Напоминание

"Сердечно – легочная реанимация"


Автор: Козлова Марина Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МЗ РО ГБПОУ РО "Ростовский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Азов, Ростовская область
Наименование материала: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Тема: "Сердечно – легочная реанимация"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Ростовский базовый медицинский колледж»

ПМ.07 « Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

( Выполнение работ по профессии младшая

медицинская сестра по уходу за больными)»

для специальности 31.02.01

«Лечебное дело»

МДК.07.02. «Технология оказания медицинских услуг»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

ПО ТЕМЕ:

«Сердечно – легочная

реанимация»

г. Ростов-на-Дону

2017г.

Мотивация

Реаниматология

это

наука

о

закономерностях

угасания

основных функций организма, их немедленном восстановлении и

длительном

и

активном

поддержании

с

помощью

специальных

приемов, методов и средств.

Реанимация

«оживление»,

«возвращение

к

жизни».

Основная ее задача – поддержание жизни человека. Компоненты

современной

реаниматологии

восстановление

сердечной

деятельности

и

дыхания

после

их

полной

остановки,

а

затем

продолженная

интенсивная

терапия

опасных

для

жизни

расстройств.

Асфиктические состояния или обструкция дыхательных путей

связаны с попаданием инородных тел в трахеобронхиальное дерево

пострадавшего. Различают полную и частичную обструкции. При

частичной обструкции эффективным методом удаления инородных

тел является прием Хеймлиха – выталкивание инородного тела

серией

толчков.

При

полной

обструкции

дыхательных

путей

требуется весь комплекс реанимационных мероприятий. А так – как

клетки головного мозга погибают от гипоксии в течение 6 – 10

минут, то успешность реанимационных мероприятий зависит от

быстроты

и

точности

выполнения!

Овладеть

навыками

реанимационного пособия должен каждый медицинский работник!

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Освоение профессиональных компетенций (ПК):

ПК 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики .

ПК 7.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих

полномочий.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов

и персонала.

ЗНАНИЯ

1. Причины и признаки обструкции дыхательных путей(полной и

частичной).

2. Признаки клинической и биологической смерти.

3. Причины и признаки остановки сердца.

4. Методы устранения обструкции дыхательных путей( приемы

Хеймлиха).

5. Этапы сердечно – легочной реанимации.

6. Критерии эффективности проводимых реанимационных

мероприятий и возможные осложнения сердечно – легочной

реанимации.

УМЕНИЯ

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ



1. Определение наличия обструкции дыхательных путей.

2. Оказание первой помощи при обструкции дыхательных путей

инородным телом пострадавшему ( приемы Хеймлиха).

3. Оказание самопомощи при обструкции дыхательных путей.

4. Провести сердечно – легочную реанимацию взрослому.

План практического занятия № 26

Тема занятия : « Сердечно – легочная реанимация» (1)

Методы обучения:

репродуктивный,

индуктивный,

алгоритмический,

наглядный,

частично – поисковый.

Тип занятия: формирование умений

Вид занятия : практическое занятие

Освоение общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и

техники безопасности.

Освоение профессиональных компетенций:

ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и

персонала.

Цели занятия:

Учебные:

– закрепить знания по теме «Cердечно – легочная реанимация»;

– научить студентов определять наличие обструкции дыхательных путей;

– обучить студентов оказанию первой помощи при обструкции дыхательных

путей инородным телом пострадавшему в сознании, без сознания, с

избыточной массой тела, беременным;

- обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных

путей;

- научить студентов оказанию помощи при обструкции дыхательных путей у

ребенка и младенца инородным телом в сознании и без сознания;

– формировать ПК 7.2, ПК 7.6, ПК 7.7, ПК 7.8.

Развивающие:

развивать:

- коммуникативные умения;

- умение работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами;

- логическое и клиническое мышление.

Воспитательные:

воспитывать:

– чувство коллективизма, культуру общения, сопереживания;

- чувство ответственности при работе в коллективе;

- чувство ответственности и уважения к правам пациента;

- формировать ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5,ОК 6, ОК 8.

Внутрипредметные связи:

- основы биомедицинской этики – уважение прав пациента и соблюдение

основных принципов биоэтики;

- профилактика внутрибольничной инфекции – соблюдение правил

инфекционной безопасности;

- дезинфекция – дезинфекция изделий медицинского назначения,

утилизация изделий однократного применения;

- биомеханика тела пациента и сестры – применение правил

биомеханики тела при перемещении и транспортировке;

- обучение в сестринском деле – обучение пациента или родственников

элементам ухода.

Интегративные связи:

основы

латинского

языка

и

медицинской

терминологии:

использование медицинской терминологии;

основы

микробиологии

и

иммуноогии:

обеспечение

инфекционной

безопасности пациента и персонала.

психология -

профессиональное общение, оказание психологической

поддержки;

анатомия и физиология

человека:

расположение

органов

и

систем

органов, функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Обеспечение занятия:

– мультимедийная презентация,

- учебный фильм «Последовательность мероприятий при восстановлении

проходимости ВДП», тренажер.

- учебно-программная документация – ФГОС СПО, рабочая программа,

тематический план;

- методические материалы – практическое пособие для медицинских

работников среднего звена; ФЗ №323 от 21.11.2011 г. «Об охране здоровья

граждан», приказ Минздравсоцразвития России № 477н от 04.05.2012 г..

Информационное обеспечение:

Основная:

1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций,

сестринские технологии; под общей ред. В.В. Морозова: учебник Ростов н/Д:

Феникс, 2013. – с. 251- 258.

2. Басихина Т.С., По основам сестринского дела; под ред. А.И. Шпирна–

Москва, ГОУ ВУНМЦ: 2003. – с. 264-273.

3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела; под редакцией

Кабарухина Б.В. – Изд. 14-е, доп., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 г.

Дополнительная:

1. ФЗ 323 от 21.11.2011 г. «Об охране здоровья граждан», приказ

Минздравсоцразвития России № 477 от 04.05.2012 г. Этический Кодекс

медицинских сестер России.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела» Москва 2010 г..

3. Резникова С.П. Сборник технологий и стандартов по организации и

выполнению работ палатными медицинскими сестрами. Омск, 2000.

4. Аксерольд А. «Оживление без сенсаций» Издательство «Знание» М.1998 г.

5. Гарликов Н.Н. практическое пособие для медицинских работников

среднего звена «Первая помощь при терминальных состояниях» Ростов – на –

Дону 2011 г.

Информационные электронные ресурсы:

1. Поисковый сервис Google

2. Медицинская библиотека

3.

Архив электронных книг и журналов

Структура и содержание занятия

№ п/п

Содержание

учебного

материала

Результаты

освоения

ПК, ОК

Основные

показатели, оценка

результатов

Время, мин

Формы и методы

контроля и оценки

I.

Организационная

часть:

приветствие,

внешний вид,

готовность к

занятию, проверка

отсутствующих

ОК 1

ОК 2

Проявление

заинтересованност

и и внимания к

занятию

2

Наблюдение за

деятельностью

студентов в период

подготовки к

началу занятия

II.

Сообщение темы,

целей, плана

занятия

ОК 2

ПК 7.6

ПК 7.7

Обоснование

значимости умения

оказывать помощь

пострадавшему при

обструкции

дыхательных путей

инородным

предметом

8

Наблюдение и

оценка

способности

анализировать

полученную

информацию

III.

Контроль и

коррекция

исходного уровня

знаний

ОК 1

ОК 2

ПК 7.6

ПК 7.7

Знание причин и

признаков

обструкции

дыхательных

путей(полной и

частичной)

30

Оценка исходного

уровня знаний.

Фронтальный и

индивидуальный

опрос.

IV.

Демонстрация

преподавателем

сестринских

технологий

ОК 2

ПК 7.6

ПК 7.7

ПК 7.8

Проявление

интереса к

сестринским

технологиям

30

Наблюдение за

вниманием

студентов

V.

Самостоятельная

работа студентов

Выполнение

сестринских

технологий:

-определение

наличия

обструкции

дыхательных

путей;

- оказание первой

помощи при

обструкции

дыхательных

путей инородным

ОК 1

ОК 3

ОК 6

ПК 7.2

ПК 7.6

ПК 7.7

ПК 7.8

Демонстрация

способности

самостоятельно

выполнять

сестринские

технологии согласно

алгоритму.

90

Наблюдение за

выполнением

последовательности

сестринских

технологий

телом

пострадавшему в

сознании, без

сознания, с

избыточной

массой тела,

беременным;-

обучение

окружающих

приемам

самопомощи при

обструкции

дыхательных

путей;

- освобождение

дыхательных

путей у ребенка и

младенца при

обструкции

дыхательных

путей инородным

телом в сознании

и без сознания.

VI.

Демонстрация

освоения

сестринских

технологий на

оценку.

ОК 2

ПК 7.6

ПК 7.7

ПК 7.8

Демонстрация

уровня освоения

практических

умений по

оказанию

медицинских

услуг при

обструкции

дыхательных

путей.

50

Оценка и анализ

практической

деятельности

студентов.

VII.

Решение

ситуационных

задач.

ОК 2

ОК 3

ПК 7.2

ПК 7.6

ПК 7.7

ПК 7.8

Проявление

способности

осуществлять

анализ и синтез

полученной

информации.

20

Наблюдение за

развитием

клинического

мышления,

проявлением

инициативы,

принятия решения в

нестандартной

ситуации.

VIII.

Контроль и

коррекция

итогового

контроля знаний

ОК 2

ОК 3

ПК 7.2

ПК 7.6

ПК 7.7

ПК 7.8

Проявление

компетентности

студентов по

оказанию

медицинских

услуг при

обструкции

дыхательных

путей

20

Оценка итогового

уровня знаний.

1.Решение заданий

в тестовой форме с

выбором одного

неверного ответа

IX.

Подведение

итогов занятия

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 8

Демонстрация

степени усвоения

теоретического и

практического

материала,

освоения ОК и ПК

10

Оценка и анализ

всех видов

деятельности

студентов

ПК 7.2

ПК 7.6

ПК 7.7

ПК 7.8

X.

Домашнее

задание

Тема:

Сердечно –

легочная

реанимация (2)

1. Работа с

учебником

Л.И.Кулешова,

Е.В.Пустоветова

«Основы

сестринского

дела: курс

лекций,

сестринские

технологии»:

- изучение

информационного

материала, с 657-

671.,

- ответы на

контрольные

вопросы с. 667;

- изучение

сестринских

технологий.

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ПК 7.2

ПК 7.6

ПК 7.7

ПК 7.8

Проявление

интереса к

учебному

материалу

10

Оценка

возможностей

студентов работать

с

информационными

источниками.

Работа с учебником,

лекционным

материалом.

МДК. 07.02 « ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

КОНТРОЛЬ

УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тема: «Сердечно – легочная

реанимация»(1)

Критерии оценки к контрольным вопросам

Фронтальный опрос

Оценка 5 (отлично) – правильный, чётко структурированный, грамотный,

лаконичный ответ, свободная ориентация в учебном материале;

оценка

4

(хорошо)

правильный,

чёткий,

лаконичный

ответ,

свободная

ориентация в учебном материале; могут быть допущены 2-3 неточности

или

незначительные

ошибки,

исправленные

студентом

с

помощью

преподавателя;

оценка

3

(удовлетворительно)

недостаточно

полный

и

недостаточно

развернутый

ответ,

логика

и

последовательность

изложения

имеют

нарушения, ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов;

оценка

2

(неудовлетворительно)

разрозненные

знания,

ошибки

в

определении понятий, искажение смысла, неуверенность в ответах;

или ответ на вопрос полностью отсутствует ;

или отказ от ответа.

Индивидуальный опрос

Оценка 5 (отлично) – правильное, грамотное изложение информационного

мат е р и а л а в

чёткой

логической

последовательности,

свободная

ориентация в учебном материале, аргументированные высказывания и

суждения по ходу изложения;

оценка

4

(хорошо)

в

целом

правильное,

грамотное

изложение

информационного

материала,

содержание

и

форма

ответа

имеют

отдельные

неточности

или

незначительные

ошибки,

исправленные

студентом с помощью преподавателя;

оценка

3

(удовлетворительно)

нелогичное

изложение

основных

положений

изучаемого

материала,

фрагментарность

ответа,

неспособность обосновать свои мысли, суждения; дополнительные и

уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа

студента, неграмотная речь;

оценка

2

(неудовлетворительно)

фрагментарность

ответа,

ошибки

в

раскрытии понятий, употреблении терминов, неспособность выделять

главное и второстепенное;

или ответ на вопрос полностью отсутствует;

или отказ от ответа.

Контрольные вопросы

Освоение компетенций:

ОК 1, ОК 2, ПК 7.2, ПК 7.6, ПК 7.7.

Вопросы для фронтального опроса

1.

Понятие о реаниматологии и реанимации.

2.

Понятие обструкции дыхательных путей.

3.

Виды обструкции дыхательных путей.

4.

Ситуации, при которых возможна закупорка дыхательных путей.

5.

Методы устранения обструкции дыхательных путей.

6.

Методы самопомощи при обструкции дыхательных путей.

7.

Стадии терминального состояния.

8.

Признаки преагонального периода.

9.

Проявления агонального состояния.

10.Понятие клинической смерти.

Вопросы для индивидуального опроса

1.

Компоненты современной реаниматологии и интенсивной терапии.

2.

Причины терминальных состояний.

3.

Признаки клинической смерти.

4.

Признаки частичной закупорки дыхательных путей.

5.

Признаки полной обструкции дыхательных путей.

6.

Прием Хеймлиха для взрослого человека, находящегося в сознании.

7.

Прием Хеймлиха для взрослого человека без сознания.

8.

Прием Хемлиха для беременных женщин и пострадавших с избыточной

массой тела.

9.

Обучение приемам самопомощи при частичной закупорке дыхательных

путей.

10. Оказание помощи при обструкции дыхательных путей ребенку.

МДК.07.02 « Технология оказания медицинских

услуг»

Самостоятельная работа студентов

Тема: «Сердечно – легочная реанимация» (1).

Самостоятельная работа студентов

Освоение компетенций: ОК 1, ОК 3, ОК 6,

ПК 7.2, ПК 7.6, ПК 7.7, ПК 7.8.

Выполнение сестринских технологий:

1. Прием Хеймлиха для взрослого человека, находящегося в сознании.

2. Прием Хеймлиха для взрослого человека, без сознания.

3. Прием Хеймлиха для беременных и пострадавших с избыточной массой

тела.

4. Оказание самопомощи при обструкции дыхательных путей.

5. Оказание помощи ребенку и младенцу при обструкции дыхательных путей.

МДК. 07.02 « Технология оказания

медицинских услуг»

Сестринские технологии

Тема: «Сердечно – легочная реанимация»(1).

Сестринские технологии

ОК 2;

ПК 7.2;

ПК 7.6;

ПК 7.7;

ПК 7.8.

Прием Хеймлиха для взрослого человека, находящегося в сознании

(абдоминальные толчки)

Последовательность действий:

1.

Встать сзади пострадавшего.

2.

Обхватить его руками вокруг талии.

3.

Сжать одну кисть в кулак большим пальцем против живота и поместить в

эпигастральную область пострадавшего.Обхватить кулак ладонью другой

руки.

4.

Держать локти снаружи, прижать пострадавшего к себе.

5.

Сделать отрывистый толчок в направлении спереди назад и снизу вверх

6.

Повторять толчки до удаления инородного тела либо до потери сознания

пострадавшего.

Прием Хеймлиха для взрослого человека без сознания.

Последовательность действий:

1.

Встать на колени сбоку от пострадавшего, лежащего на спине( или сесть

«верхом» на его колени).

2.

Положить ладонь одной руки на эпигастральную область пострадавшего,

ладонь другой руки – на тыльную поверхность первой.

3.

Сделать 4 толчка по направлению спереди назад и снизу вверх.

4.

Открыть рот и удалить инородное тело.

5.

Провести искусственную вентиляцию легких.

При необходимости провести полный цикл СЛР.

Прием Хеймлиха для беременных женщин и пострадавших с избыточной

массой тела ( грудные толчки).

Последовательность действий:

1.

Встать сзади пострадавшего.

2.

Обхватить двумя руками под мышками вокруг грудной клетки.

3.

Поместить кулак одной руки в область средней трети грудины.

4.

Обхватить кулак ладонью другой руки.

5.

Провести 4 отрывистых толчка в направлении спереди назад и снизу

вверх.

Оказание самопомощи.

При обструкции дыхательных путей в некоторых случаях, находясь в

сознании , человек может помочь себе сам: вызвать кашель, рвоту, применить

прием Хеймлиха, а также подручные средства остроокруглой формы

( пирила, спинку стула, кровати).

Оказание помощи ребенку при обструкции дыхательных пут ей,

вызванных инородным предметом.

Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не

рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть

инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его удаляют, используя

пинцет Меджила или зажим Келли. Надавливания на живот не рекомендуют

применять у детей до 1 года, поскольку при этом существует угроза

повреждения органов брюшной полости, особенно печени.

Последовательность действий:

1.

Ребенка удерживают на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной

ниже туловища.

2.

Голову ребенка поддерживать рукой вокруг нижней челюсти и груди.

3.

Проксимальной частью ладони по спине между лопаток быстро наносят 4

удара.

4.

Затем укладывают ребенка на спину так, чтобы голова было ниже

туловища.

5.

Выполняют 4 надавливания на грудную клетку.

Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его

размещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища.

После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной

проходимости, при отсутствии спонтанного дыхания начинают ИВЛ.

У детей старшего возраста можно использовать прием Хеймлиха.

Критерии оценки

выполнения сестринских технологий

5 «отлично» – рабочее место оснащено с соблюдением всех требований к

подготовке

выполнения

сестринских

технологий;

практические

действия студент выполняет четко и последовательно в соответствии с

алгоритмом

манипуляций;

логически

обосновывает

свои

действия,

связывает

теорию

с

практикой;

соблюдает

правила

санэпидрежима,

требования

безопасности

пациента

и

медперсонала;

отчетная

документация

оформлена

в

соответствии

с

установленными

требованиями.

4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащено для

выполнения сестринских технологий; практические действия студент

выполняет последовательно в соответствии с алгоритмом манипуляций,

но

не

уверенно,

с

уточняющими

вопросами

преподавателя;

обосновывает свои действия, связывает теорию с практикой, допуская

небольшие погрешности в ответе; соблюдает правила санэпидрежима,

требования

безопасности

пациента

и

медперсонала;

отчетная

документация

оформлена

в

соответствии

с

установленными

требованиями.

3

«удовлетворительно»

рабочее

место

не

полностью

оснащено

для

выполнения сестринских технологий; студент действует неуверенно,

нарушает

последовательность

выполнения

манипуляций;

для

обоснования

действий

необходимы

наводящие

и

дополнительные

вопросы

и

комментарии

преподавателя;

соблюдает

правила

санэпидрежима, требования безопасности пациента и медперсонала;

отчетная документация оформлена небрежно.

2 «неудовлетворительно» – студент испытывает затруднения при оснащении

рабочего

места,

неспособен

самостоятельно

продемонстрировать

сестринские

технологии;

нарушает

правила

санэпидрежима,

требования

безопасности

пациента

и

медперсонала;

отчетная

документация оформлена небрежно.

Критерии оценки к заданиям в тестовой форме с выбором одного

неправильного ответа – «четвертый лишний»

Количество

баллов

Процент

правильных

ответов

Абсолютное

количество

неправильных

ответов

Оценка

18 – 20

100 – 90

0 – 2

отлично

16 – 17

89 – 80

3 – 4

хорошо

14 – 15

79 – 70

5 – 6

удовлетворительно

13 и менее

60 и менее

7 и более

неудовлетворительно

Задания в тестовой форме с выбором одного неправильного ответа

Формирование ОК 2, ОК 3, ПК 7.2, ПК 7.6, ПК 7.7, ПК 7.8

Выберите один неправильный ответ и впишите букву ответа в соответствующую

ячейку

1. Терминальное состояние означает

1. обратимое состояние

2. предшествует

биологической смерти

3. конечная стадия угасания

жизни

4. удаление инородного

тела пострадавшему

2. Стадии терминального состояния

1.

преагония ,асфиксия, агония

2.

преагональный период,

терминальная пауза,

агония,клиническая смерть

3.

преагония,

агония,клиническая смерть

4.

преагональный

период,

агональный период, клиническая

смерть

3. Причины терминальных состояний

1.

тяжелые травмы

2.

асфиктические состояния

3.

стрессовые ситуации

4.

тяжелые заболевания и инфекции

4. Обструкцию дыхательных путей вызывают

1.

рвотные массы

2.

кусочки пищи

3.

эмоциональная

лабильность

4.

мелкие предметы

5. Понятие обструкции

1.

наличие беспокойства

2.

наличие препятствия в полом

органе

3.

закупорка дыхательных

путей

4.

асфиктическое состояние

связанное с попаданием

инородного тела в

дыхательные пути

6. Признаки частичной обструкции верхних дыхательных путей

1.

сильный кашель

2.

свистящее дыхание

В. Афония

Г. потеря сознания

7. Тактика спасателя по восстановлению дыхательных путей пострадавшего

1.

расстегнуть одежду

2.

запрокинуть голову

3.

проверить наличие пульса

4.

уложить на жесткую поверхность

8. Признаки полной обструкции ВДП

1.

отсутствие речи,

кашля,дыхания

Б. прекращение газообмена в

органах

В. Отсутствие речи, кашля,

дыхания, цианоз

Г.беспокойство, кашель, рвота

9. Показатели проходимости дыхательных путей у пострадавшего без сознания

1.

наличие пульса

2.

свистящее дыхание

3.

экскурсия грудной клетки

4.

запотевание зеркала у рта

10. Признаки клинической смерти:отсутствие

1.

дыхания

2.

пульса

3.

зрачкового рефлекса

4.

трупных пятен

11. Причина бессознательного состояния при обструкции дыхательных путей

1. западение языка

2. сужение гортани

3. инородный предмет в гортани

4. запрокидывание головы

12. Причина обструкции дыхательных путей у детей грудного возраста

1.

попадание пищи при

срыгивании

2.

закупорка слизью

3.

недоразвитие дыхательных

путей у ребенка

4.

плач

13. Абдоминальные толчки выполняются пострадавшему до момента

1.

сохранения сознания

2.

потери сознания

3.

появления кашля

4.

эвакуации инородного тела

14. Причины обструкции дыхательных путей

1.

быстрая еда

2.

употребление алкоголя

3.

наличие зубных протезов

4.

наложение трахеостомы

15. Прием Хеймлиха проводят с целью обеспечения

1.

смещения языка

2.

проходимости дыхательных

путей

3.

повышения давления в

легких/ бронхах

4.

смещения инородного тела в

дыхательные пути

16. Клетки головного мозга функционируют в состоянии тканевой гипоксии

в минутах

1.

4 – 6

2.

10 - 15

3.

3 – 4

4.

1 - 2

17. Купировать обструкцию дыхательных путей при самопомощи помогут

1.

подручные предметы

2.

лекарственные

средства

3.

вызывание рвоты, кашля

4.

применение

приема

Хемлиха

18. Грудные толчки выполняют

1.

беременным женщинам

2.

тучным людям

3.

оперированным

абдоминальным пациентам

4.

п а ц и е н т а м

с

трахеостомой

19. Какой вид смерти не применим в медицине

1. клиническая

2. духовная

3. биологическая

4. социальная

20. Купировать обструкцию дыхательных путей помогут

1. грудные толчки

2. брюшные толчки

3. прием воды

4. подручные предметы

ПРОБЛЕМНО – СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Формирование ОК 3, ОК 6, ПК 7.2.,ПК 7.6.,ПК 7.7.,ПК 7.8..

СИТУАЦИЯ №1

При разговоре во время еды человек закашлялся, дыхание затруднено.

Объективно: кожа лица гиперемирована, слезотечение, беспокойство.

Оцените проблему пациента, ваши действия по оказанию помощи.

СИТУАЦИЯ №2

Пострадавший 12 лет извлечен из холодной воды в реке через 15 минут

после утопления, без признаков жизни. Каковы первоочередные меры по

возвращению пострадавшего к жизни.

СИТУАЦИЯ № 3

Ребенок 11 месяцев во время кормления молочной смесью из рожка

поперхнулся, дыхание затруднено, не может кричать и кашлять.

Определить необходимые мероприятия по оказанию помощи малышу.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

СИТУАЦИЯ №1

Проблема пациента:

частичная обструкция дыхательных путей

частичками пищи.

Необходимо применить прием Хеймлиха (брюшные толчки), успокоить

пациента.

СИТУАЦИЯ № 2

Проблема пациента:

потеря сознания, дыхательные пути заполнены

водой, полная обструкция.

Необходимо уложить пациента, повернуть голову на бок, зафиксировать язык,

провести брюшные толчки, ИВЛ, непрямой массаж сердца.

СИТУАЦИЯ № 3

Проблема пациента:

частички молочной смеси попали в дыхательные пути

ребенка.

Необходимо положить малыша на свое левое предплечье, лицом вниз,

сделать 4 хлопка по спине основанием ладони, затем переложить его на свое

другое предплечье лицом вверх, сделать 4 нажатия на грудную клетку, как

при непрямом массаже. Хлопки и нажатия повторять до тех пор, пока не

восстановится проходимость дыхательных путей и ребенок не успокоится.

Задания в тестовой форме с выбором одного неправильного ответа

«четвертый лишний»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

А

В

В

А

Г

В

Г

А

Г

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Г

Г

А

Г

А

Б

Б

Г

Б

В

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Агония -

стадия терминального состояния.

Асфиксия

удушье.

Афония

– отсутствие звучности голоса.

Реанимация

– оживление.

Обструкция

– преграда, закупорка полого органа.

Прием

Хеймлиха

выталкивание

инородного

тела

при

обструкции

дыхательных путей.

Информационное обеспечение:

Основная:

1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций,

сестринские технологии; под общей ред. В.В. Морозова: учебник Ростов н/Д:

Феникс, 2013. – с. 251- 258.

2. Басихина Т.С., По основам сестринского дела; под ред. А.И. Шпирна–

Москва, ГОУ ВУНМЦ: 2003. – с. 264-273.

3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела; под редакцией

Кабарухина Б.В. – Изд. 14-е, доп., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 г.

Дополнительная:

1. ФЗ 323 от 21.11.2011 г. «Об охране здоровья граждан», приказ

Минздравсоцразвития России № 477 от 04.05.2012 г. Этический Кодекс

медицинских сестер России.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела» Москва 2010 г..

3. Резникова С.П. Сборник технологий и стандартов по организации и

выполнению работ палатными медицинскими сестрами. Омск, 2000.

4. Аксерольд А. «Оживление без сенсаций» Издательство «Знание» М.1998 г.

5. Гарликов Н.Н. практическое пособие для медицинских работников

среднего звена «Первая помощь при терминальных состояниях» Ростов – на –

Дону 2011 г.



В раздел образования