. 1. Эмоциональная отзывчивость на музыку: - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? - Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название - «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского. Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности. 20
Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется. 2. Звуковысотный слух; Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки терции - ми-соль; в пределах квинты). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал? Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий. 3. Чувство ритма: Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (петух, цыпленок, курица) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю». 4. Динамический слух: Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует умеренно громкое звучание; среднему - громкое звучание; маленькому - тихое звучание. Теперь по слушай, скажи и покажи, какой аккордеон з ву ч и т ? (Последовательность - умеренно громко, громко, тихо). 5. Тембровый слух; Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой или включать запись, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть». Последовательность: фортепиано, скрипка, балалайка, аккордеон, флейта (инструменты частично знакомые детям). 6. Пение: Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду). 7. Музыкальное мышление; 21
А) репродуктивное, перцептивное - ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе старшей группы), определить жанр (марш, танец, песня), назвать композитора, рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения (под музыку). Б) продуктивное творческое мышление - сочинить «свою» песню или танец, либо марш, т.е. ребенок может спеть или станцевать, или сыграть на металлофоне (по своему желанию). 8. Музыкальная память; Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка). 9. Музыкально-ритмические движения: Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; полуприседание с выставлением ноги на пятку). 10. Игра на детских музыкальных инструментах: Предложить ребенку подыграть на металлофоне простейшую мелодию (н-р: «Небо синее», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя - в соответствии с программой). Наравне с развитием музыкальных способностей данная методика помогает прослеживать уровень проявления творческого потенциала дошкольников. Уровни подразделяются на низкий, средний и высокий. Сводная диагностическая карта психолого-педагогической работы по музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста № группа Уровни развития музыкальных способностей и творческого потенциала высокий средний низкий чел % чел % чел % 1 Старшая группа 6 31,5 12 63 1 5,5 22
«Лучики» 2 Старшая группа «Паровозик» 6 42 6 42 2 16 Согласно выявленным результатам мониторинга мы можем сделать вывод о достаточном развитии музыкальных способностей и творческого потенциала старших дошкольников. Следовательно, созданы необходимые условия для реализации музыкальной образовательной деятельности и проявления творчества.
2.2. Формы и технологии развития музыкальных способностей и

творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практический. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:  восприятие,  исполнительства,  творчество,  музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без 23
которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Педагогу необходимо помнить: если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим. Успех музыкального развития личности ребёнка зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование, используя современные технологии, методы и приёмы. Но не меньшую роль в решении задач музыкального воспитания играет создание условий, возможностей и средств, отвечающих современным требованиям, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению. В музыкальном зале нашего детского сада созданы все условия для успешного обучения, для проведения различных видов деятельности (пения, слушания, музыкально- ритмических движений, игре на музыкальных инструментах, театральной деятельности). Важно отметить, что все оборудование с о о т в е т с т в у е т с а н и т а р н о - г и г и е н и ч е с к и м , э р г о н о м и ч е с к и м , здоровьесберегающим и психолого - педагогическим требованиям. Технические средства обучения, такие как: синтезатор, музыкальный центр, караоке-плеер, видео-плеер, являются современными помощниками в работе, расширяют творческие возможности воспитанников. Дети слушают современную, классическую музыку, музыку народов мира, танцевальные ритмы, песни; поют русские народные, детские песни в современной обработке, используя микрофоны, перевоплощаясь, чувствуя себя настоящими артистами. Разнообразная танцевальная музыка позволяет ставить не только разнообразные танцы, но и даёт возможность детям проявить свои творческие способности. Игра на детских музыкальных инструментах в ансамблях и оркестре является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Выступление детей с музыкальными инструментами на праздниках и развлечениях делают их запоминающимися, насыщенными. Особенно яркими становятся фольклорные праздники, где звучат шумовые, 24
ударные народные инструменты (кокошник, звуковые, игровые ложки, вертушки, треугольники, трещотки, колотушки, копытца, бубенцы, бубны, румбы, звуковой топор). Внешняя привлекательность, необычность инструментов повышает интерес к ним и желание взять его в руки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций явились основными факторами педагогического успеха в работе с ними. В сегодняшние дни педагоги-музыканты используют современные системы музыкально-эстетического воспитания дошкольников, максимально эффективно применяют средства технического обучения, современные фонотеки, а также музыкально-дидактические игры и пособия нового поколения. Музыкально-дидактические пособия воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Все пособия условно делятся на три группы: 1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку» 2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку» 3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок». Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. В зависимости от содержания занятий и тех учебных и воспитательных задач, которые на них решаются, музыкальные занятия подразделяются на: традиционные, доминантные, тематические, комплексные. На каждом из этих типов занятий могут решаться как общие задачи музыкального развития, так и специфические. Доминантные, тематические и комплексные занятия стали широко внедряться в практику лишь в последние годы. Самой простой и 25
естественной формой объединения художественного материала различных видов искусств, а также организации различных видов художественно-творческой деятельности дошкольников являются комплексные занятия. Отличительной особенностью этого типа занятий, предполагающей синтез различных видов искусства, является необычная форма организации. Она достаточно современна и позволяет детям адаптироваться к окружающей жизни. У детей в процессе комплексных занятий:  развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, формы, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);  накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;  наглядно выделяются результаты художественного развития всех детей, а также проявляются интересы и способности каждого ребенка в отдельности. Все указанное нами ранее указывает на исключительную пользу использования комплексных занятий в работе с детьми по их творческому развитию. (Приложение 1) Как показывает практика, созданная система условий, средств и форм организации музыкальной деятельности, обеспечивает качественный уровень музыкального развития воспитанников детского сада, это и высокий уровень развития музыкальных способностей, участие детей в конкурсах, фестивалях, районных, городских и краевых мероприятиях, а также позволяет выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса. 26

Заключение
Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, мы пришли к следующим выводам: 1. Успешное развитие музыкальных способностей дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации – всё это является условиями успеха; 2. Наше предположение о том, что использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности как условий способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке 27
верно, так как музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью; Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, и поддержка развития творчества детей является приоритетной задачей ДОУ. В современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи. Анализ образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что содержание существующей системы образования обеспечивает в должной мере развитие специальных способностей. В программах заложен потенциал, нацеливающий образовательный процесс в ДОУ на развитие музыкальных способностей. По-нашему мнению ДОУ должно обеспечивать оптимальные условия психологического развития, а музыка наиболее эффективный способ повышения уровня развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, реализация потенциальных возможностей детей в музыкальной деятельности.
Список литературы
1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2004. 2. Большой энциклопедический словарь. Музыка. – М., 1998. 3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1982. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991 5. Мелик–Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. 6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005. 7. Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М., 1985. 8. Музыкальное образование./Под ред. Л.В. Школяр. – М., 2001. 9. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. /Под ред. Е.А.Медведевой. - М., 2002. 28
10.Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997. 11.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2005. 12.Радынова О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников.- М.,1999. 13.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1999. 14.Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- 2005.-№3. 15.Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное во с пит а ние дошкольников. – М., 2000. 16.Радынова О.П. Концепция авторской программы «Музыкальные шедевры» — М., 1997. 17.Савенков А. Б. Детская одаренность. – М., 1998. 18.Тарасова К. Б. Детское творчество. – М., 2011. 19.Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности//Музыкальный руководитель.- 2009.- №5. 20.Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении.//Музыкальный руководитель.- 2007.- №.1. 21.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985. 29

Приложение 1.

План – конспект проведения непосредственной образовательной

деятельности по музыкальному воспитанию для старшего дошкольного

возраста

Тема: «Путешествие по творчеству Сергея Прокофьева». Симфоническая

сказка «Петя и волк»

Цель:
воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развивать творческие способности у детей средствами музыки
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». 2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду. 3. Формировать умение определять героев сказки по характеру музыки. 4. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки 30
5. Использование ритмопластики как способа восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным образом. 6. Поощрять проявление творческой активности детей. 7. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки. 8. Воспитывать культуру слушания симфонической музыки. Ход занятия
Муз.

руководитель:
Ребята, сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Подравняйтесь, все готовы? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.
Звучит музыка «В гостях у сказки»

Муз. руководитель:
Кто догадался, куда мы отправляемся? Правильно в сказку. Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не вспугнуть.
Ходьба на носочках.

Муз. руководитель:
Раз, два, три Василису Прекрасную изобрази (движения: лёгкими маленькими шагами на полупальцах, корпус максимально вытянут, подбородок приподнят, глаза опущены, руки на поясе). Раз, два, три, как летит Жар-птица, покажи (лёгкий бег на полупальцах. Руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх, делают плавные взмахи и « п е р е к р у т ы » к и с т я м и н а д г о л о в о й). Гуси лебеди летят, в сказку нас нести хотят (лёгкий бег на полупальцах, руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вытянута вперёд). Раз, два, три, великанши слышатся шаги (ходьба на носочках большими 31
ш а г а м и с б ол ь ш и м р а зм а хом р у к в н е т о р о п л и в ом т е м п е). Посмотрите, там маленькие домики, а живут там добренькие гномики (корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, мелкий шаг).
Муз. руководитель:
Ребята, посмотрите, в маленьком домике кто-то горько плачет. (Дети подходят к домику и видят гнома и двух мальчиков в народном и строгом костюмах).
Муз. руководитель:
Гномик, расскажи нам, что с тобой произошло.
Гномик
(озвучивает ребенок.) Как же мне не плакать, пришли ко мне гости, Кирилл ( в народном костюме) и Ваня (в строгом костюме), принесли с собой инструменты. Хотели мы вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала. Помогите, пожалуйста, Кириллу и Ване собрать свои инструменты. – Какие инструменты мы будем собирать для Кирилла? (народные) – Какие для Вани? (симфонические)
Музыкально-дидактическая игра « Музыкальные инструменты»
.
Гномик
: Спасибо вам, ребята, а за это вас мои друзья отблагодарят. Кирилл принёс настоящие инструменты и предлагает вам сыграть на этих инструментах самим. (Ложки, бубны, треугольникики, трещотки и т.д.)
Исполнение оркестром произведения С.С.Прокофьева «Марш» из цикла

«Детская музыка».

Муз.

руководитель:
Молодцы! А Ваня нам в благодарность приготовил самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в симфоническую сказку.
(Звучит фоновая музыка - С.С.Прокофьев «Ходит месяц»)
С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, 32
Певучая, добрая сказка, По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под ели, Тропинка тебя приведет, Расскажут о Пете и Волке, скрипки, кларнет и фагот. Упрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой фагот, А злого презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные – двери страницы, В нее поскорей отвори.
Муз. руководитель:
Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? (Ответы детей)
Муз.

руководитель:
Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр».
33

Муз. руководитель:
Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. .У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.
Сказка (слушание).

Муз. руководитель:
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку.
Тема Пети
Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром. На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она.
Тема птички
Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. 34

Тема Утки
Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка.
Тема

кошки
Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку. Вышел дедушка.
Тема дедушки
Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку. И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк.
Тема волка
Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе 35
грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники.
Тема охотников
Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием.
Тема шествия
В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ? дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём. Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок. Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание. И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,— каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны — 36
появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк — волк проглотил утку. Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.
Муз.

руководитель:
Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.
Музыкально-дидактическая игра «Подбери пару»
.
Под

финальное

шествие

из

сказки

«Петя

и

волк»

дети

подбирают

музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого

персонажа.

Муз.

руководитель:
Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
Муз.

руководитель:
А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
Муз.

руководитель:
Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Давайте встанем в дружный круг и поделимся своими впечатлениями друг с другом о нашем музыкальном путешествии с помощью скрипичного ключа, который и открыл нам музыкальный дом. (Дети передают скрипичный ключ друг другу и высказывают своё мнение) Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке.
Дети исполняют песню «Мир музыки» слова и музыка У.Машечковой.

Занятие окончено.
37
38

Приложение 2
39


В раздел образования